Средневековая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:39, реферат

Краткое описание

В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин культура возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание и из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры, как оппозиции природы. То есть культура и природа соотносились как искусственное и естественное. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Поиск нового обернулся стремлением восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы через художественные средства, то есть вернулся в искусстве к мифотворческому методу, к формам первобытного искусства, к формам детского творчества, то есть к тем формам, где человек чувствовал себя гармоничным в этом мире, где не было фальши, где не было насилия над человеческой личностью.

  1. Виды и формы художественной культуры модернизма.

Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах (понятие модерн более широкое, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому). В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Первое впечатление при встрече с авангардом – все не так. Главная формула его: если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать, постоянный признак: сознательное переворачивание традиционных представлений. Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философииÞ авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство – это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо). Этот период характеризуется перестройкой традиционного типа искусства, не выработан язык авангардаÞ художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции.

От дадизма до порт-арта.

Кубизм – это течение связано с именем Пабло Пикассо (Испания). К этому течению Пикассо пришел не сразу.

Периоды:

  1. «Голубой период» (1901-1904). Все портреты объединены холодной гаммой синего цвета, что позволяет развить тему одиночества, горя, обреченности человека, враждебной среды («Странствующие гимнасты», «Нищие: старик с мальчиком»).
  2. «Розовый период» (1905-1906). Все картины в пепельно-розовом цвете. Цель, которой хотел достигнуть Пикассо – показать, что хотя мир дик, в нем живут порядочные людиÞ героями картин становятся бродячие артисты, акробаты: «Девочка на шаре». Но художественная правда оказалась выше желания художникаÞ свобода обернулась в одиночестве изгнанника. Картины также пессимистичны.
  3. 1906-1907 (1,5 мес.). Художник приходит к выводу, что решение человеческих проблем через живопись невозможною живопись может лишь только создавать пластические формы. Большой интерес к негритянской культуре.
  4. Первая фаза начала кубизма (1907-1908). Органические и природные мотивы подвергаются геометризованной информации. Выполнены в землисто-красноватом колорите, а выявлению рельефа служат сине-зеленые тона («Авиньонские девицы» (1907), «Три женщины»).
  5. Вторая фаза – аналитический кубизм, когда картина превращается в дробный узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывает изобразительный элемент (портрет Валлара).
  6. Третья фаза: синтетический кубизм (1912-1913). Это живописные композиции, которые образуются плоскими фрагментами предметов (в основном музыкальных инструментов).
  7. 1913-1915. Композиции на тему музыкальных инструментов, которые представляли объемно-предметные изделия из различных материалов, подвешенных к вертикальной плоскости.

Абстракционизм.

Основатель – Василий Кандинский. Сущность течения в том, что с помощью кисти и карандаша можно создать особую вибрацию души и приобщить ее к духу музыки. Художественные средства: световые пятна, линии, геометрические фигуры, абстракции. Абстракционизм напоминает музыку, и Кандинский создал свой абстрактный язык живописи, где каждый цвет нес определенную символическую нагрузку (Шнитке «Желтый цвет» - музыкальное произведение). Другой представитель – Казимир Малевич («Черный квадрат на белом фоне» 1913). Выставлялся как некий новый планетарный знак (романтическая утопия).

Сюрреализм.

Связан с Сальвадором Дали. Возник на рубеже 20-х годов XX века, стабилизировался в 25-26 годах. Основное основание – ощущение причудливости, неожиданности явления мираÞ представление о непознаваемости и отсутствии мираÞ реальный мир – это мир, который находится в нашем подсознании. Суть художественного метода – соединение реальных предметов с нереальными или реальных, но доведенных до абсурда или реальных, но в иррациональном сочетании (Дали «Антропоморфный шкаф»). Сюрреализм проявился не только в живописи, но и в скульптуре и кино.

Постмодернизм.

Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 79 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская культура). Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития (европейская цивилизация). Постмодернизм – результат студенческих движений, это была реакция на потребительское  общество. Они пытались предвнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм – форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.

 

Культура России.

  1. Место России в мировой цивилизации.

Мировая история – это параллельное становление двух типов цивилизаций: западной (возникшей в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной). Проблема определения русской цивилизации была поставлена в 30-е годы XIX века П.Я. Чаадаевым. Эти проблемы были поставлены в «Философских письмах», автор относит Россию к культурной периферии, признавая Запад культурным центром, идеализируя Запад он признает его чуждым русской культуре. В своем самом известном первом письме Чаадаев сформулировал отличительные черты российской цивилизации: мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого, при этом исключительность русского народа объясняется тем, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок». Чаадаев упрекает русскую нацию в неизжитом духовном кочевничестве, в слепом, поверхностном и очень не искусном подражании другим нациям. Более того, Чаадаев приходит к выводу в «Философских письмах», что в русской культуре есть нечто враждебное истинному прогрессу, то есть существует начало как бы ставящее Россию вне всемирной истории, вне логики, вне развития мировых цивилизаций. По существу феномен Чаадаева представлял собой в свернутом виде культур-философскую дилемму западничества и славянофильства.

