Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:53, реферат
Численность — 29901 чел. Населяют Эвенкийский АО, Якутию, Иркутскую область. Географический ареал охватывает огромные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока — от левобережья Енисея до Охотского моря и от Заполярной тундры до Ангары и Амура. Кроме того, около 20 тыс. эвенков проживает на севере Китая, а также в Монголии.
Транспортное
оленеводство в хозяйстве
эвенков
Типы оленеводства: эвенкийский - малооленный и орочонский - многооленный. В связи с расширением охотничьих угодий при сохранении традиционного пешего способа опромышления эвенки были вынуждены более интенсивно развивать оленеводство и широко использовать домашних оленей в качестве транспортного средства. В сезон миграции белок использование оленя позволяло эвенкам откочевывать быстро в самые дальние угодья. Охотник уходил на промысел, заказывая хозяйке, в какое место ей прийти с караваном. Навьюченные олени, соединенные в связки, выстраивались в караван, впереди которого, отдельно от всех ставился "табуированный" олень (обычно белой масти), перевозящий сумки с родовыми святынями - изображениями семейных охранителей и охотничьими амулетами.
Олени в каждую связку соединяются так: впереди старая оленуха, задающая темп, каждый олень при помощи недоуздка привязывался к вьючному седлу впереди идущего. Для привязывания оленя к задней луке "толбоко" ремнями крепился "гилбэвун" - изогнутая пластина из рога оленя, напоминающая равносторонний треугольник без основания. В нижней части пластины было отверстие, сквозь которое "гилбэвун" соединялся с "толбоко". Таким образом, олени выстраивались в ломаную линию, что позволяло эвенку, обернувшись назад видеть сразу всех оленей в связке.
В пушном промысле использование оленя обеспечивало возможность расширения охотничьих угодий, что создавало предпосылки для увеличения выхода товарной продукции. В зверовой охоте использование оленя для вывоза добычи привело к разделению труда между мужской и женской частью охотничьих групп, что позволяло обеспечивать семьи продуктами в короткое время, создавать долговременные запасы.
В выборе маршрутов передвижения эвенки исходили из:
- соображения обеспечения охоты и рыболовства;
- постоянство мест отела и гона у оленей;
- условия летнего содержания оленей, обеспеченности дровами для дымокуров;
- удобство маршрутов движения с оленями и прочих факторов.
Т.е.
кочевание совершалось по вполне
определенным маршрутам. На местности
это вытянутый эллипсоид 150-250 на
25-30 км. Существовало два района концентрации
стойбищ и стоянок. Первый в глубинных
залесенных участках тайги, где на расстоянии
4-5 км располагалось три стойбища: зимнее,
осеннее и весеннее. С этими районами соседствовали
места отела и гона, зимнее пастбище домашних
оленей и кормозащитные станции промысловых
копытных. Второй район - по береговой
линии рек, там располагались кратковременные
летние стоянки, где жили одну - две недели.
Обработка
бересты
Весной
и в начале лета бересту срезали
ножами с деревьев. Очищали от верхней
кожицы и выпаривали, свернутую в трубку,
в котле с водой, смешанной с золой, заполняя
промежутки мхом. Котел держали на небольшом
огне до 3 дней, затем полосы бересты высушивали.
Из бересты делали тиски, вьючные сумки,
коробки, сумки-портфели, кисеты, посуду,
колыбели. Куски бересты, специально приготовленные
и окаймленные обшивкой, служили и столешницей.
Прошитые двойные кружки, окаймленные
берестой, использовали в качестве сидения
в лодке. Всю посуду из бересты эвенки
шили корнем черемухи или сухожильным
нитками.
Обработка
шкур
Инструментами для обработки шкур копытных зверей являлись разного рода скребки (шидывун, нючивун, чучун), кожемялки (кэдэрэ) и ножи для разрезания. Все они хранились в длинной, богато орнаментированной сумке (ук, урук, кэдэрэрук) и были постоянно под рукой.
Сразу после свежевания шкуру, очистив от жира, растягивали и сушили несколько дней. Мелкие шкуры - с ног и головы - сушили на палочках - распялках, большие - с корпуса - привязывали к раме или к внутричумным жердям. Затем, сидя на земле с одной вытянутой ногой, под которую была подвернута шкура и, держа двумя руками скребок "у" (отточенный по наружному краю слегка изогнутый кружок, вставленный основанием между двумя палочками, плотно обвязанный с двух концов), движением по направлению к себе скоблили мездру, постепенно передвигая шкуру. Потом ее промазывали смазкой из рыбьей печени или мокрой трухой, складывали и оставляли на 2-3 дня. После этого опять скоблили скребком "чучун" (плоский кружок с зазубринами по краю, вставленный основанием в ручку). После этой обработки шкуру дымили для прочности, набрасывая ее на дымовое отверстие чума или на специальное приспособление - "нуливун" (высокую треногу с жердями, под которой разводили дымокур), при этом следили, чтоб огонь не разгорался. От длительности копчения зависела непромокаемость шкуры. Далее кожу разминали мялкой "кэдэрэ" (слегка изогнутой палкой с зубцами на вогнутой стороне с двумя ручками). При разминании движения были круговыми: вытянутой правой рукой, начиная от уровня левого плеча в направлении правого бока делали круговое движение, сгибая правую руку в локте и подводя ее к правому боку.
