Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа
Сначала было Слово. Но свою подлинную мощь обрело оно лишь с появлением Книги. Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека - надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения.
Введение
1.Из истории книги
1.1. Западно-европейская книга
1.2.Перевоплощение книги
1.3.От первопечатной книги до "бестселлера"
2.. Из истории русской книги
2.1. Русская рукописная книга XI-XV вв
2.2. Книгопечатанье в Русском государстве с XV по XVIII века
2.3. Русская книга с середины XVIII века до конца XIX века
3. Книга в ХХ веке
Заключение
Кировский филиал
высшего профессионального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по __Истории книги и книговедения в России и за рубежом
на тему
Социальная роль книги. Будущее книги
Выполнил(а) студент(ка) |
группы БМБ -1
|
ф.и.о. студента |
Преподаватель:__ |
______________________________ |
ф.и.о. преподавателя |
Работа поступила в учебную часть ______________________________ |
дата, подпись методиста |
Отметка преподавателя: |
______________________________ |
зачтено, не зачтено |
______________________________ |
дата, подпись |
Киров-2012
Содержание
Введение
1.Из истории книги
1.1. Западно-европейская книга
1.2.Перевоплощение книги
1.3.От первопечатной книги до "бестселлера"
2.. Из истории русской книги
2.1. Русская рукописная книга XI-XV вв
2.2. Книгопечатанье в Русском государстве
с XV по XVIII века
2.3. Русская книга с середины XVIII века до
конца XIX века
3. Книга в ХХ веке
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Сначала было
Слово. Но свою подлинную мощь
обрело оно лишь с появлением
Книги. Книга сыграла и
Что же такое книга? По словам Р.Эскарпи [1], книга, как и все живое, не укладывается в жесткие рамки определений. Во всяком случае, еще никому не удалось дать ее точное и стабильное определение. Книга - предмет совершенно особый. Когда берешь его в руки - он всего лишь бумага, но книга - нечто иное. Мысль, лишенная опоры печатных знаков, не смогла бы стать книгой. Книга - "инструмент чтения", но невозможно пользоваться ею механически. Книгу продают, покупают, обменивают, но нельзя относиться к ней как к обычному товару, потому что она одновременно многочисленна и единственна, неисчислима и незаменима.
При небольшом объеме
книга обладает высокой
Она - плод определенных
технических процессов, подчиненных определенному
замыслу и использованию. То же самое можно
сказать о большинстве произведений техники,
но особенность книги в том, что эти замыслы,
цели, техника эволюционируют, подчиняясь
воле истории, воздействуют друг на друга
и, изменяя свое содержание, меняют не
только книгу как таковую, но ее место
и роль в личной и общественной жизни человека.
Тема данной работы - книга как социальное
явление, и я считаю, что начать ее надо
с исторического обзора.
1.ИЗ ИСТОРИИ
КНИГИ
Во все времена книга
была в авангарде идеологических
движений, их противоборств, мировоззренческой
конфронтации, оказывалась то кафедрой,
то трибуной, то трибуналом для общественных
взглядов и настроений; много раз
выходила на костер или эшафот то в
качестве жертвы, то в облике судьи
и палача. История знает немало
примеров, когда книга из орудия
прогресса, из "светильника разума",
добра и красоты превращалась
в источник реакции, застоя, насилия,
в проповедника духовной антропофобии
и настоящего геноцида [3].
1.1Перевоплощение
книги
В древнейшие времена
человеческая память была
Если перерывать историю
мировой литературы, то окажется, что все
народы, так или иначе, прошли период "устной
книги". Бессмертные поэмы "Илиада"
и "Одиссея", как известно, были записаны
в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До
этого в течение веков поэмы распространялись
устно, аэды и рапсоды - древние певцы,
сказители - пели их наизусть на народных
празднествах. Но запоминать многотысячные
строки было трудно, и первобытные сказители
использовали ленточки и узелки, которые
помогали им.
