Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Свадебный обряд один из наиболее сложных компонентов традиционной бытовой культуры. Он состоит из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического, игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения, жилища, свадебные повозки и помещение, атрибуты магических действий и тому подобное), словесного, музыкального фольклора и так далее. Он связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, верований.

Содержание

Введение …………………………………………………………… стр.
ВОПРОС I Традиционные свадебные обряды России
1. Формирование свадебной обрядности…………………………………. стр.
2. Основные элементы и значение свадебного обряда…………...стр.

ВОПРОС II Свадебные обряды Древней Руси
1. Деревенский (традиционный) обряд…………...стр.
1.1 Сватовство…………...стр.
1.2. Осмотр хозяйства жениха и смотрины невесты…………...стр.
1.3 Сговор, обручение и запой…………...стр.
1.4 Девичник, молодечник (мальчишник)…………...стр.
1.5 Свадебный поезд. Венчание…………...стр.
1.6 Свадебный пир…………...стр.
1.7. Первая брачная ночь…………...стр.
1.8. Второй день свадьбы…………...стр.
1.9. Первый год супружеской жизни…………...стр.
2. Княжеская (царская) свадьба…………...стр.

ВОПРОС III . Свадебный обряд в наши дни
1. Современная свадьба…………...стр.
2. Сравнительный анализ современной свадьбы со свадебным обрядом Древней Руси…………...стр.

Вывод…………...стр.
Сценарий свадебного древнеславянского обряда…………...стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по СКД 3 курс.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

В избе тысяцкий должен был  выкупить места для всех участников свадебного поезда, после чего он подходил к месту, где сидела невеста. Место  подле невесты, занятое ее старшим  братом (или другим родственником), также обязан был выкупить тысяцкий. Старший брат требовал от тысяцкого платы за все выпитое и съеденное невестой за годы жизни в родительском доме. Тысяцкий вынимал из кошелька копейку, на что брат возражал, что копейки недостаточно. Торг продолжался до тех пор, пока тысяцкий не предлагал 5, а то и 10 копеек. В результате брат выходил из-за стола и уступал свое место рядом с невестой жениху.

 

В некоторых местностях невесту приводили в помещение, где уже собрался свадебный поезд  жениха, только после уговоров тысяцкого. Выход невесты осуществлялся  в игровой форме.

Первыми перед женихом  появлялись две подружки невесты, которые  спрашивали: "Двоим идти или третью вести?" Гости требовали "вести третью", после чего подружки выводили невесту с закрытым лицом. При этом за невестой заметали пол лиственными вениками, чтобы избежать дурного сглаза.

 

Погляди-ко ты, жених, на невесту ту,

Не слепую ли тебе привели,

Не немую  ли тебе привели?

 

При первой встрече с  женихом невеста старалась ущипнуть его или дернуть за край одежды, чтобы быть главной в семье.

 

Когда гости рассаживались  за столом, начинали разносить яства.

Между тем тысяцкий подходил к родителям невесты и просил благословения, после чего разрезал каравай, стоящий перед женихом и невестой, на мелкие кусочки и клал их вместе со множеством ширинок (полотенец и отрезов ткани) на большое блюдо. Блюдо тысяцкий передавал своему помощнику, который раздавал куски каравая и ширинки гостям. Сам тысяцкий принимал из рук невесты богато вышитый убрус (полотенце) и подносил его жениху. Сваха продолжала беспорядочно одаривать всех присутствовавших на свадьбе осыпалом.

 

Когда на столе появлялось третье блюдо, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения везти молодых в церковь. Все гости вставали, родители невесты брали в руки образа в богатых окладах. Родители невесты брали дочь за руку и торжественно передавали ее жениху. После этого отец ударял невесту плетью со словами: "По этим ударам ты, дочь, знаешь власть отца. Теперь эта власть переходит в другие руки. Вместо меня за послушание тебя будет учить этой плетью муж!". Отец невесты передавал плеть жениху, который в свою очередь произносил, закладывая плеть за кушак: "Я не думаю иметь в ней нужды, но беру ее и буду беречь как подарок". Во время этого обряда гости начинали потихоньку выходить во двор, где перед крыльцом стояло множество подводов и оседланных лошадей. Родители молодых оставались у себя дома и на церковном венчании не присутствовали. Мать жениха была озабочена приготовлением свадебного застолья, которое устраивали после венчания в доме жениха.

