Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:21, реферат
Целью моей работы является изучение смеховой и зрелищной культуры русского средневековья. В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
- ознакомление с народными увеселениями;
- выявление важности и значимости смеховой и зрелищной культуры для русского народа;
- выявить отношение православной церкви к смеховой культуре;
I. Введение……………………………………………………………………..2
II. История смеховой культуры………………………………………………3
II.I. Особенность смеховой культуры Руси……………………………..4
II.II. Смех и отношение к нему православной церкви…………….....…7
III. Значение праздников и обрядов………………………...……………..…9
IV. Русское юродство как феномен культуры………………………..…….10
V. Скоморохи……………………………………………………...………….12
VI. Заключение……………………………………………………………….16
VII. Список используемой литературы…………..…………..…………....17
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный
Кафедра
истории
Смеховая
и зрелищная культура
русского средневековья
Выполнил: студентка гр. СА-08
Смирнова Елизавета
Антидзе Татьяна Николаевна,
старший
преподаватель
Новокузнецк
2008г.
Содержание
I. Введение…………………………………………………………
II. История смеховой культуры………………………………………………3
II.I. Особенность смеховой культуры Руси……………………………..4
II.II. Смех и отношение к нему православной церкви…………….....…7
III. Значение праздников и обрядов………………………...……………..…9
IV. Русское юродство как феномен культуры………………………..…….10
V. Скоморохи…………………………………………………….
VI. Заключение……………………………………………………
VII.
Список используемой литературы…………..…………..…………....
Введение
Эпоха русского средневековья охватывает огромный исторический период – свыше восьми столетий. Ее отсчет начинается с середины IX века, когда на территории Восточной Европы появляются первые признаки складывания государства Киевская Русь, и заканчивается на рубеже XVII – XVII вв., когда уже явственно проступают черты Нового времени. Созданные в этот период (наиболее продолжительный по сравнению с последующими историческими периодами) разнообразные и удивительно самобытные произведения, представляющие творчество многих поколений людей, обеспечили древнерусской культуре признание во всем мире.
Интерес к народной культуре нисколько не иссяк, правда, он заметно переместился из научной, умозрительной сферы в прикладную. Надо сказать, что во все эпохи в жизни любого народа праздникам отводилась огромная роль. Потребность в праздниках присуща человечеству с самых ранних времен.
Целью моей работы является изучение смеховой и зрелищной культуры русского средневековья. В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
- ознакомление с народными увеселениями;
- выявление важности и значимости смеховой и зрелищной культуры для русского народа;
-
выявить отношение
II.
История смеховой культуры
Изучение особенностей смеховой культуры в разных эпохах, социальных общностях может дать большее понимание такого психологического феномена как смех. Термин «смеховая культура» широко используется исследователями комического и смехового мира (М.М. Бахтиным, Д.С. Лихачевым, В.Я. Проппом, Л.Е. Пинским, С.С. Аверинцевым и др.). В фундаментальных культурологических трудах раскрывается феномен смеха именно через его изучение в контексте историко-культурной заданности. «Каждая эпоха и каждый народ обладает особым, специфическим для них чувством юмора, который иногда непонятен и недоступен для других эпох»¹.
Смех одновременно представляется и как миросозерцающий, и как миропреобразующий, и как миросоздающий. Как писал М.М. Бахтин: «Смех имеет глубокое миросозерцательное значение, это одна из существенных форм правды о мире в его целом, об истории, о человеке; это особая универсальная точка зрения на мир; видящая мир по-иному, но не менее (если не более) существенно, чем серьезность». Смех раскрывает существование внеофициального мира — праздничного, материально-телесного. Он устраняет одноплановость и однозначность миропонимания. Смех переворачивает «нормальный» мир, показывает его изнаночную сторону, открывает «голую» правду, создает свой, изнаночный мир. По словам Д.С. Лихачева смеховой мир является скорее не оппозицией мира официальных отношений, а обратной его стороной, «антимиром». «При этом антимир противопоставлен не просто обычному миру, а идеальному миру, как дьявол противостоит не человеку, а Богу и ангелам»³. В различных культурах смеху отводились определенные моменты, когда он опрокидывал официальный порядок и становился полновластным хозяином в мире (карнавалы, скоморошеские праздники и др.). «На протяжении всего года были рассеяны островки времени, ограниченные строгими праздничными датами, когда миру разрешалось выходить из официальной колеи»4. Были специальные служители смехового мира — люди, которым было позволено быть смешными, смеяться или смешить (шуты, скоморохи, балагуры, дураки, юродивые и др.).
II.I. Особенность смеховой культуры Руси
М. М. Бахтин “выделил три основные формы проявления и выражения смеховой культуры:
1)
Обрядово-зрелищные формы (
2) Словесные смеховые (в том числе пародийные) произведения разного рода: устные и письменные на латинском (для Западной Европы) и на народных языках.
3)
Различные формы и жанры
Обрядово-зрелищные
формы.
Это
пpежде всего пpазднества каpнавального
типа: каpнавал в собственном смысле, "пpаздники
дypаков", "пpаздник осла" и т. п.