По мере того, как расширялся кругозор
человека, и усложнялась его деятельность,
у памяти появлялись другие помощники
- разного рода зарубки, узелки и, наконец,
рисунки. Ученые находят в пещерах и на
скалах изображения, сделанные рукой первобытного
человека, отразившие его впечатления
от окружающего мира, жизни, природы. Это
начатки искусства, но одновременно и
начатки письменности, ведь именно здесь
человек впервые выразил в изображении
свою мысль.
Но первый этап собственно книги - это, конечно, volumen, свиток листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине I т.до н.э. в Афинах и позднее в Древнем Риме, с мастерскими переписчиков - настоящими издательствами, книготорговлей и поступлением копий в большие библиотеки. Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение - среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей начиная с Ш века до н.э. использовали пергамен - материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.
Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму - codex; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги. Такая форма, гораздо более удобная, чем volumen, была применена для справок и ученых изысканий, она была идеальна и для юридического документа (слово code, то есть свод законов, происходит от "кодекса"), и для духовных текстов, и для научного произведения. Она полностью отвечала запросам цивилизации, менее занятой изящной словесностью, чем своей политической безопасностью, теологией и сохранением античных знаний. Начиная с IV в н.э. переплетенный пергаменный манускрипт более тысячи лет был в руках духовенства универсальным средством хранения, сообщения и распространения мыслей не только в христианском мире, но и в арабском, и в еврейском. Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости. Сохранились лишь немногочисленные монастырские ценности, где велась переписка книг. Однако изменение значения книги в средние века уже столь велико, что переписывание и иллюстрирование манускриптов становится похвальным, богоугодным занятием. Заботливо организована пересылка книг из монастыря в монастырь, из города в город, порою на очень большие расстояния. Наряду с молитвенниками, библиями, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского переписывались книги Цицерона, Вергилия, Тита Ливия.
Огромную роль в развитии книжной культуры Средневековья сыграло литературное наследие античности. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля не только переписывали, но и обогащали собственными комментариями. Литературные труды Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина составляли энциклопедию знаний для православных христиан.
Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал - бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. Стали появляться дешевые "издания" для повседневного пользования (например, часословы). С их появлением университеты организовали для своих студентов переписывание учебных текстов. На учебники школяр в ХШ веке расходовал примерно ту же часть своего бюджета, что и его собрат ХХ в. Удешевление книг расширило круг потребителей и тем самым содействовало формированию общественных и частных библиотек.
Однако как бы ни была искусна и красива копировка книг от руки, она имела свои пределы. С ХIV века доступ к чтению, бывшему ранее привилегией просвещенных, получили новые слои общества. Эти новые читатели - дворяне и буржуа, торговцы и чиновники - в повседневной жизни не имели вкуса к латыни. Они хотели получить не только технические произведения, но также книги для отдыха, увлекательный вымысел - и все это на добром романском языке. Так родился роман, успехи которого ускорили новый и решительный сдвиг в развитии книги - книгопечатанье.
1.2 От первопечатной
книги до "бестселлера"
Успехи книгопечатанья
были быстрыми и разительными. Оно возникло
как раз вовремя, подтверждая, что техническое
открытие получает признание только тогда,
когда оно отвечает насущным социальным
потребностям. Условия для книгопечатания
в Европе были благоприятными - языки,
использующие алфавитную систему из двадцати
шести букв, но что еще важнее - европейская
цивилизация переживала экономический
и духовный подъем, и распространение
письменных документов стало для нее камнем
преткновения. Обстоятельства требовали,
чтобы книгопечатанье было, наконец, изобретено.
