Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:39, курсовая работа
Появление ретро-стилей тесно связано с закономерностями развития моды. Эти стили ориентируются на уже известные в прошлом образцы и аксессуары.
Можно сказать, что в любой период своего развития мода в той или иной степени сочетает ретроспективные и прогрессивные, новаторские идеи. Ретроспекция всегда связана с некоторой долей стилизации художественных форм, использованием элементов исторических стилей, историко-культурными аллюзиями, ассоциациями.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РЕТРО-СТИЛИ В ОДЕЖДЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX ВЕКА 5
ГЛАВА 2 VINTAGE — ОБРАЩЕНИЕ К РЕТРО ЧЕРЕЗ САМО РЕТРО 13
ГЛАВА 3. СТАРИННЫЕ НАРОДНЫЕ ВЕЯНИЯ В МОДЕ КОНЦА ХХ ВЕКА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 21
ИЛЛЮСТРАЦИИ 22
Тяготение к ретро в последние годы становится ультра модной тенденцией. Новые коллекции практически всех дизайнеров стали возвращением к 70-80 годам XX столетия. Речь идет о стремлении к действительно старинной одежде, одежде прошлого, которую носили наши бабушки. Одежда из «бабушкиного сундука» стала самым модным веянием во всем мире. Модная богема разъезжает по антикварным магазинам в поисках вещичек начала-середины века XX-го, а если повезет, то еще более старых. Звезды кино и подиумов появляется на вручении разнообразных премий в платьях от Yves Saint Laurent и Pierre Cardin, только не из последних коллекций, а годов 60-х, а то и более ранних.
Все это носит название Vintage, что в переводе с английского дословно означает «урожай или вино определенного года». Увлечение vintage началось еще в начале 90-х, когда модники Франции, Англии и Америки, а также изредка русская богема стали появляться на светских вечеринках в ретро-нарядах. Далее подобные платья стали появляться в самых известных модных журналах. Теперь же увлечение vintage стало повсеместным. И самых модных людей уже не устраивает красивая вещичка из антиквариата, теперь на таком наряде непременно должен стоять логотип известного дизайнера. Это должен быть подлинный наряд Haute Couture, только из прошлого.
Как рассказывает редактор отдела мод журнала «Voque» Ольга Михайловская, знаменитый редактор американского «Voque» Андре Леон Тэлли считает примером Вайнону Райдер, которая, сделав самый правильный выбор, надела на церемонию вручения премии «Оскар» черное с белым подбоем платье 1947 года.
Все модные дизайнеры обратились к фасоном из прошлого, но здесь дело несколько в ином. Ведь главное достоинство, свойство, принцип популярности vintage в том, что, например, платье было сшито именно в 1940 или каком-либо другом году. Об этом говорит и английское название, само по себе указывающее на то, что наряд уже имеет известную марку, «элитный сорт».
Дизайнеры в поисках
ретро-фасонов отправляются по антикварным
магазинам, находят что-то интересное
и воплощают в своих
Vintage теперь отдельное и самое модное направление. Купить одну ретро-вещь теперь гораздо лучше и современнее, чем одеться во все наряды из последней коллекции одного из самых модных дизайнеров. А верхом шика станет наряд, сочетающий в себе детали одежды разных дизайнеров и обязательное присутствие детали vintage. Такое впечатление произведет, например, надетая на платье из последней коллекции Готье в дождливый день накидочку начала прошлого века. Очень стильно смотрится что-либо из vintage-аксессуаров с нарядом из последней коллекции какой-нибудь модной марки. К костюму от современного дизайнера прекрасно подойдут ретро-украшения, косынка, пояс, сумочка, кошелек.
Среди модников - любителей vintage в Англии самыми популярными дизайнерами являются Pierre Cardin и Andre Courreges 60-70 годов. Появиться в таком наряде в конце 1990-х гг - верх стиля и вкуса.
Фольклорная одежда сохраняла натуральные ткани, вязаные кружева и вышивку, изделия из кожи, украшения. Специалист в области моделирования по народным мотивам Г.С. Горина писала: "Она (фольклорная одежда) открыла для моды не только структуру народного костюма, его декорированность, но и дух оптимизма, радости и веры в доброе начало человека"3.
Сдвиг, произошедший в 1970-е гг. в международной моде, открыл новые возможности и перед художниками России, особенно плодотворно работавшими в рамках фольклорного стиля. Раскрывая удивительные природные возможности ситца и льна, они использовали знаменитую крестьянскую "лоскутную" технику, подбирали ткани по цвету и рисунку. Художники составляли композиции из треугольников, квадратов, ромбов, полосок разной величины, бесконечно варьируя их на отдельных предметах — юбках, блузках, жилетах, передниках, сумках и украшениях. Приверженцы этого направления охотно использовали традиционный крой и конструкции народного костюма, создавая универсальные модели, включавшие платья или блузки с юбкой, стеганые жакеты, жилеты и наборы аксессуаров: сумки, головные уборы, бусы, браслеты, пояса. Превращая природные материалы (лесные орехи, косточки абрикосов и черешни, семечки красного перца) в изящные украшения, художники как бы подчеркивали связь человека и природы (например, автор Т.Санчес).
