Советская культура и современная Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:00, реферат

Краткое описание

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Советская культура и современная Россия.docx

— 108.86 Кб (Скачать файл)

Основные центры русской эмиграции. К 1921 году сложилось  несколько основных центров расселения русских эмигрантов со своей собственной  культурной жизнью - газетами журналами, издательствами, школами, университетами и научными институтами. Это - Париж, Берлин, Прага, Белград, София и (первое время) Константинополь, через который шел основной поток беженцев. Большие русские колонии сложились в государствах, ранее входивших в Российскую империю - Польше, Литве, Латвии, Эстонии. По существу русским городом был Харбин.

Политическим  центром русской диаспоры стал Париж, где нашли свой приют большинство  политических деятелей и где были созданы ведущие политические объединения  эмиграции.

Литературной  столицей русской эмиграции в 1920-1924 годах стал Берлин, где создалась  благоприятная атмосфера для  издательского дела. Германия была единственной страной в Западной Европе, имевшей с 1922 года дипломатические  отношения с Советской Россией. В Берлине, куда часто приезжали  советские писатели и художники, сложились уникальные возможности  для общения между эмигрантской и советской интеллигенцией.

В Берлине было создано много издательств, которые  были готовы обслуживать как советский, так и эмигрантский рынок и  печатать как советских, так и  эмигрантских авторов. Самым крупным  из них было издательство З.Гржебина, который в конце 1920 г. перенес свою издательскую деятельность из Петрограда сначала в Стокгольм, затем в Берлин.

В начале 20-х  годов в Берлине возникло содружество "Веретено", объединявшее около 120 русских писателей и художников, которое открыло в Москве свое отделение. В русском Берлине  был создан свой Дом искусств по образцу петроградского Дома литераторов. Здесь встречались эмигрантские и советские писатели, свои произведения читали А.Ремизов, В.Ходасевич, В.Маяковский, В.Шкловский. Орган петербургского Дома литераторов "Литературные записки" регулярно печатал сведения об эмигрантской литературе, списки выходивших за границей русских книг. Информацию о культурной жизни эмиграции давал советский журнал "Красная новь".

Общение между  эмигрантами и неэмигрантами было настолько тесным, что некоторых литераторов, проживавших тогда в Берлине, трудно с уверенностью отнести к советскому или эмигрантскому лагерю. В промежуточном положении находились недавно приехавшие из России А.Белый, В.Ходасевич, В.Шкловский, И.Эренбург. Впоследствии из них лишь Ходасевич стал эмигрантом.

Главным университетским  городом русского зарубежье стала  Прага, благодаря специальной акции  чехословацкого правительства. В этой стране в 1921-1925 годах начали работать около 20 русских культурных учреждений, в том числе Русская народная библиотека, Русский институт, юридический  факультет при Карловом университете, народный университет, Русское историческое общество и Русский заграничный архив, различные школы, гимназии и курсы.

Задачи русской  культуры в эмиграции. Русская культура в эмиграции продолжала традиции дореволюционной культуры. Вместе с  тем опыт выживания в отрыве от родной почвы, трудные взаимоотношения  с властями стран, давших приют, идейная  борьба различных течений в эмигрантской среде оказывали существенное влияние  на условия культурной жизни в  российской диаспоре.

При всей пестроте судеб, взглядов, настроений, социального  и имущественного положения русские  эмигранты тяготели к общению. В  эмигрантской среде господствовало представление о высокой культурной миссии российской эмиграции, заключавшейся  в сохранении и воспроизводстве  отечественной культуры. "Охранение  русской культуры, русского языка, православной веры и русских традиций", - так  видели свою задачу эмигранты первой волны.

Налаживанием  культурной работы за рубежом занимались многочисленные общественные организации. Среди них большую роль сыграли  Всероссийский Земский союз и  Всероссийский союз городов. Лишь в  некоторых странах, таких, как Югославия, Болгария и Чехословакия, русские  учебные заведения получали материальную помощь от правительства. Именно в этих странах была создана обширная сеть русских учебных заведений, библиотек, работали различные профессиональные общества, художественные кружки. В  начале 20-х годов в Русском  Зарубежье возобновились старые споры о месте России в мировой  цивилизации, об исторической роли интеллигенции. Обсуждались пути национального  возрождения России, возможности  эволюции большевистского режима. Возникали  новые идейно-политические течения  и группы.

