Система государственного управления в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ культуры государственного управления.
Цель обусловливает следующие задачи: рассмотрение сферы культуры и особенностей ее развития в РФ; правовые основы государственного управления в сфере культуры; проблемы государственного управления в сфере культуры; федеральные органы управления в сфере культуры; органы управления Нижегородской области в сфере культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………..4
1.1. Сфера культуры и особенности ее развития в РФ………………………..4
1.2. Правовые основы государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Система государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………11
2.1. Федеральные органы управления в сфере культуры…………………..11
2.2. Органы управления Нижегородской области в сфере культуры………………………………………………………………………….13
Глава 3. Проблемы государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………….…………………..27
Приложение……………………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая основы ГМУ.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

         Федеральный закон от 26 мая 1996 г. определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Органы управления Нижегородской  области в сфере культуры

 

Министерство культуры Нижегородской области:

Министр – Горин Сергей Александрович, 
Заместитель министра культуры Нижегородской области -Баскаков Юрий Николаевич. 
Осуществляет деятельность по следующим направлениям: 
- экономика, планирование, финансирование; 
- строительство, капитальный ремонт, реконструкция, материально-техническое обеспечение и эксплуатация объектов социальной инфраструктуры. 
Забегалова Алла Александровна - заместитель министра культуры Нижегородской области. 
Осуществляет деятельность по следующим направлениям: 
- поддержка профессионального искусства, образования; 
- культурно-просветительная деятельность, библиотеки, музеи, кино; 
- информационная и организационно-аналитическая деятельность. 
         Министерство проводит государственную политику в области культуры, искусства, кинофикации и кинопроката, а также осуществляет координацию деятельности других органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления на территории Нижегородской области в сфере культуры в случаях, установленных законодательством Нижегородской области.

         Основными задачами министерства культуры являются:

1. Реализация мер по обеспечению гарантий прав граждан на свободу всех видов творчества, участие в культурной жизни Нижегородской области и пользование услугами организаций культуры, искусства, кинематографии, получение образования в сфере культуры и искусства, доступ к информации и культурным ценностям.

2. Проведение государственной политики в области профессионального искусства, социально-культурной деятельности, библиотечного и музейного дела, кинематографии, а также управление образованием в сфере культуры и искусства на территории Нижегородской области.

3. Формирование культурной среды, эстетических взглядов и вкусов населения и приобщение граждан к художественному творчеству, духовным и материальным культурным ценностям через поддержку государственных учреждений искусств.

4. Создание нормативной правовой базы для эффективного функционирования организаций культуры Нижегородской области.

5. Обеспечение сохранности и защиты культурных ценностей, хранящихся в библиотеках, музеях и других учреждениях культуры Нижегородской области.

6. Обеспечение государственных социальных гарантий для работников государственных учреждений культуры и образования (в сфере культуры и искусства) Нижегородской области.

7. Обеспечение сохранения и развития существующего комплекса областных организаций культуры, искусства, кинематографии, образования (в сфере культуры и искусства).

8. Оказание поддержки организациям культуры, искусства, кинематографии, образовательным учреждениям в сфере культуры и искусства Нижегородской области.

9. Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного, музейного дела, профессионального искусства, народного творчества, образования и науки (в сфере культуры и искусства) на территории Нижегородской области.

10. Содействие сохранению и развитию  культурного наследия, региональных  и местных национально-культурных  традиций (фольклора, народных праздников, обрядов, ремесел и других) народов, проживающих на территории Нижегородской  области, во взаимодействии с  другими органами исполнительной  власти Нижегородской области, органами  местного самоуправления.

11.  Контроль за соблюдением действующего законодательства в Нижегородской области в подведомственной Министерству сфере в пределах его компетенции.

12.  Участие в проведении мероприятий, направленных на поддержку социально значимых приоритетных направлений в развитии культуры и искусства.

         Сфера культуры в Нижегородской        области достаточно обширна, она включает в себя свыше 17,5 тысяч человек работающих,  
из них:

  • заслуженных деятелей искусств Российской Федерации – 20
  • заслуженных деятелей искусств РСФСР – 7
  • заслуженных работников культуры Российской Федерации – 198
  • заслуженных работников культуры РСФСР – 55

Для населения существует  широкая сеть культурно-просветительских учреждений. Свыше 2,8 тысяч государственных и муниципальных учреждений культуры,  
в том числе:

  • 1178 клубных учреждений
  • 1166 библиотек
  • 7 государственных и 61 муниципальных музеев
  • 5 выставочных залов
  • 10 муниципальных парков культуры и отдыха
  • 15 театров
  • филармония
  • консерватория
  • 7 средних специальных профессиональных учебных заведений
  • 120 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств
  • 3 оркестра
  • профессиональный хоровой коллектив
  • государственное предприятие Нижегородской области «Облкиновидеообъединение»
  • киноцентр «Рекорд»
  • 246 киноустановок
  • областной научно-методический центр народного творчества
  • областной методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства
  • государственное образовательное учреждение Нижегородской области инновационно-научный ресурсный «Центр «Культура» и др.

