Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:06, реферат
Краткое описание
Кинемато́граф отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф и кинематогра́фия. Кинематограф был изобретён в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноиску́сство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука кинове́дение.
Содержание
Рождение кинематографа Эпоха немого кино Период звукового кино Технические особенности кинематографа Цифровой кинематограф Выразительные средства кино Жанры кино Семиотический анализ фильма «Матрица» Список используемой литературы
Кинемато́граф отрасль человеческой
деятельности, заключающаяся в создании
движущихся изображений. Иногда также
упоминается как синемато́граф и кинематогра́фия.
Кинематограф был изобретён в XIX веке и
стал крайне популярен в XX веке. В понятие
кинематографа входят киноиску́сство
— вид современного изобразительного
искусства, произведения которого создаются
при помощи движущихся изображений, и
киноиндустрия (кинопромышленность) —
отрасль экономики, производящая кинофильмы,
спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию,
и демонстрирующая эти произведения для
зрителей. Произведения киноискусства
создаются при помощи кинотехники. Изучением
кинематографа занимается наука кинове́дение.
Влияние кинематографа на культуру и
искусство бесспорно, высказываются даже
предположения о значимости влияния кинематографа
на политику и экономику. Во многих странах
киноиндустрия является значимой отраслью
экономики. Производство кинофильмов
сосредоточено на киностудиях. Фильмы
демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению,
распространяются «на видео» в форме видеокассет
и видеодисков.
Исторически кинематограф появился в
результате решения задачи по закреплению
на материальном носителе изображения
непрерывного движения объектов и проекции
этого движения на экран. Для решения этой
задачи необходимо было создание сразу
нескольких технических изобретений:
гибкой светочувствительной плёнки, аппарата
хронофотографической съёмки, проектора
быстро сменяющихся изображений. Первая
гибкая светочувствительная негорючая
плёнка была изобретена русским фотографом
И. В. Болдыревым (1878—1881), затем американскими
изобретателями Г. Гудвином в 1887 и Дж. Истменом
в 1889 была создана горючая, целлулоидная
пленка. Первые же аппараты хронофотографической
съемки были сконструированы в 80-х годах
XIX века. К ним относятся: «фоторужьё» французского
физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского
изобретателя О. ле Пернса (1888), аппарат
английских изобретателей У. Фризе-Грина
и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа
В. А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского
физиолога Ж. Демени (1892). Пионерами в создании
аппаратов для проекции на экран быстро
сменяющихся изображений были: немецкий
и русский фотографы О. Анщюц и В. А. Дебюк,
создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах
проекционные аппараты различной конструкции,
но с одинаковым названием — «Тахископ»,
французский изобретатель Э. Рейно, создавший
в 1892 году проектор под названием «Оптический
театр», и русские изобретатели И. А. Тимченко
и М. Ф. Фрейденберг (1893); Братья Люмьер.
Изобретениями наиболее приблизившиеся
к кинематографу по своим техническим
характеристикам являются: «кинетоскоп»
Эдисона, аппарат И. А. Тимченко (1893), «хронофотограф»
Ж. Демени (1893), проектор американского
изобретателя Ж. А. Ле Роя (1894), проектор
«паноптиком» американского изобретателя
У. Латама (1895), «плеограф» польского изобретателя
К. Прушинского (1894) и др. А уже в 1895—1896
годах были изобретены аппараты, сочетающие
в себе все основные элементы кинематографа:
во Франции — «синематограф» братьев
Л. и О. Люмьер (1895) и «хронофотограф» Ж.
Демени (1895); в Германии — «биоскоп» М.
Складановского (1895) и кинопроектор О.
Местера (1896); в Англии — «аниматограф»
Р. У. Пола (1896); в России — «хронофотограф»
А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова
(1896), в США — «витаскоп» Т. Армата (1896).
Начало распространения кинематографа
было положено съёмкой и публичной демонстрацией
первых короткометражных фильмов. 1 ноября
1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал
свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже
братьями Люмьер был продемонстрирован
их «синематограф». В течении 1896—1897 годов
публичные демонстрации короткометражных
фильмов были произведены во всех мировых
столицах. В России первые показы были
организованы в апреле 1896 года в Москве
и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской
ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были
сняты первые отечественные любительские
киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров
и др.). Первая киносъёмка в Российской
империи была сделана фотохудожником
А.Федецким в Харькове (1,5 минуты, "Перенесение
иконы Озерянской Божьей матери"). Первым
российским документальным фильмом стал
в 1896 «Вид харьковского вокзала в момент
отхода поезда с находящимся на платформе
начальством».
2. Эпоха немого кино
Первые короткометражные фильмы (15—20
метров, примерно 1,5 минуты демонстрации)
были по большей части документальные,
однако уже в комедийной инсценировке
братьев Люмьер «Политый поливальщик»
отражаются тенденции зарождения игрового
кино. Небольшая длина первых фильмов
была обусловлена техническим несовершенством
киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м
годам длина кинокартин увеличилась до
200—300 метров (15—20 минут демонстрации).
