Творчество Феофана Грека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:18, реферат

Краткое описание

Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. Дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории. Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и получило широкое распространение во всех православных странах.

Содержание

1. Корни древнерусской иконописи.
2.История творчества Феофана Грека.
3.Художественные особенности творчества Феофана Грека.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество Феофана Грека.docx

— 40.77 Кб (Скачать файл)

«Преображение»  принадлежит к самым фундаментальным и масштабным произведениям своего времени. Его усложненное и развернутое иконографическое решение - с небесным явлением пророков, восхождением на гору Фавор и схождением с нее Христа и апостолов - относительно редко и встречается лишь в нескольких центральных монументальных ансамблях византийского искусства XIV - начала XV века. Неизвестно, имела ли подобная распространенная редакция предшественников на московской почве. Или решение переславской иконы - первое в этом ряду. Во всяком случае сохранились прямые или более вольные повторения именно этого памятника, начиная с середины XVI века.

И тематика, и ее интерпретация, сам масштабный подход здесь вполне укладываются в круг интересов и художественных приемов Феофана. Безусловно также, что икона принадлежит греческому мастеру и являет собой своего рода иллюстрацию к исихастской теории о Фаворском свете.

Сцена поражает воображение размахом, беспредельностью пространства, подчеркнутой разномасштабностью изображений. Мандорла с преображенным Христом - сиянием ее острых лучей, их разнообразием, движением сфер - выступает символом богословского и художественного интеллектуализма, торжеством той особой изощренности в решении теофанических тем, которое отличает позднепалеологовскую живопись. Техника исполнителя виртуозна и подвижна, переходит от густого, многослойного письма к широким и полупрозрачным мазкам. Монументальные формы соседствуют с тонко проработанными, на уровне миниатюры, деталями.

Манера  художника сознательно избирательна, импровизационна и корреспондируется с оценкой Епифания Премудрого, данной ему в Послании Кириллу. К сожалению, этот блестящий памятник - единственный, который допустимо, и то с долей предположительности, связывать с деятельностью великого художника начала XV столетия. Оставив ярчайший след в живописи Новгорода и особенно Москвы, Феофан Грек был забыт потомками. Его творчество после 1378 года воссоздается буквально фрагментами. Тем не менее эти усилия приносят результат, поскольку речь идет о личности безусловно гениальной, чья оценка принципиально важна для истории как русского, так и византийского искусства.

     Со временем искусство всего  византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение.  Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя,  оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах,  пережив татаро-монгольское нашествие, по существу  выстояла  одна  Русь.  После падения Византии она была подлинным центром православной культуру.     Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру,  в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре  1.Реформы Петра,  повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси.  Русская живопись после  пертровских  реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых западно-европейских принципах.  И хотя чисто религиозное уважение сохранялось в европезированном просвещенном русском обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства.Постепенно вся эта живопись,  как и вся допетровская  старина, предавалась забвению.  Древняя художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь  в крестьянском  иконописании, центрами  которого  были  несколько "иконописных"  сел - Палех, Мстера и Холуй.     Но, к счастью,  это забвение древних национальных корней не было в России окончательным.  Через сто лет после петровских реформ к нем обратилась новая,  созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Алпатов М. Краски древнерусской иконописи. – М.: «Изобразительное искусство»
  2. Алпатов М. Феофан Грек. – М.: «Изобразительное искусство»

 


Информация о работе Творчество Феофана Грека