Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:30, контрольная работа
Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».
Введение………………………………………………………………………..3
1.Происхождение и значение термина «культура»……………………….4
2. Структурная целостность культуры …………………………………….6
3 .Структура культуры ……………………………………………………...9
4.Функции культуры ……………………………………………………….15
5.Основные компоненты культуры ……………………………………….20
Заключение ……………………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………..27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный
профессионально-
Институт психологии
Кафедра педагогической психологии.
Контрольная работа
По дисциплине: Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
На тему: «Структура культуры, ее основные компоненты»
Екатеринбург
РГППУ
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Происхождение
и значение термина «культура»…
2. Структурная целостность культуры …………………………………….6
3 .Структура культуры ……………………………………………………...9
4.Функции культуры ……………………………………………………….15
5.Основные компоненты культуры ……………………………………….20
Заключение …………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..27
Введение
Феномен культуры является
исторической категорией, вбирающей
в себя множество значений
и смыслов, которые
Возможность построения
обобщающей модели культуры
Культура, являясь, прежде
всего социальной категорией
имеет соответственно свои
1.Происхождение и значение термина «культура»
Понятие «культура» (происходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.
Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека.
Лингвисты отмечают, что
до XVII века термин «культура»
не имел самостоятельного
Более четкое содержание
термину «культура» впервые
В XVIII веке продолжая
античную традицию, идеологи просвещения
с помощью термина «культура»
выражали идею культуры как
сферы развития «человечности»,
«человеческой природы», «человеческого
начала в человеке» в
В дальнейшем закрепилась
расширительная трактовка
Еще в одном смысле
понятие культуры раскрывает
сущность человеческого бытия
как реализацию творчества и
свободы. Конечно, здесь надо
различать, во-первых, свободу как
неотъемлемую духовную
В наше время слово
«культура» является одним из
наиболее употребляемых и в
обыденном языке, и во
С содержательной точки
зрения под культурой
В обыденной жизни
термин культура употребляется
либо для обозначения
Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.
2. Структурная целостность культуры
Культура выступает как предмет и область глобального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культурного наследования, внешне сходного, но радикально отличного от существующего в мире живой природы. Задача глобалистики — построить «генетику» культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и могла бы, в перспективе, прогнозировать его. Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных проблем:
выявление «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта;
изучение факторов, оказывающих
расшатывающее, мутационное
изучение суммарных
последствий такого развития
как реальной истории «
В соответствии с
таким подходом к изучению
культурных феноменов на
явления культуры или артефакты(от лат. arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия;
паттерны - относительно устойчивые
и повторяющиеся способы
смысловые доминанты культуры
- это те главные смыслы, то общее
отношение каждого отдельно взятого
человека к миру, которое определяет
характер всех остальных смыслов
и отношений. Если нечто лишено смысла,
оно перестает существовать для
человека. Именно смыслы определяют, то,
что мы ищем в мире и в самих
себе. Человек наделяет смыслами весь
мир, и мир выступает для него
в своей универсальной
символические объекты – это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.
Информация о работе Структура культуры, ее основные компоненты