Структура и функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 13:27, реферат

Краткое описание

Культура осознается, как то, что порождено, создано самим человеком в отличие от того, что существует независимо от него. В этом смысле можно сказать, что в открытии культуры нашло выражение осознание человеком своей зависимости от самого себя, от своей деятельности, от собственной творчески- продуктивной мощи. Этот вывод подтверждается историей самого термина "культура". У большинства лингвистов не вызывает сомнения, что оно произошло от латинского "сu1tuга" (возделывание, обработка, уход, улучшение).

Вложенные файлы: 1 файл

struktura_i_funkcii_kultury.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

 

Введение.

 

Человек живет в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого,  другие  —  лишь  узкому  кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей  кажущейся  простотой скрывают    вселенную    человеческих    страстей    и     интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на  вопрос:  что  такое  человек  и  в  чем смысл его бытия? Одно из таких понятий — культура.

  Понятие  «человек»  и  «культура»  неразрывно  связаны  друг  с   другом. Почвоведение оперирует термином «гумус»  (показатель  плодородия  почвы).  В контексте  взаимосвязи  человека  и  культуры  напрашивается  метафорический вывод о том, что уровень «духовного  плодородия»  человека,  его  «духовного гумуса» в существенной степени определяется воздействием на  него  культуры,и  в  частности  таких  ее  инструментариев,  как  воспитание,  образование, развитие творческих  задатков.  Образно  говоря,  древо  человечества  может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.

  Культура многогранна, и  только  в  системе  ценностей  можно  достаточно содержательно  понять  ее  проявления.  А  проявления  ее  бесконечны.  Можно говорить  о культуре человечества, о  культурах  различных  эпох  (античная, средневековая и т.д.), о культурах различных  этносов  и  стран  (русской  и России,  французской  и  Франции),  о  религиозных  культурах   (буддийской, исламской, христианской), культурах различных социальных и  профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской, сельской) и  даже  о  культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.).

Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения   и   в   разнообразии   самих   подходов   к   ее   определению (антропологический, философский и социологический).

   Прежде всего,  необходимо  подчеркнуть  мысль,  что  понятие  "культура" относится  к числу тех общеисторических  категорий,  которые  имеют  силу  для всех эпох. Культура возникает  вместе с появлением на земле  человечества,  и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был  одновременно  шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая  особая  форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.

   Человек  осознает  себя  культурным  существом  в  той  мере,  в   какой освобождается от власти внешних и первоначально  еще  чисто  природных  сил.

Культура осознается, как  то,  что  порождено,  создано  самим  человеком  в отличие от того, что существует независимо от  него.  В  этом  смысле  можно сказать, что в открытии культуры нашло выражение осознание  человеком  своей зависимости от самого себя, от своей деятельности, от собственной творчески- продуктивной  мощи.  Этот  вывод  подтверждается  историей  самого   термина "культура".  У  большинства  лингвистов  не  вызывает  сомнения,   что   оно произошло  от   латинского   "сu1tuга"   (возделывание,   обработка,   уход, улучшение). В классической  латыни  понятие  "культура"  употребляется,  как правило, в значении обработки почвы земледельческого труда  -  агрикультура. Происхождение  термина  обнаруживает  его  связь  с  активной  преобразующей деятельностью людей.

   В  понятии  "культура"  фиксируется  как  общее   отличие   человеческой жизнедеятельности  от  биологических  форм   жизни,   так   и   качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на  различных этапах общественного  развития.  Культура  также  характеризует  особенности поведения, сознания и деятельности людей в  конкретных  сферах общественной жизни.

 

 

 

Структура культуры.

 

Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она представляет собой организованную систему взаимосвязанных элементов. Рассмотрим составляющие этой системы.

 

Культурные элементы и комплексы.

 

Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, музыкальный и ритмический аккомпанементы и др. Но важнее то, что танец несет и смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи и нормы — это и религиозный церемониал, и ухаживание или просто праздничное настроение. Здесь культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, элементы которого взаимосвязаны. Например, знание индивида относительно какого-либо культурного комплекса состоит из отдельных культурных информативных элементов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс.

Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и культурой института или институциональной культурой. Культуру института можно представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности. Например, институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплексы являются принадлежностью социальных институтов. Существуют системы комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности, таких, например, как коллекционирование марок. Это относительно независимый культурный комплекс. Таким образом, каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных элементов.

 

По мнению антрополога Уорда Гуденау культура содержит 4 элемента:

 

1. понятия (концепты), благодаря им становится возможным упорядочить мир людей. Основой является язык.

2.  отношения; в культуре выделяются связи между объектами в пространстве и во времени, по значению и на основе причинной обусловленности.

3.  ценности - убеждение людей относительно общепризнанных целей.

