Социальная роль книги. Будущее книги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

Сначала было Слово. Но свою подлинную мощь обрело оно лишь с появлением Книги. Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека - надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения.

Содержание

Введение
1.Из истории книги
1.1. Западно-европейская книга
1.2.Перевоплощение книги
1.3.От первопечатной книги до "бестселлера"
2.. Из истории русской книги
2.1. Русская рукописная книга XI-XV вв
2.2. Книгопечатанье в Русском государстве с XV по XVIII века
2.3. Русская книга с середины XVIII века до конца XIX века
3. Книга в ХХ веке
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

социальная роль книги.docx

— 60.29 Кб (Скачать файл)

Кировский филиал

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

« Пермский государственный институт искусства  и культуры»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по __Истории книги и книговедения в России и за рубежом

название  предмета

 

на тему

 

Социальная  роль книги. Будущее книги

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

группы  БМБ -1   

 

       

 

ф.и.о. студента

Преподаватель:__

______________________________

ф.и.о. преподавателя

 

Работа поступила в  учебную часть ______________________________

дата, подпись методиста

 

Отметка преподавателя:

_______________________________

зачтено, не зачтено

_______________________________

дата, подпись


 

 

 

Киров-2012

 

 

 

 
 
 
 
Содержание

 

 
Введение 
1.Из истории книги 
1.1. Западно-европейская книга 
1.2.Перевоплощение книги 
1.3.От первопечатной книги до "бестселлера" 
2.. Из истории русской книги 
2.1. Русская рукописная книга XI-XV вв 
2.2. Книгопечатанье в Русском государстве с XV по XVIII века 
2.3. Русская книга с середины XVIII века до конца XIX века 
3. Книга в ХХ веке

Заключение 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Сначала было  Слово. Но свою подлинную мощь  обрело оно лишь с появлением  Книги. Книга сыграла и продолжает  играть основополагающую роль  в развитии нашей цивилизации.  Гигантская, накопленная за века  библиотека - надежная память человечества, где запечатлены его свершения  и мечты, прозрения и заблуждения. 

  Что же такое книга? По словам Р.Эскарпи [1], книга, как и все живое, не укладывается в жесткие рамки определений. Во всяком случае, еще никому не удалось дать ее точное и стабильное определение. Книга - предмет совершенно особый. Когда берешь его в руки - он всего лишь бумага, но книга - нечто иное. Мысль, лишенная опоры печатных знаков, не смогла бы стать книгой. Книга - "инструмент чтения", но невозможно пользоваться ею механически. Книгу продают, покупают, обменивают, но нельзя относиться к ней как к обычному товару, потому что она одновременно многочисленна и единственна, неисчислима и незаменима.

  При небольшом объеме  книга обладает высокой насыщенностью  духовного и фактического содержания, ее легко передавать из рук  в руки, легко копировать и  размножать в любом количестве; книга - наиболее простой инструмент; с любой отправной точки она  способна высвободить и рассеять  во времени и пространстве  всю заключенную в ней массу  звуков, образов, чувств, идей, сведений, а затем, вкупе с другими  книгами, снова вобрать в себя  то, что в бесконечности самых  различных сочетаний было рассеяно  ею по столетиям и континентам.

    Она - плод определенных технических процессов, подчиненных определенному замыслу и использованию. То же самое можно сказать о большинстве произведений техники, но особенность книги в том, что эти замыслы, цели, техника эволюционируют, подчиняясь воле истории, воздействуют друг на друга и, изменяя свое содержание, меняют не только книгу как таковую, но ее место и роль в личной и общественной жизни человека. 
Тема данной работы - книга как социальное явление, и я считаю, что начать ее надо с исторического обзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1.ИЗ ИСТОРИИ  КНИГИ

 
Во все времена книга  была в авангарде идеологических движений, их противоборств, мировоззренческой  конфронтации, оказывалась то кафедрой, то трибуной, то трибуналом для общественных взглядов и настроений; много раз  выходила на костер или эшафот то в  качестве жертвы, то в облике судьи  и палача. История знает немало примеров, когда книга из орудия прогресса, из "светильника разума", добра и красоты превращалась в источник реакции, застоя, насилия, в проповедника духовной антропофобии и настоящего геноцида [3].

