Скандинавская мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:45, реферат

Краткое описание

О скандинавской мифологии раннего периода известно очень мало. Очевидно, она была связана с культами плодородия и культом мертвых; уже во второй половине II тыс. до н.э. скандинавы поклонялись божествам плодородия и богу, держащему в руках топор. Позже объектами почитания стали бог-громовержец Тор, бог плодородия и солнца Фрейр, бог ветра и бури Ньерд и бог мертвых и болезней Один. Систематизация древнескандинавских мифологических представлений произошла только в конце I тыс. н.э., в эпоху викингов. К этому времени усложнились представления о структуре вселенной, ее происхождении и грядущей судьбе, установилась иерархия между богами, усилилась теомонархическая тенденция, особое значение приобрели мифы, связанные с Одином и военно-небесной тематикой.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..….3

2. Модель мира……………………………………………………………………4

3. Происхождение мира…..………………...…………………………………….5

4. Устройство мира………………………………………………………………..7

5. Асы и Ваны……………………………………………………………………..9

6. Локи…………………………………………………………………………....14

7. Прочие мифические существа…………………………………………….….15

8. Эсхатология……………………………………………………………………16

9. Заключение…………………………………………………………………….19

10. Список используемой литературы………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Мифология скандинавии.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Весьма вероятно, что  боги действительно пришли из тех  краев, только не асы, а другое божественное племя, в обеих Эддах именуемое «ванами». Пришествие новых богов описано в мифологии как война асов и ванов, в которой не было победителя. В итоге кое-кто из асов (Мимир, Хёнир) отступает в безвестность, тогда как божества-ваны (Ньёрд, Фрейр и Фрейя) входят в скандинавский пантеон наравне с асами».

Один – сын Бора, глава богов и главный предок асов. Имя его восходит к древней северо-западной европейской форме, которая в древневерхненемецком получил  форму Вуотан, а в древнесаксонском – Водан, в древненорвежском – сначала Воден, а затем Один.

Один вобрал в себя качества обоих своих начал. Как  бог бури и бог мертвых он связан с Вальгаллой, со своим скаковым, восьминогим серым конем Слейпниром («скользящий»), и выбором убитых. Как бог самоотверженной мудрости, пострадавший ради просвещения людей, он отдаёт один свой глаз Мимиру в обмен на глоток мудрости из Мимирова источника и подвешенный к Иггдрасилю проводит девять ночей, истекая кровью, без пищи и воды, дабы обрести руны мудрости.

Один обладает и чертами  древнего индоевропейского Небесного  Отца. Со слов Снории: «Один - знатнее  и старше всех асов... Одина называют Всеотцом...» Схватка со Всеотцом  состоялась приблизительно в 1 в. до н.э., а высочайшей мощи Один – достиг в эпоху переселения народов. Викинги, кормившие себя пиратством и силой своего оружия, почитали Одина за воинственность. Теперь он предводительствует душами мертвых воинов, для которых уготовил чертог – Вальхаллу.

По представлению викингов, Один носил золотой шлем. Будучи в сражениях копьё Гунгнир сопутствовало его, которое никогда не пролетало мимо цели. Золотое кольцо Драупнир, всегда находившееся на руке Одина, является одним из сокровищ упоминаемых в мифологии. Выковали его карлики – Броккр и Синдри. «Каждую девятую ночь оно рождало восемь новых колец. Один положил Драупнир на грудь своему сыну Бальдру, когда этот светлый бог лежал на погребальной ладье Хрингхорни. А потом Хермод видел Драупнир на пальце Бальдра в Хеле».

Один как Всеотец, правил девятью мирами. Резиденцией его  была сторожевая башня Хлидскьяльв, где все девять миров, были перед  ним как на ладони. Вороны: Хугин («мысль») и Мунин («память»), были советниками Одина в решениях и информаторами обо всех событиях. Всю свою пищу и питьё (вино) он делил с двумя своими волками – Гери («жадный») и Фреки («прожорливый»). Ходившие легенды об одноглазом старике с посохом и широкополой шляпе и седой бородой обладающего неизмеримой мудростью породили миф о тайном схождении Одина в миры свои.

