Система образования в средневековье в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:53, реферат

Краткое описание

Средневековая культура формировалась, опираясь и на духовную жизнь «новых» народов Европы, которая составила основу народной культуры феодального общества.
Мир средневековья был весьма отличен от современного. В нем существовали иные ценности, иные цели и задачи обучения и воспитания, иной масштаб и тип идеального человека, другой, отличный от нашего, вариант многогранного учебного и воспитательного процесса. Целостное познание сущности этих процессов возможно лишь с учетом многомерности этой эпохи.

Содержание

Введение
1. Культура Европы в средневековье.
2. Система образования
2. 1. Школы
2. 2. Университеты
3. система средневекового знания
4. Развитие литературы.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

система обр. в средневековой европе.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

Зрелое средневековье  характеризуется достаточно бурным для традиционной, ориентированной  на авторитеты и преемственность  культуры, развитием мысли. В этот период формируется и развивается  схоластика, названная так от слова  «школьный», существовавшего и в  греческом, и в латинском языках. Этот тип религиозной философии характеризуется соединением традиционных для теологии задач и рационалистических, формально-логических методов. Несмотря на то, что впоследствии гуманисты Возрождения выступали против схоластики, для средневековья она оказалась чрезвычайно полезной и важной. Столкновение разных точек зрения, рациональность и логичность, сомнения в казалось бы незыблемых основах - все это стало неоценимой интеллектуальной школой.

В рамках схоластики возникает  интерес к античному наследию. На латинский язык начинают переводиться малоизвестные или не известные  вовсе сочинения, например, труды Аристотеля, сыгравшие важную роль в средневековой религиозной философии, работы Птолемея,  Гиппократа,  Евклида. В ряде случаев идеи античных авторов были усвоены и переведены с арабских рукописей, сохранивших и переработавших античное наследие. Можно считать, что в определенном смысле интерес средневековья к античным авторам подготовил движение гуманизма, ставшее основой культуры Возрождения.

Зрелое средневековье  внесло некоторый вклад в развитие естественно-научного знания. Оно было еще чрезвычайно несовершенно, так как не были разработаны естественно-научные методы познания, к тому же достаточно зыбкой была грань между реальным и ирреальным, яркий пример чему - средневековая алхимия. Тем не менее, можно говорить о некоторых попытках разрабатывать физические, в частности - механические, представления, астрономию и математику. Появился интерес к знанию медицинскому, а в рамках алхимии были обнаружены свойства различных веществ, получены некоторые химические соединения, опробованы разнообразные приборы и опытные установки. Значительную роль в формировании естественно-научных идей средневековья сыграло наследие античности и арабского мира.

Важной фигурой в приумножении знания об окружающем мире стал Роджер Бэкон - английский философ и естествоиспытатель XIII века, профессор Оксфорда. Он считал, что познание природы должно опираться на математические и экспериментальные методы, хотя и видел один из путей приобретения знания во внутренних мистических озарениях. Бэкон высказал к тому же ряд идей, предвосхитивших многие позднейшие открытия, в частности, он считал возможным создание аппаратов, самостоятельно перемещающихся по земле и воде, летательных и подводных конструкций.

В конце зрелого средневековья  и в поздний период появилось  достаточно много географических трудов - описания, составленные путешественниками, уточненные карты и географические атласы - готовилась почва для Великих  географических открытий.

Значительной фигурой, находящейся  на рубеже средневековья и Возрождения  стал мыслитель XV века Николай Кузанский. Один из предшественников идей Коперника, автор математических трудов, предтеча опытного естествознания, он развивал идеи, которые не согласовывались с традиционными для католицизма представлениями об окружающем мире. Оказав существенное влияние на формирование натурфилософии Возрождения, он в определенном смысле может считаться завершением развития средневековой мысли об универсуме.

Исторические представления  средневековья отразились в различных  хрониках, биографиях. Описаниях деяний и, конечно, - в героическом эпосе. Средневековый эпос, бывший явлением словесного творчества, вместе с тем отразил важнейшие коллективные представления: восприятие времени и пространства, основные ценностные установки, поведенческие принципы, эстетические нормы. Европейский средневековый эпос был генетически связан с мифологиями так называемых варварских народов и отражал характерный для них образ жизни и картину мира.

Вопросы о формировании героического эпоса, о соотношении в нем  мифологического и исторического  начал, о степени присутствия  в нем авторства всегда были дискуссионны и едва ли могут быть решены однозначно. Достоверно известно то, что самые ранние записи эпических произведений относятся к VIII-IХ векам. Очевидно, что эпос развивался и в эпоху зрелого средневековья. Постепенно изменились персонажи - образы героев, уходящие корнями в мифы и предания, приводятся в соответствие с рыцарско-христианскими идеалами. В качестве наиболее известных следует назвать англосаксонский эпос «Сказание о Беовульфе», германский эпос «Песнь о Нибелунгах», испанский - «Песнь о моем Сиде», французский - «Песнь о Роланде» и исландские саги.