 

«Славянофильство»

«Западничество»

«Евразийство»

 

40-е годы XIX века

Конец XIX -       начало XX

Представители

Братья Аксаковы, Киреевский, Комиков

Кобелины, Чичерины, Чернышевский

Красавин, Трубецкой, Вернадский, Ильин, Флоровский, Гумилев

Основа

Панславянизм

Европоцентризм

Панмонголизм (скифство)

Суть

Объясняет специфику русской культурной истории как самобытную, берущую свое начало в русской общине.

Акцент на европейские корни русской цивилизации (Россия развивалась в одних ритмах с Европой).

Стояла на позициях цивилизованного синтеза Запада и Востока, которые и определяли сущностные характеристики русской культуры.

Отношение к петровским реформам

Резко отрицательное

Идеализация

Не сыграли существенной роли

Перспектива развития

Выработка своего русского пути развития, а русскому народу – особая миссия в мировой цивилизации.

Россия должна Þидти по западному пути, не изобретая велосипед. Общая судьба с мировой цивилизацией.

Рассматривала русскую культуру как самобытную с преобладанием азиатских элементов, в геополитике прежде всего восточная ориентация.


И «западники» и «славянофилы» были идеалистами: одни идеализировали Запад, другие – Россию, но и те и другие предполагали заведомо утопические пути разрешения реальных проблем русской культуры. В конечном итоге «западники» и «славянофилы», несмотря на противоположность их взглядов, могли существовать только в паре, так как это была особенность русской культуры, ее бинарная смысловая сущностьÞ евразийство, которое впитало эту двойственность.

  1. Особенности русской культуры и факторы, которые способствовали их появлению.

Факторы, которые способствовали самобытности русской культуры.

Особенности, которые возникали в результате этих факторов.

  1. Природно-демографические условия:
  1. Огромные пространства + полное отсутствие гор + большое количество рек.

 

 

 

«Русская душа ушиблена ширью» (Бердяев)Þ уход духовной энергии внутрь (в созерцание) + особый строй русской души (воля=свобода+просранство)Þ особенные формы искусства (русская пляска, протяжные песни, быстрая езда).

  1. Разнообразие природных регионов: от тундры на севере, лесной и лесостепной полосы в центре до степи на юге.

Эта особенность оформила полицентризм + многовариантность путей культурно-исторического развитияÞ перемещение культурного из одного региона в другой (Киев®Владимир®Москва®С.-П.)Þ сохранение традиций + обогащение за счет новых культурно-исторических воздействий.

  1. В XIII веке Россия занимала территории и в Европе и в Азии.
 

Евразийский

универсам

  1. Близость Степи (всегда была архитипом враждебности).

Деспотические черты государственно-политической истории.

 
  1. Многообразие этнического материала: территорию, на которой образовалось русское государство населяло более 150 племенÞ пластичность.

Пластичность, терпимость, толерантность (терпимость к чужим верованиям и особенностям чужого поведения)Þ соборность русской культуры, «всечеловечность», внеграничный характер.

  1. Постоянная колонизация, которая выступала гарантом элементарного выживания («колонизация – основная черта русской истории» – динамизм, динамичность русской культуры, восприимчивость ко всему новому. (Ключевский)).
 
  1. Постоянная военная опасность (набеги кочевников, попытки катализации России с Запада, татаро-монгольское иго).

Высокая адаптивность русской культуры: выживание, а порой феноменальный расцвет, казалось бы в просто невозможных общественно-исторических условиях (например, «золотой» век русской культуры пришелся на самую мрачную эпоху николаевской реакции, «серебряный» – на смутное время рубежа XIX-XX веков.

  1. Ярко выраженная государственная доминанта, что связано с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации.

«Дихотомичный» характер русской культуры (двойственность, раздвоенность) и синкретизм: двоеверие, широкие еретические движения (XIV, XVI-XVII, XVIII), раскол (XVII-XIX), религиозный ренессанс рубежа XIX-XX веков, религиозное обновленчество нашего времени.


  1. Периодизация русской культуры.

I этап (допетровский).

Период 1. Домонгольская культура (IX-XII века). В этот период происходит формирование древнерусского государства (882 год) + унификация политической жизни + складывание культурного целого. Русская культура складывается как городская (гордарика= так называли Россию в Западной Европе)Þ высокий уровень развития письменности, градостроения.

