Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:11, контрольная работа
Краткое описание
Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.
В центре трансперсональной
психологии – «психологии за пределами
личности» – измененные состояния сознания,
переживание которых может привести к
смене фундаментальных ценностей, духовному
перерождению и обретению целостности.
Лидер этого направления – С. Грофф, разработавший
метод холотропного дыхания, иначе называемого
ребефингом.
Эмпирическое подтверждение
трансперсональному подходу к пониманию
человека дали 30-летние исследования Станислава
Гроффа. Он доказал, что в сфере сознания
человека нет четких пределов и ограничений,
тем не менее, полезно выделить четыре
области психики, лежащие за пределами
нашего обычного опыта сознания: 1) сенсорный
барьер; 2) индивидуальное бессознательное;
3) уровень рождения и смерти (перинатальные
матрицы); 4) трансперсональная область.
Большинству людей доступны переживания
на всех четырех уровнях. Переживания
эти можно наблюдать во время сеансов
с психоделическими препаратами или в
современных подходах экспериментальной
психотерапии, где используется дыхание,
музыка (ребёфинг, голотропное погружение),
работа с телом. Переживанию способствуют
самые разнообразные религиозные обряды,
восточные духовные практики. Много случаев
такого рода можно наблюдать во время
спонтанных эпизодов неординарных состояний
сознания.
Кратко охарактеризуем каждый
из этих уровней.
а) сенсорный барьер
Всякая техника, дающая возможность
эмпирически войти в сферу бессознательного,
будет вначале активировать органы чувств:
разнообразные физические ощущения в
теле, (физический барьер), безадресные,
по-видимому, ранее часто сдерживаемые
эмоции (человеку хочется плакать или
смеяться без какого-либо конкретного
повода — эмоциональный барьер), актуализация
зрительных образов (цветные пятна, геометрические
формы, какие-либо пейзажи могут мелькать
в поле зрения за закрытыми веками — образный
барьер), изменения в слуховой зоне могут
проявляться как звон в ушах, жужжание,
звуки высокой частоты, это может сопровождаться
необычными осязательными ощущениями
в разных частях тела и т. п. Все эти сенсорные
переживания и представляют тот «сенсорный
барьер», который необходимо преодолеть,
прежде чем начнется путешествие в бессознательную
сферу психики.
б) индивидуальное бессознательное
Следующая сфера переживаний
область индивидуального бессознательного
– все что угодно из жизни человека –
какой-то неразрешенный конфликт, какое-то
вытесненное из памяти и не интегрированное
в ней травмирующее переживание может
всплыть из бессознательного, любые события
или обстоятельства жизни человека с момента
рождения до настоящего момента, имеющие
высокую эмоциональную значимость переживаний,
– реально переживаются заново. Воспоминания
из биографии проявляются не по отдельности,
а образуют динамические сочетания –
системы конденсированного опыта (СКО).
СКО это динамическое сочетание воспоминаний
(с сопутствующими им фантазиями) из различных
периодов жизни человека, объединенных
сильным эмоциональным зарядом одного
и того же качества, интенсивных телесных
ощущений одного и того же типа. Психологические
и телесные травмы, пережитые человеком
в течение жизни, могут быть забыты на
сознательном уровне, но хранятся в бессознательной
сфере психики и влияют на развитие эмоциональных
и психосоматических расстройств – депрессии,
тревожности, страхов-фобий, сексуальных
нарушений, мигрени, астмы и т. п. Особенно
психотравмы, сопряженные с опасностью
для жизни, оставляют неизгладимый отпечаток
в психике.
в) уровень рождения и смерти
(перинатальные матрицы)
Если на биографическом уровне
индивидуального бессознательного с опасными
для жизни ситуациями предстоит во время
самоисследования встретиться только
тем, кто в действительности пережил схватку
со смертью, то на следующем уровне бессознательного
вопрос смерти универсален для каждого
человека, поскольку при рождении каждый
находился какое-то мгновение на грани
смерти. Хотя полный спектр переживаний,
происходящих на этом уровне, нельзя сводить
к повторному проживанию биологического
рождения, родовая травма составляет саму
суть процесса. Поэтому Грофф назвал эту
сферу бессознательного перинатальной.
Перинатальный уровень бессознательного
представляет собой многогранное и богатое
вместилище эмоциональных состояний,
телесных ощущений и мощной энергии. По-видимому,
он функционирует как универсальная и
относительно недифференцированная потенциальная
матрица для развития большинства форм
психопатологии. В той мере, в какой перинатальные
матрицы отражают действительную травму
рождения, можно ожидать существенного
варьирования общего объема негативных
элементов в разных случаях. Конечно же,
есть разница между стремительными родами
в лифте или такси по пути в родильный
дом и родами продолжительностью в пятьдесят
часов с применением щипцов и других экстренных
мер.
