Система образования в средневековье в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:53, реферат

Краткое описание

Средневековая культура формировалась, опираясь и на духовную жизнь «новых» народов Европы, которая составила основу народной культуры феодального общества.
Мир средневековья был весьма отличен от современного. В нем существовали иные ценности, иные цели и задачи обучения и воспитания, иной масштаб и тип идеального человека, другой, отличный от нашего, вариант многогранного учебного и воспитательного процесса. Целостное познание сущности этих процессов возможно лишь с учетом многомерности этой эпохи.

Содержание

Введение
1. Культура Европы в средневековье.
2. Система образования
2. 1. Школы
2. 2. Университеты
3. система средневекового знания
4. Развитие литературы.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

система обр. в средневековой европе.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

Введение

1. Культура Европы в  средневековье.

2. Система образования

2. 1. Школы

2. 2. Университеты

3. система средневекового  знания 

4. Развитие литературы.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Средневековая культура формировалась, опираясь и на духовную жизнь «новых»  народов Европы, которая составила  основу народной культуры феодального  общества.

Мир средневековья был  весьма отличен от современного. В нем существовали иные ценности, иные цели и задачи обучения и воспитания, иной масштаб и тип идеального человека, другой, отличный от нашего, вариант многогранного учебного и воспитательного процесса. Целостное познание сущности этих процессов возможно лишь с учетом многомерности этой эпохи.

Особый интерес, как теоретический, так и прикладной, представляет исследование процессов и форм становления  университетской системы. Безусловно, что своим значением, научным  и педагогическим опытом, социально-политическим и интеллектуальным наследием, современные  университетские системы во многом обязаны средневековой университетской  традиции.  

1. Культура Европы  в средневековье.

 Средневековый период  иногда называют «темными веками»  потому, что раннее европейское  средневековье оставило довольно мало событий, фактов и явлений, способных стать достоянием истории культуры, особенно в сравнении с восточно-христианскими средними веками. Содержанием процесса, который происходил в Европе в период раннего средневековья, следует считать формирование собственно европейской культуры в столкновении античного мира с миром «варваров», в соединении достижений средиземноморской культуры, христианских представлений и племенных культур народов северной Европы.

Наиболее распространенная периодизация средневековой культуры отражает три ее состояния. С V по X век  происходит формирование культурных основ, это время называют ранним средневековьем. ХI-ХПI века - зрелое средневековье - период наивысшего расцвета, наиболее яркого проявления всех особенностей этой культуры. ХIV-ХVI века считают поздним средневековьем, хотя на юге Европы уже с XIV века начинает формироваться культура нового времени, дав начало весьма яркому периоду в европейской культуре - эпохе Возрождения. Позднее средневековье характеризуется нарастанием кризисных явлений в традиционной культуре и расцветом городской культуры, подготовившей светскую культуру нового времени.

Основой культуры средневековья  стало христианство. Несмотря на то, что возникла эта религия еще  в пределах античности, она существенно  отличалась от большинства религий  древнего мира. Христианство было оплотом и стрежнем всей средневековой культуры. Достаточно четко она распадалась на три пласта где самосознание представило современную себе социальную структуру в виде трех групп: «те, кто молятся», «те, кто воюют» и «те, кто трудятся», то есть священнослужители, воины и крестьяне. С формированием городской культуры в результате роста и усиления городов в период зрелого и позднего средневековья появилась еще одна социальная сила - горожане, бюргерство. Каждая из этих четырех социальных групп средневековья создала свой культурный пласт, связанный с другими общностью идеологических и практических установок, но вместе с тем реализовавший эту общность в разных формах, отразив разные стороны христианского мировоззрения.

Средневековое крестьянство стало основным носителем и выразителем  народной культуры. Складывалась эта  культура постепенно на основе сложного и противоречивого соединения дохристианского  мировоззрения с христианскими  представлениями. Несмотря на то, что  христианская церковь боролась с  проявлениями язычества, народная культура сохранила множество элементов  языческой обрядности, символики  и образности.

Формирование воинского  сословия происходило постепенно и  неравномерно в разных частях Европы. В результате установления иерархической  системы вассально-сеньориальных  связей и закрепления за светскими  феодалами монополии на военное  дело понятия воина и знатного человека сливались в слове «рыцарь».

Рыцарство возникло как общность воинов - от малоимущих до самых правительственных «верхов». Расцвет рыцарской культуры пришелся на ХI-ХП века, а в ХIП-ХIV веках рыцарство по существу превратилось в замкнутую аристократическую воинскую касту, доступ в которую извне был чрезвычайно сложен, а иногда и невозможен. С усилением роли городского ополчения и распространением наемных воинов в боевых действиях роль рыцарства начинает уменьшаться. Параллельно этому приходит в упадок и рыцарская культура, вытесняемая новыми культурными явлениями.