 

Чтобы защитить молодых  от порчи, при выходе из избы перед  ними ставили решето с овсом, в  которое каждый из них должен был наступить одной ногой. В порог втыкали горящую лучину, через которую необходимо было перешагнуть.

На пороге жених и  невеста отвешивали три земных поклона, получая родительское благословение. На венчание жених и невеста ехали порознь: невеста - в повозке (зимой - на санях), жених - на коне. Две свахи, женихова и невестина, вели новобрачную под руки к повозке, убранной атласом и коврами. Лицо невесты "во избежание сглаза" было закрыто белым покрывалом. Невеста садилась в повозку вместе с двумя другими свахами. Жених трогался первым и должен был прибыть к церкви раньше невесты. В пути строго следили, чтобы между конем жениха и повозкой невесты никто не прошел. В любом случае, даже новобрачные из самых бедных семей добирались до церкви верхом или в повозке, но никогда пешком. На пути свадебного поезда односельчане устраивали препятствия, от которых нужно было откупиться.

 

При приближении свадебного поезда к церкви начинали звонить  колокола. Колокольный звон оговаривали  и оплачивали заранее, также как и церковное пение. Когда женились дети из богатых семей, церемония венчания представляла собой незабываемое по красоте и широте размаха зрелище, на которое собиралось все население близлежащих деревень.

 

У церкви жених и невеста сходились вместе. При этом свахи обращали внимание на то, кто первым возьмется за ручку церковной двери: тот и будет верховодить в семейной жизни. Во время прохода жениха и невесты по церкви дорогу разметали веником. Под ноги молодым расстилали полотно и бросали деньги, чтобы жизнь была богатая. Место перед алтарем устилали кусками материи (холстиной).. Жених и невеста подходили к алтарю и вставали на холстину жених - слева, невеста - справа.

 

Гости обращали внимание на то, кто из молодых раньше другого наступит на подножку перед аналоем, а затем - и на холстину. Пока молодые находились внутри храма, ясельничий с помощниками стерег коня жениха и повозку невесты, строго следя за тем, чтобы между ними не прошла ни одна живая душа.

 

Первым делом священник  спрашивал у молодых, нет ли какого-либо препятствия для брака, и согласны ли молодые вступить в брак. Затем он надевал жениху и невесте обручальные кольца, которыми они троекратно обменивались. Если во время обмена обручальное кольцо падало, то, считалось, что житье молодой пары будет худым. Священник благословлял молодоженов и трижды обводил их вокруг аналоя. На протяжении всего венчания жених и невеста держали в руках зажженные венчальные свечки. При этом считалось, что кто выше держит свечку, тот и будет главой в доме. Погасшая венчальная свеча предрекала скорую смерть тому, в чьих руках она погасла. В конце церковного обряда обе венчальных свечи старались задуть одновременно, чтобы жить дружно и умереть вместе. Огарки от венчальных свечей сохранялись и зажигались при первых родах молодой, чтобы облегчить их.

 

По завершению обряда венчания с невесты снимали покрывало. Священник читал новобрачным  нравоучение: наставлял их ходить в  церковь, слушать своих духовников, соблюдать посты и церковные  праздники, почитать родителей, подавать милостыню, а мужу повелевал учить жену палкой. Затем он брал молодую жену за руку и вручал ее мужу с приказом поцеловаться. Иногда новобрачная в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога. В знак будущего покровительства и защиты супруг покрывал жену полой своего одеяния. После этого священник протягивал новобрачным деревянную чарку с вином, от которого они по очереди отпивали 3 глотка. Муж допивал остатки вина и бросал чашу на пол. Существовало поверье, кто из молодоженов быстрее наступит на чашу, тот будет главой семьи. При выходе из церкви сваха осыпала молодоженов семенами льна и конопли. Гости старались ухватить молодую жену за рукав, делая вид, что хотят разлучить ее с новоявленным супругом. Та же все теснее прижималась к мужу. Между тем тысяцкий посылал дружку к родителям новобрачных с вестью о свершившемся венчании. Но сначала тысяцкий разрезал свадебный каравай, и священник отсылал его отцам новобрачных как залог будущего единства и родственной привязанности.

 

В церковной сторожке или позже в доме супруга над  новобрачной совершали обряд  окручивания. Молодой жене заплетали 2 косы, как символ замужнего положения {в противовес девичьему статусу, ассоциировавшемуся с одной косой). Косы делали две свахи, женихова и невестина. Считалось, чья сваха быстрее заплетет косу, того пола будет первый ребенок: если сваха жениха - тогда мальчик, если сваха невесты - то девочка. Косы укладывали вокруг головы и сверху надевали головной убор замужней женщины (кичку, кокошник, очипок, жуток или фальшонку). На голову новобрачной из бедной семьи накидывали обычный платок, который завязывали определенным образом - по-бабьи. Обряд окручивания знаменовал переход девушки в положение замужней женщины.