г) трансперсональная область
По мнению С. Гроффа, трансперсональные
явления обнаруживают связь человека
с космосом – взаимоотношение, в настоящее
время непостижимое. Можно предположить
по этому поводу, что где-то в ходе перинатального
развития происходит странный количественно
– качественный скачок, когда глубокое
исследование индивидуального бессознательного
становится эмпирическим путешествием
по всей Вселенной, когда сознание человека
выступает за обычные пределы и преодолевает
ограничения времени и пространства. Трансперсональные
переживания интерпретируются испытавшими
их людьми как возвращение в исторические
времена и исследование своего биологического
и духовного прошлого, когда человек проживает
воспоминания из жизни предков, из своих
воплощений. Люди, переживающие трансперсональные
проявления сознания, начинают догадываться,
что сознание не является продуктом центральной
нервной системы и что оно как таковое
присуще не только людям, а является первостепенной
характеристикой существования, которую
невозможно свести к чему-то еще или откуда-то
еще извлечь. Человеческая психика по
существу соразмерна всей Вселенной и
всему существующему.
Хотя это кажется абсурдным
и невозможным с точки зрения классической
логики, но человеку свойственна странная
двойственность: в некоторых случаях людей
можно с успехом описать как отдельные
материальные объекты, как биологические
машины, т. е. приравнять человека к его
телу и функциям организма. Но в других
случаях человек может функционировать
как безграничное поле сознания, которое
преодолевает ограничения пространства,
времени и линейной причинности. Эмоциональные,
психосоматические и межличностные проблемы
могут быть связаны с любым уровнем бессознательного
(биографическим, перинатальным, трансперсональным),
а иногда коренятся во всех. Главная отличительная
черта подхода – модель души, в которой
признаются значимость духовного и космического
измерения и возможностей эволюции сознания,
а также готовность последовать за клиентом
в новые сферы опыта.
1.2 Понятие и сущность
социализации
Человек – существо социальное.
С первых дней своего существования он
окружен себе подобными, включен в разного
рода социальные взаимодействия. Первый
опыт социального общения человек приобретает
еще до того, как начинает говорить. Будучи
частью социума, человек приобретает определенный
субъективный опыт, который становится
неотъемлемой частью личности. Социализация
– процесс и результат усвоения и последующего
активного воспроизводства индивидом
социального опыта. Процесс социализации
неразрывно связан с общением и совместной
деятельностью людей.
Сущность социализации состоит
в сочетании приспособления и обособления
человека в условиях конкретного общества.
Процесс социализации и адаптации тесно
взаимосвязаны. Адаптация предполагает
согласование требований и ожидание социальной
среды по отношению к человеку с его установками
и социальным поведением; согласование
самооценок и притязаний человека с его
возможностями и с реалиями социальной
среды. Таким образом, адаптация - это процесс
и результат становления индивида социальным
существом. Обособление – процесс автономизации
человека в обществе. Результат этого
процесса – потребность человека иметь
собственные взгляды и наличие таковых
(ценностная автономия), потребность иметь
собственные привязанности (эмоциональная
автономия), потребность самостоятельно
решать лично его касающиеся вопросы,
способность противостоять тем жизненным
ситуациям, которые мешают его самоизменению,
самоопределению, самореализации, самоутверждению
(поведенческая автономия). Таким образом,
обособление – это процесс и результат
становления человеческой индивидуальности.
Из сказанного следует, что
в процессе социализации заложен внутренний,
до конца не разрешенный конфликт между
мерой адаптации человека в обществе и
степенью обособления его в обществе.
Социализация человека в современном
мире, имея более или менее явные особенности
в том или ином обществе, в каждом из них
обладает рядом общих или сходных характеристик.
1.3 Этапы социализации
В любом обществе социализация
человека имеет особенности на различных
этапах. В самом общем виде этапы социализации
можно соотнести с возрастной периодизацией
жизни человека. Существуют различные
периодизации, и приводимая ниже не является
общепринятой. Она весьма условна (особенно
после этапа юности), но достаточно удобна
с социально-педагогической точки зрения.
Человек в процессе социализации
проходит следующие этапы: младенчество
(от рождения до 1 года), раннее детство
(1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший
школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый
(10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет),
ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23
года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю
зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55
лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость
(65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).
1.4 Агенты социализации
Важнейшую роль в том, каким
вырастет человек, как пройдет его становление
играют люди, в непосредственном взаимодействии
которых протекает его жизнь. Их принято
называть агентами социализации. На разных
возрастных этапах состав агентов специфичен.
