Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 09:15, контрольная работа
В теории сюрреализма можно обнаружить и следы учения о подсознании Зигмунда Фрейда, разработавшего метод «свободных ассоциаций», который позволяет переходить из сознания в подсознание. Но эти мысли в творчестве сюрреалистов реализованы по-разному: например, Дали на своих полотнах с помощью тщательной проработки деталей изображал то, что больше напоминает кошмарный сон или галлюцинацию, а Макс Эрнст картины создавал «отключив» сознание, благодаря чему из-под его кисти выходил ряд произвольных образов.
Особенно популярен сюрреализм был в период между Первой и Второй мировыми войнами, когда он проник за границы Европы — вместе с эмигрировавшими в США художниками и писателями.
Введение……………………………………………………………………………...3
Сюрреализм в живописи………………………………………………………….....5
Сюрреализм в литературе…………………………………………………………...8
Сюрреализм в кино………………………………………………………………....12
Скульптура в сюрреализме………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Сюрреализм в живописи…………………………………………………………
Сюрреализм в литературе……………………………………………………
Сюрреализм в кино………………………………………………………………..
Скульптура в сюрреализме…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Словом «сюрреализм», корни которого обнаруживаются во французском языке (surrealisme — сверхреализм), принято называть направление в художественном мире, сформировавшееся в начале 20-х годов XX века. Появившийся во Франции сюрреализм оказал большое влияние на развитие культуры не только в этой стране, но и во всем западном мире. Отличительной чертой сюрреализма считается его пристрастие ко всему нарушающему привычные нормы — причудливая, иррациональная реализация творческой мысли в кино, литературе, изобразительном искусстве.
Несмотря на то, что представители движения не творили в едином потоке, общим принципом в их работе было стремление к освобождению скрытых в подсознании творческих сил. Сюрреалисты признавали главенство этих сил над разумом. Предвестник появления сюрреализма — дадаизм, основная идея которого заключалась в отрицании связей с искусством и разрушении в творческом процессе эстетики. Его представители прославились благодаря своим акциям (которые сегодня бы получили название «хэппенинг») — дадаисты стремились поразить публику, свои работы они выполняли из материалов, которые до них никто не использовал.
Основоположником сюрреализма принято считать французского поэта Андре Бретона, сказавшего о своем «детище» следующее: «Сюрреализм есть чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
Бретону удалось собрать рядом с собой много талантливых людей — его взгляды разделяли художники, прозаики, поэты, имена которых впоследствии узнали все, кто сколь-нибудь интересовался искусством: Макс Эрнст, Луи Арагон, Поль Элюар… Группа единомышленников не просто создавала новое течение в искусстве — их задача была намного более значимой: сюрреалисты хотели изменить жизнь. Они считали, что в этом мире должна восторжествовать та истина, которую скрывает в себе бессознательное.
Сюрреалисты встречались на так называемых «снах наяву» (фр. sommeils). Здесь взрослые люди… играли. Они, интересовавшиеся бессознательным, открывали для себя развлечения типа известной игры «буриме»: записывали высказывания, стараясь отключить логику и сознание — для этого отрывки фиксировались так, что участники игры не знали о написанном другими игроками. Однажды во время такой игры родилась известная фраза «изысканный труп будет пить молодое вино».
По мнению Бретона, сюрреалисты должны были создать новую сверхреальность, родившуюся из разрешенного противоречия между действительностью и мечтами. Главной проблемой для основателя и идеолога течения была разобщенность в нестройных рядах сюрреалистов — они постоянно спорили друг с другом, не принимали противоречий, исключали из своего коллектива критиков течения.
В теории сюрреализма можно обнаружить и следы учения о подсознании Зигмунда Фрейда, разработавшего метод «свободных ассоциаций», который позволяет переходить из сознания в подсознание. Но эти мысли в творчестве сюрреалистов реализованы по-разному: например, Дали на своих полотнах с помощью тщательной проработки деталей изображал то, что больше напоминает кошмарный сон или галлюцинацию, а Макс Эрнст картины создавал «отключив» сознание, благодаря чему из-под его кисти выходил ряд произвольных образов.