Между тем приятели жениха угощали священника и служителей церкви привезенными дарами. Обычно это были куски отварного мяса, пироги и вино.

 

После венчания свадебный  поезд с шумом объезжал всю  деревню, непременно проезжая по центральной  улице и посещая "святые места" (часовни, монастыри, источники), после чего молодожены отправлялись в дом мужа. Если венчание происходило днем, то новобрачные разъезжались по домам вплоть до самого вечера, когда жена отправлялась на праздничный пир в дом своего супруга.

 

Родители жениха (или  одна свекровь в сопровождении нескольких женщин) выходили встречать свадебный поезд к околице. Завидев его издалека, женщины затягивали песню. Дорогу к дому перед молодоженами разметали вениками и застилали холстами. Во время шествия жениха и невесту забрасывали "осыпалом" и деньгами, которые потом собирали и отдавали молодым. Отец мужа встречал новобрачных с иконкой, а мать - с хлебом-солью в руках. Хлеб разламывали над головами новобрачных на 2 половинки. Каждый из супругов должен был хранить свою половинку хлеба до конца жизни. Родители жениха благословляли молодых, а те в ответ кланялись родителям в ноги. Считалось, если молодожены поклонились одновременно, значит, жить они будут дружно. После этого новоиспеченную пару трижды обводили вокруг праздничного стола, чтобы "облегчить привыкание молодой хозяйки к новому месту". Тысяцкий усаживал молодых за свадебный стол на лавку, покрытую шубой, вывернутой мехом наружу. Мать мужа снимала ухватом или сковородником с молодой жены фату ("вскрывала молодую"), здоровалась с ней и подносила подарки. И тут начинался свадебный пир.

 

 

1.6 Свадебный пир

 

Свадебный пир был  неотъемлемой частью свадебного ритуала  русского народа. Его готовили всем селом, и о нем потом долго  вспоминали, как о важном общественном событии. Отсутствие свадебного застолья публично осуждалось, поэтому даже бедные семьи старались изыскать средства, чтобы приготовить достойный стол.

 

Чарочка моя  серебряная,

На золотом  блюдечке поднесённая! -

Кому чару пить, кому выпивать?

Пить чару, выпивать чару Александру,

Александру  Михайловичу,

Наталье, Наталье  Семеновне! -

На здоровье, на здоровье, на здоровьице им.

 

Первый стол назывался "свадебным". Молодые за ним  ничего не ели и не пили, а только принимали поздравления, хотя им то и дело подносили различные яства. Когда гостям выносили третье блюдо - жареного лебедя (гуся, индейку), перед новобрачными ставили жареную курицу. Тысяцкий заворачивал курицу во вторую скатерть (из трех, постеленных на столе перед новобрачными) и просил у родителей мужа, чтобы они благословили "вести молодых опочивать". После этого тысяцкий уносил символическую курицу в сенник или подклет, где было приготовлено брачное ложе. Следом в сенник уводили самих новобрачных. При этом отец жениха провожал их у двери парадного помещения, где был накрыт свадебный стол; а мать в вывернутой наизнанку шубе и с осыпалом в руках встречала их у дверей сенника.

 

С уходом молодоженов  свадебный пир нисколько не утихал: накрывали второй стол - "горный", к которому подъезжали родственники и гости со стороны невесты. Вновь прибывших встречали у крыльца водкой. Первыми входили сваты невесты, которые спрашивали о похищенной дочери, всем своим видом изображая гнев и негодование. Родственники жениха признавались в воровстве, после чего молодых торжественно выводили к гостям. Новобрачная одаривала родственников мужа подарками, при этом она кланялась, обнимала и целовала их. Новобрачных усаживали за стол и ставили возле них две бутылки вина, связанных красной или розовой лентой. Эти бутылки молодым полагалось унести с собой, когда они отправятся почивать.