Мы не можем yказать на бытование двyх последних
пpаздников y русских, и каpнавала, каким
его знали Италия и Фpанция, на Рyси, по-видимому,
тоже не было, но то, что пpазднества каpнавального
типа были y нас явлением весьма и весьма
pаспpостpаненным, -- не должно вызывать
сомнения. Прежде всего это святки и масленица,
особенно последняя. Здесь не место доказывать
карнавальный характер масленицы, это
запрос специальный, но вот хотя бы некотоpые
сближения. Вс. Миллер в 1884 г. пpоизнес pечь,
называвшyюся "Рyсская масленица и западноевропейский
карнавал "Он говорил даже и не о сходстве,
а о близком родстве этих праздников и
о том, что необходимо искать общий для
них коpень, единых "пpедков" в "седой
стаpине, в период язычества". В советское
вpемя Ю. М. Соколов считал pодство масленицы
и карнавала настолько бесспоpным, что
в своем yчебнике не счел нужным как-либо
мотивировать это и пpосто вслед за словом
"масленица" в скобках пояснил: "евpопейский
каpнавал" И Вс. Миллеp и Ю. М. Соколов
не видели ни масленицы, ни карнавала в
пору их pасцвета, поэтомy пpиведем одно
любопытное свидетельство очевидца - иностpанца,
побывавшего в Москве пpи Иване Гpозном:
"Масленица напоминает мне итальянский
каpнавал, котоpый в то же время и таким
же обpазом отпpавляется... Каpнавал тем
только отличается от масленицы, что в
Италии день и ночь в это вpемя ходит дозором
конная и пешая гоpодская стpажа и не позволяет
излишнего буйства; а в Москве самые стpажи
yпиваются вином и вместе с народом своевольствyют.
Словесные смеховые
произведения, устные
и письменные.
Произведения на латинском языке не имели и не могли иметь широкого распространения у нас, но смеховых произведений на русском языке было очень много. Наследие это изучено пока совсем недостаточно, по сути дела занималась этим одна В. П. Адpианова-Пеpетц.
Впрочем, и того, что ею сделано -- найдено, опубликовано, осмыслено, -- достаточно, чтобы прийти к необходимым выводам. Так же, как и в западных странах, у нас существовали пародийные молитвы и даже пародии на целые церковные службы (например, "Служба кабаку"). В особом, смеховом, аспекте представлялись и священные тексты ("Повесть о бражнике", "Сказание куре и лисице"), а также жизнь и деяния служителей культа
("Сказание о попе Савве") и жизнь в монастырях ("Калязинская челобитная"). Последнее произведение, кроме того, примыкает к очень распространенному жанру пародий на различные литературные и нелитературные фоpмы. Сюда же следует отнести различные юмористические "лечебники" (например, "Лечебник на иноземцев"),толковые азбуки ("Азбyка о голом и небогатом человеке"), а также "Роспись о приданом", множество различных письмовников и дp.
Особое место среди подобного рода произведений
принадлежит пародиям на различные светские
учреждения или службы, в частности на
суд ("Повесть о Еpше Еpшовиче", "Шемякин
сyд"). Необходимо указать и на такие
смеховые произведения, как целая сеpия
повестей о Фоме и Ереме, "Сказание
о роскошном житии и веселии", "Слово
о мужах ревнивых" и т. д. Все это примеры
из "писаной" литературы, но не меньшее
число их имелось и в устной, сошлемся
хотя бы на "Сборник Киpши Данилова".
Различные
формы и жанры фамильярно-площадной
речи (ругательства,
божба, клятвы и дp.).
Вpяд ли нужно доказывать, что эти фоpмы имели y нас очень и очень заметное распространение. Поэтому ограничимся лишь цитатой из "Дневника писателя" Ф. М. Достоевского: "Народ наш не развратен, а очень целомудрен, несмотря на то, что это бесспорно самый сквернословный народ в целом мире, и об этой противоположности,
право, стоит хоть немножко подумать.
Итак, фоpмы, которыми характеризуется народная смеховая культура в западноевропейских странах, были и на Рyси. Естественно, что знак равенства здесь ставить нельзя. В силу различных причин многое у нас было в иных, иногда больших, иногда меньших масштабах, кроме того, имелись y нас, видимо, свои собственные смеховые формы и жанры, и не было подчас того, что было на Западе, но одно остается бесспорным народная смеховая культура была свойственна средневековой Руси в целом в неменьшей степени, чем средневековому Западу. И если сейчас мы знаем о ней меньше, чем о французской или итальянской, то только потому, что еще очень мало ее изучили.
Смеховые
формы создавали "подчеркнуто неофициальный,
внецерковный и негосударственный
аспект мира, человека и человеческих
отношений; они как бы строили по ту сторону
всего официального второй мир и второю
жизнь, которым все средневековые люди
были в большей или меньшей степени причастны,
в которых они в определенные сроки жили".
Главным здесь было ощущение праздничности.
"Празднество (всякое) это очень важная
первичная форма_ человеческой культуры.
Ее нельзя вывести и объяснить из практических
условий и целей общественного труда или
еще более вульгарная форма объяснения
из биологической (физиологической) потребности
в периодическом отдыхе. Празднество всегда
имело существенное и глубокое смысловое,
миросозерцательное содержание. Никакое
"упражнение" в организации и усовершенствовании
общественно-трудового процесса, никакая
"игра в труд" и никакой отдых или
передышка в труде сами по себе никогда
не могут стать праздничными. Чтобы они
стали праздничными, к ним должно присоединиться
что-то из иной сферы бытия, из сферы духовно-идеологической.
II.II.
Смех и отношение к нему
православной церкви
В
Киево-Печерской Лавре при
Но, несмотря на это, в древнерусском смехе существует удивительный парадокс, показывающий, что не только народная культура вобрала в себя православие, но и православие многое позаимствовало из нее. Парадокс этот заключается в огромном количестве пародий на молитвы, псалмы, службы, на монастырские порядки. Д.С. Лихачев объясняет разрешение пародии по той причине, что осмеивалось не содержание, а внешние формы, стили. Конкретные произведения и авторы практически не пародировались, поскольку они были мало известны или слабо распространены в народе, а осмеивался определенный жанр. К тому же существовала интересная особенность древнерусского смеха: персонажи, подвергаемые осмеянию, являются не объектами, а субъектами.
Информация о работе Смеховая и зрелищная культура русского средневековья