Поэтическое творчество средневековья, начав формироваться в эпических  произведениях, в дальнейшем тесно  связано с рыцарской культурой. Лирические и хвалебные песни, стихотворные изложения тех или иных подвигов рыцаря послужили, так сказать, поэтической  школой средневековья. Поэтическая  традиция начинала складываться еще  в раннем средневековье, но наиболее ярко проявилась в зрелый период. Тогда  в разных уголках Европы возникло увлечение творчеством поэтов-рыцарей, которых на юге Франции называли трубадурами, на севере Франции - труверами, в Германии - миннезингерами.

В рамках рыцарской культуры в XII веке начала формироваться и  прозаическая литература Рыцарский  роман достаточно быстро обрел популярность и стал важной частью средневековой  внерелигиозной культуры. Многие романы основывались на событиях кельтского эпоса о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Известная всем повесть о трагической любви Тристана и Изольды тоже основывается на эпических историях.

Рыцарские романы создавались  на разных европейских языках и имели, так сказать, орнаментальную структуру: приключение героев как бы «нанизывались» одно на другое; характеры персонажей при этом не имели развития. К  ХIV-ХV векам жанр рыцарского романа пришел в упадок, в рамках городской культуры начали появляться пародии на рыцарский роман - плутовской роман иронично излагал подвиги, традиционные для героев-рыцарей.

4. Развитие литературы.

Городская культура становится почвой для формирования ряда новых  жанров словесности. В первую очередь  это жанры сатирические и пародийные. Возникновение иронии, пародии - особенно ярко это видно на примере традиционных культур - свидетельствует о переосмыслении важнейших культурных основ. По существу это говорит о том, что прежняя  картина мира нуждается в пересмотре, что она уже не соответствует  культурной реальности. Рационалистичность и практицизм формирующейся городской  культуры приходили в противоречие с устоявшимися ценностями и жизнеустройством. В искусстве это проявилось в  сатирико-пародийных тенденциях. Стремительно развивавшихся в конце зрелого средневековья и в поздний период. Яркой страницей сатирического и пародийного творчества стала поэзия вагантов - бродячих школяров и студентов.

На рубеже между поэзией  средневековья и Возрождения  находится творчество французского поэта XV века Франсуа Вийона. В его творчестве нашли отражение и сцены из жизни парижского «дна» и ирония в адрес ханжества и аскетизма, мотивы смерти сменялись прославлением радостей жизни. Гуманизм его поэзии, стремление к полноте ощущения жизни позволяют видеть в творчестве Вийона прообраз ренессанского искусства.

И еще одно имя нельзя не назвать, говоря о средневековой  литературе. Это - Данте Алигьери, последний поэт средневековья и первый поэт нового времени, как его иногда называют. Поэта «Божественная комедия». Написанная Данте принадлежит к лучшим достижениям мировой культуры. Страстность, эмоциональность, драматизм, с которыми поэт рисует в целом традиционные для средневековья образы и сюжет, выводят произведение Данте за рамки средневековой литературы. Его фигура, возникшая в культуре Европы на рубеже ХIII-ХIV веков, может по праву считаться началом формирования искусства Возрождения.

Заключение.

Средневековье стало чрезвычайно  важным периодом в истории культуры Европы - временем, когда сформировались все ее основы. В столкновении разных картин мира, во взаимодействии не похожих  друг на друга народов сформировалась культурная общность, культурный синтез. И несмотря на то, что впоследствии европейская культура обрушивалась с критикой на средние века, это эпоха ее зарождения и уже только этим средневековье может быть ценно. Но кроме того средневековая европейская культура имеет самостоятельную культурную значимость. Это достаточно длинный период истории культуры, имеющий собственную логику, собственные взлеты и падения. Это ни на что не похожий сплав идеального и реального, духовного и материального, божественного и земного. Эпическая поэзия, многолюдные мистерии и строгость монашеской жизни, рыцарские подвиги и схоластическая премудрость - вот неповторимые лики этой культуры.

Список литературы

1. Гайденко В.П., Смирнов  Г.A. «Западноевропейская наука в  средние века», -М., 1989 г. 
2. Маркова А.Н. «Культурология. История мировой культуры», -М., 1995 г. 
3. Заковский И.С. «Проблемы средневековой науки и культуры», -М., 1981 г. 
4. Зайцев Е.А. «Вопросы истории естествознания и техники», -М., 1994 г. 
5. Агибалова Е.В. «История средних веков», -М., 1997 г. 
6. Башмакова И. Г. и Юшкевич А. Г. «Происхождение систем счисления», -М., 1951 г. 
7. Газета «Нейтральный Туркменистан», от 02.03.2002 г.

 

 


Информация о работе Система образования в средневековье в Европе