Таким образом, только
при синтезе культуры и науки
возможно построение гуманистической
цивилизации.
На формирование и развитие
культуры конкретного общества или
отдельных его групп влияют самые
разные факторы. Так каждая культура
вбирает в себя социальные или
демографические особенности жизни,
зависит от природных и климатических
условий, а также от уровня развития
общества в целом. Внутри различных
общественных групп рождаются специфические
культурные феномены. Они закрепляются
в особых чертах поведения людей,
сознания, языка, формируется мировоззрение
и ментальность, свойственная лишь
конкретным носителям культуры.
В глобальном понимании
культура включает в себя все
достижения человечества в мировых
масштабах. Этот синтез лучших
достижений всех национальных
культур различных социальных
групп и народов, населяющих
нашу планету, называется мировая
культура. Мировая культура имеет
достаточно сложную структуру,
которую следует рассматривать,
по крайней мере, на нескольких
уровнях:
- мировая культура как целое;
- мировая культура как совокупность
сменяющих друг друга культурных эпох;
- культурная эпоха как объединение
развивающихся одновременно региональных
культур;
- культура конкретных народов
и стран на каком-то конкретном отрезке
времени;
- конкретная культура конкретного
общества в его историческом развитии
этническая и национальная культура.
Однако, несмотря на
включенность в историю мировой
культуры, каждого отдельно взятого
общества, ему присущи свои особые
характеристики, отличительные черты,
придающие ему уникальность и
выраженные, как уже отмечалось
в ценностях, традициях, достижениях
и т.д. Совокупность ценностей,
верований, достижений, традиций, которыми
руководствуется большинство членов
конкретного общества, называется
господствующей, или доминирующей,
культурой.
4. функции культуры
На основе обобщения
всех полученных в ходе работы
знаний о культуре, ее структуре
и компонентах можно определить
ее основные социальные функции.
1. Адаптивная функция
культуры. Культура обеспечивает
адаптацию человека к окружающей
среде, природным и историческим
условиям его обитания. Слово
адаптация (от лат. adaptayio) означает
прилаживание, приспособление. Всякий
вид живых существ адаптируется к среде
своего обитания. У растений и животных
это происходит в процессе биологической
эволюции благодаря изменчивости, наследственности
и естественному отбору, посредством которых
функционируют и генетически передаются
из поколения в поколение особенности
органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие
выживание в заданных условиях внешней
среды (его экологической нише). Адаптация
человека происходит по-иному. Человек
в силу особенностей своей биологической
эволюции не имеет закрепленной за ним
экологической ниши. У него не хватает
инстинктов, его биологическая организация
не приспособлена к какой-либо устойчивой
форме животного существования. Поэтому
он не в состоянии вести, подобно другим
животным, естественный образ жизни и
вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг
себя искусственную, культурную среду.
Биологическая незавершенность, неспециализированность,
неприспособленность человеческого рода
к определенной экологической нише обернулись
способностью осваивать любые природные
условия путем формирования искусственных
условий своего существования - культуры.
Развитие культуры дало людям ту защиту,
которой не снабдила их природа: возможность
накопления опыта и воплощения его в нормах,
правилах и формах непосредственного
жизнеобеспечения (продовольствием, теплом,
жильем) коллективной безопасности сообщества
(оборона), индивидуальной безопасности
членов сообщества, их имущества и законных
интересов (правоохранительная система)
и т.д. В конечном счете, вся созданная
человеком материальная культура, социальная
организация, система экономических, политических
и социальных отношений выполняют адаптивную
роль.
2. С адаптивной функцией
тесно связана интегративная
функция культуры, обеспечивающая
социальную интеграцию людей.
При этом можно говорить о
разных уровнях социальной интеграции.
Наиболее общим уровнем социальной
интеграции является формирование
оснований, их устойчивого коллективного
существования и деятельности
по совместному удовлетворению
интересов и потребностей, стимулирование
повышения уровня их групповой
консолидарности и эффективности взаимодействия,
накопление социального опыта по гарантированному
социальному воспроизводству их коллективов
как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню
социальной интеграции следует
отнести обеспечение культурой
основных форм интегрированного
существования сообществ людей.
