Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:53, реферат
Численность — 29901 чел. Населяют Эвенкийский АО, Якутию, Иркутскую область. Географический ареал охватывает огромные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока — от левобережья Енисея до Охотского моря и от Заполярной тундры до Ангары и Амура. Кроме того, около 20 тыс. эвенков проживает на севере Китая, а также в Монголии.
Введение
Численность — 29901 чел. Населяют Эвенкийский АО, Якутию, Иркутскую область. Географический ареал охватывает огромные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока — от левобережья Енисея до Охотского моря и от Заполярной тундры до Ангары и Амура. Кроме того, около 20 тыс. эвенков проживает на севере Китая, а также в Монголии.
Эвенкийский
язык принадлежит к тунгусо-
Основу эвенкийского этноса составили прямые потомки неолитического населения Прибайкалья и Забайкалья, имевшего сходные черты материальной культуры и антропологического типа. Контакты с бурятами, якутами и позднее с русскими приводили к сложным миграционным процессам среди эвенкийских групп. К моменту появления русских численность эвенков составляла 39,4 тыс. чел., из них 19,4 тыс. — оленеводы, 16,9 тыс. — скотоводы и 3,1 тыс. — промысловые охотники. В 1614г. мангазейские казаки обложили ясаком лишь тех эвенков, которые жили на Нижней Тунгуске. С появлением Баргузинского (1648) и Нерчинского острогов уже большая часть эвенков была объясачена. Только эвенки Южного и Приангарья еще длительный период оставались под влиянием бурят и маньчжур. На протяжении XVII в. эвенки претерпели значительные миграционные и демографические перемены. Несмотря на то, что они в этот период ассимилировали кетоязычные группы, они в большей степени сами были ассимилированы более многочисленными бурятами. В 1658 г. эвенки Южного Забайкалья уведены в Маньчжурию и Монголию, в 1667 г. часть из них вернулась уже в определенной мере "омонголенная".
В 1630-е гг. другая группа эвенков, живших в низовьях Лены, в ре-зультате эпидемии оспы практически вымерла. Обезлюдевший регион довольно быстро был занят якутами. С якутами эвенки и торговали (меняли пушнину на железо и мясной скот), и воевали. Вилюйские, оленекские, анабарские и нижнеалданские эвенки в XVIII-XIX вв. совершенно оякутились, утратив родной язык и культуру. Между самими тунгусскими народами не было мира — периодически происходили жестокие столкновения, причем настолько серьезные, что это вызывало беспокойство царской администрации, терявшей плательщиков ясака. Сами эвенки, бунтуя против гнета и насилия со стороны "служилых людей", нападали на русские зимовья или бежали в район Подкаменной Тунгуски, низовья Амура, на Охотское побережье, переселялись с Енисея в бассейн Таза и Оби. В XIX в. часть эвенков переселилась на о. Сахалин. Словом, этническая территория эвенков за последние века расширялась, но расселение их в то же время становилось все более дисперсным. Все это приводило к значительным демографическим потерям среди эвенкийского населения. Миграционные процессы, обусловленные в дальнейшем экономической ситуацией, сменой некоторыми группами своего хозяйственно-культурного типа, продолжались вплоть до начала ХХ в.
КРАТКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Самоназвание: орочон, венки
Языковая семья: алтайская
Языковая группа: тунгусо-маньчжурская
Конфессиональная принадлежность: православие, традиционные верования
Расселение в РФ
по административным единицам: Эвенкийский АО, Якутия, Иркутская обл.
по географическим ареалам:
Традиционный тип хозяйства: охота, оленеводство, рыболовство
Этнические соседи: русские, якуты, ненцы, долганы, кеты
Экспозиция предназначена для широкого показа самобытной культуры эвенкийского народа. Главная идея концепции всей исторической экспозиции выражена формулой "Человек-Среда-Культура". Согласуясь с ней, первая часть этнографического раздела строится на идее показа культуры эвенков как результата их адаптации к среде обитания.
Эвенки (старое название тунгусы) - народ, представитель тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской семьи. Распространен русский язык. Верующие - православные. Сохраняются культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. В южных районах Забайкалья сильно влияние буддизма. Несмотря на свою малочисленность, эвенки уже к XVII веку расселились на 1/4 территории Сибири и освоили все виды сибирских ландшафтов.
На территории Читинской области эвенки расселялись в основном в двух природно-климатических зонах: горно-таежной на севере и лесостепной на юге.
