Религии Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Возрождение религии как нормы общественного сознания и самоидентификации народов – особенно из числа тех, кто вчера ещё был жёстко придавлен имперской идеологией, – не только очевидный рост, но и угрожающий соседям процесс. Активизация религий во всём современном мире не случайно связана, прежде всего с оживлением исламского фундаментализма, причём очень часто в его крайне экстремистской форме. Это обусловлено, прежде всего тем, что из всех известных мировых религий ислам – наиболее сильная и агрессивная. Иными словами, всё опять-таки восходит к внутренней сущности религии, к её потенциальности, мощности и агрессивности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Религия и религиоведение ……………………………………………… 4
. Основные функции религии …………………..……………………….….. 4
. История изучения религии …………………...…………………………… 6
Восток: общество и религия …………………….……………………… 6
. Возникновение и ранние формы религии ……………………………..… 8
. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока ……... 8
Монотеистические религии ……………………….…………………….. 9
. Иудаизм ……………………………………………………………………..... 9
. Христианство ……………………………………………………………… 10
. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники) ………………….. 11
. Ислам в России ………….…………………………………………………. 14
. СМИ и Ислам …………………………………………………………….… 16
Религии Древней Индии ………………………………………………. 16
. Брахманизм …………………………………………… ………………... 18
. Джайнизм ……………………………………………………… ……….. 18
. Буддизм …………………………………… ……………………………. 18
Религия в Древнем Китае ……………………………………………... 20
. Конфуций и конфуцианство ………………………………………….... 21
. Даосизм …………………..…………………………………………………. 21
. Китайский буддизм и религиозный синкретизм ………………… .. 21
Буддизм и синтоизм в Японии …..……………………………………. 24
. Ламаизм …………………………………………………………… …… 24
Заключение ……………………………………………………………..…. 24
Список используемой литературы ………………………………….…… 27

Вложенные файлы: 1 файл

С ГИ Религоведение Л.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

3. Монотеистические  религии

 

3.1. Иудаизм

Все три монотеистические религиозные  системы, известные истории мировой  культуры, тесно связаны друг с  другом, вытекают одна из другой. Первая и древнейшая из них – иудаизм, религия древних евреев.

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, по её древней части – Ветхого Завета. В начале II тысячелетия до Н.Э. евреи были политеистами, то есть верили в различных богов и духов, в существование души. В каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Яхве был одним из такого рода божеств – покровителем и божественным предком одного и колен иудейского народа. Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других. Яхве хранит свой народ и открывает ему все пути.

Итак, квинтэссенция Ветхого  Завета – в идее богоизбранничества. Бог един для всех – великий  Яхве. Но всемогущий Яхве из всех народов  выделил один – еврейский.

Иудаизм не только резко  выступал против многобожия и суеверий, но и был религией, не терпящей существования наряду с великим и единым Богом никаких других богов и духов. Отличительная черта иудаизма выражалась в его исключительной вере во всемогущество Яхве. 

Иудаизм евреев диаспоры. Разгром храма (7-ой год) и разрушение Иерусалима (133-й) положили конец существованию древнееврейского государства и вместе с ним – древнему иудаизму. В диаспоре возникла иная религиозная организация – синагогальная. Синагога – молитвенный дом, своего рода религиозный и общественный центр еврейской общины, где раввины и иные знатоки Торы толкуют священные тексты и молятся Яхве.

В иудаизме евреев диаспоры большое внимание уделялось ритуалам обрезания, омовений, постов, строгому соблюдению обрядов и праздников. Правоверный еврей должен потреблять только кошерное мясо (не свинину). В дни пасхальных праздников полагалось есть мацу – пресные лепёшки без дрожжей и соли. Евреи отмечали праздник судного дня, иам-кинур (осенью).

Иудаизм сыграл определённую роль в истории культуры, в частности восточных культур. Через христианство и ислам принципы монотеизма стали широко распространятся на Востоке. Страны и народы Востока, особенно Ближнего, тесно связанного с иудаизмом общими корнями и культурно-генетической близостью. Иудаизм оказывал непосредственное влияние с помощью евреев диаспоры. Иудаизм получил распространение у части горцев Кавказа, в Средней Азии, в Эфиопии.

С течением времени он всё более замыкался в рамках своих общин и обособился от окружавших его религий. Существуя главным образом в христианской или исламской среде, иудаизм практически оказывался лишь наиболее ранним вариантом господствующей религии.

