Роль обычаев и традиций в формировании культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:11, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.
Национальные праздники, традиции и обряды – это не просто способ, метод или прием, с помощью которого можно весело провести время, это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа, и наша задача - доказать, что эти традиции, обычаи, обряды и ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии.

Содержание

Введение
1. История театрализованных представлений России
1. 1. Рождественские Святки
1. 2. Крещение
1. 3. Широкая масленица – Русский карнавал
1. 4. Вербное воскресенье и шествие на осляти
1. 5. Весенние праздники от Пасхи до Троицы
1. 6. Аграфена Купальница да Иван Купала
2. Культура современного общества. Проблема сохранения национальных традиций
2. 1. Театрализованные праздники России ХХI века
2. 2. Русский человек - особенности менталитета
2. 3. Обряды и праздники - фактор формирования духовного мира человека
2. 4. Проблема сохранения национальных традиций
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Rol_obryadov_i_traditsy_v_sokhranenii_russkoy_du.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через несколько дней "Петр и Павел" сливались в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

По самой ходовой  версии "Купальницей" св. Аграфену называют потому, что день ее памяти падает на канун Ивана Купалы - но многие связанные с этим днем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена получила свой эпитет безо всякого отношения к Купале.

На Аграфену обязательно  мылись и парились в банях. Обыкновенно  именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.  
В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай: мужики посылали жен "выкатывать ржи" (то есть помять рожь, валяясь по полосе), что должно было принести урожай немалый.

 Пожалуй, самым  главным событием дня Аграфены  Купальницы был сбор трав для лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. Считалось, что в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом шелестом листьев; беседуют животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.  
До восхода солнца рвали цветы Иван-да-марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.

Во многих местах баню устраивать и вязать веники было принято  не на Аграфену, а в Иванов день. После  бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрёшь. На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий вскорости умрёт; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник - туда и замуж выходить.

Гадали и так: собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно!), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!"

Можно было набрать цветов в полночь и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.

Множество купальских поверий  связано и с водою. Ранним утром  бабы "черпают росу"; для этого  берётся чистая скатерть и ковш, с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть "в дом не глумилася".

Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет различную водяную нечисть.

К слову, связано много  поверий и с нечистой, ведьминой  силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может лететь куда ей вздумается...

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился и поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.

Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей  к телу одежде, устремлялась на речку  и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."  
Невозможно представить купальскую ночь без очищающих костров. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее: "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа!.." Считается также, что огонь укрепляет чувства - а потому прыгали и парами.

В некоторых местах через  купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни.

Молодёжь, подростки, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые  игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки. Ну, а, напрыгавшись да наигравшись - как не выкупаться! И хотя Купала и считается праздником очищения, нередко после совместного купания у молодых пар завязываются любовные отношения - что бы там этнографы не говорили... Однако по поверьям ребенок, зачатый в ночь Купалы, родится здоровым, красивым и счастливым.

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях...

 

Культура современного общества

Проблема сохранения национальных традиций

 

Русские народные праздники, обряды, ритуалы были необыкновенно богаты и разнообразны. К нашему огромному сожалению, многие из них сегодня почти полностью забыты.

Театрализованные  праздники в России ХХ века

 

В первые десятилетия Советской  власти были модными митинги, театральные суды и инсценировки. К лету 1935 года относится рождение советского карнавала как самостоятельной формы массового театрального праздника. Проводились во многих городах. Существовал термин "политкарнавал", но это были скорее живые картины на политические темы.

Зародившиеся во второй половине 20-х  годов ХХ века, советские театрализованные праздники утвердились как форма массового искусства в годы первых пятилеток. Именно тогда определились их основные принципы: четкая идейная направленность, выраженная сквозной темой, при наличии ряда побочных; и художественно-образное решение праздника в целом, как и отдельных его частей. Опыт 30-х годов показал, что театрализованный праздник в парке (в городе) проводимый, как правило, на большой территории и рассчитанный на большую аудиторию, состоит из многих художественных программ, организуемых на открытых сценах, террасах, балконах, аллеях, площадях, полянах, прудах и т. д.

I Всесоюзный фестиваль театрализованных праздников, проводившийся в 1964 году Министерствами культуры СССР и РСФСР и Всероссийским театральным обществом под девизом «Навстречу Великому Октябрю». Эти представления воспевали достижения первого социалистического государства, новых людей, их вдохновенный самоотверженный труд для блага советского общества.

Так было в театрализованном празднике  «Пусть светят только мирные огни» (Москва, ЦПКиО, 1964), в котором разнообразными художественными средствами рассказывалось о победоносном выполнении Ленинского плана электрификации страны. В празднике  «Парад миллионеров» в столице Армянской ССР Ереване воздавалась честь тем передовикам промышленности и сельского хозяйства, труд которых исчисляется миллионными показателями (водители машин, летчики и т. д.).

Театрализованный праздник, посвященный  первым победам Страны Советов в освоении космоса, с веселым названием «Космический карнавал» был гимном гениальной дерзновенности идей и открытий выдающихся русских ученых Циолковского, Кибальчича, Цандера, самоотверженности и смелости русских людей, воплотивших эти идеи в жизнь.

Первое место среди юбилейных  праздников, посвященных 50-летию Великого Октября на 2-м Всесоюзном фестивале  по праву принадлежит «Празднику «Авроры», состоявшемуся 7 ноября 1967 года в Ленинграде.  