Таким образом, в первой половине 20-х годов были заложены основы культурной жизни русской  диаспоры, определены типы и виды культурно-просветительских учреждений, наиболее приспособленных  к условиям того или иного государства. Многие организации, созданные в  начальный период изгнания, исчезли, другие впоследствии выросли в солидные предприятия.

Русская культура в эмиграции во второй половине 20-х - 30-х годах. В середине 20-х годов  завершился период адаптации эмигрантов, переживших первый шок вынужденного отрыва от родины. Большинство решило житейские проблемы, нашли источники  существования, обустроили быт. Развеялись иллюзии о слабости советской  власти и о возможности скорейшего возвращения на родину. Пришло осознание  эмигрантского призвания - необходимости  сохранить дух и традиции русской  культуры, попираемой на родине большевиками. Наладилась культурная жизнь русского зарубежья. Проводились выставки, литературные вечера, концерты. Издавались журналы  и газеты.

С 1925 года возникла традиция ежегодного проведения "Дней русской культуры", единственного  торжества, объединявшего всю зарубежную Россию. Для русского национального  праздника культуры была выбрана  символическая дата - день рождения Пушкина. Ни одна идея, ни одно мероприятие  не собирало вокруг себя столько участников, сколько Дни русской культуры.

Самым значительным журналом Русского Зарубежья были "Современные  записки" (выходил в Париже с  конца 1920 по 1940 годы). Журнал объявил  себя внепартийным и был посвящен прежде всего вопросам культуры. В нем печатались почти все известные писатели и поэты Русского Зарубежья: И.Бунин, Д.Мережковский, К.Бальмонт, М.Цветаева, А.Ремизов, И.Шмелев, М.Осоргин, Ф.Степун, из младшего поколения - Н.Берберова, М.Алданов, В.Набоков. В журнале публиковались также философские, общественно-публицистические, научные статьи, имелся сильный критико-библиографический отдел.

Периодом расцвета литературы Русского Зарубежья стал конец 20-х - начало 30-х годов, когда  большинство писателей создали  свои наиболее значительные произведения. Среди них "Митина любовь", "Жизнь  Арсенева" Бунина, проза Цветаевой, первые романы Набокова, романы Мережковского.

Вместе с тем  в это время в эмигрантской литературной среде возникли сомнения в возможности и нужности существования  русской литературы за рубежом в  отрыве от развивающегося языка, от родины. Пессимистический взгляд на эмигрантскую литературу во многом объяснялся ее особым положением по сравнению с другими  видами искусств. Эмигрантские художники  и музыканты могли непосредственно  обращаться к публике тех стран, где они жили. Русские ученые находили себе место в западных университетах  и институтах. Русские же писатели нуждались в русском читателе, а эмигрантская читательская аудитория  уменьшалась. Русских книг издавалось все меньше. Существовать литературным трудом могли только те писатели, произведения которых переводились на иностранные  языки. Таких было немного. Литература Русского Зарубежья не была популярна  на Западе. Молодые писатели-эмигранты, вступая на литературную стезю, обрекали себя на нищенское существование. Некоторые  из них уходили в литературу той  страны, где жили.

Приближение мировой  войны окрасило жизнь русской  эмиграции тревожным ожиданием  катастрофы. На первый план выходят  политические споры о позиции, которую  должна занять эмиграция в случае нападения Германии на Советский  Союз. Большинство эмигрантов отрицательно относились к Гитлеру, но тем не менее рассматривали его как возможного спасителя России и Европы от коммунизма. При поддержке советских представителей во Франции и в ряде других стран были созданы "Союзы возвращенцев", которые агитировали эмигрантскую молодежь за возвращение в СССР. Эта пропаганда имела успех. В СССР вернулись А.Куприн, художник И.Билибин, муж и дочь М.Цветаевой - С. и А.Эфрон, вслед за ними последовала сама Цветаева.