Эвенки
сложились на основе смешения местного
населения Восточной Сибири с тунгусскими
племенами, расселявшимися из Прибайкалья
и Забайкалья с кон. I- го тыс. н.э. В результате
этого смешения образовались различные
хозяйственно-культурные типы: Э. - "пешие"
(охотники), "оленные", орочен, оленеводы
и конные, мурчен (коневоды), известные
в Юго-Восточном Забайкалье как хамнеган,
солон (рус. солоны). Эвенки севера Восточного
Забайкалья в настоящее время проживают
в Каларском и Тунгокоченском районах.
В процессе контактов эвенки были частично
ассимилированы русскими, якутами, монголами
и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами
Этногенез
эвенков
Проблема этногенеза эвенков (тунгусов) остается одной из сложных проблем российской этнографии. В настоящее время утвердилась точка зрения, что предками эвенков является народ Увань, которые были небольшой племенной группой Хисцев. В состав народа Хи входили также племена Мохэ и Чжурчжени, т.е. предки Маньчжур. Обитали эти племена по Большому Хинганскому хребту на территории современной Монголии. Занимались разведением скота, овец, лошадей, возможно оленей и соответственно вели кочевой образ жизни.
Группа хисцев, кочевавшая в отрогах хребта Увань - одного из восточных отрогов Большого Хинганского хребта около VII в. двинулась на север от Амура в отроги Станового хребта, расположенные между средним течением Олекмы и верховьями Зеи и Учура. Хисцы-увани пришли туда с лошадьми и телегами, однако чрезвычайно тяжелые экологические условия данного района заставили их-заменить лошадей на оленей. Период, в течение которого увани переходили от тележного оленеводства к вьючно-верховому и одновременно приспосабливали свой образ жизни и быт к новым условиям существования, можно считать периодом первоначального формирования древних тунгусов. Самоназвание последних - эвенки, без сомнения, восходит к этнониму "увань". Иными словами, тунгусы (эвенки) - это увани, овладевшие вьючно-верховым оленеводством и заменившие войлочную юрту своих предков более легким берестяным или ровдужным чумом. Формирование вьючно-верхового и транспортного оленеводства привело к широкому распространению эвенкийского этноса по территории Сибири. Уже к XII в. благодаря оленеводству эвенки (тунгусы) освоили огромные территории включающие в себя горно-таежные и тундровые ландшафты от Енисея до Охотского моря, от Ангары и Амура до истоков Яны и Индигирки и устьев рек Оленека и Лены.
Одним из основных направлений тунгусской миграции стал север Забайкалья и территория современной Якутии, где эвенки расселились по долинам Вилюя, прилегающей части рек Лены и Алдана.
Таким
образом, к приходу русских
Эвенки
севера занимались охотой и оленеводством,
эвенки южной зоны - кочевым скотоводством.
Часть из них с 18 века входила
в состав пограничного казачьего
войска и занимались охраной границы.
В состав южной группы входили эвенкийские
и даурские роды, находившиеся в подчинении
князей Гантимуровых. С 1750 года по 1851 князья
Гантимуровы осуществляли управление
и эвенками-казаками. Приспосабливаясь
к сложным природно-экологическим условиям
края, эвенки северной зоны на протяжении
жизни многих поколений выработали уникальную
форму жизнедеятельности, которая эффективно
обеспечивала удовлетворение всех потребностей
общества. Эвенки вели комплексное охотничье-рыболовно-
Кочевания были подчинены природным циклам и проходили по отработанным маршрутам через районы постоянных поселений и связанные с ними охотничьи, рыболовные и пастбищные угодья. Маршрут кочевания представлял собой на местности вытянутый эллипсоид 150-250км на 25-30км. Существовало два района концентрации стойбищ и стоянок. Первый в глубинных залесенных участках тайги, где на расстоянии 4-5км располагалось три стойбища: зимнее, осеннее и весеннее. С этими районами соседствовали места отела и гона, зимнее пастбище домашних оленей и кормозащитные станции промысловых копытных. Второй район - по береговой линии рек, там располагались кратковременные летние стоянки, где жили одну - две недели.
Охота
была традиционным занятием эвенков. Она
обеспечивала основную часть потребностей
эвенкийских семей в питании
и сырье для обрабатывающих отраслей
домашнего производства. Охота также
давала возможность оплатить ясак и
обменять шкурки пушных зверей на необходимые
припасы и ружья. Большие территории
охотничьих угодий эвенки осваивали
при активном использовании в
качестве транспортного средства домашних
оленей. В степных районах Забайкалья
эвенки кочевали и охотились на лошадях.
Общий ритм жизнедеятельности эвенкийских
промысловых групп их мобильности,
изменения интенсивности
Традиционное
сочетание потребительских и
товарных отраслей хозяйства не всегда
и не обязательно сопровождались
бродячим бытом. Эвенки,расселенные по
берегам крупных рек и ведущие аналогичное
хозяйство,вели сезонно-оседлый образ
жизни, который предполагает: 1) наличие
двух постоянных стойбищ,летний и зимний
"мэнэйены", 2) ведение охотничьих
и рыболовных промыслов на сравнительно
меньшей территории, 3) участие в кочевании,
связанном с пушной охотой,только самих
охотников, которые уходили не на весь
сезон,а в промысловые экспедиции. Вся
промыслово-хозяйственная деятельность
"бродячих" эвенков в конце 19, начале
20 века демонстрирует комбинируемое всестороннее
освоение всего комплекса охотничьих
и рыболовных угодий, нормированное природой
и закрепленное в религиозно-этической
практике изъятия из природных запасников
ровно такого количества ресурсов, которое
не подрывало бы воспроизводящих основ
природы. Быт эвенков был подчинен условиям
кочевого образа жизни. Быстро сооружалось
и легко перевозилось традиционное жилище
- конический чум из жердей. Покровами
для него служили берестяные тиски, нюки
из ровдуги или ткани, корьевые плахи.
Все необходимое для жизни изготавливалось
в домашнем хозяйстве. Мужчины владели
кузнечным ремеслом, делали различные
изделия из дерева, кости и рога. Женщины
обрабатывали бересту, шкуры животных
и рыб и шили из них нужную утварь и одежду.
Чум
Придя на очередную стоянку и сложив вещи на настил из 3-4 жердей, уложенных на короткие толстые бревна (лабаз), эвенки разводили костер, готовили чай. После чаепития устанавливали чум. Новое место для чума выбиралось в нескольких метрах от старых "чумовищ". Три основные жерди "тургу" обязательно брались из остова чумов прошлых лет. "Тургу" в вершине соединялись развилкой и устанавливались таким образом, что две из них, образуя одну из сторон треугольника, ставились с ориентировкой в сторону тропы, по которой пришли на стоянку. С этой же стороны ставили еще 2 "тургу", образующие дверной проем. За тем по кругу, двигаясь по солнцу, на равном расстоянии от центра, устанавливались остальные жерди каркаса "херам". Покрышка чума из выделанной сохатины (ровдуги) состоит из 4 нюков, разделенных на две полупокрышки: верхнюю "унэкэн" и нижнюю " элбэнэл". Покрытия начинались с нижней половины, натягиваясь плотно на остов слева направо ("как солнце ходит"). Два нижних нюка подвязывались к жердям при помощи ремешков. Левый край запускался под правый. Верхняя часть чума, за исключением дымового отверстия (в непогоду оно закрывалось отдельным куском бересты или ровдуги) покрывалась в том же порядке. В верхних углах "унэкэна" пришивались петли, в которые продевались жерди с развилкой в вершине. Два человека, поднимая жердями "унэкэн", набрасывали его на остов, закрывая при этом "элбэнэл" сверху на 60-80 см и запахивая правым краем "унэкэна" левый. За тем все покрытие прижималось несколькими толстыми жердями, а низ чума, обложенный сосновыми и еловыми веками, засыпали для тепла снегом.
Внутри чума вдоль его стен из соснового лапника устраивался плотный настил "хокто", на который раскладывали постели. Место очага в центральной части чума огораживалось уложенными "П" - образно бревнами. Справа и слева от входа (рядом со спальными местами хозяев) устанавливалась специальная жердь "чимка". К ней и стоящей напротив основной жерди "тургу" привязывалась горизонтальная жердь "икэптун", на которую на деревянных или железных крючьях подвешивался над костром котел.
С
выпадением снега семьи перебирались
в корьевые чумы. Основа - четыре толстые
жерди "тургу", соединенные в вершине
развилкой. На них в 60-70 см от вершины оставлялись
сучья, в которые укладывали короткие
поперечные жерди "толбоко", на которые
опирались все остальные жерди - расколотые
вдоль бревна, устанавливающиеся неплотно
друг к другу и образующие круглую жилую
площадку диаметром 4-6 метров. Две дополнительных
тургу образовывали вход "урхэ". Остов
"голомо" покрывался рядами косо
уложенных пластов лиственничной коры.
Информация о работе Современные проблемы эвенков в забайкалье