Кульминацией подготовки к празднику  стал перевод знаменитого крейсера «Аврора» с места его стоянки у Петропавловской крепости туда, где он стоял в дни Октября, к бывшему Николаевскому мосту, откуда прозвучал на весь мир его исторический залп. Это решение ленинградских партийных и советских организаций имело целью восстановить обстановку тех дней, сделать события полувековой давности более зримыми, волнующими.

1 ноября 1967 года в одиннадцать  часов утра на Неве были  разведены мосты. Движение городского  транспорта приостановилось. Ленинград  замер на несколько мгновений, как бы отдавая почесть легендарному крейсеру революции, проплывавшему на место исторических событий. Тысячи ленинградцев следили за крейсером с набережных Невы.

После того как «Аврора» бросила  якорь на месте своей стоянки  в октябре 1917 года, в Неву вошли двадцать два военных корабля Краснознаменного Балтийского флота. Они расположились на восемнадцатикилометровой дистанции – от Васильевского острова до Смольного. Этой территории в день 50-летия Октября предстояло стать гигантской сценической площадкой. Набережные вдоль Невы были красочно и изобретательно оформлены и ярко иллюминированы – дело фантазии и рук большого отряда ленинградских художников, архитекторов и осветителей. Вечером здания вдоль Невы, озаренные скрытым подсветом, выглядели еще торжественней и краше.

Наступил день  7 ноября 1967 года. Когда на город спустились сумерки, на набережных Невы собрались, несмотря на дождь, сотни тысяч ленинградцев.

Своеобразие праздника заключалось  в том, что он проводился одновременно в нескольких районах города, связанных с историческими событиями тех лет. По радио рассказывали собравшимся на Неве ленинградцам о том, что происходит в других частях города.

Высоко в небе повисают на парашютах  красные ракеты. Их много, они горят  минуту-другую, и их яркий свет виден и на берегах Невы.

Ровно в двадцать один час на Неве, высветленной десятками прожекторов  и множеством электрических гирлянд, началось торжественное театрализованное представление. Строгие контуры  десятков военных кораблей, очерченных бегущими огнями, выглядели как необычная театральная декорация. На бастионах и стенах Петропавловской крепости двести пятьдесят газовых факелов взметнули багровые языки пламени в стальное закосмаченное тучами небо. Из них пятьдесят были выше и мощнее других. Из реки высоко поднялись освященные цветными прожекторами мощные фонтанные струи – их тоже было пятьдесят. Засветились огнями знаменитые Ростральные колонны. Звучат стихи о штабе революции в Смольном, о Петропавловской крепости и ее знаменитой пушке, о полных драматического напряжения днях Октябрьских событий. Ровно в 21 час 45 минут, в тот самый час, когда в 1917 году над Петропавловской крепостью был поднят как условный знак восстания красный фонарь и вслед за ним грянул залп «Авроры», над Невой вспыхнул длинный красный луч. Острый и стремительный, он пронзил темно-серую пелену надводного пространства и как бы соединил «Аврору» с крепостью.

И снова, как тогда в семнадцатом  году, грянуло орудие «Авроры», но теперь это было символом победы, салютом  с честь 50-летия первого в мире рабочего государства. Над городом, где началась Великая Октябрьская революция, прозвучали пятьдесят торжественных залпов салюта.

В это время по Неве от Литейного  моста двинулась флотилия, каждый корабль которой шел под флагом одной из союзных республик нашей страны. Их сопровождали пятнадцать катеров с выстроенным экипажем на борту, с множеством трепещущих на ветру высоких флагов.

Вдоль набережных стояли шестьсот курсантов  артиллерийских училищ. В руках у  них – ракетницы и пиротехнические пистолеты. По сигналу они нажимали на спуск, и над Невой, словно радуги, загорались разноцветные огненные арки. Проплывавшие в торжественном марше под музыку оркестров корабли были иллюминированы золотистыми лампочками, и лишь «Аврора» – центр торжества – сияла красным светом. На ней были подняты флаги всех союзных республик.

Высоко в небе был поднят на аэростате  портрет В. И. Ленина. Его осветили мощные прожекторы. Зажглось и засверкало над водой высоко подвешенное  на плавучем кране огромное пиротехническое солнце. Небо озарилось сполохами фейерверка и становилось то серебристо-сиреневым, то золотисто-алым, то бирюзовым или серо-перламутровым. Это была величественная симфония света, цвета и звука.

А на крейсере «Аврора» проходила  торжественная встреча представителей трудящихся с участниками октябрьских боев и экипажем корабля во главе с бывшим комиссаром «Авроры», кавалером многих орденов, человеком из легенды, товарищем А. В. Белышевым.

Над Невой звучали стихи и песни о Ленинграде, его трудовых свершениях и победах, славных и мужественных сынах города. Но вот уже смолкла торжественная музыка, растаяли в воздухе последние огни фейерверка, остановилось движение празднично украшенных судов.

На следующий день тысячи ленинградцев вышли на улицы и площади, чтобы посмотреть карнавальное шествие, необычное по масштабам и количеству участников. Если на кануне на Неве праздник был величественным и строго торжественным, то сегодня – множество веселья, шуток, острой сатиры, юмора. По всему пути следования шествия (а он был очень велик – около пятидесяти километров) стояли люди: на тротуарах, любых возвышениях, балконах, украшенных красными ковриками и флагами. А кто помоложе и половчей, забирались на крыши и фонари – туда, где виднее, откуда можно без помех наблюдать весь диковинный карнавальный поезд. Театрализованное шествие было, пожалуй, одним из самых больших представлений по количеству участников и зрителей, число которых превысило миллион.

Информация о работе Роль обычаев и традиций в формировании культуры