Теория осевого времени К.Ясперса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит 3 главы, которые раскрывают становление идеи "осевого времени", развитие осевого времени и смысл осевого времени по К. Ясперсу

Содержание

1. Глава первая. Становление идеи «Осевого времени».
2. Глава вторая. Развитие осевого времени.
3. Глава третья. Смысл осевого времени.
4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Кр по культурологии Теория осевого времени К.Ясперса.docx

— 46.47 Кб (Скачать файл)

И осевое время не избежало гибели. Развитие продолжало идти своим путем.

Лишь одно я считаю бесспорным: постижение осевого времени  определяет наше осознание современной  ситуации и исторического развития, доводя его -независимо от того, принимаем ли мы эту идею или отвергаем ее,- до таких выводов, которые я мог здесь лишь наметить.

Речь идет о том, как мы понимаем конкретное единство человечества...”

Заключение

Поскольку Ясперс признает важное значение разума и науки, он с рационализмом и Просвещением, но поскольку он ограничивает знание, чтобы, как и его предшественник Кант, оставить место вере, он против рационализма и Просвещения. Единение людей бывает наиболее глубоким и гуманным лишь в том случае, если оно, по Ясперсу, основано на незнании: люди, объединенные вокруг трансцендентной тайны, последнего незнания, исполнены смирения и удивления, а не фанатизма и самоуверенности.

Вот почему, обращаясь  к трем основным наукам о человеке - социологии, психологии и антропологии,- Ясперс указывает на возможную опасность  там, где они, опираясь на рационалистический тезис о безграничных возможностях человеческого познания, строят теории, претендующие на то, чтобы быть руководством в практической жизни, пренебрегая  при этом исторической традицией, нравственно-религиозными установлениями и представлениями  прошлых поколений. К таким теориям Ясперс относит в сфере социологии марксизм, в сфере психологии - психоанализ Фрейда, в сфере антропологии - расовую теорию.

Ясперсово понятие экзистенциальной коммуникации, как мы теперь видим, претерпело некоторую эволюцию. Если проблема возможности экзистенциальной коммуникации первоначально ставилась философом в личностном плане, то позднее она получила значение всемирно-исторической задачи. Это перерастание проблемы из плана индивидуального в общечеловеческий привело к превращению вопроса об экзистенциальной коммуникации в вопрос о философской вере. Если условием экзистенциального общения является, с точки зрения Ясперса, общая судьба, “общая ситуация”, делающая возможным взаимопонимание двух, трех, нескольких людей, то условием общечеловеческой коммуникации Ясперс считает общий духовный исток всего человечества - “осевую эпоху” как -корень и почву общеисторического бытия. Если человечество отречется от этой своей общности в судьбе и вере, от общности высших духовных ценностей, спасающих человека в самых трудных, пограничных ситуациях, то возможность человеческого общения и взаимопонимания оборвется, а это может, согласно Ясперсу, закончиться мировой катастрофой; атомным пожаром или экологическим катаклизмом. Поэтому проблема общечеловеческих ценностей, взаимопонимания, открытости друг другу различных типов обществ, народов, религий - не роскошь, а жизненная необходимость.

Отсюда вытекает и особая роль философии в современном  обществе. Философия, как говорит  Ясперс, перестает быть делом только узких кружков или университетских  курсов; она сегодня приобретает особую функцию - связать всех людей с помощью философской веры, которая, по замыслу Ясперса, должна служить противоядием против рационалистических утопий, претендующих на создание рая на земле, но в действительности разрушающих нравственные и культурные традиции и ввергающих в ад братоубийственных войн и взаимного недоверия тех, кто эти утопии пытается реализовать.

Быть может, по своему философскому дарованию Ясперс и  уступает наиболее крупным мыслителям нашего столетия. Но по честности и  ответственности своего мышления, по чуткости к самым жгучим и больным  вопросам человеческой жизни в наше жестокое время, по стремлению к трезвости  и ясности, нежеланию гипнотизировать  читателя темными глубинами “непостижимого и невыразимого” ( а Ясперсу не чужды были эти глубины, но он сохранил при этом пластическую прозрачность языка) немецкий философ превосходит многих своих современников и соотечественников, даже более одаренных, чем он. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
  2. Шпенглер О. Закат Европы. – Мн., 1998.
  3. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М., 1993.
  4. Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990.

Информация о работе Теория осевого времени К.Ясперса