Молодожены падали в  ноги родителям с просьбой благословить их на брачное ложе. После этого  тысяцкий и сваха в сопровождении  шума и музыки отводили молодых обратно  в сенник

1.7. Первая брачная ночь

 

Брачное ложе начинали готовить накануне или утром в день венчания. Стелила его особая сваха с помощниками. Устраивали брачное ложе в не отапливаемом помещении, чаще всего в сеннике. Над помещением не должно было быть земли, чтобы исключалось всякое сходство с могилой. Сначала сваха обходила ложе с рябиновой ветвью в руках. Предварительно на коре рябины вырезались магические знаки, отпугивающие злых духов. За свахой следовало человек 50-100, которые несли разные принадлежности брачного ложа. Стены и помост сенника выстилались коврами. По четырем углам помещения втыкалось по стреле, на которые вешали по одному (и более) соболю. На царской свадьбе на одну стрелу вешали 40 соболей. На оконечность стрелы насаживали по калачу. На угловых лавках ставили по одной емкости питейного меда. Над дверью и под окнами сенника, как внутри, так и снаружи, прибивали по кресту. Только после этого в помещение вносили большой крест и иконы Спаса и Богородицы, вслед за которыми несли постель. Брачную постель стелили на кровати или на широкой скамье. Сперва настилали снопы, поверх снопов - ковер, а на него - две и более перины и шелковую простыню. В изголовье клали 2 подушки в шелковых наволочках. Постель накрывали холодным одеялом. На подушку клали шапку, а в ноги - теплое соболье или кунье одеяло, шубу и ковер. Поверх всего стелили простыню. Над постелью вешали занавеси из тафты. Во главе брачного ложа ставили образа и большой крест. Вокруг постели клали различные орудия труда (чтобы рождались хорошие работники) и ставили кадки с пшеницей, рожью, овсом и ячменем. Последние символизировали материальное изобилие.

 

Войдя в сенник, сваха  и тысяцкий тщательно осматривали  помещение на предмет наличия  вещей, способных нанести новобрачным  порчу. Тысяцкий раздевал молодого мужа, а сваха - молодую жену. Прежде чем оставить новобрачных одних, провожатые давали им последние наставления и желали счастья. Уходя, тысяцкий крестил дверь кнутом.

 

Иногда укладывание  новобрачных сопровождалось оригинальным обычаем, который назывался "греть  постель молодым". Тысяцкий и сваха ложились в приготовленную постель и требовали от новобрачных выкуп.

 

Эх, молодая  свахонька,

Молодой сватушко!

На подклет  поведу, за хохол потрясу,

Молодую повалю!

В старину, а также  в некоторых регионах вплоть до XIX века существовал древние обряд  разувания, оставшийся в наследство от языческих времен. Согласно нему, молодая жена в знак покорности должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог лежала монета. И если жена первым снимала именно его, то это было хорошим знаком. В противном случае считалось, что женщина обречена на то, чтобы до конца дней своих разувать мужа и во всем угождать ему. После этого молодой супруг легонько ударял свою женушку плетью, полученной от тестя непосредственно перед отъездом в церковь. Все это время снаружи сенника караулил ясельничий с обнаженным мечом.

В древности обычай разувания  изображал покорность и рабское  повиновение жены и был распространен  повсеместно, причем не только на Руси. Так, в Германии во времена Реформации молодая супруга в первую брачную  ночь снимала сапог и клала его в изголовье постели, выражая тем самым покорность мужу. Даже в боярских и княжеских браках совершался обычай разувания и трехкратное ударение жены плеткой, которую клали вместе с гостинцами в свадебный ларец. Истории известны единичные случаи, когда свежеиспеченные жены отказывались следовать установленному обычаю. В частности Рогнеда, дочь Полоцкого князя Рогволода, не захотела разувать Владимира "Красное солнышко". Причины отказа были достаточно вескими: Владимир не только был сыном рабыни, но также убийцей отца и братьев Рогнеды, которая, кстати, являлась невестой его брата Ярополка.

 

Для молодоженов брачная  ночь редко оказывалась спокойной. Уже спустя какое-то время родители жениха посылали тысяцкого узнать "о  здоровье новобрачных". Если молодой отвечал, не отворяя двери, что он - в полном здравии, это означало, что все прошло благополучно. Тысяцкий спешил сообщить гостям хорошую новость, так как за это его одаривали подарками. Свадебные гости направлялись гурьбой в сенник и кормили новобрачных той самой жареной курицей, которую тысяцкий заворачивал в скатерть. Новобрачный должен был отломать у курицы ножку и крылышко и бросить их через плечо. Пока молодые ужинали курицей, гости пили вино и произносили поздравления. После ужина молодые возвращались в постель, а гости - к свадебному столу.

Информация о работе Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра