Советская культура и современная Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:00, реферат

Краткое описание

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Советская культура и современная Россия.docx

— 108.86 Кб (Скачать файл)

Одними из первых его получили М.Н.Ермолова, К.С.Станиславский, Л.В.Собинов.

активное вовлечение института семьи и быта в процесс  формирования новых социокультурных ценностей. Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).

Отечественная культура в первое послеоктябрьское десятилетие. Как в политико-экономическом, так и в социокультурном отношении советская власть уже после победы в гражданской войне в полной мере столкнулась с жестким выбором: либо допустить в той или иной степени частную собственность, хозяйственную многоукладность и капиталистическое производство, а значит, и элементы плюрализма в политической и духовной жизни, либо создать новую тотальную систему регуляции. Краткий период НЭПа был отмечен продолжающейся конфронтацией двух общественных сил и "двух культур".

В 20-е годы началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая  философская или иная система  идей, которая выходила за пределы  марксизма в его ленинском  варианте, квалифицировалась как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной  для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.

В сознании основной массы населения началось утверждение  узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости "бдительного" отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила.

Этот принцип  еще в большей степени и  жесткой форме распространялся  и на творчество представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование  представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.

Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались  институты профессиональной автономии  интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки "несознательных" интеллигентов, а затем аресты многих из них стали  практикой 20-х годов. В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.

Новая культура напрямую связывалась с героями  революции. Именем власти народа на прежних  постаментах воздвигались памятники  новым героям. Новая революционная  символика рассматривалась как обязательное условие продолжения революции. Такая позиция явилась основой и для смены исторических названий на имена живущих.

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой пролетарской культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого. Механическое перенесение в сферу  художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки  социальной структуры и политической организации общества приводило  на практике как к отрицанию значения классического художественного наследия, так и к попыткам использования в интересах строительства новой социалистической культуры только новых модернистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками складывающихся функций художественной культуры. В целом в теоретических разработках двадцатых годов было много противоречивого.  

Например, для  многих культурологических концепций  того периода характерен классовый  подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей культуры.  

В абсолютизации  классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации - Пролеткульт и РАПП (см. Терминологический словарь).

Пролеткульт - это  культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской  революции и прекратившая свое существование  в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин  утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями  рабочего класса. В пролеткультовских  концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным  движением. На основании классового подхода все писатели и художники  прошлого были разделены на прогрессивных, демократических, творчество которых  следует изучать, и реакционных, классово чуждых, наследие которых  можно оставлять в забвении или  подвергать уничтожающей критике. 

Деятельность  Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии (письмо В. И. Ленина в ЦК РКП /б/ "О пролетарской культуре" - 1920 год).

Другой очень  влиятельной творческой группой  был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и другие. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. Руководство РАППа нередко впадало в догматизм, стремилось к административному руководству всем литературным процессом. Для рапповской критики характерны вульгарный социологизм, "проработочный" стиль. В 1932 году РАПП был распущен.

В целом, в двадцатые  годы большинство культурных организаций, пресса видели задачу советского общества в том, чтобы прийти к своей  собственной культуре, вытравить  культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей пролетарского  искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.

Однако ряд  выдающихся художников, и прежде всего, писателей и поэтов активно противостояли  подобным представлениям. В этом ряду - имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, для которых непреложным законом творчества являлся безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала.

3. Культурная  революция: содержание и результаты 

Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Вместе с тем культурная революция - это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициями культурного прошлого. В 20-е годы культурная революция превратилась в составную часть социалистических преобразований и использовалась как средство внутрипартийной политической борьбы.

В.И. Ленин в  работе "Странички из дневника" так определил ее основные задачи:

ликвидация культурной отсталости и прежде всего неграмотности  населения страны;

открытие простора для развития творческих сил трудящихся;

формирование  социалистической интеллигенции;

обеспечение господства идеологии научного коммунизма.

Творцами культурной революции были люди, выросшие в  условиях старой культуры. Уже в  этом одном заключалось глубокое противоречие, ставившее перед властью  сложнейшие задачи.

Накануне революции 1917 года 73% населения страны не умело  читать и писать. Грамотность среди  нерусских народов составляла 0,5-1,5%. 48 народностей вообще не имели письменности. Ликвидация неграмотности в такой  ситуации являлась подлинным социокультурным переворотом.

26 декабря 1919 году большевистское правительство  принимает декрет "О ликвидации  безграмотности среди населения  РСФСР". Он обязывал все население  от 8 до 50 лет обучаться грамоте  на родном или русском языке.  С окончанием гражданской войны  в 1920 году создается Всероссийская  чрезвычайная комиссия по ликвидации  неграмотности при Наркомате  просвещения РСФСР (просуществовала  до 1930 года).

Переломный момент в процессе ликбеза ( ликвидации безграмотности) наступил в 1923 году, когда под председательством М. И. Калинина организуется массовое общество "Долой неграмотность" и принимается план-обязательство по ликвидации неграмотности лиц от 18 до 35 лет в РСФСР к десятой годовщине Советской власти. Оно действовало совместно с Всероссийским обществом культурной смычки (1924) и насчитывало в своем составе более 1,5 миллионов активистов.

К концу 30-х годов  страна получила уже довольно развернутую систему высших и средних специальных учебных заведений, которые могли удовлетворить острый голод страны в квалифицированных специалистах во всех областях науки и техники.

Крупным достижением  первой пятилетки была ликвидация неграмотности  в стране. Подавляющая часть взрослого  населения научилась в ходе специальной  кампании писать и читать. За годы первой пятилетки было осуществлено также  в основном всеобщее обязательное начальное  обучение. В 1939 году по данным Всесоюзной переписи населения количество грамотных  в возрасте от 16 до 50 лет поднялось  до 90%.

Заметным был  рост учащихся в общеобразовательной  школе. Увеличился также выпуск специалистов из вузов. К концу 30-х годов в СССР было около 1 800 научно-исследовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тысяч, что превзошло уровень 1913 года почти в десять раз. Таковы наиболее общие результаты культурной революции в Советской России.

4.Русская культура в эмиграции

Истоки русской  эмиграции. Гипертрофирование задач борьбы за светлое будущее, за нового человека вело к уничтожению ценнейших явлений культуры, к репрессиям против представителей старой интеллигенции. Результатом такой политики была массовая эмиграция представителей русской культуры.

История русской  эмиграции как массового явления  началась еще с 1920 года, когда в  результате революции и гражданской  войны около 2 миллионов человек  оказались выброшенными за пределы  родины. Судьба разбросала русских  беженцев по всему миру. Сейчас нет  точных данных, сколько представителей интеллигенции покинуло Отечество  за период гражданской войны, но потеря была весьма ощутимой. В одном только Париже Общество русских инженеров  насчитывало около 3 тысяч членов, Общество химиков - более 200 человек.

В 1922 году было отправлено за границу около 200 писателей, ученых, философов, придерживающихся собственных  взглядов на происходящее внутри страны (Л.Карсавин, И.Ильин, П.Сорокин, И.Лапшин и другие). Всего за границей оказалось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления (С.Н. Виноградский, В.К. Агафонов, К.Н. Давыдов, П.А. Сорокин и другие).

Вклад культуры эмиграции в мировую культуру и науку. Российская эмиграция XX века дала удивительно много мировой  культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали  целые направления, школы и явили  миру великие примеры народного  национального гения.

Вклад мыслителей русского зарубежья в мировой  философский процесс, переводы и  издания их трудов на основных языках мира значительно содействовали  признанию русской философии  как полнокровной и самобытной. Национально-своеобразные ценности и идеи русской философской  мысли заняли достойное место  в западном сознании. Они имеют  приоритет и в постановке целого ряда проблем культурологии, истории философии, философии истории. К их числу относятся осмысление роли православия в развитии русского народа, анализ национальной специфики культуры России, постановка вопросов об основных чертах русской нации в XX веке, о "русской идее".

За пределами  России оказались известные писатели, ученые, артисты, художники, музыканты, имена которых по праву стали  достоянием мировой культуры. По разным причинам и в разное время родину покинули А.Аверченко, К.Бальмонт, И.Бунин, З.Гиппиус, Д.Мережковский, А.Куприн, Игорь Северянин, Саша Черный, М.Цветаева, А.Толстой, П.Милюков, П.Струве, Н.Бердяев, Н.Лосский, П.Сорокин, А.Бенуа, К.Коровин, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и многие другие выдающиеся деятели русской культуры. В эмиграции работали ученые с мировым именем - микробиолог Н.И. Андрусов, почвовед В.К. Агафонов, химики В.Н. Ипатьев, А. Е. Чичибабин, авиаконструктор И. И. Сикорский, один из создателей телевидения В. К. Зворыкин.

Информация о работе Советская культура и современная Россия