Семья и традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 19:00, реферат

Краткое описание

Семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

В итоге многие врачи и психиатры теперь прописывают  своим пациентам физические упражнения — в особенности страдающим от депрессии. Правда, есть одна проблема: надо убедить их заняться спортом. Некоторые работодатели также вводят для своего персонала зарядку. Сообщается, что в результате реализации подобных программ у работников ослабевают тревожность, подавленность, напряжение, прежде всего в те дни, когда они выполняют упражнения; кроме того, растет производительность труда; сотрудники становятся добродушнее, у них в меньшей степени проявляются черты личностного типа Л.

Чем же объяснить  эти преимущества занятий спортом  для психического здоровья? В нескольких исследованиях подчеркивается, что они способствуют менее острому реагированию на стресс. Крюс и Ландерс сообщают о результатах проведенного метаанализа 34 подобных работ. Эффект тренировок, вероятно, связан с тем, что лучшая физическая форма дает человеку больше физиологических возможностей бороться со стрессом, а также с тем, что чувство уверенности в своих умениях убеждает людей: совладать со стрессом в их силах.

Нет ничего удивительного  в том, что занятия спортом  полезны для здоровья. Паф-фенбергер  и соавторы внимательно следили за состоянием 17 000 выпускников Гарварда на протяжении 16 лет. Исследователи обнаружили, что число сердечных приступов меньше среди тех, кто больше занимался физкультурой. Чтобы достичь максимальных результатов, оказалось достаточным заниматься по 30 минут в день. Среди тех, кто занимался спортом, случилось на 31% меньше смертельных исходов (рис. 8.1).

Установлено, что  бывшие спортсмены живут дольше остальных людей. Особенно поразительно влияние тренировок на вероятность сердечных приступов, но их эффект сказывается также на снижении риска раковых заболеваний, высокого кровяного давления, ожирения, диабета, остеохондроза, боли в спине и др. Ряд подробных исследований посвящен влиянию занятий аэробикой, плаванием или бегом трусцой на сердечно-сосудистую систему. Установлено, что оздоровительные программы на производстве улучшают здоровье, снижают вес, ослабляют напряжение, сокращают число пропусков работы и повышают производительность труда.

Выявляя взаимосвязи  между занятиями спортом и  состоянием здоровья, ученые привлекли 3000 взрослых людей. В результате определены следующие коэффициенты регрессии, позволяющие предсказывать субъективное здоровье людей, занимающихся разного рода физическими упражнениями:

• плавание             0,24;

• танцы                    0,19;

• бег трусцой        0,13;

• ходьба                   0,11

Досуг оказывает  значительное влияние на все аспекты  благополучия, особенно на позитивные эмоции, психическое и физическое здоровье, в меньшей степени — на счастье.

Наибольшую  пользу приносят занятия физкультурой и спортом, а также принадлежность к социальным группам по интересам.31

2.2 Функция организации  досуга в семье.

 

Широко известной и часто повторяемой есть фраза, которой начинается роман Льва Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему».

Действительно, счастливые семьи похожи. В них  царят взаимопонимание, уважение, любовь, но их счастье имеет разные проявления. Особенно это касается проведения досуга. В одной семье любят принимать много гостей, устраивая пышные празднества, другим нравится посещать кафе и рестораны, а кто не представляет настоящего отдыха без тихого общения с природой. Одна семья посещает массовые мероприятия, а другая - предпочитает камерным концертам.

Могут быть счастливыми  те семьи, где супруги имеют разные увлечения? Например, жена любит народные песни, а муж нет. В конфликтной семье желание жены посетить концерт народной музыки повлечет недоразумение - или жена останется дома неудовлетворенной, или мужчине придется пересиливать себя, сопровождая ее на концерт. Когда же в семье царят взаимоуважение и доверие, то несоответствие интересов не повредит семейным отношениям, а наоборот, может внести разнообразие в бытовуху. Жена посетит концерт, а муж тем временем посидит за компьютерной игрой. Однако расхождение интересов и отдельное проведение свободного времени могут привести к отчуждению супругов.

Способ проведения досуга в семье является индикатором  его благополучия. Собирается семья в свободное время вместе, как часто, или по взаимному согласию?

Организовать  досуг с наибольшей пользой для  всех членов семьи не такое уж простое  дело. Старшие члены семьи чувствуют спокойнее, когда ребенок всегда «при них», но следует учитывать интересы и потребности ребенка, для которой просто необходимо общаться с ровесниками.

О досуге граждан  заботится государство, но сейчас в  связи с кризисными явлениями в экономике сократилась сеть внешкольных учреждений, особенно бесплатных, а оплатить занятия детей в существующих способна далеко не каждая семья.