Особенно популярен сюрреализм был в период между Первой и Второй мировыми войнами, когда он проник за границы Европы — вместе с эмигрировавшими в США художниками и писателями.
Следует отметить, что сюрреализм подготовил человека к восприятию более молодых абстрактных направлений в искусстве, например, кубизма. Богатство форм и методов, использовавшихся сюрреалистами, не могли не оказать влияние на дальнейшее развитие искусства во всем мире.
Определяющая роль в формировании сюрреализма как течения принадлежит его предшественнику — дадаизму.Историческими рамками существования дадаизма принято считать 1916—1922 год. Как видно, он возник в разгар одного из крупнейших военных конфликтов в истории человечества — Первой мировой воны. Европейская интеллигенция, проникнувшаяся идеями анархизма, восприняла войну как проявление звериных инстинктов, вечно существующих в человеке, утверждая, что разум и вековая мораль — всего лишь маска на лицемерах.
Последователей дадаизм нашел не только в литературе — среди художников также достаточно много дадаистов с известными именами: М. Дюшан, Ж. Арп, К. Швиттерс... Основные их творческие методы выглядели, как стремление устроить скандал — рисунки на заборах, далекие от технологической точности чертежи, бессмысленные звуко- и словосочетания в стихах и прозе, коллажи из подобранных случайным образом предметов и др.
Дадаисты рассматривали роль художника в творческом процессе как нечто вторичное — все зависит лишь от случая, а творец является инструментом в руках высших сил. Так, например, художники просто бросали на холст краску, позволяя ей самой создавать новые картины из иррациональных фигур.
В начале 20-х годов во Франции дадаизм сливается со своим логическим продолжением — сюрреализмом (в полной мере реализовавшем излюбленную дадаистами парадоксальность), а в Германии объединился с экспрессионизмом.
«Политические дадаисты» позже разочаровались в безыдейности своего движения и обратились к революционному искусству, в котором воплотили использованные ранее приемы в сатирической графике (Ж. Грос) и создании политических плакатов (Дж. Хартфилд).
Характерная для сюрреализма тяга к абстрактному и бессознательному буквально вырастает из семян дадаизма. Но направленность творчества изменяется: если дадаисты стремились к разрушению, то сюрреалисты выбрали путь к созиданию, хотя и через разрушение.
Сюрреализм в живописи
Художественная школа сюрреализма возникла в Париже в 1924 году. Ее основателем являлся Андре Бретон. В своем «Манифесте сюрреализма» Бретон назвал следующие основные приемы нового искусства: автоматизм, использование так называемых обманок и сновидческие образы. В нем же он определял сюрреализм как “чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм”.
Вскоре сюрреалисты получают мировое признание и участвуют в международных выставках. Однако в конце двадцатых годов наступает кризис, связанный с увлечением Бретона коммунистическими идеями переустройства мира, а как говорил русский классик «где много политики, там мало культуры». Выйти из этого кризиса сюрреализм смог благодаря деятельности Рене Магритта и Сальвадора Дали. Последний очень рано отделился от кружка Бретона, ограничивавшего его творческую свободу, и считал себя истинным сюрреалистом. Впрочем, Дали отличало от других и то, что он никогда не стремился ниспровергать классиков и считал, что техника старых мастеров не может быть улучшена.
Джорджо де Кирико, итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Увлечение философией Фридриха Ницше и аллегорической живописью Беклина способствовало появлению у него интереса не к принципам академического реализма, а к толкованию загадочных символов, снов и галлюцинаций.
В 1908–1911 Джорджо де Кирико жил в Италии, в основном во Флоренции, с 1911 – в Париже, где сблизился с Пикассо и Аполлинером. С началом Первой мировой войны вернулся в Италию. Между 1908 и 1917 де Кирико создал свои самые значительные произведения – серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из совершенно не связанных друг с другом предметов.
