Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:05, контрольная работа
Формирование социальной идентичности лежит в основе развития важнейших структур личности, а так же определяет процесс социализации человека. Значимость этой проблемы в нашей стране связана и с тем, что резкое изменение социальной ситуации нарушило социальную идентичность взрослых людей, что сказалось и на подрастающем поколении.
1. Введение с.3
2. Социокультурная идентичность школьников: становление и развитие с.5
3.Заключение с.15
4. Список использованной литературы
б) от общественной к индивидуальной идентификации, самоопределению;
в) от преимущественно
Становление и развитие социокультурной
идентичности школьников невозможно вне
социокультурного пространства, модификацией
которого является воспитательное пространство.
Особенности воспитательного
Соотношение статусно-ролевых
и ценностно-нормативных
Социально-педагогическая обусловленность становления и развития социокультурной идентичности школьников носит относительный характер. Ограничения определяются: а) затруднениями формирования консолидированного базового набора идентичностей; б) нарушением социокультурного равновесия воспитательного пространства; в) нереферентностью воспитательного пространства для ребенка; г) незначимостью педагога для школьника или значимостью лишь по основанию статуса власти; д) деформациями влияния педагога как значимого Другого на ребенка.
Педагогическое сопровождение есть один из механизмов длящегося, двустороннего, солидаристического педагогического взаимодействия. Специфическими характеристиками педагогического сопровождения являются полисубъектность; субъектная позиция всех участников взаимодействия; принимаемая и поддерживаемая субъектами совместность и взаимореферентность; многопроектность; схожесть интерпретаций; адаптивность; предоставление сопровождаемому той степени свободы, за которую он может нести ответственность в силу возрастных и индивидуальных особенностей; преимущественное использование «мягких» методов педагогического взаимодействия. Процесс педагогического сопровождения может рассматриваться как вспомогательный процессу становления и развития социокультурной идентичности личности, имеющий конкретные задачи и обеспечивающий основной процесс необходимыми ресурсами и структурами. Принципами педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников являются адресность; адаптивность; выбор личностных и базовых наборов идентичности в качестве образца, примера; сочетание прямых и косвенных механизмов педагогического сопровождения; референтность.
Теоретическая модель педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников включает:
Цель – «мягкое» управление динамикой социокультурной идентичности школьников;
Этапы – адаптивный (погружение в сочетании с опекой, заботой, защитой, задача которого обеспечение становления социокультурной идентичности школьников с учетом его адаптивной сущности); кризисный (помощи и поддержки, задача которого – обеспечение условий, необходимых для продуктивного разрешения кризиса идентичности); активный (супервизия и сотрудничество, задача которого – обеспечение условий, необходимых для развития социокультурной идентичности личности с учетом специфики активного этапа жизнеосуществления);
Функции – диагностическую,
проектную, организационно-
Ожидаемый результат – непосредственный: наличие необходимых для становления и развития социокультурной идентичности школьников условий (референтное воспитательное пространство с консолидированным БНИ и социокультурным равновесием, полноценная референтность педагогов как значимых Других; необходимая информационная вооруженность школьников и педагогов); опосредованный: позитивная динамика социокультурной идентичности школьников.
Необходимыми педагогическими условиям, обеспечивающим эффективность модели педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников, являются: учет особенностей выбора школьниками значимых Других и референтных групп; консолидация БНИ субъектов воспитательного пространства; поддержание социокультурного равновесия воспитательного пространства; освоение педагогами эффективных сценариев педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников.
Эффективность педагога как субъекта педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников определяется: а) включенностью педагога в воспитательное пространство (с учетом характера данной включенности и характера референтности воспитательного пространства для школьников); б) значимостью педагога для школьника; в) функциональной состоятельностью педагога в педагогическом сопровождении становления и развития социокультурной идентичности школьников; г) компетентностью педагога в обеспечении динамики позиционирования школьников в воспитательном пространстве.
Социокультурная идентичность
может рассматриваться в
а) когнитивно-смысловом (осознание
своей принадлежности к определенной
группе (общности), позволяющее солидаризироваться
с ее идеалами, стандартами, базовыми
типизациям, принимать их и формировать
соответствующие «обыденные теории»;
формирование представлений об атрибутах
должного по отношению к различным
ситуациям и людям; выработка
мнения о себе как члене данной
группы, соотнесение данного мнения
с соответствующим мнением
б) эмоционально-ценностном (совокупность чувств, оценок, отношений, связанных со сформированными знаниями, представлениями, мнениями о членстве в ингруппах и аутгруппах, актуализация и ощущение адекватности/неадекватности собственного «Я»);
в) деятельностном (реализация
интериоризированных антропо-
В контексте представлений
о соотношении социальной, личностной
идентичностей и
Заключение
Общности предъявляют различный уровень требований к проявлению своими членами социокультурной идентичности, а их «политика идентичности» влияет на ее становление. Нечеткость БНИ, замена ее системой долженствований, идеализированных антропо-образцов приводит к нарушению меры человекосообразности и развитию навязанной или предписанной («отраженной») социокультурной идентичности. Следствием выступают затруднения в процессах формирования субъектной позиции индивида в данной группе (общности), собственного мнения в отношении своего места и положения в группе (общности), эмоционально-ценностного реагирования на демонстрируемый БНИ
Сегодня проблема социокультурной идентичности становится особенно актуальной на фоне происходящих процессов глобализации. Под их воздействием мир становится все более целостным, что, в свою очередь, усиливает межкультурные контакты. Оказавшись в условиях иного общества, иной культуры, человек сталкивается с проблемами социально-культурной и психологической адаптации. Трудности в преодолении этих проблем не должны влиять на отношение человека к собственной национальности, порождать чувство стыда или дискомфорта из-за принадлежности к национальному меньшинству. Существование в условиях современной поликультурной реальности требует от человека способности принимать культуру, язык, нормы и обычаи народов, среди которых он оказывается, при этом сохраняя собственную национальную индивидуальность и позитивную этническую идентичность.
Список использованной литературы
1. Орлова, Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни Текст. :Методическое пособие по курсу «культурная антропология» / Э.А. Орлова. М.:ГАСК, 2002. - 104 с.
2. Шакурова, М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности : монография Текст. / М.В. Шакурова. Воронеж: ВГПУ, 2006. - 200 с.
3. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуника
4. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределени
5. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон; [пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых] М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
Информация о работе Социокультурная идентичность школьников: становление и развитие