Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:08, реферат
В данной работе рассматривается тема "Реформация: становление нового образа мира". Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XVI в., основателями и вождями которого бы ли Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564). Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания - протестантизм, но и новый тип человека с новым огношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. В этой обновленной культуре надмирная христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этикии стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира. Именно страны, пошедшие по пути Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно –педагогический университет»
Социально-экономический
институт
Кафедра
философии
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
«Культурология»
На тему:
«Реформация:
становление нового образа мира»
Выполнила: студентка
Группа МЗ-09-1
Бокарева Наталья
Андреевна
Проверила:
Нижний Новгород
2010
Содержание
В данной работе рассматривается тема "Реформация: становление нового образа мира". Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XVI в., основателями и вождями которого бы ли Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564). Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания - протестантизм, но и новый тип человека с новым огношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. В этой обновленной культуре надмирная христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этикии стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира. Именно страны, пошедшие по пути Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации.
Несмотря
на попытки изменить характер церкви,
сделанные св. Франциском и Савонаролой
на юге Европы, собственно Реформация
как появление новой версии христианства
свершилась в северных странах, прежде
всего в Германии. Началом Реформации
принято считать выступление Мартина
Лютера с тезисами против продажи индульгенций
(документов об отпущении грехов) в 1517
г. Более радикальным было протестантство
Цвингли и Кальвина в Швейцарии. Именно
эта разновидность протестантства получила
распространение в Нидерландах и Англии,
где произошли первые буржуазные революции.
Если попытаться кратко сформулировать сущность Реформации, то следует сказать, что Реформация была широким историческим движением германских народов, вызванным их переходом от католического представления о потустороннем, трансцендентном Боге к представлению о Боге в духе, выступившем как Я, сознание или совесть человека. Однако нравственное и религиозное обновление, достигнутое благодаря этому движению, не было свободно от внутреннего противоречия, которое требуется уяснить, чтобы не впасть в апологию Реформации как великого, всемирно-исторического явления. Это существенное противоречие выразилось в многочисленных парадоксах феномена Реформации и прежде всего в том, что провозглашенный Мартином Лютером принцип sola fide – веры без добрых дел, специально направленных на спасение души, обратился освящением самых обычных мирских дел, менее чем за три столетия приведшим к почти полному обмирщению религии в реформированных странах. Католическое служение Богу вне человека сменилось протестантским служением ему в самом человеке. Достигнутое реформаторами сознание того, что царство Божие внутри нас, обернулось внешним царством нужды и созидательного труда - благоустройством человеческого мира, этого рая на земле.
Реформация
принадлежит к таким
Ввиду
того, что Евангелическая Лютеранская
церковь приняла позднюю
Но
такое единство интересов не должно
приводить нас к ошибочной
недооценке глубоких различий, существующих
между двумя "реформатскими церквями"
- различий, состоящих в их взглядах на
сущность реформации. В соответствии с
реформатской доктриной, реформация представляет
собой реставрацию церкви путем возвращения
к Святым Писаниям. Лютеранская же теология
утверждает, что такое описание сущности
данного великого события церковной истории,
является не точным. Восстановление церкви
путем возвращения к Писаниям, путем обновленного
рассмотрения того, что Бог говорит нам
в Писаниях - ни в коем случае не является
духовной характеристикой великого события
XVI столетия. Реформация - это непрерывный
процесс. Она является непрерывным процессом
не только в том смысле, что этому обновлению,
проистекающему от Слова Божьего следует
повторяться снова и снова, но также и
в том смысле, что это действительно происходит
непрерывно. Каждая истинная проповедь
вносит вклад в такое обновление. Реформация
этого типа происходит каждое воскресенье
- фактически даже каждый день. Ибо церковь
в буквальном смысле живет Словом Божьим.
Она не могла бы больше существовать, если
бы не испытывала снова и снова обновления
Словом Божьим.
Итак,
человек спасается только верой,
а не внешним исполнением
Замечательный культуролог Макс Вебер (1864—1920), всесторонне исследовавший влияние протестантизма на развитие западноевропейской цивилизации, указывает, что фактически честный упорный труд в протестантизме обретает характер религиозного подвига, становится своеобразной «мирской аскезой». (Аскетизм-вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности). При этом религиозное (спасительное) значение имеет не сам по себе труд, а внутренняя вера.