4. правила - элементы, регулирующие поведение людей в соответствие с ценностями определенной культуры.

Гуденау определил связь между этими элементами. Культура содержит образцы, помогает решить, что существует, что может быть (ценности), что и как с этим делать (нормы).

Добавим, что элементами культуры могут быть еще и обряды, ритуалы, обычаи и традиции. Традиция считается центральным понятием в теории культуры, поскольку она обеспечивает устойчивость культуры и ее развитие, поскольку является формой преемственности не только культурных ценностей, но и потребности в культуре.

Итак, мы приходим к еще одному рабочему определению культуры:

Культура – это система культурных элементов, комплексов и институтов, организованных определенным образом.

Многие ученые пытались создать свою систематизацию (иначе – классификацию) структурных элементов культуры. В большинстве случаев эта тема разрабатывалась американскими антропологами – функционалистами и структуралистами - Б. Малиновским, К. Уисслером, Д. Аберле, М. Харрисом, Л. Уайтом, А. Геленом, , Т. Парсонсом, а также Кареевым Н.И.

В это же время шли попытки создать универсальные модели культуры, которые годились бы как для культуры в целом, так и для каждой локальной культуры в отдельности. Над этим работал Арнольд Гелен, однако наиболее серьезную концепцию выдвинул Джордж Питер Мёрдок.

 

Уровни культуры.

 

В российской культурологии также идет разработка структуры культуры. В данной работе мы представим вам концепцию Орловой Эльны Александровны - ведущего российского культуролога.

В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный.

Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума) и трансляционный. Исходя из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая культура, художественная культура.

Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета;

    • политической — нравы и обычаи;
    • правовой — мораль;
    • философии — обыденное мировоззрение;
    • религии — суеверия и предрассудки, народные верования;
    • научно-технической культуре — практические технологии;
    • художественной культуре — обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища).

На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией (см. таблицу).

 

 

 

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи, осуществляемой посредством трансляции: сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать, — где осуществляется взаимодействие между "высокими" ценностями и ценностями повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства и массовой культурой; социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.)

Таким, образом структура культуры представляет собой систему, единство образующих ее элементов.

 

Области культуры.

 

Первая область культуры – предметный мир культуры (в т.ч. и звезды).

По отношению к природе – культура земледелия, садово-парковая культура, выращивание отдельных растений, рекультивация ландшафта, плюс общая культура материального производства.

Культурная деятельность в обществе – культура живого труда – культура непосредственно производительной деятельности и культура управления производством, строительством, транспортом и т.д. Также употребляют слово "культура" при характеристике исторических эпох, обществ и регионов (европейская культура), при характеристике народностей (славянская культура). Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и жизни (художественная культура, культура быта, физическая культура), и по отношению к видам искусства (музыкальная культура, театральная культура).

Понятие культуры отношению к отдельному человеку – культура тела и души.

Внешний (предметный) мир культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира.

Вторая область – личностный мир культуры, который запечатлен в вещах. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам является личностью.

Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире.

 

Формы культуры.

 

Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного можно только в воображении.

 

Материальная культура состоит из:

• Орудия труда и средства труда

• Технику и сооружения

• Производство

• Пути и средства сообщения

• Транспорт

• Предметы быта;

 

Духовная культура включает в себя (самые основные элементы):

•Язык

• Чувства

• Мораль

• Искусство

• Религия.

 

Материальная составляющая культуры.

 

    Материальная  культура более  непосредственно  и  более  прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той  разновидностью форм вещества,  энергии  и  информации,  которые  испоьзуются человеком в качестве исходных маттериалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов  и  материальных средств существования человека.

    Материальная  культура валючает в себя разнообразные  по  типам и формам артефакты, где природный объект и его  материал трансформированы так, что объект превращен в вещь,  то  есть  в  предмет, свойства  и характеристики которого заданы и  продуцированы  творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как "homo  sapiens", а следовательно , имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.

    Материальная  культура, в другом смысле слова - это человеческое "Я", переодетое  в вещь; это духовность человека,  воплощенная в форму вещи; это  человеческая душа, осуществленная  в вещах;  это материализовавшийся  и опредметившийся дух человечества.

   В материальную  культуру  входят  прежде  всего  разнообразные средства материального производства. Это энергетические и  сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда - от  простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это  разнообразные средства потребления и продукты материального  производства.  Это различные виды материально-предметной, практической  деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека  в  сфере технологии производства или в сфере  обмена,  то  есть  производственные  отношения.  Однако,  следует  подчеркнуть,  что  материальная культура человечества всегда  шире  существующего  материального производства. В нее входят все виды  материальных  ценностей: архитектурные ценности,  здания  и  сооружения,  средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.п.

Информация о работе Структура и функции культуры