 

3.2. Христианство в странах Востока

Христианство – наиболее распространённая и одна из самых  развитых религиозных систем мира. Это, прежде всего, религия Запада. Но христианство тесно связано с Востоком и его культурой. Оно многими корнями уходит в культуру древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый мифопоэтический и ритуально-догматический потенциал.

Как религия появилась сравнительно поздно, в условиях уже развитого общества с острыми социальными, экономическими и политическими противоречиями.

Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их всех.

Кроме русской, остальные  православные церкви, оказавшиеся в  сфере господства исламского мира, не получили широкого влияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки, часть южных славян, румыны.

Коптская монофизитская  церковь сложилась в Египте – настаивала на единой божественной сущности Христа. Армяно-григорианская близка к греко-византийскому православию, викториане – последователи епископа константинопольского Нестория – своеобразные предтечи православия. Римско-католическая церковь связана с Востоком сравнительно поздним временем и сводится к миссионерскому движению (Азия, Африка, Океания).

В целом христианство в лице различных церквей и  сект является, не едва ли наиболее распространённой мировой религией, доминирующеый  в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Америке и Океании, а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, то есть на Востоке, христианство распространено слабее всего.

 

3.3. Ислам 

Ислам – третья и последняя  из развитых монотеистических религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиозная система сложилась на базе двух её предшественников. Священной книгой мусульман является Коран.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых адептов, но и  всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней  Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, части населения Африки. Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии.

Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является широко известная  фраза: “Нет Бога кроме Аллаха, и  Мухаммед пророк его”. Здесь только один Аллах – Бог единственный и безликий, высший и всемогущий, творец всего сущего и его верховный судья. Роль Мухаммеда в возникновении ислама трудно переоценить. Именно он был основателем новой религии, определил её основные параметры, сформулировал суть её принципов и придал ей её неповторимую специфику.

Коран. Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране – священной книге мусульман. Основное содержание также тесно связано  с Библией, как и сам ислам близок к иудео-христианству. Текст Корана отрывочен  и нередко противоречив, хотя в пределах отдельной главы чувствуется стремление сохранить единство темпа и сюжета. Противоречия в тексте легко объяснить: изрекая истины в экстатическом или близком к нему состоянии, пророк не мог быть строго логичным. Коран состоит из 114 разных по характеру и объёму глав. Если исключить первую из них, небольшую молитву, то все остальные 113 сур (глав) расположены в нём в порядке убывающего объёма, так что последние из них состоят всего из нескольких строк. В этих главах можно найти рассуждения о порядке развода, рассуждения о мироздании, о взаимоотношениях с миром сверхъестественных сил. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нём и мифологические сюжеты. Словом Коран, как и Библия – своего рода божественная энциклопедия, “книга книг”, свод знаний, заповедей и инструкций. Около четверти текста Корана посвящено описаниям жизни и деятельности различных пророков.

Символ веры ислама.  Коран и Сунна (предание) были доступны не каждому. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей.

Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает  пять: исповедание, молитва, пост, милостыня  и хадж.

Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Махаммед пророк его.

Молитва – обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего её совершают индивидуально. Молитву совершают в одежде, в чистом месте, на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки. Мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чём не просит.

Пост. Один главный и  обязательный пост, но зато он длится целый  месяц (рамазан, рамадан). На протяжении всего месяца, кроме детей и  больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться и курить. После заката и перед восходом, - едят и пьют весьма умеренно.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, её не редко раздавали в дни праздников натурой.

Хадж – пятый и  последний из обязательных столпов  веры. Каждый здоровый мусульманин  раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться  Каабе. Кроме того, каждый паломник приносит жертву.

Исламские обряды и праздники. Один из основных обрядов – суннат (обрезание). Мальчиков примерно в семилетнем возрасте подвергали этой операции. В исламе обряд обрезания 7-летних мальчиков служит своего рода религиозным символом принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребёнка, переход его  в новое, “взрослое” состояние. Вытерпеть боль – дело чести мальчика. После обрезания мальчик более уже не возвращался на женскую половину дома: его отделяют от сестёр и приобщают к мужчинам дома (семьи).

Ещё один важный семейный обряд – свадьба. Молодых венчает  один из служителей ислама.

 Торжественно, со специальными  ритуальными обрядами, отмечается  в семье мусульманина и рождение  ребёнка, особенно сына. И, наконец, последний из серии обрядов – похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц.

Все семейные обряды мусульман  сопровождаются праздниками. Один из всеобщих религиозных праздников – ураза-бойрам,  праздник разговенья. Длится 3 дня.

