Термины режиссуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:53, шпаргалка

Краткое описание

В работе перечислены термины режиссуры.

Вложенные файлы: 1 файл

terminy_po_rezhissure.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

КАРТИНА  (в  драме,  опере,  балете)-  законченная  часть  акта.   К. отделяются друг от друга не антрактом, а коротким  перерывом,  во  время которого опускается занавес,  публика  остаётся  на  местах,  а  на  сцене происходит быстрая смена декораций  или  остаётся  та  же  декорация.  В некоторых сценич. произв. К. являются осн. единицей деления действия.

КОВРОВАЯ ЩЕЛЬ - узкая  щель  (не  более  50  мм)  в  планшете  Сцены, расположенная за красной линией параллельно портальной арке  и  закрытая деревянной планкой. Служит для закрепления в ней передней кромки  т.  н. декоративных  "ковров"  (расписанных  холстов),  к-рые  благодаря  этому аккуратно растягиваются на сцене и  не  сбиваются  в  складки  во  время .действия. К. щ. предусматривается  при  конструировании  несущих  балок планшета сцены и при укладке щитов планшета.

КОЛОСНИКИ  -  решётчатый  настил, расположенный над сценической площадкой (К. наз. также всю верхнюю часть сцены - пространство между крышей  и  решётчатым  настилом).  Настил  К. изготовляется обычно из  деревянных  прямоугольных  брусков.  Расстояние между соседними брусками не более 50 мм. К.  рассчитываются  на  фактич. нагрузку (но  не  менее  250  кг/м2). Каждый  брусок  должен  выдержать сосредоточенную нагрузку в 150 кг,  приложенную  в  центре  пролёта.  К. являются местом установки верхних блоков, сценич. подъёмов и  устройств. Решётчатость  настила  К.  позволяет  осуществлять  подъём   или   спуск декораций в любом месте сцены без каких-либо предварительных  переделок. К. сообщаются с рабочими галереями и  сценой  стационарными  лестницами.

КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в искусстве, подменяющее его  образность "выявлением конструкции", техницизмом. К.  развился  после  1-й  мировой войны.   Отрицая   идейно-познавательную   роль   иск-ва,   выступая   с требованиями    функциональной,    конструктивной    "целесообразности", "рациональности" цск-ва, конструктивисты приходили  часто  к  эстетскому любованию формой в отрыве от содержания. В театре К. проявился гл.  обр. в декорационном иск-ве. В сов. т-ре 20-х  гг.  К.  был  тесно  связан  с предшествующими ему течениями - кубизмом, футуризмом, супрематизмом с их отрицанием       живописно-иллюзорных       плоскостных       декораций. Художники-конструктивисты  призывали  к  отказу  от  декораций  что-либо изображающих   и   воздействующих   эстетически   ("Мы    хотим,-говорил Мейерхольд, -чтобы нашим фоном было или железная труба,  или  море,  или что-то, построенное новым человечеством"; ж. "Вестник театра", 1920,  J\ 75,  с.   14).   Декорации   заменялись   конструктивными   установками, предназначенными  для  действия  "всесторонне  развитых  актёров"   (см. Биомеханика}.  Художник  вытеснялся  конструктором,  инженером.   Вместо холста  и  красок  применялись  дерево  и  металл,  вместо  костюмов   - прозодежда, вместо  бутафории  -  реквизит,  составленный  из  подлинных вещей. Обращение к  "реальным  материалам"  имело  положит.  значение  и открывало перспективы для дальнейшего  развития  декорационного  иск-ва. Однако художники-конструктивисты часто применяли принципы К.  без  учёта конкретных требований драматургии, что приводило к формализму,  к  сухой абстрактности и безжизненности декораций. Наиболее последовательно К. проявился в декорациях Л.  С.  Поповой  к спектаклю В. Э. Мейерхольда "Великодушный рогоносец" Кроммелинка  (1922, Т-р им. Вс. Мейерхольда), А. А. Веснина и В. А. и  Г.  А.  Стенбергов  к спектаклям А.  Я.  Таирова  (напр.,  "Человек,  который  был  Четвергом" Честертона, 1923, худ. Веснин, Камерный т-р), а также в декорациях В. А. Шестакова, И. Ю. Шлепянова и др.

"КРОВАВАЯ ДРАМА" -  жанр  английской  драматургии  эпохи  Возрождения (термин утвердился  в  позднейшей  критике).  "К.  д."  -  разновидность трагедии, в к-рой эффект достигается изображением многочисленных  ужасов и кровавых злодейств. "К. д." были  по  преимуществу  трагедиями  мести. Наиболее типичные "К. д."  -  "Испанская  трагедия"  Кида,  "Мальтийский еврей Марло, "Тит Андроник" Шекспира {в подавляющем большинстве трагедий и историч. хроник  Шекспира  гл.  внимание  сосредоточено  на  раскрытии трагич. переживаний героев, а потому их нельзя относить к "К. д.").  "К. д." была особенно распространена в начальный период англ. Возреждения, а также в последние годы англ. ренессансного т-ра (отчасти у Ф. Бомонта  и Дж. Флетчера, С. Тёрнера, Ф. Мессинджера и др.).

