Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Свадебный обряд один из наиболее сложных компонентов традиционной бытовой культуры. Он состоит из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического, игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения, жилища, свадебные повозки и помещение, атрибуты магических действий и тому подобное), словесного, музыкального фольклора и так далее. Он связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, верований.

Содержание

Введение …………………………………………………………… стр.
ВОПРОС I Традиционные свадебные обряды России
1. Формирование свадебной обрядности…………………………………. стр.
2. Основные элементы и значение свадебного обряда…………...стр.

ВОПРОС II Свадебные обряды Древней Руси
1. Деревенский (традиционный) обряд…………...стр.
1.1 Сватовство…………...стр.
1.2. Осмотр хозяйства жениха и смотрины невесты…………...стр.
1.3 Сговор, обручение и запой…………...стр.
1.4 Девичник, молодечник (мальчишник)…………...стр.
1.5 Свадебный поезд. Венчание…………...стр.
1.6 Свадебный пир…………...стр.
1.7. Первая брачная ночь…………...стр.
1.8. Второй день свадьбы…………...стр.
1.9. Первый год супружеской жизни…………...стр.
2. Княжеская (царская) свадьба…………...стр.

ВОПРОС III . Свадебный обряд в наши дни
1. Современная свадьба…………...стр.
2. Сравнительный анализ современной свадьбы со свадебным обрядом Древней Руси…………...стр.

Вывод…………...стр.
Сценарий свадебного древнеславянского обряда…………...стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по СКД 3 курс.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

 

Из неженатой молодежи выбирались подженишники (приятели жениха) и подневестницы (подружки невесты), которых было равное количество. Главную  роль играли первая (или главная) подневестница и первый подженишник.

Остальную часть свадебного поезда составляли сидячие бояре  и боярыни, боярские дети и поезжане, сопровождавшие шествие жениха и  невесты. Из прислуги к свадебному чину принадлежали свечники, каравайники и фонарщики. Особое значение имел чин ясельничего (конюшего), который охранял свадьбу от всякого колдовства. Его присутствие было необходимым, так как свадьбы считались самым подходящим местом и временем для колдовских лиходейств.

 

Важным участником свадебного поезда был деревенский гармонист, приходивший на свадьбу со своим инструментом. В богатых семьях приглашали несколько музыкантов. Также на русских свадьбах всегда присутствовали гусляры, шутники и другой веселый люд. Официальная церковь видела в шутниках разного толка отголоски язычества, поэтому она регулярно восставала против них, впрочем, без особого успеха.

 

 

1.4 Девичник, молодечник (мальчишник)

 

В последний день перед  венчанием, который назывался "девичником", "вечерукой" или "навечерьем брака", невеста прощалась со своей семьей, девичьей жизнью и свободой. Отличительным признаком девичника были печальные песни и причитания. В песнях воспевались невинность невесты, ее красота, а также коса - символ девичества, с которым невесте предстояло скоро расстаться. Часто на девичник приглашали "вопленицу" - женщину, профессионально исполнявшую плачи.

Вопленицу, как и невесту, накрывал платком, - и они поочередно начинали голосить, изображая диалог невесты с матерью или старшей  сестрой. В это время подружки невесты занимались рукодельем, которое также сопровождали причитаниями.

 

Иногда на девичник приносили  молодую наряженную елочку - символ красоты невесты. У елочки невесты-сироты срезали верхушку. После девичника  елочку передавали жениху.

 

На девичнике невеста появлялась в своем лучшем девичьем платье. В зависимости от местности это была рубашка с юбкой или сарафан яркого цвета (красного, малинового, розового, зеленого). Наряд дополняли разноцветные ленты, струившиеся по спине и развивавшиеся при малейшем движении девушки. Ленты пришивались к шейному украшению и особой головной повязке, называвшейся "красотой" или "волюшкой". "Красота" изготавливалась непосредственно во время девичника и была символом вольной девичьей жизни. Впрочем, в качестве символа незамужнего девичества мог выступать любой предмет из обихода невесты: платок, лента, венок, украшенная ветка... Невеста прощалась с "красотой" и отдавала ее либо лучшей подруге, либо младшей сестре, либо жениху. В некоторых регионах красоту разрывали на части и делили между собой подружки невесты.

 

Одновременно происходил обряд расплетания и символического обрезания девичьей косы. За ним  следовал обряд продажи косы жениху. Продавцом выступал брат невесты  или специальный косник, роль которого исполнял какой-нибудь мальчик из родни невесты. Покупал косу не сам жених, а его представитель. Торг сопровождался шутками-прибаутками и начинался с требования огромных сумм, а заканчивался копейками. Вплетенную в косу ленту невеста отдавала своим подружкам. С момента расплетания косы до самого венчания невеста ходила с распущенными волосами, символизируя переходное состояние: уже не девушка, но еще и не женщина.

 

Во время обряда расплетания  и продажи девичьей косы подружки готовили для невесты обрядовую  баню ("мыльню", "парушку"). Мыльня символизировала очищение, прощание с незамужним состоянием и подготовка к венцу, а также потерю целомудрия.