Культура объединяет народы, социальные
группы, государства. Любая социальная
общность, в которой складывается
своя культура, скрепляется этой
культурой, потому что среди
членов общества распространяется
единая совокупность взглядов, убеждений,
ценностей, идеалов, образцов
поведения, характерных для данной
культуры. На этой основе осуществляется
консолидация и самоидентификация
людей, формируется чувство принадлежности
к данной социальной общности
— чувство «мы»;
Однако солидарность
между «нашими» может сопровождаться
настороженностью и даже неприязнью
по отношению к «чужим». Формирование
групповой солидарности предполагает
существование представителей кругов
— «они». Поэтому функция по
интегрирования имеет своей обратной
стороной дезинтеграцию людей,
которая может вести к самым
негативным последствиям. История
свидетельствует, что культурные
различия между сообществами
нередко становились причиной
противостояния и вражды.
3. Интеграция людей осуществляется
на основе коммуникации. Поэтому
важно выделить коммуникативную
функцию культуры. Культура формирует
условия и средства человеческого
общения. Только благодаря усвоению
культуры между людьми устанавливаются
подлинно человеческие формы
общения, поскольку именно культура
дает средства общения -знаковые
системы, оценки. Развитие форм и способов
коммуникации - важнейший аспект культурной
истории человечества. На самых ранних
этапах антропогенеза наши далекие предки
могли входить в контакты друг с другом
лишь путем непосредственного восприятия
жестов и звуков. Принципиально новым
средством коммуникации явилась членораздельная
речь. С ее развитием люди получил и необычайно
широкие возможности передачи друг другу
разнообразной информации. Позднее формируется
письменная речь и множество специализированных
языков, служебных и технических символов:
математических, естественнонаучных,
топографических, чертежных, нотных, компьютерных
и т. д.; складываются системы фиксации
информации в графической, звуковой, видовой
и иной технической форме, ее тиражирования
и трансляции, а также институтов, занимающихся
накоплением, сохранением и распространением
информации.
4. Функция социализации.
Культура является важнейшим
фактором социализации, определяющим
ее содержание, средства и способы.
Под социализацией понимается
включение индивидов в общественную
жизнь, усвоение ими социального
опыта, знаний, ценностей, норм
поведения, соответствующих данному
обществу, социальной группе. В ходе
социализации люди осваивают
хранящиеся в культуре программы
и научаются жить, мыслить и
действовать в соответствии с
ними. Процесс социализации позволяет
личности стать полноценным членом
сообщества, занять в нем определенную
позицию и жить так, как этого
требуют обычаи и традиции
данного сообщества. Вместе с
тем, этот процесс обеспечивает
сохранение сообщества, его структуры
и сложившихся в нем форм
жизни. В историческом процессе
«персональный состав» общества
и социальных групп постоянно
обновляется, меняются исполнители,
так как люди рождаются и
умирают, но благодаря социализации
новые члены общества приобщаются
к накопленному социальному опыту
и продолжают следовать зафиксированным
в этом опыте образцам поведения.
Конечно, общественная жизнь не
стоит на месте, в ней происходят
определенные изменения. Но всякие
новации в общественной жизни,
так или иначе, обусловливаются
унаследованными от предков формами
жизни и идеалами и также
транслируются из поколения в
поколение благодаря социализации.
По мнению Г.В. Драча,
культура - как многофункциональная
система, имеет еще одну очень
важную функцию - трансляцию (передачу)
социального опыта. Ее нередко
называют функцией исторической
преемственности. Культура, представляющая
собой сложную знаковую систему,
выступает единственным механизмом
передачи социального опыта от
поколения к поколению, от эпохи
к эпохе, от одной страны
к другой. Поэтому не случайно
культуру считают социальной
памятью человечества. Разрыв же
культурной преемственности обрекает
новые поколения на потерю
социальной памяти (феномен манкуртизма)
со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По другим классификациям
к функциям культуры относятся:
1) Познавательная или
гносеологическая. Культура, концентрирующая
в себе лучший социальный опыт
множества поколений людей, имманентно
приобретает способность накапливать
богатейшие знания о мире и
тем самым создавать благоприятные
возможности для его познания
и освоения. Потребность в этой
функции вытекает из стремления
любой культуры создать свою
картину мира. Процесс познания
характеризуется отражением и
воспроизведением действительности
в мышлении человека. Познание
выступает необходимым элементом
и трудовой, и коммуникативной
деятельности. Существуют как теоретические,
так и практические формы познания, в результате
которых человек получает новое знание
о мире и самом себе.
2) Регулятивная (нормативная)
функция культуры связана, прежде
всего, с определением (регулированием)
различных сторон, видов общественной
и личной деятельности людей.
В сфере труда, быта, межличностных
отношений культура, так или иначе,
влияет на поведение людей
и регулирует их поступки, действия
и даже выбор тех или иных
материальных и духовных ценностей.
Регулятивная функция культуры
опирается на такие нормативные
системы, как мораль и право.