КРАСНАЯ ЛИНИЯ (Красная черта)- граница  между  авансценой  и  нулевым планом сцены. На К. л. опускается противопожарный занавес.

КРУГ ПОВОРОТНЫЙ сцены- вращающаяся  часть  сценич.  площадки.  П.  к. позволяет осуществлять быструю смену картин на сцене,  создать  реально ощущение  непрерывности  сценич.  действия.   Вращение   П.   к.   может непосредственно  влиять  на  смену  темпов  и  общий   ритм   спектакля. Необходимая при  надлежность  сцены  совр.  драм.  т-ра,  П.  к.  иногда применяется и в оперно-балетных т-рах в виде сборно-разборной установки. П. к. изобретён в Японии; в 1758 стационарным П.  к.  был оборудован япон. т-р Кабуки. В Европе П. к. впервые применён в  1896  инженером  К. Лау-теншлегером и режиссёром Э. Поссартом для пост. оперы "Дон  Жуан"  в "Резиденц-театре" (Мюнхен); это  был  накладной  деревянный  16-метровый круг,   собранный   из   16   отдельных   сегментов,   к-рый    вращался непосредственно по планшету сцены. Однако сегмен-тарная  конструкция  П. к,,  определяющая  и  сегмен-тарную  установку   декораций,   совершенно исключала глубокую перспективу. Открытие глубокой перспективы на  круге принадлежит К. С. Станиславскому  и  М.  Рейнхардту.  Приняв  за  основу установки декораций не отдельные сегменты, а  весь  круг  в  целом,  они сочетали декорации, требующие глубокой  перспективы  с  мелкомасштабными декорациями. П. к. бывают накладными  и  стационарными.  По  форме  -  дисковыми, барабанными  и  кольцевыми.  Накладной  круг  (складной   или   сборный) монтируется  на  планшете  сцены   непосредственно   перед   спектаклем. Стационарный круг - неотъемлемая часть сцены (врезан в планшет). Осн. части совр. П. к.: 1) центральная опорная  пята  (рассчитана  на горизонтальные  и  радиальные  нагрузки),  благодаря  к-рой   происходит свободное вращение П. к.  Представляет  собой  конструкцию  карусельного типа. Состоит из неподвижной и вращающейся частей. 2) Собственно круг  - металлич. конструкция (цельносварная  для  стационарного  и  сварная  из отдельных   элементов   для   накладного   круга).   3)    Дорога-ровная горизонтальная поверхность, по к-рой катятся колёса  круга.  Состоит  из одного или двух концентрич. колец. В  совр.  стационарном  круге  дорога является неотъемлемой частью конструкции самого круга, к-рый катится  по колёсам, установленным не на круге, а на колоннах. 4) Парные отклоняющие блоки. Служат для плавного перехода  горизонтального  движения  тягового стального  каната  в  движение  вертикальное.  5)  Привод  (ручной   или машинный). 6) Противовес - устройство, обеспечивающее  необходимую  силу трения (в системе: тяговый канат - круг -  привод,  а  также  устойчивое вращение  круга  без  проскальзывания.  П.  к.   значительно   расширяет возможности режиссёрско-постановочного решения спектакля. При его помощи можно  осуществлять  быструю  смену  декораций,  на  глазах  у  зрителей производить непрерывную смену мест действия и мн. др.  Рио.

КОСТЮМЕР - работник т-ра, готовящий к спектаклю костюмы  (см.  Костюм театральный) и помогающий актёру одеваться. К. должен  обладать  знанием всех деталей костюма,  реквизита  (оружие,  знаки  различия  и  отличия, трости, очки, часы, письма и т. д.), умением быстро исправить  возможные неполадки в костюме. В историю т-ра вошли костюмеры И. К. Тщедушнов,  С. Е. Валдаев, одевавшие К. С. Станиславского  и  В.  И.  Качалова,  А.  Д. Харкевич, работавшая с М. Г. Савиной, и др. В. Ш.

КОСТЮМЕРНАЯ МАСТЕРСКАЯ - мастерская,  где  изготовляются  театральные костюмы и все детали к ним (обувь, головные уборы, а также цветы  и  др. украшения).  К.  м.  обычно  возглавляет   художник,   к-рый   руководит изготовлением  костюмов  по  своим эскизам  или  по   эскизам   другого художника, оформляющего спектакль.

КОНСТРУКЦИЯ (в т е а т р е)(от лат. construc-tio - построение)  -  1) каркас для объёмных частей  декорационных  установок  (стволы  деревьев, скалы, колонны, лестницы, архитектурные арки, своды и пр.). 2) Невидимые зрителю   постройки,   рассчитанные   на    большую    грузоподъёмность. Представляют собой станки из складных рам и накрывающих их сверху щитов. Предназначены   для   изменения   рельефа   планшета   сцены   (создания возвышенностей, площадок, наклонных спусков и  др.).  3)  Приспособление для передвижения декорационных установок (фурка,  накладной  вращающийся круг) и крепления декораций (относки, фермы и т. п.).  4)  Рама-поделка, на к-рую натягивается холст для плоскостных живописных декораций.