Левой рукой только придерживали левую ручку. Чтобы убрать остатки жира при разминании посыпали кожу кусочками трухи, а в некоторых местах протирали смолой. Для изготовления ровдуги со шкуры снималась шерсть. Для этого смачивали мех водой с крошками трухи и складывали, оставляя преть в течении нескольких дней, затем соскабливали мех скребком "шидывун" и "нючивун" (металлической пластинкой с заостренным краем, вставленной в две деревянные ручки). После соскабливания шерсти шкуру растягивали на раму сушиться. Раскраивали шкуру и ровдугу ножом на доске без выкроек. При шитье мехового орнамента к вещи пришивали сначала полосу или мелкие кусочки, затем отрезали лишние части. Сшивали сухожильными нитками. Для этого хозяйка имела в запасе пучки развитых, высушенных сухожилий, снятых с ног или со спины оленя или лося. Перед шитьем заготавливали нитки, ладонью правой руки на колене закручивая по два тонких волокна сухожилия, левой рукой придерживая концы. Нитки были недлинными, до 50 см. Сшивали шкуру через край. В обуви и одежде, чтоб не проникала влага, под швы подкладывали волоски подшейной шерсти оленя. Орнаментальный шов "волоски" - подшейный волос, наложенный на ровдугу и прошитый через край, напоминал ряд белого бисера, не менял цвета и был очень прочным. Для украшения делали несколько рядов такого шва, а промежутки закрашивали черной (из сажи с жиром), бурой (из сурика или охры, заваренной в кипятке, смешанной с пеплом и смолой), и коричневой (из отвара ольховой коры, смешанной с золой из можжевельника) краской. Умели эвенки обрабатывать и рыбью кожу. Использовали ее для изготовления мелких сумочек. Кожу не выпотрошенной рыбы, очистив от чешуи, снимали, растягивали палочками, и, заткнув за жердь чума, сушили 1-2 дня. Затем смазывали рыбьей печенью, размятой в теплой воде и тщательно разминали.
Также
широко распространен был рыбий
клей. Клей делали из кожи. Очистив ее,
сушили 3-4 дня, очищали от жира, затем
разрезали на тонкие полоски, свертывали
в комок и клали в котелок
с теплой водой. Кожа размокала и
превращалась в слизь. Ее вынимали,
отжимали воду, отделяли остатки жира.
Затем вновь складывали в котелок
и залив водой, кипятили до тех
пор, пока вся вода не выкипала. Этот
клей замораживали и перед употреблением
разогревали без воды. Камысы, склеенные
таким клеем, от сырости никогда не расклеивались.
Шаманизм
в Забайкалье
Манекен шаманки. XIX в.Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредник между миром духов и людей. Религией эвенков был шаманизм, развившийся из первобытной веры в духов, почитания природы и тотема животных, а также культа предков и магии.
Традиционной
религией эвенков, так же как и
бурят является шаманизм. Слово "шаман"
имеет эвенкийское
Шаманизм в Забайкалье восходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. В последующие периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей.
В
общей картине шаманизма
Итак,
адаптация к природно-
1.Кочевой
образ жизни, подчиненный
2.
Комбинированное охотничье-
3.
Смена кочевого и оседлого
периода жизнедеятельности как
способ сезонно-сменного
4.
Закрепление в религиозно-
ХХ век нанес серьезный образу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья. Это непосредственно сказалось на их численности. Однако традиционная культура эвенков оказала существенное влияние на складывание культуры и мировоззрения забайкальцев, и до сих представляет собой богатейший потенциал с многотысячелетней историей, который необходимо сохранять и тщательно изучать.
Вывод
эвенки этногенез тунгусы быт традиция
В
отличие от многих других субъектов
Российской Федерации, в Читинской
области до сих пор отсутствует
своё законодательство, определяющее
правовой статус эвенкийского населения,
определяющее границы земель традиционного
природопользования, охрану территорий
историко-культурного
В
то же время на Севере Читинской
области в последние годы активно
развивается строительство
В
зонах, пока не затронутых промышленными
разработками ещё существует возможность
сохранения и развития, традиционных
для эвенкийского населения видов
природопользования. Согласно международной
классификации охраняемых территорий,
территории традиционного
Сегодня, в начале XXI века промышленная и этнокультурная политика в нашей стране требует серьезного пересмотра не только на федеральном уровне, но и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. В противном случае, например, в Читинской области неограниченная эксплуатация природных ресурсов забайкальского Севера может привести к катастрофическим последствиям.
Список используемой
литературы
1.Василевич Г.М. Эвенки. Историко-энтографические очерки. - Лениинград, 1969
2. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск, 1984
3. Булаев
В.М. Энто-национальные особенности формирования
населения Восточного Забайкалья. - Улан-Удэ,
1998
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Современные проблемы эвенков в забайкалье