 
1.1Перевоплощение  книги

 
    В древнейшие времена  человеческая память была единственным  средством сохранения и передачи  общественного опыта, информации  о событиях и людях. Известны  так называемые бесписьменные  цивилизации, где огромное количество  необходимых сведений просто  заучивалось наизусть, а на дальние  расстояния посылались "живые  письма" - гонцы.

   Если перерывать историю мировой литературы, то окажется, что все народы, так или иначе, прошли период "устной книги". Бессмертные поэмы "Илиада" и "Одиссея", как известно, были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно, аэды и рапсоды - древние певцы, сказители - пели их наизусть на народных празднествах. Но запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им. 
  По мере того, как расширялся кругозор человека, и усложнялась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники - разного рода зарубки, узелки и, наконец, рисунки. Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это начатки искусства, но одновременно и начатки письменности, ведь именно здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль.

     Но первый этап собственно книги - это, конечно, volumen, свиток листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине I т.до н.э. в Афинах и позднее в Древнем Риме, с мастерскими переписчиков - настоящими издательствами, книготорговлей и поступлением копий в большие библиотеки. Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение - среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей начиная с Ш века до н.э. использовали пергамен - материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус. 

     Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму - codex; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги.    Такая форма, гораздо более удобная, чем volumen, была применена для справок и ученых изысканий, она была идеальна и для юридического документа (слово code, то есть свод законов, происходит от "кодекса"), и для духовных текстов, и для научного произведения. Она полностью отвечала запросам цивилизации, менее занятой изящной словесностью, чем своей политической безопасностью, теологией и сохранением античных знаний. Начиная с IV в н.э. переплетенный пергаменный манускрипт более тысячи лет был в руках духовенства универсальным средством хранения, сообщения и распространения мыслей не только в христианском мире, но и в арабском, и в еврейском. Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости. Сохранились лишь немногочисленные монастырские ценности, где велась переписка книг. Однако изменение значения книги в средние века уже столь велико, что переписывание и иллюстрирование манускриптов становится похвальным, богоугодным занятием. Заботливо организована пересылка книг из монастыря в монастырь, из города в город, порою на очень большие расстояния. Наряду с молитвенниками, библиями, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского переписывались книги Цицерона, Вергилия, Тита Ливия.

  Огромную роль в развитии книжной культуры Средневековья сыграло литературное наследие античности. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля не только переписывали, но и обогащали собственными комментариями. Литературные труды Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина составляли энциклопедию знаний для православных христиан.

     Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал - бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. Стали появляться дешевые "издания" для повседневного пользования (например, часословы). С их появлением университеты организовали для своих студентов переписывание учебных текстов. На учебники школяр в ХШ веке расходовал примерно ту же часть своего бюджета, что и его собрат ХХ в. Удешевление книг расширило круг потребителей и тем самым содействовало формированию общественных и частных библиотек.

  Однако как бы ни была искусна и красива копировка книг от руки, она имела свои пределы. С ХIV века доступ к чтению, бывшему ранее привилегией просвещенных, получили новые слои общества. Эти новые читатели - дворяне и буржуа, торговцы и чиновники - в повседневной жизни не имели вкуса к латыни. Они хотели получить не только технические произведения, но также книги для отдыха, увлекательный вымысел - и все это на добром романском языке. Так родился роман, успехи которого ускорили новый и решительный сдвиг в развитии книги - книгопечатанье.

 

 
1.2 От первопечатной книги до "бестселлера"

 
  Успехи книгопечатанья были быстрыми и разительными. Оно возникло как раз вовремя, подтверждая, что техническое открытие получает признание только тогда, когда оно отвечает насущным социальным потребностям. Условия для книгопечатания в Европе были благоприятными - языки, использующие алфавитную систему из двадцати шести букв, но что еще важнее - европейская цивилизация переживала экономический и духовный подъем, и распространение письменных документов стало для нее камнем преткновения. Обстоятельства требовали, чтобы книгопечатанье было, наконец, изобретено. 