Совершенствование съёмочной и проекционной
техники способствовало дальнейшему увеличению
длины фильмов, качественному и количественному
увеличению художественных приёмов съёмки,
актёрской игры и режиссуры. А широкое
распространение кинематографа и популярность
кинематографа обеспечили его экономическую
выгодность, что, однако, не могло не сказаться
на художественной ценности снимаемых
кинокартин. В этот период с усложнением
и удлинением сюжета фильмов начинают
формироваться жанры кинематографа, оформляется
их художественное своеобразие, создается
специфический для каждого жанра набор
изобразительных приёмов. Наивысшего
своего расцвета «немое» кино достигает
к 20-м годом, когда оно уже вполне оформляется
как самостоятельный род искусства, обладающий
своими собственными художественными
средствами.
3. Период звукового кино
Ещё до начала XX века Томас Эдисон пытался
синхронизировать кинескоп c фонографом,
но потерпел неудачу. Однако впоследствии
Уильям Диксон соавтор Эдисона утверждал,
что ему уже в 1889 году удалось создать
кинетофонограф — прибор, воспроизводивший
звук и изображение одновременно. Однако
не существует никаких доказательств,
подтверждающих его слова.
В ранний период кинематографа, звуковое
кино пытались создать во множестве стран,
но столкнулись с двумя основными проблемами:
трудность в синхронизации изображения
и звука и недостаточная громкость последнего.
Первая проблема была решена путём записи
и звука, и изображения на одном и том же
носителе, но для решения второй проблемы
требовалось изобретение усилителя низкой
частоты, что произошло лишь в 1912 году,
когда киноязык развился настолько, что
отсутствие звука уже не воспринималось
как серьёзный недостаток.
В результате патент на ту систему звукового
кинематографа, которая впоследствии
совершила звуковую революцию, был получен
в 1919 году, но кинокомпании не обратили
никакого внимания на возможность кино
заговорить, желая избежать удорожания
стоимости производства и проката кинофильмов
и потери иноязычных рынков. Пока в 1925
году компания Warner Brothers, находившаяся
на грани банкротства, не вложилась в рискованный
звуковой проект.
Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько
звуковых фильмов, состоящих в основном
из музыкальных номеров, но особого успеха
у зрителей они не имели. Успех пришёл
только с фильмом "Певец джаза", в
котором кроме музыкальных номеров Эла
Джолсона присутствовали и его короткие
реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры
"Певца Джаза" — принято считать
днём рождения звукового кино.
4. Технические особенности
кинематографа
Хотя первый примитивный цветной фильм
(с красно-зелёной гаммой, без синего цвета)
вышел ещё в 1922 году, он не впечатлил зрителей.
Первый «полноценно цветной» короткометражный
фильм системы «Technicolor» под названием
«La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный
цветной фильм «Бекки Шарп» американского
режиссёра армянского происхождения Рубена
Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято
считать годом появления цветного кино.
В СССР первый игровой цветной фильм «Груня
Корнакова» был снят уже в 1936 году.
В 1950-х годах технический прогресс зашёл
ещё дальше. Разработка и внедрение магнитной
записи и воспроизведения звука, а также
создание и освоение новых видов кинематографа
(панорамного, стереоскопического, полиэкранного
и др.) привели к значительному повышению
качества показа фильмов, стали говорить
об «эффекте присутствия» зрителя. Впечатление
усиливалось стереофоническим воспроизведением
звука, позволявшем создавать «пространственную
звуковую перспективу» — звук как бы следует
за изображением его источника, вызывая
иллюзию реальности источника звука.
В настоящее же время существуют очень
сложные системы звукового сопровождения
кино. Число отдельных звуковых каналов
доходит до 7 и 12. Всё это призвано усилить
глубину погружения зрителя в атмосферу
просматриваемого фильма.
Важнейшими понятиями в кинематографе
является ширина и высота. В течение большей
части истории кинематографа отношение
горизонтальной к вертикальной стороне
кадра примерно 4:3 (4 единицы в ширину к
3 единицам в высоту; иногда ещё записывается
как 1,33:1 или просто 1,33) — сложившееся ещё
во времена Эдисона и Люмьеров в силу достаточно
случайных причин, хотя и близкое к самому
распространенному формату полотна в
живописи. Это же отношение было перенято
и телевидением. Дело в том, что поле зрения
человека имеет соотношение отнюдь не
4:3. Ведь у человека 2 глаза, расположенных
на одной горизонтальной линии — следовательно,
поле зрения человека шире и приближается
к соотношению 2:1. Поэтому, при возникновении
сильной конкуренции со стороны телевидения
кино стало активно обращаться к широкому
экрану, в котором постепенно утвердились
два основных формата: 2,35:1 (то есть примерно
7:3) и 2,2:1. Существуют экспериментальные
фильмы с иным соотношением (например,
круговая панорама с обзором 360°).
