Социокультурная идентичность школьников: становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Формирование социальной идентичности лежит в основе развития важнейших структур личности, а так же определяет процесс социализации человека. Значимость этой проблемы в нашей стране связана и с тем, что резкое изменение социальной ситуации нарушило социальную идентичность взрослых людей, что сказалось и на подрастающем поколении.

Содержание

1. Введение с.3
2. Социокультурная идентичность школьников: становление и развитие с.5
3.Заключение с.15
4. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУЛЬТУРЕ И  МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ

на тему:

Социокультурная идентичность школьников: становление и развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

1. Введение                                                                                                           с.3

2. Социокультурная идентичность школьников: становление и развитие    с.5

3.Заключение                                                                                                       с.15

4. Список использованной литературы                                                            с.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование социальной идентичности лежит в основе развития важнейших структур личности, а так же определяет процесс социализации человека. Значимость этой проблемы в нашей стране связана и с тем, что резкое изменение социальной ситуации нарушило социальную идентичность взрослых людей, что сказалось и на подрастающем поколении. В силу ряда причин, в том числе, из-за нестабильности общественного развития и интенсивности социальных изменений, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к стабильности личности. В процессе социальных изменений произошла ломка социальных идентификаций людей, что, в свою очередь, повлекло за собой необходимость определения человеком своей принадлежности к какой-либо социальной группе.

Изменение условий, норм и принципов  бытия приводит к таким изменениям в индивидуальной идентичности, что  наступает момент, когда начинает меняться и общая культурная идентичность. В посткризисный период общество сталкивается с новыми проблемами, возникновение которых и есть следствие кризиса. Многие из них  могут иметь отношение к вопросу  идентичности. Чем больше разница  между прежней и новой социальными  системами, чем больше разница между  прежним и новым способами  целеполагания, тем больше осложняется  процесс формирования социокультурной  идентичности. Человек приобщается  к культуре через освоение культурного  наследия данного общества, которое  предъявляет индивиду определенного  рода предписания, санкции и ограничения, касающиеся способов, форм, мер и  порядка исполнения действий в повседневной жизни с конкретным набором культурных знаний, умений, навыков. В ситуации социального кризиса, под которым  мы понимаем смену социального строя  и, как следствие, изменение ценностно-нравственных ориентаций, возрастает число неопределенных социальных ситуаций, в которых конкретная социальная группа еще не имеет нормативных предписаний о целях и результатах своей деятельности — ни идущих «сверху», со стороны групп более высокого уровня общности, ни лежащих в собственно групповом опыте; так же, подобные изменения социальной действительности сопровождаются возникновением новых видов социальной деятельности и ролей, наравне с которыми появляются не существовавшие ранее социальные нормы, часто противоречащие уже имеющимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социокультурная идентичность школьников: становление  и развитие

 

Термин идентичность ввел создатель психоанализа 3. Фрейд, который  выдвинул суждение, утверждающее единство личной и культурной идентичностей, берущих начало в прошлом народа. По определению Э.Эриксона, идентичность - это внутренняя непрерывность (continuty), целостность и тождественность (sameness) человека самому себе. Она включает в себя три аспекта: осознание человеком временной протяженности собственного существования, преемственности между тем, что он делал в прошлом, что делает сейчас и собирается совершать в будущем; восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе; определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

В связи с этим, идентичность как самотождественность личности можно рассматривать как основание  структуры самосознания, которая  складывается в результате переживания  и осознания своей самости (особости) и одновременно принадлежности к  определенной социальной общности.

Э.Эриксон считал, что идентичность создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его  роста и развития. Э.Эриксон ввел понятие «кризиса идентичности», понимая  под кризисом идентичности острую необходимость  самоопределения относительно своих  свойств, своего места в мире и  принадлежности к различным социальным группам. По его мнению, переход от одной формы идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Э.Эриксон  предложил периодизацию развития личности, в соответствии, с которой первая цельная форма идентичности формируется  в юношеском возрасте. Э.Эриксон  не выделяет отдельно подростковый возраст, в своих работах он употребляет  термин «отрочество», обозначая им период между младшим школьным возрастом  и окончательным получением специальности (11-20 лет).