Даже названия этих работ, такие как «Ностальгия по бесконечности» и «Меланхолия улицы», указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. Ранние работы Джорджо де Кирико оказали существенное влияние на формирование сюрреализма и творчество таких его представителей, как Макс Эрнст, Ив Танги, Сальвадор Дали. По словам основателя и идеолога сюрреализма Андре Бретона, только произведения де Кирико дали возможность выразить программу сюрреалистов средствами живописи.
Крупнейшим представителем «натуралистического сюрреализма» считается именно Сальвадор Дали. Он с юности отличался манией величия и некоторой психической неуравновешенностью, чего стоит одна фраза «Сюрреализм – это я!» Впоследствии его сверхэкстравагантные выходки, сюрреалистическая игра с самыми жгучими и актуальным для того времени политическими проблемами приводят его к конфликту с Бретоном и другими сюрреалистами, склонившимся в тот период к коммунистической идеологии, из-за чего в 1934 году Бреттон исключает Дали из сюрреалистов.
Творческое наследие Дали почти необозримо, трудно проверить, что такой объем работ по силам одному человеку. Им написаны сотни живописных полотен, созданы тысячи графических листов, в том числе иллюстрации к «Дон Кихоту», «Божественной комедии», ряду трагедий Шекспира; написан ряд книг, он участвоавл в создании фильмов, многих театральных постановок, выступал с лекциями и докладами в различных странах мира. Дали много «теоретизировал» об искусстве, о сюрреализме.
В результате мы имеем
достаточно целостную
Андре Массон (1896-1987) – французский художник, одним из первых включившийся в движение сюрреалистов. Он работал методом графического автоматизма: водил индийской тушью по бумаге. Случайно возникающие линии и пятна напоминали некие образы, который при следующем движении руки изменялись. Например, птица могла превратиться в женщину. Экспериментировал Массон и с другими техниками ( напр., создал во второй половине 1920-х годов целую серию картин, которые возникли в результате последовательного выплескивания, бросания на холст клея, песка и краски, с минимальной доработкой кистью. При этом, как он верил, определяет результат не сознание художника, а некое Мировое Бессознательное. Впрочем, сама последовательность приемов выплескивания и бросания (клея, песка, краски) была строго определенной и вполне рациональной: сначала следовало получить на холсте случайные пятна клея, а потом уже пускать в ход песок, чтобы он прилипал к клейким местам.)
Некоторое время он иллюстрировал сюрреалистический журнал «Обезглавленный», но в дальнейшем потерял интерес к сюрреализму и стал театральным художником.
Ив Танги (1900-1955) – другой крупный представитель абстрактного сюрреализма работал в совершенно ином стиле: он тщательно вырисовывал объемные биоморфные фигуры на своих картинах. Первоначально работая моряком, Танги решил стать художником после того, как посетил выставку Джорджо Де Кирико. Чувство необъятности пространства, которое он населил странными существами, возникло у Танги именно в бытность моряком. В его картинах не найти классических образов Де Кирико, он совершенно самобытный художник не похожий ни на кого из представителей абстрактного искусства. Одни из его лучших картин – «Лента излишеств» и «Мама, папа ранен!» - наполнены тревогой. Критики назвали эти пустынные ландшафты «жестоким и дотошным описанием первых дней после катастрофы». Позже в этих картинах стали угадывать предчувствие пейзажей после атомного взрыва.
Хотя Танги стремился избегать ассоциаций, ему это не всегда удавалось: на его картине «Расточители» (1940 г.) монументальные фигуры похожи на человеческие мышцы и геологические образования. На картине «Шуты»(1954г.) изображена некая процессия аморфных фигур. На монохромном полотне выделяется красный прямоугольник, который вызывает ощущение движения.
Макс Эрнст (1891-1976) изучал философию в Боннском университете, где подружился с Арпом, внушившим ему идею о необходимости создания новой концепции искусства. Впоследствии Эрнст становится дадаистом и издает журнал «Личинка стыда», в котором пропагандировались идеи этого движения. В 1922 году Эрнст переезжает в Париж и через пару лет становится видным сюрреалистом. Эрнст изобрел технику фроттажа: однажды он положил бумагу на пол и натер ее графитом. Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе выразительную фактуру. Впоследствии фроттажи делали, используя любую негладкую поверхность.