В то же время  эмиграция пополнялась за счет отдельных  невозвращенцев и беженцев из СССР. Их рассказы об ужасах сталинского  режима производили сильное впечатление  на эмиграцию и западное общественное мнение.

5. Отечественная  культура в период тоталитаризма 

Социально-политическая культура России. С начала 30-х годов  в стране началось утверждение культа личности Сталина. Первой "ласточкой" в этом отношении стала статья К.Е.Ворошилова "Сталин и Красная Армия", опубликованная в 1929 годку к пятидесятилетнему юбилею генсека, в которой вопреки исторической правде преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин становился единственным и непогрешимым теоретиком марксизма. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, "отца народов".

В 30-40-е годы в  СССР окончательно сложился культ личности Сталина и были ликвидированы все действительные или мнимые оппозиционные "генеральной линии партии" группировки (в конце 20-х - начале 50-х годов состоялись процессы: "Шахтинское дело" (вредители в промышленности), 1928 год; "Контрреволюционная трудовая крестьянская партия" (А.В.Чаянов, Н.Д.Кондратьев); процесс над меньшевиками, 1931 год, дело о "вредительстве на электростанциях СССР", 1933 год; антисоветская троцкистская организация в Красной Армии, 1937 год; Ленинградское дело, 1950 год; Еврейский антифашистский комитет, 1952 год. Этапными событиями в борьбе с оппозицией в 30-е годы были разгром троцкизма, "новой оппозиции", "троцкистско-зиновьевского уклона" и "правого уклона".

Политическая  система, сложившаяся в этот период просуществовала с теми или иными  модификациями до начала 9О-х годов.

Гонения политических противников, судебные процессы над ними стали своеобразным феноменом российской социально-политической культуры новейшего времени. Они были не только блестяще организованными театральными представлениями, но и своего рода ритуальными действиями, где каждый играл отведенную ему роль.

Основной набор  ролей таков:

силы зла ("враги  народа", "шпионы", "саботажники");

герои (руководители партии и правительства, не оказавшиеся  в числе первых);

толпа, обожествляющая своих героев и жаждущая крови  сил зла.

Своеобразно эволюционировала и социальная система государства. Она прошла фазу ликвидации так называемых "эксплуататорских классов", включая  значительную прослойку зажиточного  крестьянства; фазу опоры на представителей прежде всего рабочего класса и беднейшего крестьянства в деле формирования новой интеллигенции, военной и политической элиты; фазу формирования партийно-бюрократической элиты, осуществлявшей фактически бесконтрольную власть.

Еще одна характерная  черта социально -политической культуры советского периода - определяющее влияние на внутреннюю жизнь чувства внешней опасности. Действительная или мнимая, она всегда существовала, заставляя до предела напрягать силы, сокращать прохождение тех или иных этапов, проходить "великие переломы", "решающие" или "завершающие" годы и т.д.

Духовная и  художественная культура периода тоталитаризма. В первое десятилетие советской  власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный  разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива. В 30-е годы культурная жизнь в  Советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный  поворот культурной политики в сторону  конфронтации с "капиталистическим  окружением" и "построения социализма в отдельно взятой стране" на основе внутренних сил. Формируется "железный занавес", отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной  политики в области культуры становится формирование "социалистической культуры", предпосылкой чего стали беспощадные  репрессии по отношению к творческой интеллигенции.

Пролетарское  государство относилось к интеллигенции  крайне подозрительно. Шаг за шагом  ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение.

Проработки "несознательных" интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С  конца 20-х годов они сменились  систематическими запугиваниями и  прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Параллельно с  вытеснением и прямым уничтожением прежней интеллигенции шел процесс  создания интеллигенции советской. Причем, новая интеллигенция мыслилась  как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых  реализовать любые указания руководства  независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции - возможность  независимого мышления, свободного творческого  проявления личности.

Информация о работе Советская культура и современная Россия