 

Уж ты дай  кормилец-батюшко,

Своей-то баньки парышек

Не одну да одинешеньку,

Со моими  голубками,

Со любезными  подруженьками

В остальные  во последние…

 

С причитанием и вытьем подружки провожали невесту в  баню, где парили ее вениками, присланными  женихом. Мытье сопровождалось песнями  эротического содержания. Часто для  этих целей приглашались женщины, которые  пели, пока подружки мыли невесту. Иногда в обрядовом мытье присутствовала колдунья (знахарка), которая совершала над невестой различные магические действия. В частности колдун с наговорами собирала в платок пот невесты и выжимал его в специально приготовленную посуду. На свадьбе капли этого пота невеста должна была незаметно добавить в питье жениха, чтобы крепче привязать его к себе. По выходу из бани женщины исполняли "банный причет", а невеста свою песню:

 

Всю я смыла, всю я спортила

Я свою да волю девичью,

Я свою да девью красоту.

 

В Костромской губернии во время обрядовой бани существовал обычай умывания наговоренным пивом.

Наговор был следующим: "Как ты чисто злато-серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато-серебро, всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, и красивые девицы, и молодые молодцы, так бы на тебя рабу (имя невесты), зарились бы и заглядывались все, казалась бы им златом-серебром, глядели бы и смотрели бы и очей с тебя не спускали".

В последнюю ночь перед венчанием в доме невесты оставались ночевать 1 -2 подруги.

 

В тот же день, накануне венчания, коробейники, в роли которых  выступали родственники невесты, отвозили в дом жениха приданое и постели  невесты. Невесту благословляли, а  приданое окропляли святой водой, после чего укладывали на воз таким образом, чтобы приданое казалось как можно объемнее. Иногда приданое провозили через всю деревню, чтобы продемонстрировать богатство невесты всей деревне. Встречала подводу с приданым мать жениха (или его старшая замужняя сестра), которой вручался особый подарок - отрез материи на платье. Чтобы получить приданое, жениху необходимо было за него, заплатить выкуп.

Сначала брат невесты, который  занимался продажей приданого, требовал непомерно огромную сумму, но, в конце концов, обе стороны сговаривались на полтине или рубле.

 

В доме жениха в вечер  накануне венчания устраивался "молодечник" (или "жениховы посиделки"), который  сопровождался застольем и распеванием  свадебных песен. На молодечнике  жених прощался с холостой жизнью и своими товарищами, поэтому помимо родственников на вечере присутствовали друзья жениха. Участники застолья снаряжали в дом невесты особых посланцев с "жениховым подареньем", включавшим в себя головной убор, пару сапог и ларец (или простой узелок) с румянами мылом, зеркальцем, гребешком и кольцами. Некоторые женихи дарили невесте также ножницы, иголки, нитки, к которым прилагались лакомства, и розгу. Посылая такой символический подарок, жених сообщал невесте, что если она будет прилежно работать, то ее станут баловать и кормить сладостями; в противном случае ее жду розги.

 

Накануне венчания жених  тоже ходил в баню, но его мытье  не сопровождалось никакими магическими  действами и потому не являлось обрядовым.

 

 

1.5 Встреча свадебного поезда. Венчание

 

В старину венчание называли "Судом Божьим". В этом обряде видели акт сочетание молодых  людей навеки. При этом все надежды, связанные с новым браком, обращались к Богу, который был единственным, кто знал, какой будет семейная жизнь супружеской пары. На божественный, а значит, непонятный человеку характер свадьбы указывают и названия вступающих в брак людей. Так, слова "суженный" и "суженная" происходят от "судьбы". А "невеста" означает "неведомая, неизвестная": именно в таком качестве предстает до свадьбы девушка перед своим женихом.

 

Все в день венчания было символичным, все имело значение. Возьмем хотя бы погоду. Считалось, что если на свадебный поезд обрушатся  снег или дождь, то молодые будут  богато жить. При этом метель была нежелательна, так как она "выдует" все богатство. Погожий солнечный день на венчание указывал на то, что молодые будут жить "красно, но бедно". Вихрь с пылью считались "не к добру".

 

Венчание происходило  обычно вечером. Но уже с самого раннего  утра подружки невесты и ее крестная мать начинали снаряжать виновницу торжества к венцу: умывали, накрашивали, одевали в венчальное платье и навешивали на нее как можно больше украшений. В воду для умывания обязательно клали серебро. Считалось, что серебряная вода защитит невесту от сглаза, а также придаст ей больше красоты и здоровья. Оставшуюся после умывания воду считали магической: ее разбрызгивали над подружками невесты, чтобы они скорее вышли замуж. В некоторых регионах невесту умывали вином. После обряда умывания невесту усаживали на мех в святой угол, под иконы. Подружки рассаживались по лавкам и пели свадебные песни.