Кроме Одина, в Асгарде живут  ещё двенадцать богов  – асов.

Top. Второй по значимости после Одина «стоит Тор, который зовется также Аса-Тор или Эку-Тор («Тор с колесницей»). «Он сильнейший из богов и людей. Трудвангар («поля силы») зовутся его владения, а чертог его называется Бильскирнир («неразрушимый» или «освещаемый только на мгновение»)... У Тора есть два козла – Скрежещущий Зубами и Скрипящий Зубами – и колесница, на которой он ездит; козлы же везут эту колесницу... Есть у него и еще три сокровища. Одно из них молот Мьёлльнир («молния»). Инистые великаны и горные исполины чуют молот, лишь только он занесен... И другим бесценным сокровищем владеет Тор – Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы. Третье его сокровище – это железные рукавицы. Не обойтись ему без них, когда хватается он за молот». Есть предположение, что божественная сила Тора скрывается именно в его сокровищах.

Тор – бог грома. Молот его сильнейшее оружие. Даже без контакта с жертвой, из него вырывается молния, поражающая противника и откидывает противника с пути. Брошенный молот всегда возвращается в руки Тора.

Тора особенно почитают крестьяне  и рабы, так как он очень близок земле. В доказательство этому, его великая сила означает «сила земли». «Согласно обеим Эддам, Тор – сын Ёрд, Матери-Земли, и муж Сив, златовласой богини плодородия. Есть у Тора и другие жены, есть и дети: от великанши Ярнсаксы у него два сына – Моди («смелый») и Магни («сильный»), а от Сив – дочь Труд («сила») и пасынок Улль».

Главная задача Тора – защищать Асгард и Мидгард от великанов. В Рагнарёк он гибнет, сражаясь бок о бок  с Одином, – убивает Мирового Змея и сам погибает от его яда.

Бальдр. Бальдр так же почитался викингами как любящий и прекрасный бог. Со слов Снорри: «Второй сын Одина – это Бальдр. О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и все его прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Он самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Он живет в месте, что зовется Брейдаблик(«широкий блеск»), на небесах. В этом месте не может быть никакого порока».

Бальдр переводиться как  «господин» – наиболее привлекательный бог  скандинавского пантеона, но миф о  его жизни стал первым звеном в цепи к Рагнарёку. Однажды ему приснился сон, о его неминуемой гибели и рассказал о нём матери. Его мать Фригг поговорила со всеми живыми и неживыми и взяла с них клятву. Она заключалась в том, что никто и ничто не причинит вреда её сыну Бальдру. Богов забавляло то, что Бальдр стал «неуязвимым», и для них, одним из развлечений стало метание в него копий и пускание стрел, которые не наносили ему никакого вреда. Видя все это, у злодея Локи созрел коварный план. Он принял облик старухи и навестил матушку Бальдра Фригг, выпытал у неё, что ничтожная омела не давала клятвы не вредить Бальдру. Узнав это, Локи сделал из омелы простенькое копье. По настоянию Локки, слепой бог Хёд, метнул его в Бальдра. Копьё из омелы пронзило Бальдра и тень его низошла в Хель. Тогда горем убитая Фригг спросила богов, кто из них желает снискать любовь и вечную благодарность, спустившись в Хель за Бальдром, и Хермод («мужественный») согласился. Он оседлал Одинова коня Слейпнира и отправиться в Хель. По прибытию Хель выдвинул ему условие. «Если всякое творение на свете будет оплакивать смерть Бальдра, Хель отпустит его». Хермод повернул коня и вернулся к богам. После его прибытия поспешили гонцы богов во все миры, умоляя всех оплакать Бальдра. И все вмяли мольбам и оплакивали Бальдра, кроме старухи великанши по имени Тёкк («благодарность»), в которую переоделся Локи. Но раз она не пожелала оплакать Бальдра, ему пришлось остаться в Хеле.