3) Семиотическая, или
знаковая (от греч. semeion-учение о знаках)
функция - занимает важное место в системе
культуры. Представляя собой определенную
знаковую систему, культура предполагает
знание и владение ею. Без изучения соответствующих
знаковых систем овладеть достижениями
культуры невозможно. Так, язык (устный
или письменный) - средство общения людей,
литературный язык - важнейшее средство
овладения национальной культурой. Специфические
языки нужны для познания особого мира
музыки, живописи, театра. Естественные
науки (физика, математика, химия, биология)
также располагают собственными знаковыми
системами.
4) Ценностная, или аксиологическая
функция отражает важнейшее качественное
состояние культуры. Культура как
система ценностей формирует
у человека вполне определенные
ценностные потребности и ориентации.
По их уровню и качеству
люди чаще всего судят о
степени культурности того или
иного человека. Нравственное и
интеллектуальное содержание, как
правило, выступает критерием
соответствующей оценки.
Н.Г. Багдасарьян среди
функций культуры выделяет следующие:
преобразующую, защитную, коммуникативную,
познавательную, информационную, нормативную.
Приступим к их характеристике.
1) Преобразующая функция
культуры. Освоение и преобразование
окружающей действительности являются
фундаментальной потребностью человека,
поскольку «сущность человека
не исчерпывается склонностью
к самосохранению и соответственно
склонностью к созданию удобств,
более того, специфически человеческая
сущность выражается в чем-то
ином, по отношению к чему созидаемые
удобства и обусловленное этим
самосохранение составляют лишь
необходимую базу».
Если рассматривать
человека только как существо,
стремящееся к максимальным удобствам
и самосохранению, то тогда на
каком-то историческом этапе его
экспансия во внешнюю среду
должна была прекратиться, так
как в процессе освоения и
обустройства мира всегда есть
определенная доля риска, сохраняющаяся
с увеличением размеров преобразований.
Однако этого не происходит. Ведь
человеку имманентно присуще
стремление к выходу за пределы
наличной данности в преобразовании
и творчестве.
2) Защитная функция культуры
является следствием необходимости
поддержания определенного сбалансированного
отношения человека и окружающей
среды, как природной, так и
социальной. Расширение сфер человеческой
деятельности неизбежно влечет
за собой появление все новых
и новых опасностей, что требует
от культуры создания адекватных
механизмов защиты (медицина, органы
общественного порядка, технические
и технологические достижения и т.п.).
Причем необходимость одного вида защиты
стимулирует появление других. Например,
истребление сельскохозяйственных вредителей
наносит ущерб экологии и требует, в свою
очередь, средств экологической защиты.
Угроза экологической катастрофы в настоящее
время выводит защитную функцию культуры
в разряд первостепенных. Среди средств
культурной защиты — не только совершенствование
техники безопасности — очистка отходов
производства, синтезирование новых лекарств
и т.п., но и создание правовых норм охраны
природы.
3) Коммуникативная функция
культуры. Коммуникация — это
процесс обмена информацией между
людьми с помощью знаков и
знаковых систем. Человек как
существо социальное для достижения
различных целей нуждается в
общении с другими людьми. Именно
с помощью коммуникации происходит
координация сложных действий. Основными
каналами коммуникации являются
зрительный, речевой, осязательный. Культура
продуцирует конкретные правила и способы
коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности
людей.
4) Информационная функция
культуры обеспечивает процесс
культурной преемственности и
различные формы исторического
прогресса. Она проявляется в
закреплении результатов социокультурной
деятельности, накоплении, хранении
и систематизации информации. В
современную эпоху каждые пятнадцать
лет происходит удвоение информации.
С. Лем обращал внимание на то, что объем
неизученных проблем, увеличивается прямо
пропорционально объему накопленных знаний.
Ситуация «информационного взрыва» потребовала
создания качественно новых способов
обработки, сохранения и передачи информации,
более совершенных информационных технологий.
5) Нормативная функция
культуры обусловлена необходимостью,
поддерживать равновесие и порядок
в социуме, приводить в соответствие
с общественными потребностями
и интересами действия различных
социальных групп и индивидов.
Функция общезначимых норм, признанных
в той или иной культуре, направлена
на обеспечение определенности,
понятности, предсказуемости поведения.
Можно назвать юридические нормы,
регулирующие взаимоотношения между
людьми, социальными институтами,
отдельными людьми и социальными
институтами; технические нормы,
вызванные производственной практикой;
этические нормы регламентации повседневной
жизни; экологические нормы и др. Многие
нормы тесно связаны с культурной традицией
и укладом жизни народа.