Э.Эриксон выделял два  уровня идентичности - личностный и социальный, вот что он писал: «Мы имеем дело с процессом, «локализованным» в ядре индивидуальной, но также и общественной культуры, с процессом, который в действительности устанавливает идентичность этих двух идентичностей».

Личностная идентичность (иногда ее называют личной или персональной) понимается нами как набор черт или иных индивидуальных характеристик, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью мы понимаем набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других.

Социальная идентичность есть осознание, ощущение, переживание  своей принадлежности к различным  социальным общностям — таким, как  малая группа, семья, класс, территориальная  общность и т.д. Социальная идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или  меньшей группе, включенности в какую-либо социальную категорию.

Под социокультурной идентичностью мы подразумеваем идентичность, формирующуюся в результате социализации и обеспечивающую человеку самоопределение в социокультурном пространстве.

Под социокультурным пространством  мы понимаем состояние актуальной социальной среды в определенный момент времени  в рамках культурной традиции данного  общества.

В зарубежной психологии понятие  идентичности изучалось в рамках нескольких школ. В психоаналитической парадигме, вслед за Э.Эриксоном, исследованием  идентичности занимались Дж. Марсия, А. Ватерман, Д.Маттесон (Matteson,1975), Дк.Колеман (Coleman, 1974), Х.Босма (Bosman, 1985). Исследованиям  идентичности в рамках символического интеракционизма посвящены работы Дж. Мида, М. Гоффмана, Р.Фогельсона, А.Штраусса, Л. Краппмана, Ю. Хабермаса. В когнитивно ориентированной психологии идентичность изучали Х.Тэджфел, Дж.Тэрнер (Tajfel H.,Turner J., 1979 ), Пж.Стефенсон, Г. Брейкуэлл.

В отечественной психологии не использовался сам термин «идентичность», тем не менее разрабатывались  понятия самосознания и образа Я. Этой проблеме посвящены работы Л.И. Божович, И.С. Кона, В.В. Сталина, Д.И. Фелынтейна.

В наши дни изучению идентичности посвящены работы B.C. Агеева, Н.Г. Антоновой, С.А. Баклушинского, Т.С. Барановой, Е.П. Белинской, Л.Г. Ионина, Ю.Л. Качанова, Т.Д. Марцинковской, А.А. Налчаджяна, С. Р. Пантелеева, В.И. Павленко, Н.И. Сарджвеладзе, И.И. Чесноковой и др.

Социокультурная идентичность – это динамическое состояние поиска согласия относительно оценок собственного поведения у членов группы или сообщества и принадлежности к определенной культуре. 

Развитие идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека, и, начиная формироваться еще в младенчестве, занимает центральную позицию в развитии личности в подростковом возрасте, так как именно подростковый возраст предоставляет наиболее благоприятные условия для значительных изменений в структуре самосознания и становлении идентичности. От элементарных самоощущений и актов самоузнавания ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей, и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дает ему определенное социальное положение. Семья играет важную роль в развитии самосознания, так как предоставляющая ребенку возможность узнать о своих персональных особенностях и получить первые навыки социального взаимодействия. Позднее, благодаря включению в различные социальные группы, ребенок расширяет свой ролевой репертуар и определяет себя в терминах группового членства. Взаимодействуя с окружающей средой на разных ее уровнях, ребенок погружается в социокультурное пространство данного общества. Основной задачей личностного развития ребенка становится формирование к завершению подросткового возраста первой формы цельной идентичности.

Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте обусловлено несколькими линиями  развития ребенка. С одной стороны, изменения связанные с периодом полового созревания и бурным физическим ростом организма приводят к трансформации  образа «Я» и необходимости установления новых критериев оценки своей  внешности и личности. С другой стороны, когнитивное развитие подростка  позволяет ему выйти за рамки  конкретных переживаний, элементы «образа  Я» становятся всё более дифференцированными, что приводит к формированию целостного «образа Я» (Ж. Пиаже, И.С. Кон). Развитие абстрактного мышления зависит от социокультурных  особенностей среды. Благодаря переходу мышления на уровень формальных операций у подростков появляется способность  анализировать собственные мысли  и чувства, что приводит к развитию рефлексии. Отношения подростка  к миру и к самому себе претерпевают значительные изменения (А. Валлон, Л.И. Божович, А.М. Прихожан).