Но
и вера сама по себе есть не личная заслуга,
а свидетельство избранности ко
спасению: по настоящему веруют лишь те,
кого Бог избрал для спасения. А это значит,
что протестантизм с самого начала отверг
всякого рода самообман, связанный с имитацией
подлинной веры и последующим самоуспокоением.
Внутренней верой, добрыми делами и упорным
честным трудом протестант должен не «заслуживать»,
а непрерывно подтверждать свою изначальную
спасенность. Но если это ему удается,
то он обретает уверенность в спасении.
Такая уверенность придает ему внутренние
силы, но она изначально лишена самодовольства,
которое может быть порождено заслугой:
спасение заслужить невозможно, оно дается
лишь по неизреченной милости Божией.
Католическая культура западноевропейского Средневековья была своеобразным компромиссом между греховными условиями «мира» и надмирным максимализмом Духа. Жизнь мирянина была исполнена повседневной мирской заботы, не имевшей ни малейшего отношения к спасению души. Однако считалось, что церковь в силу религиозных заслуг своих святых накапливает больше благодати, чем это нужно для спасения признанных праведников. И это избыточное количество благодати церковь дарует мирянам, но не всем, а тем, кто в своей мирской жизни придерживается религиозных правил и поддерживает усилия церкви по спасению всего мира. Правда, в реальной жизни оказывалось, что поддержка церковных усилий вовсе не обязательно требовала высокой личной нравственности. Благодать и спасение можно было «заработать» паломничеством, участием в крестовом походе или просто имущественным или денежным пожертвованием на нужды церкви. Иными словами, совершался своего рода обмен благ земных на блага небесные.
Пока в Европе господствовали феодальные традиции, этот обмен удерживался в определенных рамках и не нарушал стабильность общества, но ситуация резко изменилась с расширением сферы товарно-денежных отношений. Папы и гигантский аппарат церкви почувствовали возможность невиданного обогащения, продавая отпущения грехов за деньги. Эти «отпущения», изложенные в письменном виде, назывались индульгенциями, и специальные представители церкви вовсю торговали ими в общественных местах. Можно было купить индульгенцию, прощающую самое страшное преступление. Это, безусловно, не могло спасти попавшегося преступника от мирского суда, но заранее обеспечивало небесное прощение соответствующего греха (или многих грехов — все зависело от уплаченной суммы).
Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви. Более того, она фактически лишала смысловой перспективы тех, кто честно трудился в новых областях жизни. С точки зрения традиционной этики их деятельность носила оттенок греховности, но честное предпринимательство не оставляло возможности для «денежного выкупа» грехов, в то время как богатый разбойник или феодал, пользующийся имеющейся у него властью, имели и больше денег и больше заслуг перед церковью, а значит, и перед самим Богом. «Нравственное значение труда не ценилось уже совершенно, и оставалась лишь точка зрения возможно более легкой и значительной наживы».
Дело,
таким образом, было вовсе не в
продаже индульгенций — эта продажа
лишь обнажила духовный кризис. Отсюда
— . распространенность апокалиптических
настроений среди «третьего сословия»
той эпохи (Апокалипсис — завершающая
книга Нового Завета, символически описывающая
конец света и второе пришествие Христа).
Этот кризис особенно затронул Германию,
которая в силу своей раздробленности
подвергалась особенно сильным поборам
со стороны единой и могущественной католической
церкви. «Немецкая бюргерская культура
начала XVI века проникнута ощущением «конца
времен», хрупкости жизни, бренности и
даже ничтожества человеческого существования».
Именно в этих условиях и выступил со своей
проповедь Мартин Лютер — выходец из бюргерской
семьи, ставший монахом и ученным богословом.
Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности, направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «дает аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а они в свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет обретает способность к деятельности такого рода» М. Вебер подчеркивает, что «принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей надмирного бога». Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его призвание. Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. То есть декларируется равенство всех профессий перед Богом.
Информация о работе Реформация: становление нового образа мира