Другой большой мусульманский  праздник приходится на 7-ой день после  окончания поста. Это – курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. Этот праздник тянется не менее 4-х дней.

Ещё один праздник, связанный  с памятью пророка – раджаб-байрам, праздник в честь великого вознесения Мухаммеда. Другой праздник приходится на 27-й день месяца рамазана, то есть на конец поста. В честь него –  обильные пиршества не устраиваются – всё-таки ещё пост. Мусульмане в этот день усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран.

 

3.4. Ислам в России

Российская Федерация – государство  с безусловно преобладающим русским  этносом, с соответствующей культурно-конфессиональной доминантной. Ислам, несмотря на глубокие исторические корни, многовековое присутствие на нынешней территории России, на инкорпорированность в российскую субцивилизацию, является религией меньшинства. Это, в конечном счёте, и определяет место мусульман в конфессиональном и этнополитическом ландшафте российского общества.

С другой стороны, положение ислама в российской культурной традиции, а мусульман в российском обществе неординарно и “весьма значимо”.

В Российской империи, а затем в  Советском Союзе сложились три обширных, устойчивых мусульманских ареала: собственно российские мусульмане – татары, башкиры, частично исламизированные древние народы Поволжья, в силу ряда причин подвергшихся более или менее жёсткой ассимиляции; мусульмане Северного Кавказа, которые, несмотря на постоянную с момента вхождения в состав Российской империи борьбу за политическую независимость и этнокультурную самобытность, постепенно включались в российское общество; мусульмане Средней Азии, позже других вошедшие в состав империи и сохранившие этнокультурную и конфессиональную самостоятельность, образ жизни и традиционные экономические уклады, что в конечном счёте позволяет рассматривать их в качестве своего рода “ассоциированного члена” российского, а затем советского общества. Отношение к мусульманам было лучше и терпимее, чем отношение к исламу. Неоднозначно отношение самих мусульман к России: одни согласны с тем, что совместное проживание в одном государстве оказалось продуктивным, другие настаивают на чуждости ислама российской традиции, считая оптимальным их раздельное существование, что на практике может быть реализовано лишь в форме выхода мусульман из состава России.

В России проживает от 11 до 22 млн. мусульман, принадлежащих к более чем 40 этносам.

Крупнейшими мусульманскими этносами России являются:

Татары – свыше 5 млн. (3,8% общей  численности населения и второе место после русских);

Башкиры – свыше 1 млн.;

Чеченцы – около 1 млн.;

Аварцы – свыше 0,5 млн.;

Кабардинцы – свыше 360 тыс.;

Даргинцы – около 300 тыс.;

Ингуши – свыше 170 тыс.

Кроме того, в России проживают  свыше 1 млн. азербайджанцев, до 1 млн. казаков, а также десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков.

Все они с полным основанием могут  быть отнесены к верующим. Да и критерии того, кого следует считать верующим, до сих пор не обрели строгих научных определений. Тем не менее, есть основание считать, что подавляющее большинство представителей мусульманских этносов всё-таки может быть отнесено к носителям исламской конфессионально-культурной традиции.

В условиях, когда христианская Россия оказалась перед проблемой сохранения в системе международных отношений статуса великой державы, вполне допустима ситуация, при которой стабильность и развитие её отношений с мусульманским миром может стать одним из существенных факторов поддержания её авторитета и независимого от Запада политического курса.

В свою очередь, мусульманские государства  заинтересованы в существовании  сильной России, способной хоть как-то ограничивать военно-политическое господство Запада.

 

3.5. СМИ и  Ислам

Данные о положении дел в мусульманской общине можно почерпнуть из обычных, Российских средств массовой информации. Наиболее интересные и пространные посвящённые исламу печатаются в “Независимой газете”, которая с 1997 года издаёт специальное приложение “НР-религии” с отдельной мусульманской страницей. Обращаются к исламу либеральные “Известия”, “Сегодня”, “Московский комсомолец”, еженедельник “Московские новости”, “Завтра”, “Советская Россия”,  “Аль-кодс” и др.

 

 

4. Религии Древней  Индии

 

И всё же даже по сравнению с мусульманским Ближним Востоком Индия – подлинное царство религии. Религиозные системы Индии – если сравнить их  с ближневосточно-средиземноморскими монотеистическими – в ряде аспектов, особенно в связи с проблемами онтогенеза, изначального единства макро- и микромира, природы и человека и т.п. представляются более глубокими и философски насыщенными. В них разум явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога.

Информация о работе Религии Востока