Семиотика ритуала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:56, контрольная работа

Краткое описание

Ритуал уходит своими корнями в далекое прошлое, обожествляет прошлое, повторяет то, что когда-то уже произошло. Древние ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде творения мира. Люди, участвующие в ритуале, должны повторять действия, которые когда-то совершали боги. Например, свадьба - это повторение акта творения мира, соединение неба (Зевс) и земли (Гера). Новый год - это очищение от грехов и пороков, сопутствующих существованию во времени, и возвращение к первозданной чистоте рождения самого времени. Согласно мифологическому обладают первоначальные действия, совершенные первыми богами и первыми людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………….…………..3
Основная часть………………………………………………………….5
Ритуальный танец……………………………….………………7
Семейные обряды……………………………….……………..12
Ритуал гостеприимства…………………….…………………..14
Обряд перехода…………………………………………..…….16
Заключение……………………………………..………………………20
Список литературы………………………………..……………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство культуры Российской Федераци1.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств» в г. Архангельске

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Семиотика и лингвистика

На тему: Семиотика ритуала

 

 

 

Выполнила: Лудникова Е.А.

студентка 5 курса

факультета «Культурология»

Проверила: Петрова Н.А.,

к. филол. н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск, 2014

 

Содержание работы

 

  1. Введение…………………………………………………….…………..3
  2. Основная часть………………………………………………………….5
    1. Ритуальный танец……………………………….………………7
    1. Семейные обряды……………………………….……………..12
    2. Ритуал гостеприимства…………………….…………………..14
    3. Обряд перехода…………………………………………..…….16
  1. Заключение……………………………………..………………………20
  1. Список литературы………………………………..……………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Если на вопрос, что такое ритуал, большинство может дать тот или иной ответ, в большей или меньшей степени отражающий суть данного понятия, то по поводу семиотики многие просто пожмут плечами.

В момент совершения ритуала изменяются не только пространственный облик мира, форма организации коллектива, характер общения, но и уровень семиотичности. В ритуале, как правило, резко увеличивается количество используемых знаковых систем (словесный язык, музыка, жесты, пение, танцы и др.). Человек и все, что его окружает (постройки, утварь, элементы ландшафта), приобретают статус знаковых объектов. Происходит семиотическое удвоение мира, точнее переключение с одного вида реальности на другой, основным признаком которого является знаковость.

Ритуал - коллективное действие, имеющее символическое значение, сакральный смысл которого понятен только членам социума. Это действие, отражающее важные для данного общества социальные и биологические критерии и требующее применения специальных приемов.

В древних религиях ритуал был главным выражением культа высшей силы, т.е. ее почитания, обожествления, умилостивления, поклонения ей, жертвоприношения. Основные темы древнейших ритуалов – это сотворение космоса (миропорядка) из хаоса, природный круговорот жизни и смерти, зимы и лета, дня и ночи.

Ритуал уходит своими корнями в далекое прошлое, обожествляет прошлое, повторяет то, что когда-то уже произошло. Древние ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде творения мира. Люди, участвующие в ритуале, должны повторять действия, которые когда-то совершали боги. Например, свадьба - это повторение акта творения мира, соединение неба (Зевс) и земли (Гера). Новый год - это очищение от грехов и пороков, сопутствующих существованию во времени, и возвращение к первозданной чистоте рождения самого времени. Согласно мифологическому обладают первоначальные действия, совершенные первыми богами и первыми людьми.

