Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:00, реферат
При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства. Древневосточная художественная культура выросла на основе первобытной и сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом и популярностью.
Введение
1. Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока
2.Место и роль человека в социокультурном пространстве древних государств Востока.
3.Достижения и символы материальной и духовной культуры
Заключение
Список литературы
Введение
1. Социально-мировоззренческие
основы культуры Древнего
2.Место и роль человека
в социокультурном
3.Достижения и символы
материальной и духовной
Заключение
Список литературы
Введение
Рассмотрение культуры древнего
Востока начнем с определения
понятия «Древний Восток». Под термином
«Древний Восток» понимают обычно тот
период истории, который хронологически
и генетически предшествовал
эллинству и христианству. Историю
древневосточных народов
Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север -- от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории Востока.
Развитие древневосточной культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов Востока. Культурологический аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.
При всем многообразии, а
часто и несходстве культур Древнего
Востока, можно обнаружить общие
элементы в системе функционирования
искусства. Древневосточная художественная
культура выросла на основе первобытной
и сохраняла магическое предназначение,
столь характерное для
1. Социально-мировоззренческие
основы культуры Древнего
Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях.
Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700 км) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180 км), Ганг (ок. 2700 км), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).
Поселившимся здесь людям
нужно было приложить много усилий,
чтобы создать продуктивное земледелие.
Необходимость коллективного
Выжить на Востоке
можно было лишь практикуя
орошаемое земледелие и
Условием выживания было
наличие мощного деспотического
государства, получавшего свое смысловое
оправдание в культуре и мироощущении
древнего человека. Но наиболее развитые
восточные культуры рождали в
себе не только оправдание, но и духовный
протест против подавляющей человека
государственной мощи и пытались
дать человеку внутреннее (смысловое)
убежище от внешнего деспотизма. В
основе древневосточного государства
лежит идеал абсолютного
Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.
Человек никогда не может
смириться с тем, что возвышается
над ним как чуждая ему сила.
Дух всегда восстает против безразличной
к нему необходимости, и если он не
может ее побороть, то стремится
хотя бы приручить, направляя в соответствующее
себе русло. Всякая подавляющая человека
необходимость есть вызов человеческому
духу, который стремится найти
достойный ответ и выразить его
в формах культуры. Применительно
к общественно-политической жизни
Древнего Китая этот ответ попытался
найти Конфуций (VI до н. э.). Конфуций
-- латинизированное Произношение китайского
Кун-цзы, т. е. «учитель Кун». За четыре
столетия конфуцианство завоевало
умы и сердца людей и во II веке
до н. э. стало официальной идеологией
императорского Китая. На протяжении более
чем двадцати столетий идеи Конфуция
были духовной основой общественной
жизни, оказав глубочайшее влияние
на историю и национальный характер
китайцев. Конфуцианство также
Конфуцианцы надеялись исчерпать
человеческое сердце и гармонизировать
жизнь с помощью
Но культура Древнего Востока породила и более радикальное учение - буддизм (VI в. до н. э.), целью которого является стремление освободиться не только от власти общества, но и от власти природы и законов самой жизни. Буддизм выразил себя в многообразных направлениях восточной философии, в искусстве, в различного рода боевых искусствах. Универсальность и гибкость буддизма позволили ему распространиться по всему миру.
2. Место и роль человека
в социокультурном
Необходимость объединения
и координации усилий многочисленных
общин способствовала возрастанию
роли государственной власти в странах
Древнего Востока, созданию специфической
формы такой власти -- неограниченной
монархии, которую часто называют
«древневосточной деспотией». Сущность
ее, как и всякой другой формы
государства, -- в подавлении сопротивления
эксплуатируемых, поддержании общественного
порядка. Активное вмешательство государства
в хозяйственную жизнь страны
привело к появлению
Если в западной
истории государство зависит
от общества и так или иначе
выражает интересы группы
Подчиненное государству общество в различных восточных структурах выглядело по-разному. В Египте, например, общества почти не было вообще: оно было практически растворено в институтах всемогущего государства. В Китае голос его был слышен -- как в форме идей, так и в виде определенных организаций. В Шумере и Вавилонии общество в целом и индивиды как часть его сумели отстоять даже некоторые формальные права, отраженные в системе законов. Наконец, в Индии общество в форме варн и каст, в виде классической индийской общины в некотором смысле даже выходило на передний план. Но государство везде абсолютно господствовало над обществом, включая и Индию,-- нужно только оговориться, что речь идет не о данном конкретном государстве, сильном или слабом, но о государстве как системе институтов и высшей власти, как ведущем элементе в сложившейся системе отношений.
Восточная деспотия управлялась огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. И верховный властитель почитается не за свое личное мужество или силу (как это, было, скажем, в европейском средневековье). Он выступает только как высшая функция государства, как воплощение божественного «величества». Иного и быть не могло, ведь достоинство восточного владыки - это божественное достоинство есть воплощение бога, и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества. Обожествление личности царя-деспота -- важная особенность древневосточной деспотии.
Так, Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись тысячелетиями. Так, на стеле фараона Нармера ноги и голова царя повернуты в профиль, а плечи -- в фас. Этот рельеф датируется приблизительно 30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков мастера Нового Царства вплоть до римского завоевания точно так же будут использовать этот прием для изображения людей.
Уже во времена Саргона Древнего и Аккадского царства в рельефах -- основной форме монументального изобразительного искусства -- начинает господствовать идея «сильной личности». Правители на рельефах изображаются гораздо более высокими, чем прочие люди. Это -- традиционный прием древнемесопотамского искусства. Но примечательно то, что изображения правителей начиная с этого периода все чаще носят портретный характер. Типичность черт уступает место индивидуальности. Таков классический портрет аккадской эпохи -- бронзовая голова правителя, повсеместно называемая «Головой Саргона». Автор этой скульптуры, очевидно, стремился именно воссоздать портрет конкретного человека, а не просто изобразить персону, облеченную божественной властью. По сравнению с «Саргоном» более поздняя по времени статуэтка Гудеа обладает все же менее ярким портретным сходством, и передача характера через черты лица уступает место подчеркиванию богоизбранности и святости правителя.
В Старовавилонскую эпоху
начиная со времени правления
Хаммурапи тенденция к
Информация о работе Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока