Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа
Сначала было Слово. Но свою подлинную мощь обрело оно лишь с появлением Книги. Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека - надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения.
Введение
1.Из истории книги
1.1. Западно-европейская книга
1.2.Перевоплощение книги
1.3.От первопечатной книги до "бестселлера"
2.. Из истории русской книги
2.1. Русская рукописная книга XI-XV вв
2.2. Книгопечатанье в Русском государстве с XV по XVIII века
2.3. Русская книга с середины XVIII века до конца XIX века
3. Книга в ХХ веке
Заключение
Распространением книги занималась Книгоохранительная палата - своего рода книжный склад, где собирались отпечатанные книги. Книги раздавались для продажи торговым людям в ряды - свечной, овощной, суконный, рыбный, шубный. Всего насчитывалось пятьдесят торговых рядов, где можно было купить книги. С середины XVII века появился книжный ряд.
Покупателями книг были представители разных сословий. Во-первых, это духовные лица: священники, дьяконы, монахи, высшее духовенство - архиереи и митрополиты. Вторую группу составляли чиновники - приказные люди. Посадское население - купцы, ремесленники, мастеровые люди, а также военные чины и служилые люди составляли третью группу покупателей. В числе покупателей встречаются имена известных исторических личностей - Романовых, Шереметевых, Пожарских, Пушкиных и многих других. Представители аристократии охотнее приобретали печатные книги, в то время как люди третьего сословия предпочитали рукописные.
Развитие русской
печатной, преимущественно церковной,
и рукописной книги на протяжении первой
половины XVII века происходит в полной
гармонии, взаимно дополняя и обогащая
друг друга. Русская православная церковь,
ориентировавшая все усилия на духовно-нравственную,
религиозную сторону жизни человека, допустила
появление светских изданий. Добровольное
отступление от традиций диктовалось
условиями того времени, связанного с
развитием европейской цивилизации, когда
потребность в светских знаниях стала
ощущаться и в русском обществе.
Как новое явление можно отметить возникновение
первых цельногравированных книжек-альбомов,
в которых основная смысловая нагрузка
переносится на картинку, а текст низводится
до краткой подписи под ней. Этот новый
тип изданий явился наиболее выраженной
переходной формой книги между старой,
по преимуществу церковной книжностью
и зарождающейся книжной культурой Нового
времени.
На рубеже XVII-XVIII веков, в период петровских
реформ, в России сложилась централизованная
система книгоиздания, ведущее место в
которой занимал Печатный двор. Впервые
возникли специализированные центры книгоиздания,
которые обслуживали нужды различных
ведомств. Жесткая регламентация и контроль
деятельности типографий позволили в
кратчайшие сроки наладить выпуск книг,
которые отвечали поставленным государственным
задачам, содействовали формированию
новой идеологии. Петровская книга поразительно
быстро вошла в жизнь русских людей, воздействовала
на их сознание, изменила восприятие окружающего
мира, чему способствовало введение гражданского
шрифта. Петровская книга выполнила заложенную
в ней царем-реформатором идею, которая,
трансформируясь, питала русскую книжную
культуру на протяжении всего XVIII века.
В петровское время значительно увеличилось количество издаваемых книг и их репертуар. Было даже открыто две библиотеки. Петровские реформы и последующая деятельность Академии наук по изданию книг дали богатые плоды. Появились качественно новые по содержанию и графическому воплощению книги. Русская книга прошла за короткий промежуток времени путь от компилятивных трудов до оригинальных произведений отечественных ученых, писателей, поэтов. Значительно возросло жанровое разнообразие книг, увеличился круг их потребителей. Светская книга перестала быть достоянием элиты и узкого круга образованных лиц. Исторические, географические, естественнонаучные труды становятся привычными в ассортименте книжных лавок. В этот период в России зародилось и стало развиваться научное книгоиздание, позволившее русским ученым своевременно знакомиться с передовыми достижениями, обмениваться научными результатами. Расширился книгообмен с зарубежными странами.
2.3 Книга в России
с середины XVIII века до конца XIX
Вторая половина XVIII века
- это подъем русской науки и культуры,
успехи в книгопечатании и книжной торговле.
Расширяется деятельность казенных типографий,
перед которыми была поставлена задача
"стараться переводить и печатать книги
гражданские различного содержания, в
которых бы забава и польза соединены
были".[7] С этого времени социальная
роль книги резко увеличивается. С самого
появления печатного станка, т.е. с того
времени, когда книга стала широко проникать
в массы, она всегда была как бы "насаждаема"
властью. При Иване Грозном книга должна
была играть объединяющую роль, и она ее
играла, далее ее назначение было просвещение
людей - и опять же с подачи правительства.
И типографии то были только казенные.
К концу XVIII века русское общество достигло
той стадии развития, когда оно уже само
могло и желало мыслить, без контроля и
давления государственной власти. Теперь
не только правительство, но и просвещенное
общество осознает социальную роль книги.
Большой приток информации из западноевропейских
стран, несущей в себе новые идеи устройства
общества, позволил мыслящим русским людям
взглянуть на Россию как бы со стороны,
увидеть пороки общества и пожелать, так
сказать, лучшей доли. Начинается процесс
нарастания оппозиционных мнений. А инструмент
у оппозиции в условиях самодержавия только
один - книга. Именно с этого времени у
печатного слова в русском обществе появляется
особый статус. Именно с этого времени
можно начать историю такой науки как
социология книги, выделившуюся в специальное
направление в 70-е годы ХХ века.
Екатерина II положила начало изданию литературно-публицистических журналов. "Многие книгу взяв в руки уже зевают, а листочку навстречу с улыбкой бегут"[8] - рассуждала она, учреждая свой журнал "Всякая всячина"(1769). Именно эти журналы, по словам Бутенко И.А.[9], уже с 40х годов XIX столетия являли собой не только и не столько издания, посвященные литературной критике, сколько общественные каналы выражения определенных политических взглядов.
В этом же,
1769 году открывает свой журнал "Трутень"
"ревнитель русского просвещения"
Николай Иванович Новиков. Именно этот
журнал стал первым носителем оппозиционной
мысли, вступив в полемику со "Всякой
всячиной" по острым общественно-литературным
вопросам, что вызвало гнев императрицы
и последующие цензурные ограничения.
Однако политическая и гражданская позиция
Новикова завоевала множество приверженцев.
И вскоре после закрытия "Трутня"
журнал зарегистрировали под новым названием
"Пустомеля". На его страницах острая
сатира сменилась умеренной критикой,
но это не спасло, и журнал закрыли. Та
же участь постигла и следующую "модификацию"
журнала - "Живописца". Идейные взгляды
Новикова расходились со взглядами господствующей
власти, и в 1792 году Николай Иванович был
заточен в Шлиссельбурскую крепость. Последние
годы Новикова прошли в родовом имении,
где его, старого и больного навещали только
родственники и друзья.
В 1783 году был издан указ "О вольном
книгопечатании", дававший право на
открытие частных типографий. Для издания
бесцензурных книг открыл свою типографию
А.Н.Радищев, которого впоследствии за
книгу "Путешествие из Петербурга в
Москву" Екатерина назвала "бунтовщиком
хуже Пугачева". Радищев был заключен
в Петропавловскую крепость.
Арест и заключение
Новикова и Радищева - первые в истории
России аресты за неугодную правительству
книгу. При Павле I множество иностранных
книг было запрещено к ввозу, тысячи книг
- сожжены. В 1804 году принят первый цензурный
устав. С 1807 года, параллельно с официальной
цензурой Министерства народного просвещения
стала развиваться особая цензура тайной
полиции. Все эти факты лишь подтверждают
ту огромную роль, которую с конца XVIII века
стала играть книга в России (разумеется,
речь идет о просвещенном дворянском обществе,
крепостные крестьяне в большинстве своем
были неграмотны, а простые люди довольствовались
лубочными религиозными изданиями).
Несмотря на все большее
свирепствование цензуры (а при Николае
I Россия вообще превратилась в полицейское
государство), XIX век был назван "золотым
веком русской литературы". В нем творили
Пушкин, Лермонтов, Гоголь и многие другие
выдающиеся писатели, поэты и литературные
критики. Росла численность пишущей и
читающей публики. Период политической
реакции стал временем расцвета искусства,
и прежде всего искусства слова.
Неудивительно, что уже к середине XIX века в России cложилось особое отношение к печатному слову (в первую очередь, к художественному). Интеллигенция, активно читающая и пишущая, исполняла роль, отводимую в гражданском обществе оппозиции. В связи с длительным существованием цензуры, отсутствием политических партий литературное творчество несло исключительную идеологическую нагрузку. Оно оставалось единственной возможностью выразить взгляды, отличные от официальных. При этом авторы нередко прибегали к эзопову языку, что создало особую практику вдумчивого чтения, чтения между строк. Читатель стремился извлечь из текста нечто, не сказанное писателем прямо в силу цензурных ограничений, а "зашифрованное" им так, чтобы можно было понять намек, то есть значительно больше непосредственно напечатанного. Тем самым подобное чтение становилось в значительно большей мере творческим актом, диалогом, в котором читатель играет весьма активную роль. Статус "серьезной" литературы на протяжении более чем столетия оставался в России таким высоким именно в связи с ее обращением в художественной форме к таким проблемам, которые в литературе ни в одной стране мира не обсуждались. Это же обстоятельство придало особый статус и литературно-художественной критике, статус, сохранившейся до середины 90-х годов ХХ века.
Конечно же, это касалось далеко не всех читателей. Массовое чтение отнюдь не сводилось к потреблению изданий, носивших на себе печать той или иной идеологии, выражавших ту или иную социальную тенденцию. Говоря о русской культуре и о традиции вдумчивого чтения, о традиции отношения к книге, как к большой ценности (только русские люди в течение всей своей жизни собирают "домашнюю библиотеку", на Западе это не принято), очевидно, большинство исследователей имеют в виду наиболее интеллектуально нагруженные слои общества.
3. Книга в ХХ веке
После Февральской революции
Когда к власти пришла партия большевиков, одним из первых ее законодательных актов был Декрет о печати (27.10.1917), по которому контрреволюционные органы печати подлежали закрытию. И дальше все 70 лет советской власти шла попытка сформировать нового человека, и главную роль в этом должна была играть книга.
В самые первые годы советской власти особое внимание уделялось изданию книг, адресованных низовому читателю. Для этого создавались специальные издательства: "Безбожник", "Красная новь", "Долой неграмотность". Все решения в этих издательствах о том, что издавать или не издавать принимались по команде АГИТПРОПа.
В 1919 году была в первый раз проведена централизация издательского дела, так как стояла задача создать новую книгу для всего советского общества. Кто же должен был ее создавать? Ведь книга ни в коем случае не должна была противоречить идеологии советской власти. Единомыслие должно было быть полным. Поэтому шла борьба за писателя, художника, деятеля искусства, стоявшего на платформе советской власти, но имевшего свою точку зрения по тому или иному вопросу. Ленинская фраза "Кто не с нами, тот против нас" говорит сама за себя. Подобной идеологизации до революции общество не знало. Была цензура, не допускающая какие-то книги к печати, но такого, чтобы любой писатель, художник, критик должен, именно должен славить существующую власть, такого не было никогда. Не потребитель (читатель), а директивные органы определяли характер книжного выпуска.
Конечно, были и успехи в распространении культуры, в книгопечатанье, в книгоиздательской деятельности. В 1920 году из тысячи человек грамотными были только 320[11, то есть 68% населения России было неграмотным. Это проблема была довольно быстро разрешена, и книги стали издаваться больше чем на 100 языках. Было создано несколько новых алфавитов для народностей, не имевших до революции письменности вообще. Известен успех, достигнутый в издании детской книги в издательстве Клячко Л.М. И в целом, не одно поколение советских людей было воспитано на многих прекрасных книгах советских писателей. Классики издавались и переиздавались миллионными тиражами. Но насколько выпускаемая литература удовлетворяла потребности населения, способствовала ли преодолению свойственной советскому обществу закрытости, стала ли книга, по выражению Д.С.Лихачева "самым ответственным представителем культуры всей страны" [12] Почему в 1939 году академик В.И.Вернадский сказал, что "свой народ революция не допустила реально пользоваться книгопечатаньем" [13] На все эти вопросы весьма оригинальным способом попытался ответить А.Кончаловский [14], поставив любопытный социальный эксперимент. Жителям деревни, где снимался фильм, он задавал три вопроса, среди них "Знаете ли вы Пушкина?". Оказалось, что Пушкина знают всего 30% населения. Немногим более ста лет назад, при установлении памятника Пушкину, собравшаяся толпа народа недоумевала, почему такая честь оказывается статскому советнику? Прогресс вроде бы налицо, но темпы его не соответствуют, ни требованиям времени, ни затраченным усилиям, так как многие годы Пушкина переиздавали огромными тиражами, его стихами открывались буквари и хрестоматии. А в результате между Пушкиным и народом пролегла межа, так до конца и не преодоленная усилиями советских издательств. Корень зла, говорят исследователи, в государственной монополии на печатное слово, в излишней идеологизации книгоиздания. Вместо того чтобы рассказать и показать людям красоту пушкинской поэзии, говорилось о том, как Пушкин ненавидел самодержавие и всеми силами боролся за освобождение народа. Вот в чем главная ошибка. Книга не может быть только общественным явлением, нельзя насильственно внедрять ее в массы. Только "интимный" характер потребления книги ведет к активному диалогу создателя произведения и читателя в режиме "от сознания к сознанию", а результатом такого прочтения книги является взрыв творческого воображения человека.
Перенасыщенность литературы идеологией привела к тому, что в 60-е годы в Советском Союзе было два вида литературы: официально издаваемая и так называемый самиздат - самостоятельно печатаемая и переплетаемая запрещенная литература. И наиболее образованная часть общества, интеллигенция стремилась "достать" именно самиздатовскую литературу. Судя же по советской статистике, наибольшим спросом пользовались сочинения Маркса и Энгельса.