Возникает несоответствие между  потребностью подростков добиться признания  своей взрослости со стороны взрослых и реальной возможностью «быть взрослым». Поэтому «местом», где подросток  может примерить на себя различные  паттерны «взрослого поведения» является общество сверстников. Именно в общении  со сверстниками устанавливаются отношения  равенства и уважения друг к другу, осваиваются нормы социального  поведения и морали (Д.Б. Эльконин). Межличностное общение является ведущей деятельностью подросткового  возраста (А.Н. Леонтьев), так как  под его влиянием происходят все  значимые изменения в структуре  личности. Большую значимость приобретают  отношения со «значимыми другими», подросток активно ищет модели для  подражания. Активно развиваются  процессы самосознания и самоопределения, приводящие к формированию ценностных ориентаций (И.В. Дубровина), жизненной позиции и жизненных планов юношей (Л.И. Божович). Таким образом, в подростковом возрасте складываются условия для развития рефлексии, определения своей групповой принадлежности, осознания своей уникальности, формирования временной перспективы и формирующаяся идентичность приводит личные склонности и таланты в соответствие с идентификациями и ролями, данными подростку ранее родителями, сверстниками и обществом.

Процесс формирования идентичности зависит от социального строя (Э. Эриксон): тоталитарный строй предполагает существование жестких норм и ценностей, в демократическом обществе ценится инвариантность и индивидуальность, что сопряжено с трудностями в достижении идентичности. Распад СССР повлек за собой массовую дезориентацию и утрату социальной идентичности населения и под действием новых экономических и политических факторов возникли новые множественные и пересекающиеся идентичности. В России стали востребованы такие личностные качества как, предприимчивость, индивидуальная инициатива, личные способности и достижения.

Подростки более открыты  социальным изменениям, но легче поддаются  стрессам, вызванным неопределенностью  социальных ориентиров (Г.М. Андреева). Я-концепция подростка формируется  на микросоциальном уровне и остается неизменной при макросоциальных  изменениях (С.А. Баклушинский). Подростки  склонны воспринимать социальную ситуацию как стабильную и устойчивую, если члены семьи являются для них  более значимыми, чем сверстники, т.к. именно семья играет наиболее существенную роль в формировании личности подростка (Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинский).

Критерием адаптированности подростков к социальной ситуации является использование характеристик «Я»  в аспекте будущего, присутствие  в высказываниях позитивной оценки будущих событий и достижений (Дудченко О.Н. и Мытиль А.В.).

Социально успешные родители формируют у своих детей установку  на высокую ценность индивидуальных достижений, а ощущение защищенности и поддержки со стороны родителей  укрепляет уверенность подростка  в реализации своих жизненных  планов. В современной действительности именно вариативность социальных ситуаций влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих паттернов поведения и сформировать свою собственную идентичность. При этом в нашем исследовании под социокультурной идентичностью мы подразумеваем идентичность, формирующуюся в результате социализации и обеспечивающую человеку самоопределение в социокультурном пространстве. Под социокультурным пространством мы понимаем состояние актуальной социальной среды в определенный момент времени в рамках культурной традиции данного общества.

В своем развитии социокультурная  идентичность личности нормативно проходит стадию становления как новообразования  личности и кризиса. Особенности  протекания данных этапов определяют характер дальнейшего развития социокультурной  идентичности, вектор которого может  быть как восходящим (при благоприятном  выходе из кризиса), так и нисходящим (при проблемах в становлении  идентичности). Следствием выступает  личностный рост или личностный регресс  как варианты траекторий развития личности.

Для обеспечения позитивной динамики социокультурной идентичности личности необходимо создать условия  для формирования информационной вооруженности  в осуществлении процедур интерпретации, самообозначения, самопрезентации  и перехода:

а) от ориентации на значимого  Другого и одну социальную роль к  ориентации на обобщенного Другого  и освоенную организованную систему  ролей;

Информация о работе Социокультурная идентичность школьников: становление и развитие