Однако все  проблемы в организации досуга детей  нельзя перекладывать на государство. Ведь культура проведения досуга закладывается в семье и формируется в течение жизни. К сожалению, значительная часть современной молодежи проводит досуг довольно однообразно. Все сводится к тому, чтобы пройтись с бутылкой пива в компании друзей центральной улице города и «посидеть», а это, конечно, не способствует всестороннему развитию молодежи. И наверстать упущенное и изменить ситуацию к лучшему в будущем можно, в частности, активизируя культурно-воспитательную работу в высших учебных заведениях. Наблюдения свидетельствуют, что учащиеся, которые посещают различные кружки берут участие в художественной самодеятельности, учатся лучше тех, у кого досуг не организован.32

Недаром функции  организации досуга мы уделяем большое  внимание. Ведь через досуг можно проследить, как в семье реализуются другие функции, в частности, эмоциональная и функция духовного общения, функция социализации детей (прекрасной возможностью привлечь детей к труду, развивать их познавательные способности и творческий потенциал есть свободное от работы и учебы время. Это характерно для тех семей, где воспитание осуществляется на принципах гуманистической педагогики, когда основное внимание уделяется собственному опыту ребенка, а воспитательный процесс осуществляется не через назидания и наставления, а через личный пример родителей при повседневном общении с ребенком и совместном проведении досуга.

Л. Толстой отмечал, что в течение дня человек  должен заниматься разными видами деятельности: работать физически, умственно, давать работу рукам - то мастерить, создавать. Сейчас это очень актуально, ведь довольно часто наша работа и повседневные обязанности является однообразными. При организации досуга следует учитывать расписание школьных уроков, характер работы вне дома. Например, когда ребенок целый день в школе провела сидя за партой, то дома перед приготовлением уроков ей полезно выполнить какую физическую работу или поиграть в подвижные игры с друзьями, заняться спортом; после школьных занятий физкультурой дома можно заняться вышиванием и т.д. Чем больше разнообразных видов деятельности овладеет ребенок, чем разнообразны будут ее интересы, тем интереснее будет ее жизнь. Лучший отдых - смена видов деятельности. Этому надо учить ребенка.

Семья и государство

Общества и  государства, имеющие перспективу  развития, всегда стремились укрепить институт семьи. Для этого ими активно использовались как методы нравственно-духовного воспитания, так и методы морального, правового и экономического принуждения.

На протяжении тысячелетней истории в российском обществе брак рассматривался как главное условие благонадежности и порядочности человека, его материального благополучия и общественной значимости. Традиционно на Руси считалось нелепым, противоестественным и греховным явлением отсутствие жены или мужа в зрелом возрасте. Русские вполне обоснованно полагали, что не создают семью только лишь физически больные и духовно ущербные люди. Холостой мужчина до женитьбы не являлся полноценным членом социума. Также не простым было положение незамужних девушек. Поздний брак для девушек рассматривался как чрезвычайное обстоятельство, а не замужество вызывало общественное осуждение.33

Такое положение  дел способствовало массовому и  повсеместному созданию в России крепких, многодетных молодых семей, про которые в народе говорили: «Полна семья детей, так и счастье в ней». Именно они были традиционными семьями России, на которых держалось её демографическое благополучие. Исходя из этой национальной традиции, великий русский мыслитель Д. И. Менделеев прогнозировал рост населения России на сто лет вперед и полагал, что в начале XXI оно составит около 600 млн. человек.

Данный прогноз  не реализовался. Причина - не только пережитые  войны и беды. Страна не один раз  за свою историю выносила подобные лихолетья и вновь возрождалась благодаря многодетным молодым семьям, которые были главным демографическим ресурсом России. Сокращения их числа, забвение семейных традиций, рост гражданских браков, повсеместная малодетность и поздние браки - все это лишает Россию демографической перспективы. Сегодня многодетные молодые семьи, особенно в городе, редкое, а скорее даже уникальное явление и это - одна из главных причин происходящих в России негативных демографических процессов.

Мы должны осознать, что народосбережение является главной  проблемой России. Иначе через полусотню лет в нашей стране жителей может оказаться менее ста миллионов - в полтора раза меньше, чем сейчас. Тогда уже никакие экономические программы будут невозможны.

В современной  России стали раньше умирать и  меньше рожать. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для простого замещения поколений. Большинство семей в стране ограничивается одним ребенком. Причем это характерно не только для городских, но и для сельских семей. В итоге Российская Федерация занимает 6-е место в мире по темпам сокращения численности населения. По сравнению с 1991 годом численность населения России уменьшилась почти на три миллиона человек. И если бы не приток переселенцев из ближнего зарубежья, то убыль эта была бы вдвое больше. Это обстоятельство обязывает нас по-новому взглянуть на проблемы семьи. Судьба большого российского государства напрямую зависит от благополучия этой маленькой первичной ячейки общества.

В связи с  этим необходима системная и последовательная работа, направленная на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» дает четкие ориентиры и направления деятельности как федеральным, так и региональным органам власти. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты аналогичные документы. Но этого недостаточно. Нужна персональная ответственность руководителей всех уровней власти, начиная от местных органов власти и заканчивая федеральным уровнем, за состояние демографии и работу по укреплению российских семей. Это положение должно быть закреплено в уставах муниципальных образований и документах субъектов Российской Федерации. Сегодня так поставлено дело в Московской, Липецкой, Белгородской и других областях и благодаря этому здесь стали намечаться перемены к улучшению демографической обстановки.

B условиях, когда  большинство семей озабочено  решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение было, есть и останется  одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность  родителей и педагогов в интересах  ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.34(Приложение 2)

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

В образовательных  учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители и классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

Информация о работе Семья и традиции