Однако широкоэкранное кино никак не
могло претендовать на всеобщее применение,
поскольку оно подходит для масштабных
эпических композиций, но ни в коем случае
для камерного психологического кино
(не только из общеэстетических соображений,
но из элементарного обстоятельства, что
на изолированном крупном плане человеческого
лица при широкоэкранной съемке примерно
две трети кадра остаются незаполненными).
В то же время, и классическое соотношение
4:3 не всегда является выигрышным, и как
только возник сам по себе вопрос об изменении
всей технологии кинопроцесса, кинематограф
стал тяготеть к соотношению сторон близкому
к золотому сечению (это примерно 1,62:1)
В результате появился формат 5:3 (1,66:1),
на который довольно быстро перешло западноевропейское
кино; в США же стал доминировать формат,
промежуточный между европейским и широким
— 1,85:1.
Изменение формата кадра, во-первых, позволило
более органично использовать заложенный
в кинематографе изобразительный потенциал,
а во-вторых, само по себе наличие нескольких
форматов дало кинематографистам возможность
выбрать тот из них, который наиболее адекватен
поставленной художественной задаче,
что способствовало как увеличение эстетического
качества среднестатистического фильма,
так и росту авторской свободы.
Эффект «25 кадра». Кинокамера фиксирует
фазы движения объекта на киноплёнке в
виде ряда последовательных фотоснимков
(кадров киноизображения). Затем эти кадры
проецируются на экране. Частота кадров
старых чёрно-белых фильмов составляла
1000 кадров в минуту (16⅔ кадра в секунду). Позднее было
экспериментально выявлено, что человек
начинает воспринимать движение как плавное,
начиная примерно с 24 кадров (фаз движения)
в секунду, что и стало стандартом для
съёмки практически на весь XX век. В современных
кинотеатрах минимальная частота проекции
составляет 48 мельканий в секунду (это
24 кадра в секунду при двойном мелькании
обтюратора).
В середине XX века был распространён
миф о том, что человеческий мозг якобы
может воспринять лишь 24 кадра в секунду
— а 25-й кадр, если его вставить в воспроизведение,
якобы будет восприниматься человеком
на подсознательном уровне. Из этого заблуждения
были сделаны выводы об эффективности
«феномена 25-го кадра» в различных видах
внушения и подсознательного воздействия
(например, в целях политической пропаганды,
коммерческой рекламы, при обучении иностранным
языкам, лечении от наркозависимости и
пр.). Здесь важно подчеркнуть, что верхняя
пороговая частота мелькания, воспринимаемая
человеческим мозгом, в среднем составляет
39—42 герца и индивидуальна для каждого
человека. Поэтому все вымыслы о влиянии
25-го кадра на подсознание человека не
имеют отношения к реальности.
Весь фокус в том, что применить «25 кадр»
возможно только в кинотеатрах — он показывается
в момент смены кадра, когда основное изображение
перекрыто обтюратором. Как известно,
один и тот же кадр показывается дважды,
причём продолжительность стояния кадра
и чёрного поля должны быть одинаковыми,
только для этого случая действительна
выбранная в кинематографе «критическая
частота мельканий» не ниже 48 Гц. В этом
случае показанный лишь один раз в секунду
«25-й кадр» будет незаметен зрителю. В
телекартинку невозможно вставить уже
«26-й кадр» на чёрное поле, в этот момент
происходит обратный ход луча развёртки.
Вставка же кадра в телекартинку вместо
кадра полезного изображения вызывает
неприятные ощущения и позволяет быстро
определить наличие «25 кадра», что и произошло
на Украине с видеоклипом «Если не будет
гражданской войны».
5. Цифровой кинематограф
В начале XXI века, с развитием цифровых
технологий записи изображения, появилось
понятие «цифровой кинематограф» или
«цифровое видео». Под этим термином понимают
новый вид киносъёмки, когда кадры записываются
при помощи цифровой камеры прямо на цифровой
носитель данных. В этом случае киноплёнка
для съемок становится ненужной, а кинопроектор
заменяется цифровым проектором, либо
с помощью лазерных рекордеров изготовляется
высококачественный интернегатив для
последующей печати фильмокопий. Современные
цифровые камеры обеспечивают очень высокое
разрешение изображения, хорошую цветопередачу
и широчайший, недоступный до недавнего
времени, спектр манипуляций с цветовой
гаммой изображения. Цифровые технологии
также предоставляют большие возможности
для использования видеографики и спецэффектов
в кино. Однако до сих пор стандартная
киноплёнка (35 мм) превосходит по разрешающей
способности все коммерчески доступные
цифровые камеры для кинопроизводства
фирм «Panavision» и «Sony».