Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:15, реферат
Культура, в разных своих аспектах, является объектом внимания множества гуманитарных наук — теории культуры, истории культуры, социологии культуры, философии культуры, психологии культуры и др.; то же самое касается отдельных ее сфер (искусства, идеологии, религии и пр., и пр.). Естественно, возникает вопрос: есть ли у культурологии своя специфика, свой ракурс в изучении культуры, или же она — это некий конгломерат знаний, заимствованных то из одной, то из другой гуманитарной дисциплины?
Культура, в разных своих аспектах, является объектом внимания множества гуманитарных наук — теории культуры, истории культуры, социологии культуры, философии культуры, психологии культуры и др.; то же самое касается отдельных ее сфер (искусства, идеологии, религии и пр., и пр.). Естественно, возникает вопрос: есть ли у культурологии своя специфика, свой ракурс в изучении культуры, или же она — это некий конгломерат знаний, заимствованных то из одной, то из другой гуманитарной дисциплины? Действительно, нередко культурологию сводят к некоей 'сумме теоретико- и историко-культурного знания, к “истории культурологической мысли”, подменяют историей и теорией искусства и т.д. На самом же деле, в процессе своего становления и развития культурология — именно как “наука о культуре”, в самом общем смысле этого понятия — выработала свой собственный, не сводимый ни к какому другому ракурс рассмотрения этого “объекта многочисленного внимания”. И определяет этот ракурс, в первую очередь, сам подход — системный подход в приложении к сфере культуры, к анализу культурных процессов.
Обычно
под системным подходом понимают
в основном необходимость обеспечения
комплексности и широты охвата предмета
исследования. Но в нашем случае
дело связано в первую очередь
даже не с этим, — хотя упомянутое
тоже очень важно для культурологии,
— и тем более не с необходимостью
обеспечения системности знания
(требованием, естественным для любой
гуманитарной науки, как и любой
другой научной дисциплины). Главным
здесь оказывается то, что с позиции
системного подхода возможно уточнить
определение самого объекта культурологического
исследования и выработать адекватную
методологию его изучения. Культурология
занимается исследованием системной сущности,
системных параметров и свойств культуры,
ее интересуют общесистемные характеристики
культуры, протекающих в ней процессов
и логика их изменений. В этом смысле культурологию
можно назвать системологической наукой.
Поэтому, обращаясь 'часто к тем же самым
реалиям культуры, изучая те же культурные
объекты и их совокупности, культурология
отнюдь не подменяет и не заменяет искусствоведческого,
историко-культурного и другого знания
— она просто с иных позиций рассматривает
эти объекты и реалии. В то же время применение
системного подхода действительно обеспечивает
интеграцию определенных аспектов знания
из тех или иных наук, занимающихся исследованиями
культуры, — в той мере, в какой это помогает
решению собственно культурологических
задач. Более того, опора на принципы системного
подхода позволяет обеспечить интеграцию
и самого культурологического знания,
до сих пор включающего в себя очень разнообразный
и разнородный теоретический и конкретно-исследовательский
материал.
Интегративный
подход к культуре реализуется культурологией
в рамках парадигмы, задаваемой одним
из важнейших направлений
— Рассмотрение не изолированных элементов, а их целостных совокупностей, которые и называются системами. Отметим, что целостность здесь считается первичным, определяющим свойством — в отличие, например, от математического понятия множества (это проявляется, в частности, в том, что в одной и той же системе можно вычленить составные части различными способами, в зависимости от целей и методики исследования).
— Противопоставление системы всем объектам, не входящим в нее (внешней среде).
— Фиксация внимания на взаимных связях и отношениях между элементами системы. При этом их связи с другими объектами либо рассматриваются как присущие системе в целом (в этом случае она называется открытой), либо вообще исключаются из рассмотрения как несущественные (в закрытых системах).
—
Выделение системообразующих
— Анализ интерактивных свойств системы (не присущих ни одному из ее элементов в отдельности, но проявляющихся при их взаимодействии) и механизмов их возникновения.
— Принцип иерархичности (один и тот же объект может рассматриваться как вышестоящая система по отношению к своим элементам и как подсистема системы более высокого уровня).
Применение
принципов системного подхода к
изучению культуры, к анализу культурных
процессов собственно и определяет
специфику культурологического
знания. В центре внимания культурологии
— культура как некий целостный системный
феномен, его общесистемные параметры,
смысл и логика их изменений от одной культурной
эпохи к другой (причем это в равной мере
относится как к культуре в целом, так
и к более низким иерархическим уровням
ее рассмотрения — культуре историко-культурной
эпохи, региона, нации, общности, отдельным
подсистемам культуры и т.д.). В центре
ее внимания — то, что характеризует культуру
как нечто большее, чем сумма составляющих
ее элементов. В центре ее внимания — смысл
взаимосвязей отдельных компонентов культуры,
логика их взаимоотношений, характер и
специфика этих взаимосвязей в культуре
в целом или в той или иной конкретной
культуре. Системный подход является,
следовательно, методологической основой
культурологических исследований и самой
культурологии как науки.