Ритуальные темы главных и древнейших мифов в преобразованном, иногда ослабленном и даже не вполне осознаваемом виде присутствуют во всех ритуалах, связанных с жизненным циклом и хозяйственной деятельностью людей. Психологической основой этого переноса было уподобление, которое в мифологическом сознании сливается с отождествлением. Все важные и критические события в жизни первобытного коллектива и его отдельных членов не просто сопровождались некоторыми ритуалами, но переживались путем совершения обряда: встречи и проводы времен года (а это значимые вехи аграрного цикла); сев, жатва, молотьба (дни, которые, по пословице, год кормят); рождение, переход (посвящение) подростка в группу взрослых (обряд инициации), свадьба, смерть (похороны)... Обряды помогали социуму противостоять засухе или болезни, переживать опасные, трудные дни (такими, например, считались дни солнцестояния, стык старого и нового года, иногда новолуние), облегчали переход из одной фазы жизненного цикла в другую, задавали должную очередность действий при убое скота, переселении пчел. Многочисленные в древности праздники специально предназначались для отправления главных ритуалов в честь тех или иных божеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Ритуал, как коллективное действие, повторяет сакральный акт из мифологического сюжета и имеющее космическое значение. Посредством ритуала человек ощущает свою теснейшую связь со всей природой и с космосом. Большая часть ритуалов, осуществлявшихся в традиционном ( и особенно в первобытном) обществе, позволяла человеку почувствовать интимную связь, соединяющую человека с социумом, а также связь социума с природой. Речь идет, прежде всего, о календарных ритуалах, связанных с явлениями природы - сменой времен года, а также с поклонением солнцу, луне и звездам в моменты их особенного положения (солнцестояние, солнцеворот, солнечное затмение, полнолуние, и т.д.). Все эти явления занимали важное место в мифологическом сознании древних людей, сверявших ритм своей жизни с космическими событиями, что придавало ритуалам космическое измерение и вселенский смысл. Человек принимал активное участие в жизни природы, был убежден, что без его участия могут произойти катастрофические события, что придавало вселенский смысл соблюдению ритуала. Именно поэтому несоблюдение традиции жестоко каралось - ведь нарушение порядка природы, в сохранении которого принимала активное участие традиционная культура, могло, по мнению древних людей, повлечь за собой непредсказуемые последствия, включающие гибель всего социума.

Следует подчеркнуть, что ритуал и традиция - это очень жесткие и строгие системы социальной регуляции поведения человека. Их несоблюдение каралось смертью. Например, на Кавказе до сих пор соблюдается ритуал гостеприимства, за несоблюдение которого человеку грозит смерть. В древней Руси также строго соблюдали традиции гостеприимства, а если хозяин или хозяйка нарушили его, то их дом поджигали, следуя мифологической логике: пусть лучше сгорит один дом, чем погибнет все селение.

Вся традиционная культура (которая охватывает огромный исторический период до Нового времени, а также современный Восток) основана на ритуалах. В качестве примера восточных культур можно привести наш Кавказ. В исламских культурах главные обязанности человека закреплены в шариате и адате. Шариат регулирует религиозные обязанности и юридические нормы, адат контролирует семейную жизнь и хозяйственную деятельность. У абхазских народов имеется особая система регуляции - "аламыс", с трудом поддающееся определению. В самом общем виде его можно определит как систему нравственных ценностей, соблюдение которых выражается в высокопрестижном поведении. "Абхазский аламыс" - своего рода кодекс чести. Вместе с тем, это образ жизни и тот нравственный идеал, к которому человек должен стремиться. "Смысл жизни - в аламысе", - говорят абхазцы.

Действительно, следует признать, что соблюдение традиции и ритуала может быть источником глубоких переживаний, наполняющих вселенским смыслом жизнь индивида и связывающих его со всем социумом и с природой.

Многие ритуалы предполагают магический эффект. Ритуал - магическое действие, имеющее космический смысл. Их функции - упорядочить взаимоотношения между социумом и природой, обезопасить человека от влияния потусторонних сил, структурировать пространство и время, выделив центр и периферию, важные, ценностно-насыщенные моменты времени и ценностно-безразличные.

Виды ритуалов:

а) календарный (Троица, Новый год, Ивана Купалы, масленица, Пасха);

б) погребальный;

в) свадебный;

г) рождение ребенка;

д) инициации;

е) ритуал гостеприимства и обмена дарами;

ж) ритуальные жертвоприношения.

Ритуалы перехода, приобщавшие индивида к тайне потустороннего существования и подготавливавшие его к переходу из одного мира в другой, назывались в древности мистериями. Мистерии - экзотические праздники для посвященных, сопровождавшиеся приемом галлюциногенных средств. Изучение этих ритуалов сегодня вдруг стало очень актуальным, что связано с изучением возможностей человеческого мозга, открывающихся в результате использования психоделиков. Философское понимание существования становится значительно более сложным и приближается к образцам, открытым великими мистическими традициями мира.

Понимание специфики различий между ритуалом и этикетом имеет важное значение для характеристики существенных различий между разными типами культур и цивилизаций.

Ритуальный танец

Уникальный феномен танца возник из потребности человека выразить свой внутренний эмоциональный строй, чувство сопричастности окружающему миру. В живой и неживой природе любой процесс ритмичен и периодичен. Ритм является онтологической характеристикой. Было естественно воспринимать Космос величественным, гармоничным, ритмически организованным.

Заставив свое тело пульсировать в соответствии с космическими ритмами, человек ощущал свою включенность в структуру мирового бытия. Первобытный танец возник до музыки и существовал первоначально под ритм простейших ударных инструментов.