Бальдр не принадлежал  к скандинавскому пантеону. В источниках он и фигурирует среди асов, как сын Одина и Фригг, но фактически он из числа ванов и родина его – Малая Азия или Палестина. Подобно Адонису, он «кровоточащий бог», «господин», связанный с плодородием и хлебопашеством.

Тюр. Тюр (бог войны) считается асом, но на самом деле он – древнейший бог Северо-Западной Европы, Небесный Отец. Но в дальнейшем его место занял Один.

Тюр выглядит довольно туманной фигурой и подробно нигде не представлялся. «Это бог, которого воины должны всегда призывать в своих молитвах».

Самый известный и важнейший миф о Тюре связан с чудовищным Фенриром Волком. Он был настолько силён и безжалостен, что мог уничтожить всех асов. «Боги заманили Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется теперь волчий сустав. И потому Тюр однорукий».

В Рагнарёк Тюр убивает  адского пса Гарма и гибнет сам от его клыков.

Хеймдалль – один из сыновей Одина. Он родился белоснежным, поэтому часто фигурирует как «белый ас». Он страж и бережёт богов, стережет, не приближаются ли к радужному мосту Биврёст великаны. Хеймдалль связан с белизной, ясностью и благим огнем. Из-за золотых зубов его ещё называют Гуллинтанном. Мифы приписывают ему удивительные способности (слух, зрение и голос): «он видит вдаль на сотню лиг, что ночью, что днем. Он слышит, как растут трава и шерсть у овец, а громкий его рог по имени Гьяллархорн трубит на всю Вселенную». Этим рогом Хеймдалль созовет асов на последний бой, когда в Рагнарёк увидит приближение сил зла.

Хеймдалль – антипод  другого носителя огня, Локки. Так  как его огонь несёт святую силу. Порой его называют «ужасом  Локи». В Рагнарёк Хеймдалль убьет  Локи и сам падет от его руки.

«Ваны: Ньёрд, Фрейр и Фрейя. Даже основные источники недоумевают относительно того, что произошло до и после войны в небесах, но результаты очевидны: кое-кто из асов отправился заложником в Ванахейм, страну ванов, а кое-кто из ванов остался заложником в Асгарде. Затем двух асов – Хёнира и Мимира – обменяли на заложников Ньёрда, отца Фрейра и Фрейи, и он тоже остался жить в Асгарде.»

Чертог Ньёрда на небесах  зовется Ноатун («корабельный двор»). Снорри говорит о Ньёрде: «Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского зверя и рыбу. Столько у него богатства, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом». Его жена Скади, дочь великана Тьяцци. Но не она мать двух его детишек.

Викинги возвышали Ньёрда как бога моря. Это вступало в противоречия м Эгиром, который являлся богом морей Северо-западной Европы. Эгир фактически не появляется ни в одной, ни в другой Эдде, очевидно, уже уступив место Ньёрду. «С другой стороны, ученые считают, что первоначально Ньёрд был тесно связан с древнегерманской богиней Нертус, «Матерью-Землей». Оказывается, первоначальное божество было не мужским, а женским и связано с плодородием. По сути, война асов и ванов – это война в человеческих умах между древнейшей религией Севера и культом Ньёрда, Фрейра и Фрейи, пришедшие с юга, из Малой Азии. Ни одна сторона победы не одержала, северные и южные боги стали сосуществовать».

Со слов Снорри: «в Ноатуне  у Ньёрда родилось двое детей: сына звали Фрейром, а дочку Фрейей». Согласно Саге об Инглингах, эти дети были плодом союза Ньёрда с родной его сестрой, имя которой не названо. Их бракосочетание состоялось в Ванахейме еще до того, как Ньёрд был взят заложником, и до его женитьбы на северной богине Скади, которая дала имя Скандинавии. Фрейр и Фрейя «были... прекрасны собою и могущественны. Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей. Фрейя же – славнейшая из богинь. И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина – Одину... А ездит она на двух кошках, впряженных в колесницу. Она всех благосклоннее к людским мольбам, и по ее имени знатных жен величают госпожами. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви... Фрейю почитают наравне с Фригг. Она вышла замуж за человека по имени Од... Од отправился в дальние странствия, и Фрейя плачет по нему, а слезы ее – это красное золото».