Отношение
к культуре как к системе позволяет
выявить феноменологическую сущность
культуры и понять, какие же процессы
обеспечивают ее “жизнь и жизнедеятельность”
в человеческом обществе. Причем именно
культурологический (системный) анализ
дает нам возможность выделить и
подчеркнуть значение ряда тех важнейших
специфических свойств
В частности, опора на основания системного подхода делает культурологию единственной из гуманитарных наук, в которой культура целенаправленно исследуется как система, складывающаяся, функционирующая и развивающаяся во взаимодействии двух форм ее существования — “объективной” и “субъективной”. Хотя идея эта впервые прозвучала в философской литературе, именно для культурологии этот момент становится принципиально важным, если она хочет иметь дело с целостной системой.
Под
“объективной” формой культуры здесь
подразумеваются любые “
В свою очередь, совокупность актуально функционирующих в данной культуре культурных ценностей, “актуальная” культура данного общества включает в себя и уже существующие, и заново создаваемые (опять же “опредмечиваемые” в объективной форме существования культуры) социально значимые культурные образцы . В реальном бытии тех или иных конкретных культур и на разных этапах их существования наблюдаются различные варианты взаимосвязи и взаимообмена “актуальной” формы культуры и всего “культурного потенциала”, как и различное соотношение элементов новизны и “традиционного”, определяющего облик данной культуры, основного массива культурных ценностей. Культурология, следовательно, имеет дело еще и с изучением процессов взаимодействия культурно-новационных механизмов и свойственных культуре способов обеспечения ее себетождественности (сохранения основных свойств при внешних и внутренних изменениях).
Системный подход делает культурологию также единственной из гуманитарных наук, для которой принципиальную значимость приобретает положение о том, что существование культуры как целостного феномена обеспечивается системной взаимосвязью подсистем “рациональной” и “эмоционально-чувственной” форм ее бытия и функционирования. Правда, здесь культурология “приняла эстафету” у психологии, которая уже довольно давно занимается исследованием двух сторон процесса отражения сознанием объективной реальности; но и в этом случае упомянутый момент становится именно для культурологии одним из важнейших методологических оснований анализа.
Процессы
накопления человеком опыта отражения
действительности (как основы регуляции
его жизнедеятельности) обычно связывают
прежде всего с развитием рационального
мышления. Они обеспечивают возможность
идентификации и классификации признаков,
структурных характеристик и отношений
объектов действительности (напомним,
что еще И.Кант высказал идею о наличии
устойчивых, инвариантных структур, схем
сознания, накладывающихся на поток сенсорной
информации и организующей его определенным
образом), — а следовательно, и восприятия
ее системности, на основе чего вырабатываются
некие “правила игры”, по которым человек
действует в окружающем его мире. Этот
опыт обобщается человеческим сознанием,
опосредуется (в том числе, знаковыми и
символическими структурами) и фиксируется
культурой. Но и механизмы, и процессы
эмоциональной регуляции поведения отнюдь
не утратили своего значения для человека
— более того, с появлением человеческой
культуры они приобрели качественно новые,
высшие, социальные черты и облик. Способность
человека к формированию и развитию опыта
эмоционально-чувственных реакций на
мир и его составляющие (компоненты, элементы),
как и опыт рационального отражения, объективируется
культурой человечества — но уже в виде
определенной совокупности социально
значимых образцов, “паттернов” эмоционально-чувственного
восприятия. Причем особый интерес представляет
та часть этого “чувственного культурного
багажа”, которая связана с выработанной
в процессах эволюции способностью человеческого
сознания эмоционально реагировать на
наличие (и уровень) упорядоченных, закономерных
отношений, отличающих неэнтропийность,
системную организацию мира, в котором
он, человек, обитает (что в философско-эстетической
традиции называется “опытом эстетического
восприятия”). Эта способность, как считают
психологи, является не менее важной для
обеспечения регуляции человеческой жизнедеятельности,
ибо позволяет непосредственно, целостно
и одномоментно ("симультанно") “воспринимать
чувствами” и эмоционально принимать
или отвергать те или иные системные параметры
мира человеческого существования — мира
в целом или отдельных его компонентов.
С точки зрения системного подхода, кстати,
очень важно выяснение того, как и в какой
мере эта способность используется и реализуется
в той или иной конкретной культуре, —
это позволяет многое понять в ее специфике,
в частности, разобраться в характере
и содержательных особенностях такой
ее сферы, как искусство.
Принимая
во внимание охарактеризованные выше
системные особенности бытия
и функционирования культуры, становится
понятно, почему культурология при
определении объекта своего исследования
последовательно исходит из глобального
понимания культуры как “генетического
кода” человечества. Хотя аналогичные
взгляды встречаются опять же
в философии и психологии, именно
для культурологии это
Такая
глобально-системная трактовка