Открытие, быть может самое значительное в истории человечества, вошло в жизнь прозаически: первые печатники увидели в нем всего лишь удобный способ для того, чтобы ускорить копирование книг, улучшить их внешний вид, снизить себестоимость. Все - и производство и продажа книг - свидетельствуют о том, что главной заботой печатников было увеличение собственных доходов. Та же забота проявляется и в выборе первых печатных текстов - все это самый ходовой товар: религиозные сочинения, сборники занимательных историй, технические пособия, рецептурные книги - вот главное в каталоге наших практичных издателей. Вот что говорит об изобретение книгопечатанья Герберт Уэллс [4]: "... стали дешевле учебники, огромное число людей научилось читать. И дело не только в том, что книг стало больше. Их стало проще читать и потому проще понимать. Уже не надо было мучаться, разбирая витиеватые буквы и пытаясь понять их смысл. Читателям уже ничто не мешало... С XV века, собственно, и начинается история развития европейских литератур. Мы видим, как на смену местным диалектам приходят единые итальянский, английский, французский, испанский, а позднее - немецкий. Тогда в целом ряде стран национальные языки становятся языками литературными. Их разносторонне используют, всячески обрабатывают, делают их точными и выразительными. Эти языки обретают способность, подобно греческому и латыни, нести все богатство философской мысли".
Успехи книгопечатанья превзошли все ожидания. Первая печатная книга появилась в 1454 г. в Майнце, в Риме - в 1464 г, в Париже - в 1470, в испанском городе Валенсия - в 1474 и в Лондоне - в 1476. Некоторые исследователи оценивают число инкунабул, то есть книг, напечатанных в Европе с 1450 по 1500 г в 20 млн. экземпляров. В Европе тогда насчитывалось менее ста миллионов жителей, к тому же в большинстве своем неграмотных. В 1530 г книгопечатанье ступило на американский континент, вице-король Антонио де Мендоса ввел его в Новой Испании, в Мексике.
Книга приобрела новое измерение. Первые инкунабулы выходили тиражами в несколько сот экземпляров. Средний тираж превысил 1000 экземпляров только в середине ХVI века. В XVII веке он уже колебался между 2000 тысячами и 3000 тысячами и остался на этом уровне до конца XVIII века. За редким исключением, на ручном печатном станке нельзя было достичь большего. К тому же печатники, которые теперь отделились от книготорговцев, занятых сбытом продукции, опасались, что увеличение тиражей обесценит их товар. Цехи печатников ограничивали одновременно и количество типографий и важные издания.
Несмотря на постоянную
тенденцию к снижению, цена книги в Западной
Европе держалась на уровне, доступном
лишь для зажиточных буржуа, но не для
представителей средних слоев и тем более
рабочих. Последние, если не были совершенно
неграмотными, располагали для удовлетворения
потребности в чтении, лишь расхожими
изданиями, которые им предлагали торговцы-разносчики:
сказками, балладами или календарями.
Можно сказать, что великая европейская
литература XVI, XVII, XVIII веков, опорой и проводником
которой стала печатная книга, распространялась
лишь в очень узком социальном кругу.
В XVIII веке Англия была самой грамотной
страной Европы и страной, где издательское
дело достигло наивысшего расцвета. Однако
даже продажа "Памелы" и "Джозефа
Эндрюса" (самые крупные успехи книготорговли)
не превышала нескольких тысяч экземпляров.
Во Франции тиражи были определенно более
низкими, и хотя насмешка Вольтера - пятьдесят
читателей на каждую серьезную книгу и
пятьсот на каждую развлекательную - преувеличение,
тем не менее читающая публика во Франции
представляла собой лишь малочисленную
аристократию письменной культуры, как
тогда говорили - "литературы". Эта
аристократия была международной. Никаких
соглашений о литературной собственности
мир книги еще не знал, и ничто не сдерживало
"пиратского" издательства, морально
спорного, но выгодного для развития культуры.
Так, в Соединенных Штатах Америки после
завоевания независимости бурно развилось
книгоиздательское дело путем паразитарного
использования английского издательства.
Благодаря торговым традициям или политической
ситуации некоторые города, подобно Амстердаму
и Лиону, в течение столетий были международными
центрами по распространению книги среди
просвещенной части общества. Чтобы обойти
Европу, "Божественной комедии" понадобилось
более четырех столетий. "Дон Кихоту"
оказалось достаточно двадцати лет, а
"Вертеру" - пяти лет. Литературный
мир был поделен между пятью-шестью самыми
распространенными языками. Никогда всемирная
общность просвещенных людей не ощущалась
так живо, как в XVIII веке.