 

- Ты вставай-ка, красна девица,

Сговоренка  сговоренная,

Красна девка  зарученная,

Не пора те спать, пора вставать,

Пора горенько те мыкати,

У тебя у красной девицы,

Много горя, много  кручины,

 В ожидании свадебного  поезда невеста угощала подружек  пряниками, леденцами, орехами  и исполняла прощальные песни.  Все это время ей полагалось  быть грустной, так как существовало  поверье, если невеста мало  плачет перед свадьбой, то будет много плакать после нее. Невесте необходимо было "выплакать все слезы заранее".

- А  уж как я же, молодешенька,

Умывалась горючими слезами,

Утиралась рукавишком…

 

В то же самое время  в парадно убранной комнате дома невесты ставили столы, укрывали их брачными скатертями и заставляли столовыми приборами. Во все четыре угла комнаты ставили по одной иконе. На возвышении готовили место для жениха и невесты: клали бархатные или золотые изголовья и покрывали их соболями. Над местом для жениха и невесты прибивала икону. Перед ним ставили стол, накрытый тремя скатертями, с солонкой и калачом.

 

Когда все приготовления  к приему свадебного поезда жениха были завершены, на голову невесте возлагали  венец - символ девичества - и торжественно вели ее в парадное помещение. Впереди невесты шли женщины-плясицы, которые сопровождали шествие плясками и песнями. За ними следовали каравайники, которые несли на полках, обшитых богатыми материями, караваи. На караваях лежали золотые монеты. За каравайниками тянулись свечники с венчальной свечой невесты и фонарщики с фонарями для свечей. Рядом с венчальной свечой несли обручальные кольца и особую богоявленскую (водокрещенную) свечу, от которой зажигались венчальные свечи. За слугами шел дружка невесты и нес большую металлическую посудину с собольими и беличьими мехами, шитыми золотом платками, деньгами и хмелем. Чуть впереди невесты шли два человека, которые следили за тем, чтобы ей никто не перешел дорогу. За ними выступала сама невеста с бумажным платком или простым полотенцем на лице. Ее вели под руки две свахи. За невестой шествовали сидячие боярыни, две из которых держали в руках блюда. На одном блюде находились кика (головной убор замужней женщины), гребешок и чарка с медом, разбавленным водой или вином. На другом блюде лежали отрезы ткани и полотенца для гостей.

Большую посудину, которую нес дружка невесты, и блюдо с полотенцами ставили на стол перед местом для новобрачных. Невесту сажали на место для новобрачных. Все гости со стороны невесты рассаживались по своим местам, согласно их свадебному чину.

 

Параллельно шли своим  чередом приготовления в доме жениха. Одетого к венчанию жениха благословляли и наделяли деньгами. При этом родители с образами в  руках подходили к сыну. Тот  кланялся им в ноги, целовал образа и получал родительское благословение. Между тем на дворе жениха собирался свадебный поезд. Приятели жениха подносили ему символические подарки, выражавшие пожелания сытной и безбедной семейной жизни.

 

Отправление свадебного поезда сопровождалось магическими обрядами и заклинаниями против нечистой силы. Сваха в вывернутой мехом наружу шубе ходила по двору и осыпала людей и коней смесью хмеля и овса ("осыпалом"). За ней следовал сват, который поливал коней брагой. При этом сват старался огреть сваху кнутом. Таким манером свах и сваха отпугивали враждебные силы от свадебного поезда жениха. Непосредственно перед отправлением тысяцкий обходил свадебный поезд и кропил людей и лошадей святой водой. В пути свадебный поезд поджидали всевозможные преграды: то завал из бревен, то натянутые через дорогу веревки, то "посты" из односельчан, требовавших деньги и выпивку. Чтобы преодолеть очередную преграду, необходимо было заплатить выкуп. Проезд без выкупа считался неприличным. Размер выкупа зависел от финансовых возможностей жениха, но главным образом от умения торговаться. Торги входили в обязанность тысяцкого и, как правило, заканчивались на заранее приготовленном полуштофе.

Перед воротами дома невесты  первым выходил из повозки тысяцкий, который расчищал дорогу жениху. Иногда свадебный поезд Жениха подъезжал к закрытым воротам дома невесты. Поезжане стучали дубинками в ворота, но родные невесты не спешили их впускать на двор. Тогда тысяцкий подходил к окну, где ему сообщали, что жених должен пройти ряд испытаний (например, отгадать несколько загадок или заплатить откупную), чтобы заполучить свою невесту. После многочисленных переговоров и денежных выплат тысяцкий подносил родне невесты пирог, вино и деньги, - и свадебный поезд, наконец, впускали в избу, где в ожидании томилась невеста.

Сватушко и  сваханька!

Подойдите к  нам поближе –

Мы поклонимся вашей милости пониже.

Я – дружка,

Ноги с подходом, руки с подносом,

Язык с приговором.

Что у вас  есть в печи –

То к нам  на стол мечи,

Что у вас  на залавке – 

Вези к нам  на салазках,

Что в голбице  –

Принеси молча,

Обед собирай

Первыми заходили каравайники  с караваями, свечники с венчальной свечой жениха и фонарщики. За ними следовали священник с крестом, бояре и, наконец, сам жених с  тысяцким под руку. Завершали процессию  остальные поезжане.

Информация о работе Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра