Семиотика ритуала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:56, контрольная работа

Краткое описание

Ритуал уходит своими корнями в далекое прошлое, обожествляет прошлое, повторяет то, что когда-то уже произошло. Древние ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде творения мира. Люди, участвующие в ритуале, должны повторять действия, которые когда-то совершали боги. Например, свадьба - это повторение акта творения мира, соединение неба (Зевс) и земли (Гера). Новый год - это очищение от грехов и пороков, сопутствующих существованию во времени, и возвращение к первозданной чистоте рождения самого времени. Согласно мифологическому обладают первоначальные действия, совершенные первыми богами и первыми людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………….…………..3
Основная часть………………………………………………………….5
Ритуальный танец……………………………….………………7
Семейные обряды……………………………….……………..12
Ритуал гостеприимства…………………….…………………..14
Обряд перехода…………………………………………..…….16
Заключение……………………………………..………………………20
Список литературы………………………………..……………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство культуры Российской Федераци1.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Забыть-река. Есть такая река - выпьешь глоток воды и сразу забудешь все, что было. Забыть-река - славянская река Забвения - отталкивает все живое принимая только смерть, только то, что погребено и забыто. Изменение статуса человека в семейной обрядности получило символическое выражение как переход через воду или гибели в ней. Река всегда оказывалась последним и решающим препятствием на пути сказочных героев, возвращающихся из царства мертвых в царство живых, именно она окончательно останавливала бегущих. Река (часто огненная) - это магическое препятствие, граница, разделяющая жизнь и смерть.

Граница - пространственный рубеж, разделяющий "свой" и "чужой" мир. Границей могут быть межа, тын или забор, ворота, порог, окно, река. Порог служит местом перехода границы дом - двор, ворота же - перехода границы двор - не двор. "Своим" миром могут быть семья, дом, двор, община и ее угодья. Граница - место священное и, в то же время, преисполненное опасности из-за присутствия нечистой и неведомой силы.

Граница бывает замкнутой и незамкнутой. Замкнутая граница присуща освященным местам - пространству внутри церковной ограды, кладбищу, куда не допускается нечистое, например, нечистые покойники, самоубийцы, которых хоронят вне кладбища или на его границе, во рву. Способом создания невидимой и непроходимой для нечистой силы границы было очерчивание себя кругом с крестным знамением и молитвой или с матерной бранью, словами типа"чур".

Граница была как местом совершения обряда, так и местом, куда уносились опасные предметы, в основном связанные с погребением и смертью. Поскольку жизнь и смерть находятся по разные стороны водного пространства, то отсюда и особые ритуалы перехода: лужичане, возвращающиеся с погребения, выбирают путь через воду и зимою даже разрубают лед, чтобы река разделила их со смертью. Проточная вода очищает, освобождает от причастности к смерти живых, возвращающихся с похорон. Для удачной переправы покойного хоронят в ладье смерти, которую иногда сжигают.Смерть смертна, но вечно жива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Система ритуалов – это семиотическая система, которая представляет собой определенное содержание (информацию о мире) и специфический для данной конкретной семиотики способ хранения и передачи этой информации из поколения в поколение.

Ритуал - коллективное, массовое действие, предполагающее наличие очень тесной и неразрывной связи между индивидом и социумом. В ритуале индивид как бы теряет свое лицо, но приобретает особую силу, вытекающую из осознания своей тесной и неразрывной связи с природой и космосом.

Для современного человекам ритуал – это компонент плана выражения конфессиональной семиотики; для верующих он ценен своей традиционностью, индивидуально окрашенными эмоциональными обертонами, однако он утратил ту самодовлеющую фидеистическую актуальность, которой был наполнен для первобытного человека.

Ритуал предстает как самый древний способ хранения информации в бесписьменном обществе. Информация, запечатленная и сберегаемая в системе ритуалов определенного этноса, содержала в себе, во-первых, ту или иную картину мира и, во-вторых, некоторую модель (стереотип, образец) поведения людей в особо значимых ситуациях. Смысл ритуала – именно в повторении, в воспроизведении сложившейся у племени картины мира и представлений о должном поведении в ответственных и критических обстоятельствах. Соблюдение ритуалов ощущалось архаическим социумом как залог безопасности и процветания.

Ряд исследователей, ставящих вопрос о генезисе ритуала, приходят к выводу, что в филогенезе ритуальное действие было первым семиотическим процессом, на основе которого формировались мифологические представления и язык.

Итак, ритуал в качестве знаковой системы выступает средством общественной коммуникации в ее религиозных или светских формах. Номенклатура знаков ритуала не просто жестко определена, употребление любого знака в ритуале всегда мотивировано. Это значит, что знак в данном случае имеет совсем не условный и, следовательно, не случайный характер. Отношения между знаком и означаемой информацией определяется не простым соглашением участников ритуальной коммуникации. Между ритуалом и его значением устанавливается некая онтологическая зависимость. Значение ритуала воздействует на качество знаков, используемых для передачи этого значения.

Выбранный в качестве знака материальный объект одновременно передает информацию и вызывает определенные эстетические переживания. Постройка дома уподоблялась сотворению мира, свадьба – священному браку, болезнь – борьбе добрых и злых духов, похороны – уходу в иной мир для последующего воскрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977
  2. Мечковская Н. Б. Язык и религия.
  3. Самыгин С. И. Религиоведение: социология и психология религии. (священные ритуалы и церемонии) Ростов-на-Дону 1996.
  4. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
  5. http://anthropology.ru/ru/texts/morina/secular_29.html (ритуальный танец)
  6. http://filosof10.narod.ru/family/fm0401.htm (семейные обряды)
  7. http://www.humanities.edu.ru

 

 

 


Информация о работе Семиотика ритуала