Культура рыцарства опиралась  на особую идеологию. Важным понятием для системы рыцарских ценностей  стало представление о куртуазности (от фр. «courteis» - учтивый, рыцарский) как особом поведении благородных людей. Понятие о благородстве стало ключевым для рыцарского поведения. Кодекс рыцарской чести называл среди необходимых качеств рыцаря щедрость, сострадание к слабым, верность, стремление к справедливости и многое другое, особым образом сочетая христианские добродетели с воинскими достоинствами.

Средневековое духовенство  было, с одной стороны, весьма сплоченным и организованным - церковь имела  четкую иерархию, с другой стороны - это было довольно неоднородное сословие, так как в него попадали представители  разных уровней общества - и социальных «низов», и аристократических семейств. В соответствии с решающей ролью  христианства духовенство во многом регламентировало культуру - и идеологически, и практически: на уровне, скажем, канонизации  художественного творчества. В этом смысле можно говорить об определенном влиянии культуры клерикальной на народную культуру и культуру светских феодалов. Вместе с тем нужно отметить и  самостоятельную ценность культуры духовенства - ряд ее явлений имел исключительную ценность как для средневековой культуры Европы, так и для судеб европейской и мировой культуры в целом. В первую очередь речь идет о деятельности монастырей, сохранявших и воспроизводивших многие культурные ценности.

Возникшее на Востоке в III-IV веках как отшельничество, уход из мира монашество в средневековой  Европе изменило свой характер. В результате этого возникли монастыри, основанные на принципе общежития с общим  хозяйством и общими культурными  задачами. Средневековые европейские  монастыри приобретали характер важнейших культурных центров, их роль, особенно в период раннего средневековья, трудно переоценить. Значительная часть  наследия древности была сохранена  в монастырских библиотеках несмотря на отрицательное отношение христианской церкви к языческой античности. Как правило, каждый монастырь имел библиотеку и скрипторий - мастерскую по переписыванию книг, а кроме этого - еще и школы. В некоторые периоды средневековья монастырские школы представляли собой практически единственные очаги образования.

Говоря о средневековой  церкви, нельзя не упомянуть раскол христианства на западное и восточное  направления, или католицизм и православие. Достаточно автономное развитие христианства в Западной Европе и на востоке - в Византии - определило обрядовые и догматические расхождения, приведшие к окончательному размежеванию в 1054 году.

В качестве четвертого, самого позднего по времени формирования, культурного пласта средневековья  следует назвать городскую культуру, отметив, правда, тот факт, что горожане представляли собой неоднородную в  социальном смысле массу. Тем не менее городскую культуру можно рассматривать в известной целостности как, так сказать, горнило, в котором выплавлялись основы культуры нового времени, соединяя традиционные христианские ценности и представления с реалистичностью и рационалистичностью, иронией и скепсисом в отношении сложившихся авторитетов и устоев.

Для формирования средневековой  культуры весьма важной оказалась античная традиция, придавшая начальные импульсы развитию разных областей культуры. Это  справедливо и в отношении  философской и богословской мысли, освоившей важные идеи и принципы античной философии. Это относится  и к искусству, которое иногда, очевидно, обращалось к античному  опыту, как это было в романской  архитектуре, в других случаях - формировалось  в полемике с античной традицией, в противовес ей: так складывалась средневековая изобразительность.

2. Система образования

Для формирования системы  образования в средневековой  Европе существенным оказалась культурная преемственность: были восприняты основные принципы античной школьной традиции и прежде всего - учебные дисциплины. «Семь свободных искусств», как  их называли, изучались в два этапа. Начальный уровень - «тривиум» - включал  в себя грамматику, диалектику и  риторику. Грамматику считали «матерью всех наук», она давала основы образования. Диалектика знакомила с началами формальной логики и философии, а  риторика помогала красиво и убедительно  излагать свои мысли. Второй уровень  предполагал изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки, причем музыка понималась как учение о числовых соотношениях, на которых основывается мировая гармония.

Грамматика считалась "матерью  всех наук", диалектика давала формально-логические знания, основы философии и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. "Математические дисциплины" - арифметика, музыка, геометрия, астрономия - мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.

Принципы, заимствованные из античной школьной системы, естественно, дали основание лишь формальной стороне  средневекового европейского образования, а содержанием его стало христианское учение. Все, что не касалось религиозных  вопросов, в частности - сведения математические и естественно-научные, изучалось бессистемно и непоследовательно. Кроме того, вне религиозное знание не только было представлено в малом объеме, но достаточно часто оно было очень далеко от реальности и представляло собой заблуждения или основывалось на них.

2. 1. Школы

Первым значительным для  средневекового школьного образования  стали конец VIII и начало IX века - Каролингское возрождение, время правления Карла Великого и его ближайших последователей. Карл Великий увидел необходимость создания системы образования и распорядился открыть школы в каждой епархии и при каждом монастыре. Наряду с открытием школ стали создаваться учебники по различным дисциплинам, в школы был открыт доступ детям мирян. Однако после смерти Карла Великого его культурные начинания постепенно угасали. Школы закрывались, светские тенденции в культуре затухали, образование на какое-то время замкнулось в рамках монастырской жизни.