Ритмически организованное телодвижение оказывает сильное влияние на подсознание, а затем и на сознание. Это свойство танца, использующееся в танцевальной терапии сегодня, уходит корнями в древнюю традицию ритуальных плясок. Ритм связан с мышечной реактивностью человека. Об этом знали торговцы рабами, перевозившие в трюмах кораблей большое количество черных невольников: танец, спровоцированный ударными инструментами, успокаивал периодически возникавшее волнение среди рабов.

У древних народов военные ритуальные танцы проходили в мощных ритмизированных формах. Это приводило к слиянию участников танцевального действия и зрителей в едином ритмическом пульсе, что высвобождало колоссальное количество энергии, необходимое в военном деле. Давно замечено, что групповые ритмические телодвижения приводят к появлению мистического чувства родства, единения людей друг с другом. Поэтому многие народы имеют в своей истории танцы, построенные по принципу круга, танцы в кругу, сплетя на плечах друг друга руки или просто держась за руки. Танец давал необходимую энергию для переживания важных жизненных событий. Танец всегда имел своей целью соединение человека с могущественными космическими энергиями, расположение к себе влиятельных духов природы. Если ритуал переставал удовлетворять, то он умирал и на его месте формировался новый, более перспективный.

Танец как часть религиозного культа мог обеспечивать вхождение в особое психическое состояние, отличное от обыденного, в котором возможны различного рода мистические контакты с миром духовных энергий. Некоторые религиозные мыслители определяют такие танцевальные культы как попытку (по существу, механическую) прорыва к высшей духовности, возвращения духовной интуиции, ощущения полноты бытия, утраченные в связи с постигшей человечество на заре истории метафизической катастрофой. Следствием этого рокового события для человека явился разрыв с Богом и вечные мучительные поиски возвращения былой гармонии с собой и миром.

Тотемические пляски, которые могли длиться по нескольку дней, представляли из себя сложные многоактные действа, имели целью уподобление своему могущественному тотему. На языке северо-американских индейцев тотем буквально означает «его род». Тотемические мифы — это сказания о фантастических предках, потомками которых считали себя древние люди. Тотемом является не просто какое-либо животное, а существо зооморфного вида, способное принимать облик животного и человека. Тотемические ритуалы связаны с соответствующими мифами, которые поясняют их. Например, танец крокодила. Он (вождь племени, исполняющий этот танец) «…двигался какой-то особенной походкой. По мере нарастания темпа он все больше прижимался к земле. Его руки, вытянутые назад, изображали мелкую рябь, исходящую от медленно погружающегося в воду крокодила. Вдруг его нога с огромной силой выбрасывалась вперед и все тело начинало свиваться и скручиваться в острых изгибах, напоминающих движения крокодила, высматривающего свою жертву. Когда он приближался, становилось даже страшно».

В наскальных рисунках бушменов изображен любимый ими танец кузнечика-богомола, который являлся их тотемическим существом. На одном из рисунков фантастические человечки с головами кузнечиков легки и невесомы в танце, окружены тяжеловатыми фигурками людей, отхлопывающими в такт движения танцоров.

Тотемные танцевальные ритуалы были обращены к тотему, божественному существу, которое имело большое влияние на существование верившего в него древнего человека, помогали обрести силы, хитрости, выносливости и других качеств, присущих тому или иному тотему, заручиться его поддержкой.

Танец сама жизнь, сама ее правда, это развертывание мифа, это жизнь мифа. Интересно, что многие народы исполняли этот танец в особых случаях — войны, голода или какого-либо другого бедствия. Значит, это придавало им силы, помогало преодолеть трудности. Это не единственный пример, который можно привести в качестве иллюстрации данной темы. В научной литературе описаны такого рода события у различных народов.

Большое распространение имели женские обрядовые танцы, особенно в эпоху верхнего палеолита. Чаще всего они были связаны с культом плодородия. Исполнительницы изображали с помощью пластики движения и рисунка танца некоторое полезное для племени растение или животное. Вера в магию женского танца была очень велика, поэтому существовали наравне с мужскими военные и охотничьи женские ритуальные танцы, составлявшие часть общего ритуального действа. Эти танцы стремились обеспечить богатый урожай, победу в войне, удачу на охоте, уберечь от засухи. В них часто встречаются элементы колдовства. В женском танце соединились магия движения с магией женского тела. Обнаженное женское тело, как атрибут ритуальных танцев, встречается повсеместно, даже в условиях суровой климатической зоны.

Информация о работе Семиотика ритуала