Для нарядных платьев в 1970-е гг. художники-модельеры продолжали использовать черты русского сарафана, что проявилось в плавных линиях кокетки, форме выреза горловины, рисунке силуэта, а также вышивке шнуром, бусинками, напоминавшими узор древнерусских оплечий и северных кокошников. Модель под девизом "Калуга" (автор Е. Стерлигова) явила собой пример летнего платья типа сарафана, где линии пройм и горловины отделаны яркими полосками ткани, а внизу располагалась кайма из ситца, выполненная в лоскутной технике. Исходным мотивом при создании вечернего платья "Россия' (автор Т. Осьмеркина) послужили характерные черты народных одежд и традиционный колорит древнерусской живописи.
Современная интерпретация идей народного костюма рождала целую цепь ассоциаций и образов при создании нарядной одежды и костюмов для отдыха, в первую очередь, для молодежи. И именно в 1960-е гг., как уже отмечалось, молодежь выступила в качестве самостоятельной социальной единицы общества, оказала определенное влияние на моду в одежде. В этот период формируется образный язык молодежной моды. В связи с этим происходит вполне логичное обращение модельеров к народному костюму, использующих его во всей этнографической полноте как комплексно, так и отдельные элементы кроя, декора, материала. При этом следует отметить, что если в 1920 -40-е гг. основой для творческого моделирования был русский традиционный костюм, то в 1960 - 70-е гг. российские модельеры изучают и используют этнические особенности одежды разных народов России. Среди них и удивительно современный крой рубах славян и народов Поволжья, необычайно декоративная плечевая одежда русских и марийских женщин - шушпан, севернорусский комплекс с сарафаном и душегреей, безрукавная одежда украинцев (кирсетки и кептари), верхняя одежда восточных славян: русских, украинцев, белорусов (свита, тулуп, поддевка, казакин и др.). Широко применялись модельерами и такие характерные для северных народностей детали одежды, как капюшон, цельнокроеный со станом, отделка мехом, яркая вышивка.
Обращение к прошлому, национальному выразилось в поиске основ, исторических корней и воплощение их в костюме. Новые технические возможности позволяют репродуцировать старые элементы в костюме, способствуют распространению любви к вещам, сделанным под старину. В костюм включаются формы самых различных культур, но прежде всего речь идет о собственной, национальной. Надо отметить, что использование фольклорных мотивов в одежде не свидетельствует о благоприятных условиях для возникновения нового стиля в моде и прогрессивном художественном мышлении модельера, а главным образом о том, что дизайнеры одежды видят источники современного стиля в прошлом.
Человеческое мышление нельзя выделить из истории, поэтому и всякая осмысленная творческая деятельность (в моде в том числе) пержде всего художественна, исторична, в ней навсегда сохраняется прошлое и видится будущее. Художественное мышление в костюме также осуществляется с помощью исторической памяти человечества, и особую роль здесь играет обращение к истокам, к уже пройденному.
В 1970-х в моде произошел взрыв ретро и этнических стилей, вдохновленных Ираном, Россией, Марокко, Индией и Японией и ретро-отзвуками 1920-х, 1930-х, 1940-х. Преобладающее влияние Парижа пошло на убыль, и хотя ателье высокого класса продолжали шить прекрасную одежду, на моду теперь во многом влияли коллекции готового платья. Высоко талантливые модельеры работают во Франки, Америке, Италии и Англии, но ни один не производит впечатление способного существенно изменить направление моды. Интересно отметить, что два самых успешных модельера последних лет — выходцы из Японии: изобретательный Кензо Такада и Юки, чьи отличающиеся блистательным кроем драпированные платья из шелкового джерси всегда актуальны. Это наводит на мысль, что, возможно, новое влияние западную моду придет с Востока.
Применение в костюме ретро-стиля означает, что для модельера в эти моменты крайнего творческого напряжения «оживает история», это означает «мысленное странствование в пространстве и времени, когда все существующее и прошедшее становится близким, понятным и дорогим. Это свойство всегда отличает искусство моды. Подобное понимание прошлого, ретро-стиля ведет к декоративности художественного образа, несомого костюмом.
Кроме того, материальные памятники искусства не вечны, рано или поздно (а с одеждой это происходит быстрее, чем с остальными произведениями искусства) они разрушаются и исчезают навсегда. Но сохраняются в духовной памяти людей, поскольку исторический духудожественный опыт передается от поколения к поколению и находит свое выражение в каждом новом произведении моды. И этот процесс бесконечен. Поэтому ретро-стиль не как материальный объект, а как предмет духовности человеческого существования, можно сравнить с деревом, имеющим мощные корни в прошлом и густую крону в настоящем. Техническое исполнение (конкретный костюм, использующий ретро-элементы) – только его ствол.
1-2) Стиль 1940-50- гг., вошедший в моду в 1970-х гг.
3) Ретро-шляпы в одежде 1990-х гг.
4) Элементы 1930-х гг. в платье 1980-1990-х гг.
Илл.1 Стиль 1940-50- гг., вошедший в моду в 1970-х гг.
Илл.2 Стиль 1940-50- гг., вошедший в моду в 1970-х гг.
Илл. 3. Ретро-шляпы в одежде 1990-х гг.
Илл. 4 Элементы 1930-х гг. в платье 1980-1990-х гг.
1 Нанн Дж. История костюма 1200 – 2000. – М.:2002. – С. 300-301
2 Там же, с 271.
3 Калашникова Н. М. Народный костюм. – М, 2002. – С. 241