В XI веке в школьном деле наметился новый подъем. Кроме монастырских распространились приходские и кафедральные школы - при церковных приходах и городских соборах. Рост и усиление городов, происходившие в период зрелого средневековья, привели к тому, что внецерковное образование становилось важным фактором культуры. В основном обучение в городских школах - гильдейских, муниципальных и частных - продолжало быть христианским по своим мировоззренческим основаниям, но оно не находилось под юрисдикцией церкви, а значит, давало больше возможностей. Элементы нового мировосприятия и свободомыслия, начала естественно-научных знаний и наблюдений за окружающим миром - все это стало важной составляющей городской средневековой культуры, подготовившей, в свою очередь, культуру Возрождения.

2. 2. Университеты

В ХII-ХIII веках в Европе появились первые университеты - высшие учебные заведения, получившие свое название от латинского слова «universitas», что означает «совокупность». Университет состоял из ряда факультетов: артистического, где изучались традиционные для средневековья «семь свободных искусств», юридического, медицинского и богословского. Специальными документами университетам давалась административная, финансовая и юридическая самостоятельность.

Обучение в Университете было длительным. Студент ещё в  молодые годы (в 12 лет) должен был  поступить на факультет свободных  искусств. В 18 лет он получал звание «бакалавр свободных искусств». После этого он мог обучаться  на теологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание «бакалавра теологии». Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года должен был заниматься комментированием Священного Писания и 2 года - комментированием «Сентенций» - свода теологического знания. После этого (в 30 лет) он становился «полным бакалавром». Затем 4 года он должен был принимать участие  в диспутах и произносить проповеди. Только после этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и  из бакалавра становился магистром  теологии.

 
Значительная независимость университетов  сыграла важную роль в подготовке почвы для тех изменений, которые  привели впоследствии к формированию культуры нового времени. Утверждение  ценности знания и образованности, развитие естественно-научных представлений, умение самостоятельно и нетрадиционно мыслить, вести дискуссию и убедительно излагать свои идеи - все это расшатывало устои средневековой культуры, готовило основы новой культуры.

3. система средневекового  знания 

Тем не менее, практически  на всем протяжении периода средневековья  именно христианство определяло специфику  знания и форм его существования, обусловливало цели и методы познания. Средневековое знание не было систематизировано. Теология или богословие в соответствии с общим характером средневековой  христианской культуры было знанием  центральным и универсальным. По существу теология вмещала в себя и прочие области знания, которые  периодически выходили за ее рамки  и возвращались в них. Так, достаточно сложные взаимоотношения существовали между теологией и философией. С одной стороны, целью и задачами средневековой философии было постижение божественного и осмысление христианских догматов, с другой стороны - достаточно часто философские рассуждения  вели к переосмыслению традиционного  для католической церкви взгляду на мир. Так произошло с идеями Пьера Абеляра, чье знаменитое сопоставление веры и разума, решаемое в духе рационализма - «понимаю, чтобы верить» - вызвало резкий отпор со стороны официальной церкви, а его взгляды были осуждены соборами в 1121 и 1140 годах.

В средневековой науке  существовало три тенденции.  
Джованни Фаданца (Бонавентура) (1221-1274 г.г.) отстаивал тезис о том, что всякое знание - теологическое.  Сигер Брабантский (1235-1282 г.г.) отстаивал идеи о различии теологического и научного знания и автономии науки от теологии.  Промежуточную позицию занимал Фома Аквинский (1224-1274 г.г.). Он признавал различие между теологическим и научным знанием, но объявил теологическое знание более высоким. Фома Аквинский также признавал разделение знания на три сферы, но отстаивал тезис об их автономии и независимости. «Это не значит, что они равноправны с теологией. У них - разная возможность в постижении истины. Наиболее высокими истинами обладает теология»: утверждал он. Впервые разделение знания на три сферы - теологию, философию и науку - ввёл Альберт фон Больштедт (Великий) (1193-1280 г.г.), но он считал, что это всё в целом христианское знание. Поэтому теология - выше науки и философии и последние не могут быть автономными, независимыми от теологии. В основном, проблематика соотношения теологии, философии и науки - традиционное направление исследований Парижского университета. Но в Средневековье наряду с Парижским университетом сложился второй центр культуры, в Англии - Оксфорд. Здесь в основном изучали древние языки, математику, астрономию наряду с теологией. Именно для этой школы характерно обращение к «опыту». «Опыт» - отношение теолога к богу, и отношение учёного к природе. Существует сфера физического познания - отношение к природе и сфера религиозного опыта - мистическое озарение. Отсюда - есть наука, и есть теология. 

Информация о работе Система образования в средневековье в Европе