Кроме начальной и продолжительной
социализация бывает первичной и вторичной,
агенты и институты социализации тоже
делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации
– близкие и дальние родственники, приходящие
няни, друзья семьи, сверстники, учителя,
врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» в социологии ко всему,
что составляет непосредственное или
ближайшее окружение человека. Агенты
вторичной социализации – представители
администрации школы, университета, предприятия,
армии, церкви, государства, сотрудники
телевидения, радио, печати, партии, суда
и т.д. Термин вторичное определяет то,
что оказывает менее значительное воздействие
на человека.
Первичная социализация наиболее
интенсивна в первой половине жизни человека,
хотя сохраняется (по убывающей) во второй
половине. Напротив вторичная социализация
охватывает вторую половину жизни, когда
человек сталкивается с формальными организациями
и учреждениями, называемыми институтами
вторичной социализации: производством,
государством, средствами массовой информации,
армией, судом, церковью и т.д.
Агенты первичной социализации
выполняют каждый множество функций (отец
– это одновременно опекун, воспитатель,
администратор, учитель, друг), а агенты
вторичной всего одну или две. Роль агентов
первичной социализации и их статус неодинаковы:
по отношению к ребенку роль родителей
является превосходящей, а его ровесники
находятся в равной с ним позиции и прощают
ему много из того, что не прощают родители,
нарушение нравственных принципов и социальных
норм и т.д. В каком-то смысле ровесники
и родители воздействуют на ребенка в
противоположных направлениях и первые
сводят на нет усилия вторых.
Иначе говоря, ребенок учится
у взрослых, как быть взрослым, а у ровесников
как быть ребенком: уметь драться, хитрить,
дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому
родители воспринимают ровесников своего
ребенка как конкурентов в борьбе за влияние
на него. Малая группа ровесников выполняет
важнейшую социальную функцию – облегчает
переход от состояния зависимости к независимости,
от детства к взрослости. Родители вряд
ли смогут научить ребенка, как быть лидером
или добиться господства над другими.
Социализирующие функции агентов первичной
социализации взаимосвязаны: ровесники
ребенка часто заменяют его родителей,
выполняя их функции социализации и наоборот;
взаимозаменяемы функции родителей и
ровесников, вторые могут заменить родителей.
Но того же нельзя сказать об агентах вторичной
социализации, поскольку они узко специализированные:
судья не может заменить бригадира или
учителя.
Кроме того, в отличие от агентов
первичной социализации, агенты вторичной
социализации получают деньги за выполнение
своей роли.
Раздел 2. Проблемы социализации
детей в школе
2.1 Группы сверстников
Наиболее существенную
роль группы сверстников играют
в жизни и в социализации подрастающих
поколений, особенно в подростковом и
юношеском возрастах. Подростки и юноши
одновременно входят в несколько групп
– формализованные и неформализованные,
общение в которых может иметь существенные
различия.
Формализованные группы
(класс, учебная группа, ПТУ, техникума,
и др.) могут играть весьма различную
роль в социализации подростков
и юношей в зависимости от
содержания жизнедеятельности, характера
сложившихся в них взаимоотношений,
а так же степени значимости
для их членов.
Позитивную роль они
играют в том случае, если взаимодействие
в группе не только интенсивно,
но и содержательно, когда подросток
или юноша чувствует себя в
ней принятым на равных, но
и имеет приятелей и друзей,
когда его негрупповые связи
воспринимаются товарищами и
им самим как нечто чуждой
этой группе. Но это в идеале.
А в реальности встречается
много вариантов – позитивных и не
очень.
Так, в группе все
настроены друг к другу доброжелательно
и с удовольствием проводят
вместе много времени помимо
учебных или иных обязательных
занятий. Но в одних случаях
это времяпрепровождения насыщенно
полезными делами, разговорами о
серьезных проблемах, в других - время
«убивается» на совместное ничегонеделание,
смакование анекдотов и т. д.
В формализованных
группах бывает явное расслоение
по разным основаниям. Иногда - по
интересам. Если они содержательны,
то взаимодействие дает пищу
для ума. А если они примитивны,
то ситуация принципиально иная.
Встречаются группы, где компания
складывается «по одежке» в
прямом смысле слова. Те, кто одет
«фирменно», презирают тех кого они
называют «серыми», «плебсом», «лохами»
и пр. Между ними нет ни каких контактов.
Может быть и так:
взаимодействие в группе в
целом позитивно, но не для
всех. Группа может оказаться
выше отдельных своих членов
по уровню развития, интересам, социальной
активности. А бывает наоборот: тот
или иной подросток или юноша
значительно опережает сверстников
в развитии – интеллектуальном,
психическом, социальном, физическом.
И в том и в другом случае
возникают трудности в общении с группой.
Подростки и юноши,
не удовлетворенные своей позицией
в формализованной группе, стремятся
минимизировать свой контакт
с ее членами, ищут компенсации
в неформальных группах.