Роль обычаев и традиций в формировании культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:11, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.
Национальные праздники, традиции и обряды – это не просто способ, метод или прием, с помощью которого можно весело провести время, это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа, и наша задача - доказать, что эти традиции, обычаи, обряды и ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии.

Содержание

Введение
1. История театрализованных представлений России
1. 1. Рождественские Святки
1. 2. Крещение
1. 3. Широкая масленица – Русский карнавал
1. 4. Вербное воскресенье и шествие на осляти
1. 5. Весенние праздники от Пасхи до Троицы
1. 6. Аграфена Купальница да Иван Купала
2. Культура современного общества. Проблема сохранения национальных традиций
2. 1. Театрализованные праздники России ХХI века
2. 2. Русский человек - особенности менталитета
2. 3. Обряды и праздники - фактор формирования духовного мира человека
2. 4. Проблема сохранения национальных традиций
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Rol_obryadov_i_traditsy_v_sokhranenii_russkoy_du.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Каждый обряд, ритуал, праздник требует постоянного совершенствования обогащения новыми достижениями современной культуры. Необходимо, чтобы в обрядах различные компоненты и структурные элементы развивались в правильных соотношениях, постоянно повышался их эмоционально-психологический и эстетический потенциал, росла воспитательная роль. Обряды и праздники - немаловажный фактор формирования духовного мира человека. Современные праздники и обряды существуют в тесной связи как с многовековыми традициями, так и со сложившимися ныне общественными отношениями, политической и культурной жизнью общества.

Современная обрядность развивается  в двух направлениях. Первое - утверждение  совершенно новых по форме и содержанию праздников и обрядов. Второе - возрождение  и (с высоты времени) переосмысление и отбор всего лучшего, наиболее ценного, что оказалось неподвластно времени и сохранило, пройдя через столетия, первозданную вечную мудрость и высокое духовное воздействие на душевный мир сегодняшних людей.

Следует отметить, что возрождение старых и создание новых обрядов - дело довольно сложное, по-настоящему творческое и требует большого такта, серьезности и бережности в воплощении.

 

Проблема сохранения национальной культуры

 

“ Мы русские люди, должны сохранить свои традиции и обычаи, так как это наша национальная культура, наша гордость. В наших руках будущее России. До двухтысячного года осталось немного. Но у нас есть все-таки время, есть силы, чтобы оглянуться назад. Мы обязаны вспомнить все лучшее, что было сотворено нашими предками за многие столетия национальной истории. И не только вспомнить, но и опереться на их достижениях”.

М. С. Хармицкий

 

Национальная культура – это  национальная память народа, то, что  выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Судьба русской культуры и прекрасна, и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории и драматична потому, что, как всякое явление своего времени, культура была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы поведения, появились новые традиции и обычаи, которые вытеснили в свою очередь старые.

Правда, те перемены коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века, вплоть до революции 1917 г. Тогда и началась борьба с “пережитками старой идеологии”, подорвавшая устои духовной жизни деревни. Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезали многие праздники.

В XX в. погибло немало памятников средневековой культуры, материальные и духовные. В старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся храмы, монастыри, палаты средневекового зодчества. Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

В одной Москве было уничтожено сотни церквей и соборов. Одним из самых грандиозных из уничтоженных сооружений является Храм Христа Спасителя, построенный в начале XIX в. в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Вся Россия собирала деньги на храм, который строился 30 лет, а в 1931 г. он был разрушен в одно мгновение. Но в 1997 г. всего за три года Храм был восстановлен, благодаря человеческой вере, усилиям московского правительства и многочисленным денежным пожертвованиям москвичей и жителей России.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.

 

 

 

Заключение

        В начале  работы поставлена задача, - доказать: «…что национальная культура является неотъемлемой частицей  общей культуры всех народов России и наш долг - сохранить и развивать национальную культуры, ее материальные и духовные ценности, ведь если отобрать у русского человека с его менталитетом все обряды и традиции, то он всё забудет и всему разучится и вынужден будет всё начинать сначала».

        Русские народные праздники, обряды, ритуалы были необыкновенно богаты и разнообразны, они основывались на религии и соотносились либо с явлениями природы, сменой времен года, либо с памятью святого или определенного события из Библии. Многие из них сохранились с языческих, дохристианских времен и мы можем наблюдать  странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями. Это говорит о том, что наши предки свято хранили свои обычаи, свою культуру. Они жили по законам Божьим, свято соблюдая все его заповеди. И от этого были другими и жизненные ценности, и сами люди.

Но, к сожалению, за время своего существования русская культура пережила две реформы: сперва, петровские реформы, вследствие которых изменился  ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской, появились новые традиции и обычаи, которые вытеснили в свою очередь старые. Но, как мы помним, те перемены коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века.

Последний, разрушительный  удар по русской культуре был нанесен революцией 1917 г, когда началась борьба с “пережитками старой идеологии”: искоренялись старые обычаи и традиции, исчезали многие праздники, безжалостно разрушались выдающиеся храмы, монастыри, палаты средневекового зодчества.

В XX в. погибло немало памятников средневековой культуры, материальных и духовных. Это положило конец русской культуре, на смену которой пришла новая – советская культура, со своими обычаями, ритуалами и обрядами, которые воспевали советскую власть, революцию,  социалистическое государство, новых людей и их вдохновенный самоотверженный труд для блага советского общества. Были модными митинги, театральные суды и инсценировки "политкарнавал". Это были скорее живые картины на политические темы и  их основные принципы: четкая идейная направленность.

В связи с этими переменами поменялся  весь жизненный устой русского человека, поменялись жизненные ценности и  интересы. Значительная часть русской культуры была безвозвратно утеряна. Это привело нас к тому, что мы имеем сегодня: рост преступности, детский алкоголизм и наркомания, неуважение к старшему поколению, безразличие, озлобленность. Этот список можно перечислять до бесконечности.

Конечно же, развитие культуры не должно стоять на месте, она должна развиваться и изменяться во времени вместе со своим народом, но это не говорит о том, что нужно искоренять  то, что досталось нам от наших предков. Ведь русская культура – это национальная память народа, то, что выделяет нас в ряду других народов, хранит нас от обезличивания, позволяет нам ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

        Но, к счастью,  сегодня возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Растеряв много ценного на своем пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. - Москва: 1992
  2. Бердинских В.А. «Крестьянская цивилизация в России», Москва, Аграф, 2001
  3. Борев Ю. Основные эстетические категории. М., 1960, с.285
  4. Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975.
  5. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления.– М.-1985.
  6. Глан Б. Н.Театрализованные праздники и зрелища. 1964-1972 – М., «Искусство», 1976.
  7. Забылин М. «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», Москва, Рипол классик, 1997 г.
  8. Коган М. Морфология искусства. Л., 1972, с.202
  9. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.– М.-1990.
  10. Новиков А. Несколько заметок о сибирской масленице // Сибирская живая старина. Иркутск, 1929.
  11. Царев М.И. Авт. Предисл. и Ред.-сост. Глан Б.Н. Театрализованные праздники и зрелища. 1964-Т29 1972. М., “Искусство”, 1976.

1 Глан Б. Н.Театрализованные праздники и зрелища. 1964-1972 – М., «Искусство», 1976.

 


Информация о работе Роль обычаев и традиций в формировании культуры