  Открытие, быть может самое значительное в истории человечества, вошло в жизнь прозаически: первые печатники увидели в нем всего лишь удобный способ для того, чтобы ускорить копирование книг, улучшить их внешний вид, снизить себестоимость. Все - и производство и продажа книг - свидетельствуют о том, что главной заботой печатников было увеличение собственных доходов. Та же забота проявляется и в выборе первых печатных текстов - все это самый ходовой товар: религиозные сочинения, сборники занимательных историй, технические пособия, рецептурные книги - вот главное в каталоге наших практичных издателей. Вот что говорит об изобретение книгопечатанья Герберт Уэллс [4]: "... стали дешевле учебники, огромное число людей научилось читать. И дело не только в том, что книг стало больше. Их стало проще читать и потому проще понимать. Уже не надо было мучаться, разбирая витиеватые буквы и пытаясь понять их смысл. Читателям уже ничто не мешало... С XV века, собственно, и начинается история развития европейских литератур. Мы видим, как на смену местным диалектам приходят единые итальянский, английский, французский, испанский, а позднее - немецкий. Тогда в целом ряде стран национальные языки становятся языками литературными. Их разносторонне используют, всячески обрабатывают, делают их точными и выразительными. Эти языки обретают способность, подобно греческому и латыни, нести все богатство философской мысли".

   Успехи книгопечатанья превзошли все ожидания. Первая печатная книга появилась в 1454 г. в Майнце, в Риме - в 1464 г, в Париже - в 1470, в испанском городе Валенсия - в 1474 и в Лондоне - в 1476. Некоторые исследователи оценивают число инкунабул, то есть книг, напечатанных в Европе с 1450 по 1500 г в 20 млн. экземпляров. В Европе тогда насчитывалось менее ста миллионов жителей, к тому же в большинстве своем неграмотных. В 1530 г книгопечатанье ступило на американский континент, вице-король Антонио де Мендоса ввел его в Новой Испании, в Мексике.

   Книга приобрела новое измерение. Первые инкунабулы выходили тиражами в несколько сот экземпляров. Средний тираж превысил 1000 экземпляров только в середине ХVI века. В XVII веке он уже колебался между 2000 тысячами и 3000 тысячами и остался на этом уровне до конца XVIII века. За редким исключением, на ручном печатном станке нельзя было достичь большего. К тому же печатники, которые теперь отделились от книготорговцев, занятых сбытом продукции, опасались, что увеличение тиражей обесценит их товар. Цехи печатников ограничивали одновременно и количество типографий и важные издания.

    Несмотря на постоянную тенденцию к снижению, цена книги в Западной Европе держалась на уровне, доступном лишь для зажиточных буржуа, но не для представителей средних слоев и тем более рабочих. Последние, если не были совершенно неграмотными, располагали для удовлетворения потребности в чтении, лишь расхожими изданиями, которые им предлагали торговцы-разносчики: сказками, балладами или календарями. 
Можно сказать, что великая европейская литература XVI, XVII, XVIII веков, опорой и проводником которой стала печатная книга, распространялась лишь в очень узком социальном кругу.   В XVIII веке Англия была самой грамотной страной Европы и страной, где издательское дело достигло наивысшего расцвета. Однако даже продажа "Памелы" и "Джозефа Эндрюса" (самые крупные успехи книготорговли) не превышала нескольких тысяч экземпляров.    Во Франции тиражи были определенно более низкими, и хотя насмешка Вольтера - пятьдесят читателей на каждую серьезную книгу и пятьсот на каждую развлекательную - преувеличение, тем не менее читающая публика во Франции представляла собой лишь малочисленную аристократию письменной культуры, как тогда говорили - "литературы". Эта аристократия была международной. Никаких соглашений о литературной собственности мир книги еще не знал, и ничто не сдерживало "пиратского" издательства, морально спорного, но выгодного для развития культуры. Так, в Соединенных Штатах Америки после завоевания независимости бурно развилось книгоиздательское дело путем паразитарного использования английского издательства. Благодаря торговым традициям или политической ситуации некоторые города, подобно Амстердаму и Лиону, в течение столетий были международными центрами по распространению книги среди просвещенной части общества. Чтобы обойти Европу, "Божественной комедии" понадобилось более четырех столетий. "Дон Кихоту" оказалось достаточно двадцати лет, а "Вертеру" - пяти лет. Литературный мир был поделен между пятью-шестью самыми распространенными языками. Никогда всемирная общность просвещенных людей не ощущалась так живо, как в XVIII веке.

Информация о работе Социальная роль книги. Будущее книги