Фрейр и Фрейя («госпожа»  и «господин») В легендах о них  прослеживается связь с  азиатским  культом «господина». В пример культам  Ваала, Адониса, Осириса и Таммуза.

Миф о них, это история  бога или богини, которые были похищены в подземный мир и остаются во мраке, пока верхний мир в трауре. Приходит время – и божество возвращается, принося с собою плодородие и свет.

Другие боги. Среди  второстепенных скандинавских богов  выступают: Браги – бог поэзии. Его жена Идунн – богиня плодородия. Так же слепой Хёд, невольный убийца Бальдра; и Видар – сын Одина, который отомстит за отца в Рагнарёк, являются богами плодородия. Улль, сын Сив, отличившийся в стрельбе из лука и беге покровительствует воинам, ведущим бой в одиночку. Форсети, сын Бальдра, – бог справедливого суда и закона. Вали/Али, сына Одина и Ринд – отличился тем, что отомстил за Бальдра. Квасир – бог мудрости.

Более «тёмные» и загадочные боги – Хёнир, Лодур и Мимир мало где фигурируют. Хёнир и Лодур появляются в мифе о сотворении первых людей Ясеня и Ивы  (были спутниками Одина). Ещё он появляется в Прорицании Вёльвы. Хёнир тоже вскоре исчезает из традиции, ибо отдан ванам в заложники после войны в небесах: его место в Асгарде занимает Ньёрд; но после Рагнарёка Хёнир, наделенный даром предвидения, вступает в новые небеса. Мимир – страж источника мудрости.  Ваны отрезали ему голову и вернули Одину, который «пропел над нею руны и тем дал ей силу говорить с собой, что позволило Одину узнать множество тайн». Перед Рагнарёком эта голова давала Одину советы мудрости.

Древнейшей из богинь была Мать-Земля. Ночь тоже древняя богиня. В некоторых мифах имеются сведения о том, что она древнее Ёрд и фактически приходиться ей матерью. Есть и еще две богини, претендующие на роль ровесниц Матери-Земли. Это солнечная богиня Соль и морская богиня. Возможно, была еще и богиня подземного мира. Некоторые считают, что часть её атрибутов отошла к Хель, некоторые что она и есть Хель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛОКИ

 

Учёные не определились, кем его считать, богом или  дьяволом. По происхождению он чистокровный ас. Но с другой – заключен в Хель, что не в его пользу.

Отец Локи – великан  Фарбаути («грозный напастник»), а мать – Лаувейя («лиственный остров», т.е. дерево). По мифу, его появление уходит в олицетворение грозного пожара, возникающего от удара молнии в лесное дерево. Он «пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки». Локки тихий злодей. В Асгарде он не друг ни одному вану или асу. Заветной его целью стало уничтожение богов и всего мироздания.

Жена Локи - Сигюн фигурируют в попытках облегчения участи Локки  в Хеле. Сыновей его звали – Нари / Нарви, и Вали. Гибель Бальдра привела его к заточению в Хель. Боги схватили Локи, связали кишками Нари (первого сына Локки), разорванного братом Вали в образе волка, и заточили в Хель, где на лицо ему капает змеиный яд. Верная жена Локи Сигюн, собирает змеиный яд в чашу, чтобы облегчить участь мужа. Когда чаша наполняется и Сигюн выливает содержимое, яд попадает на лицо Локки. Сильнейшие судороги, вызываемые попадание яда, порождают землетрясения.

Локи был андрогинным существом. Он породил трёх чудищ. Он проглотил сердце Ангрбоды («сулящая горе»),  которое оплодотворило его, и родил трех чудовищ: Фенрира Волка, Мирового Змея Ёрмунганда и Хель. Андрогинная натура Локи проявляется в мифах не единожды. Локи, приняв форму кобылы, родил коня Одина - восьминогого Слейпнира.

Информация о работе Скандинавская мифология