998 год – принятие Христианства, для культуры имело усиление восточных элементов (восточный вариант Христианства), обозначился изоляционизм от латинской Европы. Бинарность русской культуры (в отличие от Западной Европы, где Христианство распространялось снизу вверх, в России оно распространялось сверху внизÞ на протяжении всей русской культуры существование синкретизма, то есть элементов и Христианства и язычества).

Период 2. Культура периода ордынского нашествия (XIII-XIV века). Усиление восточных тенденций в русской культуры, особенно в государственно-политической.

Период 3. Постордынский (XV-XVII века). Образование единого русского государстваÞ национальная консолидация + рост национального самосознанияÞ рост, подъем русской культуры + одновременное мощное европейское влияние (конец XV-XVI века – расцвет, русское возрождение. XVII – кризис средневековой культуры и мировоззрения, нарушение единства русской культуры + нарастание западноевропейских светских элементовÞ жанровая и стилистическая эклектика.

II этап. Постпетровская культура.

Период 1. XVIII век. Переход от древнерусской культуры к культуре нового времени. Начало положили петровские реформы, главный смысл которых заключался в секуляризации (отмерщение, светскость)Þ возникновение двух культур: светской и религиозной; центральной и периферийной; официальной и народной. Вторая половина XVIII века – русское просвещение.

Период 2. XIX век – классическая русская литература. Зрелость, национальная самобытность. Дала наибольшее количество достижений, признаваемых классическими (то есть эталонными для данной культуры). Первый классик – Н.М. Карамзин. Складывание классической русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский), музыки (Чайковский, Глинка), живописи (Репин). В этот период складывается идейно-политическая конфронтация: консерваторы, либералы, радикалы, НО русская бинарностьÞ либералы не прижились. Именно бинарность русской культуры обозначила дальнейшее развитие и противоречивое разрешение в XX веке, что приведет к революции, мировой войне и ужасам тоталитарного режима, который парадоксальным образом выразит идеал всеединства русской культуры.

 

Русское возрождение.

Конец XV – середина XVI веков – расцвет русской культуры, который специалисты обозначили как русское возрождение. В этот период обозначились новые черты: апелляция к разуму и знаниям; секуляризация (обмирщение, светскость) общественного сознания; новое, радостное ведение мира. Тем не менее, русское возрождение имело свои отличия:

Западная Европа

Россия

Время разложения феодальных отношений, начало становления новых капиталистических отношений.

Оформление феодальных отношений.

Обращение к античным образцам и идеалам.

Обращение к идеалам Древней Руси, когда страна была единой и могучей.

Светский характер.

Религиозный характер.


Русское возрождение совпало с двумя важными процессами, происходящими в российском

государстве:

а) становление единого русского государства с центром в г. Москве

б) оформление русского этноса (особенности языка, культуры).

 

 

Философская мысль.

Секуляризация общественного сознания обозначилась, прежде всего, во множестве еретических движений, а все центральные вопросы общественной мысли сфокусировались в философской дискуссии иосифлян и нестяжателей. В центре дискуссии – вопросы о том, каким должно быть русское государство, его структура и место церкви в государственной иерархии.

 

Иосифляне

Нестяжатели

Идеолог

Иосиф Волоцкий (сын боярина, пострит под именем Иосифа, ученик Сергия Радонежского, основатель Волоцкого монастыря.

Нил Сорский (выходец из боярской среды, пострит под именем Нил, основал скит (жилище монахов) на р. Соре.

 

Обосновывали право церкви на владение землей и крестьянами, то есть экономически мощной церкви. Радовали за сильную централизованную власть, где церковь будет являться одной из основных структур (оценена современниками как стяжательство).

Отстаивали идеал трудовой жизни монахов и нахождение священнослужителей в постоянной готовности к духовному подвигу. Радовали за неподвластность церкви государству, за неподвластность духовной жизни светской.

На основе сформировались:

 

Теория старца Филофия Псковского «Москва – третий Рим», где обосновывалась идея преемственности русским государем слова и Величие римских и византийских императоров: «Первый Рим – это Рим, второй – Константинополь, третий – Москва, а четвертому не бывать». В отличие от других государство не стало основой внешней политики, а только как нравственно-религиозная идея русского народа, ответственного за судьбы Христианства.

Абстрактный гуманизм Вассиана Патрикеева (родословная восходила к Рюриковичам, за участие в династической борьбе был пострижен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и произошла его встреча с Нилом Сорским.  Главное произведение – «Беседа ума и души». Отстаивал право свободной и независимой личности и важность признания государством таких личностей.

Информация о работе Средневековая культура