Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:45, реферат
О скандинавской мифологии раннего периода известно очень мало. Очевидно, она была связана с культами плодородия и культом мертвых; уже во второй половине II тыс. до н.э. скандинавы поклонялись божествам плодородия и богу, держащему в руках топор. Позже объектами почитания стали бог-громовержец Тор, бог плодородия и солнца Фрейр, бог ветра и бури Ньерд и бог мертвых и болезней Один. Систематизация древнескандинавских мифологических представлений произошла только в конце I тыс. н.э., в эпоху викингов. К этому времени усложнились представления о структуре вселенной, ее происхождении и грядущей судьбе, установилась иерархия между богами, усилилась теомонархическая тенденция, особое значение приобрели мифы, связанные с Одином и военно-небесной тематикой.
1. Введение……………………………………………………………………..….3
2. Модель мира……………………………………………………………………4
3. Происхождение мира…..………………...…………………………………….5
4. Устройство мира………………………………………………………………..7
5. Асы и Ваны……………………………………………………………………..9
6. Локи…………………………………………………………………………....14
7. Прочие мифические существа…………………………………………….….15
8. Эсхатология……………………………………………………………………16
9. Заключение…………………………………………………………………….19
10. Список используемой литературы………………………………………….20
ПРОЧИЕ МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
Ряд существ, не принадлежавших к богам, существовали совместно с ними. Одни из них инистые великаны. Они не одинаковы. Существует 3 вида инистых великанов: это инистые великаны хримтурсы и ётуны, которых можно назвать существами хтоническими, и великаны специализации огня. Видом великаны похожи на людей-исполинов. Они порождают камнепады, оползни, лавины, лесные пожары, северное сияние, морозы и т.д. В общем, все природные катаклизмы и явления.
Норны – древние, могущественные хранительницы судьбы. Их было трое: Урд (Прошедшее), Верданди (Настоящее) и Скульд (Будущее). Они пряли нити человеческих судеб и в урочный час обрывали их. Так же они хранили материю всего мира, так как они орошали Мировое Древо водою источника Урд, смешав ее с грязью, чтобы ясень не гнил. Даже Верховный бог Один подвластен норнам. Эти божества намного древнее его. «По мнению ряда ученых, происхождение норн связано с фазами Луны. На исходе каждого дня тьма поглощала Небесного Отца, отдавая мир во власть одной из трех ипостасей Луны – растущего месяца (Урд), полнолуния (Верданди) или месяца убывающего (Скульд)».
Валькирии. Древнеисландское слово «валькирия» означает «выбирающая мертвых, убитых». Викинги представляли их воинственными девами в доспехах и с длинными копьями. Они скакали над местом сраженья и забирали души падших смертью храбрых. Иногда валькирий называют девами, либо его посланницами или помощницами Одина.
Эйнхерии, или избранные мертвые воины, живут в Вальхалле. Преодолев реку Тунд и доказав своё право они входили во врата Вальгринд, «люди, убитые оружием», вступали в Вальхаллу, где великий повар Андхримнир варил своё чудесное неиссякающее мясо вепря Сэхримнира в котле Эльдхримнир. В качестве напитка выступает неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун. Сама она питается иглами с ветвей дерева Лерад, растущего подле чертога. Эйнхерии только пируют и сражаются, других занятий у них нет. Битва их друг с другом бесконечна. Важной особенностью этого боя является то, что на исходе дня все раненые чудесным образом исцеляются, а мертвые оживают. А утром сражение продолжается с большим энтузиазмом. Там они ждут наступления Рагнарёка, когда, поднятые криком петуха Гуллинкамби, эйнхерии выступят на помощь богам.
ЭСХАТОЛОГИЯ
Рагнарёк – самый страшный, самый жуткий и все же самый поэтичный из скандинавских мифов. Слово «Рагнарёк» буквально означает «судьба (гибель) богов». Это понятие включает полное уничтожение всего силами зла, и в истории не найдется, пожалуй, второй столь же мрачной концепции судьбы человечества и созданных им богов.
Началом Рагнарёка станет крах человеческих устоев, полная потеря нравственности и процветание жестокости. Брат нападёт на брата ради власти и сомнительных ценностей. Отец пойдёт войной на сына, а сын войной на отца своего. Лютая великанская зима Фимбульветр станет продолжением – три зимы кряду круглый год, и не будет иных времен года. Не останется ничего кроме снега и льда, а сильнейшие ветра сопровождают их. И тогда волки проглотят солнце и луну, лишив всех источников тепла. Сломаются все оковы и лопнут цепи, выпуская на свободу мировое зло. Фенрир Волк вырвется на свободу, и море хлынет на сушу, потому что Мировой Змей в ярости поползет на берег. Команда мертвецов взойдёт на палубу корабля Нагльфар и под чутким руководством Локи поплывет из болот Хеля. Фенрир Волк устремится вперед с разверстой пастью. Пламя полыхает из ноздрей его, а из глаз вырывается пепел. Мировой Змей сопровождает его везде и всюду, изрыгая яд на небо и землю.
Раскалывается небосвод, и устремляются в атаку сыны Муспелля. Впереди Сурт, окружённый огненным кольцом, и в руке у него огромный меч, который сверкает ярче самого солнца, уже проглоченного волком. Когда это «армия смерти» доходит до центра моста Биврёст, он рушится, и легионы Муспелля выходят на равнину Вигрид. Там и происходит объединение с Фенриром и Мировым Змеем. Отряды мертвецов во главе с Локи так же вступают на равнину. Все инистые великаны под предводительством Хрюма вступают в «войско смерти».