      Можно сделать вывод, что в распоряжении региональных органов  власти есть большие рычаги культурного воздействия на жителей региона, существуют значительные возможности для работы в этой области

Структура  органов  исполнительной власти Нижегородской области

Статья 72 Конституции Российской Федерации определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

       Положения данной статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

        Правительство Российской Федерации, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации и осуществляет в рамках определенных ему полномочий управление в социальной сфере, в сфере науки, культуры и образования.

Непосредственную реализацию положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в социально-культурной сфере деятельности государства, кроме Правительства Российской Федерации, осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Нижегородской области, как субъекте Российской Федерации, есть региональные органы исполнительной власти, структура которых утверждена Указом Губернатора Нижегородской области от 24 октября 2007 года № 55 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области".

       Главой администрации области является губернатор - высшее должностное лицо в области.

Один из заместителей губернатора согласно структуре органов исполнительной власти области руководит группой  министерств, департаментов, управлений, которые входят в блок осуществляющих управление социальной сферой, отвечающих за социальную политику.       Такими органами исполнительной власти в Нижегородской области на 2008 год являются

·          Министерство здравоохранения Нижегородской области

·         Министерство образования Нижегородской области

·         Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области

·         Департамент по культуре Нижегородской области

·         Департамент по развитию спорта Нижегородской области

·         Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области  

      Департаменты осуществляют свои полномочия в соответствии с Положениями о департаментах, которые утверждаются постановлением губернатора области, определяющим их административно-правовой статус, задачи, выполняемые функции, структуру и штаты, а также конкретные полномочия директоров департаментов и их заместителей.

Департамент по культуре Нижегородской области

Департамент по культуре Нижегородской области проводит государственную политику в области культуры, искусства, кинофикации и кинопроката, а также осуществляет координацию деятельности других органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления на территории Нижегородской области в сфере культуры в случаях, установленных законодательством Нижегородской области.

Основными задачами и целями Департамента по культуре являются:

1.     Осуществление на территории Нижегородской области государственной областной политики в сфере культуры.

2.     Определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры.

3.     Координация деятельности подведомственных учреждений культуры и искусства.

4.     Содействие развитию национальных культур народов Российской Федерации на территории Нижегородской области.

5.     Содействие развитию инфраструктуры отрасли на территории области.

         В соответствии с возложенными на него задачами департамент по культуре  выполняет следующие функции:

1.     Разрабатывает предложения, проекты и иные нормативные правовые акты по законодательству в сфере культуры, принимает участие в разработке и реализации федеральных и областных целевых программ.

2.     Осуществляет координацию  и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.

3.     Участвует в разработке проектов соглашений, договоров и программ по сотрудничеству Нижегородской области в сфере культуры с другими субъектами Российской Федерации  и в осуществлении международных  культурных связей.

4.     Разрабатывает и реализует совместно с органами местного самоуправления программы кадрового потенциала учреждений культуры.

5.     Обеспечивает разработку прогнозов и перспективных направлений развития материально-технической базы сферы культуры.

6.     Обеспечивает участие Нижегородской области в гастрольной и выставочной деятельности подведомственных учреждений.

7.     Оказывает поддержку и содействие деятельности на территории Нижегородской области общественных центров и организаций национальных культур. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы государственного управления в сфере культуры

 

Переход России в постсоветский период от административно-командной централизованной экономики и тоталитарного политического режима к рыночной экономике и демократической правовой государственности потребовал коренного изменения роли и функций государства как института, осуществляющего широкий спектр действий, направленных на решение социальных и экономических проблем. На первоначальном этапе трансформации широкое распространение имело упрощенное представление о том, что в переходный период основная доминанта реформы государственности состоит, прежде всего, в ограничении вмешательства государства в экономические и социальные отношения с тем, чтобы «очистить поле» для саморегулирующих рыночных отношений. У авторов реформ была уверенность, что рынок сам отрегулирует содержание и направленность даже социокультурных процессов, спрос на потребление культурных ценностей сформирует и рынок их предложения. 
Практика, однако, достаточно быстро внесла в эти представления существенные коррективы. Уже к середине 90-х годов стало очевидным, что такой подход является слишком упрощенным и неадекватен реальным потребностям трансформирующего российского общества. Анализ, проведенный международным сообществом исследователей и отраженный в докладе «Сокращение роли государства»1, показал, что сокращение экономической роли государства в России и странах СНГ сопровождалось одновременным ослаблением основных государственных институтов и свертыванием активной деятельности государства в тех областях, которые имеют определяющее значение для роста уровня человеческого развития или сохранения его хотя бы на прежнем уровне. Снижение роли и ослабление потенциала государства негативно сказалось, прежде всего, на культурном и духовно-нравственном состоянии российского общества. 
        Парадокс переходного периода, отмеченный отечественными и зарубежными исследователями, состоит в том, что в условиях относительного сокращения государственного вмешательства во многие сферы жизни общества настоятельной и очевидной для официальной государственной власти задачей стало усиление потенциала государства, повышение эффективности его управленческой деятельности. «Реформаторские усилия должны быть сконцентрированы не на ограничении роли, а на реструктурировании государственного управления и государственного аппарата»2. 
        В этом заключается замысел административной реформы, преобразования государственного управления, в том числе и культурой.

        В каждом обществе государство, так или иначе, в том или ином объеме поддерживает сферу культуры, как через бюджетное финансирование, так и специальным законодательством или социальной политикой (а также создает собственно «государственное искусство»). Однако осуществление принципов плюрализации и демократизации приводит к тому, что поддержка со стороны государства неизбежно ограничена. Поэтому культура во все большей степени функционирует во взаимодействии с другими сферами общественной деятельности и регуляции, прежде всего со сферой хозяйственной, рынком во всех его многообразных проявлениях, в том числе и рынком культуры. Но особыми сферами обеспечения сохранения и воспроизводства культуры являются образование и средства массовой коммуникации, через которые происходит соединение творчества со зрителем и потребителем, со всей массой населения.   
         Другой круг проблем, который современная наука начала осваивать относительно недавно, это тема культурной политики. Этим во многом объясняется методологическая не проработанность многих важных для единого понимания сущности данной темы аспектов. 
         На сегодняшний день в литературе нет однозначного понимания того, что такое культурная политика. Несмотря на то, что само понятие «культурная политика» прочно вошло в обиход, его конкретное содержание все еще остается неопределенным. Между тем, не определив понятия «культурная политика», мы не сможем решить проблему механизмов ее формирования и реализации. Попытку очертить границы этого понятия предприняли Иванова Е., Каткова Л. П.3., беря за основу понятие «политика» - как сфера человеческой деятельности, в которой происходит борьба за власть. Когда речь идет о борьбе за власть региональных элит, попытки сохранить экономическую и политическую власть в противоборстве с федеральными элитами в условиях унификации и централизации весьма затруднены. Право пока подчинено политической целесообразности. Сфера культуры - пожалуй, единственная сфера, где политическое противоборство не обречено на взаимное уничтожение борющихся сторон. 
        В принципе, политикой является не любая борьба за власть, а та, которая подчиняется определенным нормам и правилам политической игры, принятым в данном сообществе. Отличительной особенностью политической борьбы является стремление к легитимизации, то есть приданию своим притязаниям законных оснований и приобретению влияния на государственные институты власти. 
        А. Флиер рассматривает культурную политику как комплекс мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.4 Размышляя о границах вмешательства государства в управление социокультурными процессами, А.Флиер предлагает прежде всего дифференцировать собственно государственную культурную политику и оперативное управление текущими культуротвор-ческими процессами как два разных уровня стратегии и тактики управленческой деятельности. Собственно культурная политика автором видится как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное — как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры5. 
       Управление же текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению животрепещущих проблем существующих культуропроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся у государства на сегодняшний день. 
        А. Н. Алексеев определяет культурную политику как линию поведения и действий субъекта, который имеет возможность на что-то влиять. Так или иначе, это деятельность субъекта по отношению к культуре, направленная на регулирование процессов производства, хранения, распространения и потребления культурных ценностей. Наиболее полным представляется определение культурной политики как деятельности, связанной с формированием и согласованием социальных механизмов и условий культурной активности как населения в целом, так и всех его групп, ориентированных на развитие творческих, культурных и досуговых потребностей.6 В качестве механизмов формирования и согласования условий культурной деятельности выделяются административные, экономические и демократические. 
         Появилось большое количество работ, полностью или частично посвященных теоретическим проблемам развития культуры, проблемам разработки новой модели управления и регулирования культурных про 

Информация о работе Система государственного управления в сфере культуры