Теперь встает бог Хеймдалль и трубит в рог Гьяллархорн, поднимая богов. Один во весь опор скачет к источнику Мимира, спросить совета для себя и своего воинства. Трепещет ясень Иггдрасиль, в ужасе небо и земля. Гуллинкамби кричит в последний раз, созывая эйнхериев: воины и боги вооружаются и выступают на поле брани. Впереди едет Один – в золотом шлеме, с копьем Гунгнир в руке. Он выходит на бой с Фенриром Волком; бок о бок с ним – Тор, но не может он помочь Одину, ибо сражается с Мировым Змеем. Фрейр единоборствует с Суртом, пока не падает мертвым.
Гарм, заточенный в Хеле, в бездонной пещере Гнипахеллир, вырывается на волю. Он вступает в яростную схватку с богом Тюром, и они поражают друг друга насмерть. Тор убивает Мирового Змея, но, отойдя на девять шагов, падает наземь, отравленный тлетворным дыханием змея.
Фенрир Волк проглатывает Одина. Вместо отца, сын Видар вступает в битву с Волком. Пробивается вперед и ставит ногу на нижнюю челюсть Волка. Эта нога обута в башмак, который делался по частям от начала времен. Руками он упирается в верхнюю челюсть и разрывает ему пасть. Но Сурт бросая на землю огненные глыбы, сжигает весь мир. Так свершается Рагнарёк, Гибель богов.
После Рагнарёка
Рагнарёк, однако, не есть, как обычно считают, окончательная гибель скандинавских богов. Обе Эдды повествуют о новом небе, новой земле, новом Хеле и населяют их соответствующими обитателями. «Поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная, – пишет Снорри. – Поля, незасеянные, покроются всходами. Живы Видар и Вали, ибо не погубили их море и пламя Сурта. Они поселятся на Идавёлль-поле, где прежде был Асгард. Туда приходят и сыновья Тора – Моди и Магни и приносят с собою молот Мьёлльнир. Вскоре возвращаются из Хель Бальдр с Хёдом. Все садятся рядом и ведут разговор, вспоминая свои тайны и беседуя о минувших событиях, о Мировом Змее и о Фенрире Волке. Находят они в траве золотые тавлеи, которыми владели асы... А в роще Ходдмимир от пламени Сурта укрылись два человека – Лив и Ливтрасир... И от них-то пойдет столь великое потомство, что заселит оно весь мир... И... солнце породило дочь, не менее прекрасную, чем оно само, и дочь последует путем матери».
Текст Снорри в целом
соответствует поэтическим
Происхождение мифа о Рагнарёке
В мифе существуют некоторые неувязки, обусловленные тем, что сложился он из нескольких обособленных мифов. В Рагнарёке заложены две главные идеи: во-первых, уничтожение божественных сил сынами Муспелля; а во-вторых, помощь божественным силам со стороны воинов, которые пали смертью храбрых на поле брани и вознесены на небеса. Но вековечная битва, из которой выросла эта концепция, уже существовала отдельно в кельтской традиции и в традиции северо-западной Европы, а гибель Одина в пасти Волка и Тюра от зубов Гарма – тот же миф, но восходящий к индоевропейской эпохе и ведущий речь о временном исчезновении богов. В таком случае Рагнарёк можно разделить следующим образом:
1) временное исчезновение Небесного Отца (Одина, Тюра);
2) временное исчезновение «господина» (Бальдра, Фрейра) в Нижнем мире;
3) вековечная битва (эйнхерии);
4) Дикая Охота (Один, валькирии);
5) миф о потопе («море хлынуло на сушу»);
6) миф об огне (Сурт).
Рагнарёк как целое сложился довольно поздно и, возможно, является чисто норвежским или исландским развитием мифа Северо-Западной Европы. Викинги придавали очень большое значение мифам, сосредоточенным вокруг смерти Одина и Бальдра. В обоих случаях новое появление бога, его воскресение, изначально было основополагающим мотивом. Лишь впоследствии переписчики сделали упор на Гибели богов и стали уже вскользь говорить о возвращении Бальдра и др. Высокородные короли и знать – воины и фаталисты – вместе со своими скальдами и бардами развивали «уничтожительную» сторону мифа, и именно она была, прежде всего, отвергнута, когда народы Севера приняли христианство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом же скандинавская мифология производит суровое, возвышенное и весьма мрачное впечатление. Основная ее идея – неизбежная гибель мира и богов. Согласно «Прорицанию Вёльвы», ясень Иггдрасиль начинает содрогаться, некогда усмирённые богами чудовища вырываются на свободу, появляется корабль мертвецов, созданный целиком из их ногтей (в Исландии до сих пор существует поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, что бы их не использовали злые силы). Ужасный пёс Гарм проглатывает солнце. Боги сражаются с чудовищами и проигрывают им. Земля переживает потоп, а в довершение всего появившийся из огненной страны великан Сурт сжигает все то, что осталось после потопа. Мир возвращается к исходному состоянию и снова должен будет возникнуть.
Очевидно, что такая мифология принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшихся смотреть в лицо смерти. Весь ход событий ведёт к гибели мира, и все участники знают, что она неизбежна, но честно и стойко исполняют свой долг. Подобное мировоззрение было вызвано образом жизни и социальным положением скандинавских ярлов и их дружины. Чтобы поддержать своё высокое положение в обществе, викинг – воитель должен был без страха бросаться навстречу опасности, иногда заведомо зная, что это может привести к гибели. Весь строй скандинавской мифологии призван утвердить в нем решимость не отступать, а бесстрашно исполнять свой долг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Модель мира