КОНТАМИНАЦИЯ  (от  лат.  conta  minatio,  букв.-  соприкосновение)  - литературный приём в античной драматургии. Применялся рим.  Драматургами при переработке греч. комедий. Заключался в дополнении материала комедии мотивами,  сценами  и  персонажами,  заимствованными  из  др.   комедий. Введение К. связано с тем, что рим. драматургия в своём становлении была вынуждена  ориентироваться  на  греческую,  достигшую  к  этому  времени высокого  развития.  Переработка   греч.   пьес   считалась   самостоят. творчеством, в то время как использование фабулы, уже обработанной  рим. автором, рассматривалось как плагиат. К. применяли Невий Плавт  Энний  и др. рим. комедиографы. Наибольшее распространение К. получила в комедиях Теренция ("Девушка с Андроса", "Братья", "Евнух").

КОМЕДИОГРАФ [от комедия (см.) и греч.  -  пишу]  -  драматург, пишущий комедии.

КОМЕДИЯ - один из основных видов  драмы,  отличительной  особенностью к-рого является изображение характеров  и  ситуаций,  возбуждающих смех  зрителей.  В  зависимости  от  содержания  жанровые   разновидности   К.многообразны -от водевиля, фарса до серьёзной сатирич. и гротесковой  К. Соответственно и смешное в К.  имеет  различные  эмоциональные  окраски: ирония, добродушный или горький юмор, резкая сатира,  ядовитый  сарказм. Содержание  комич.  конфликтов  обусловливалось   историч.   Изменениями общественной жизни.

КОМЕДИЯ-БАЛЕТ   (франц.   comedie-ballet)   -    театральный    жанр, объединяющий  диалог,  танец  и  пантомиму,   инструментальную,   иногда вокальную музыку, а также изобразительные иск-ва (декорации,  костюмы  и др.). Характерен для франц. т-ра сер. 17 в.; его создателем был  Мольер. Совм. с комп. Ж. Б. Люлли и М.  А.  Шарпантье,  балетм.  П.  Боша-ном  и декоратором  Г.  Вигарани  Мольер  осуществил  постановку  своих  К.-б.: "Докучные" (1661), "Брак по принуждению"  (1664),  "Принцесса  Элидская" (1664), "Любовь-целительница" (1665), "Комическая пастораль"  (1666-67),"Сицилиец,  или  Любовь-живописец"  (1666-67),  "Жорж  Данден"   (1668), "Господин  де  Пусоньяк"  (1668),  "Мещанин   во   дворянстве"   (1670), "Блистательные любовники"  (1670-71),  "Графиня  д'Эскарбаньяс"  (1670), "Психея" (1671), "Мнимый больной" (1673). В К.-б.  танец,  пришедший  из "мелодраматич. балетов" (1610-21) и "балетов в  выходах"  (1-я  пол.  17 в.),  подвергается  драматизации  и   зачастую   принимает   пантомимич. характер, приобретая бытовые черты. Вокальные номера,  существовавшие  в старых балетах, также оживляются, приближаясь к  форме,  близкой  комич. опере. К.-б. оказал значит, влияние  на  последующее  развитие  франц.  муз. т-ра,  явившись  важным  этапом  на  пути  к   "музыкальным   трагедиям" (tragedies lyriques) Люлли, комич. опере 18 в. и пантомимным балетам  Ж. Ж. Новера.

КУКЛОВОД - актёр  театра  кукол.  Создаёт  художественный  образ  при помощи куклы, приводимой им в действие. По способу  устройства  кукол  и управления ими различаются: 1) невропасты (выступают  с  марионетками  - куклами на нитях); 2) актёры,  работающие  с  т.  н.  верховыми  куклами (Петрушкщ "перчаточные" куклы, надеваемые на  руку,  куклы  на  тростях, механические куклы; эти куклы показываются чаще всего  из-за  ширмы,  за к-рой спрятан актёр); 3)  ак1ёры  т-ра  теней,  управляющие  (с  помощью особых тростей-палочек) плоскостными фигурами, проектируемыми  на  экран как тени или силуэты.

КУЛИСЫ (франц. ед. ч. coulisse, от couler-скользить) - плоские  части театральной декорации (мягкие и натянутые  на  рамы),  располагаемые  по бокам сцены параллельно или под углом  к  рампе.  К.  вместе  с  другими частями декорации составляют художеств. оформление спектакля.  Вместе  с тем они выполняют и  технич.  функции,  скрывая  от  зрителей  служебные (боковые) пространства сцены. Однотонные, нейтральные К.  наз.  сукнами; вместе с падугами они образуют т.  н.  одежду  сцены.  К.  впервые  были применены в 1619 в т-ре Фарнезе  в  Парме  (Италия).  В  те  времена  К. прикреплялись к постоянным станкам (кулисным машинам), к-рые двигались в щелях, прорезанных в полу сцены на каждом плане, параллельно рампе.  Эта кулисная система надолго определила классич. форму оборудования  сценич. коробки: бока сцены ограничиваются К., верх  -  падугами,  а  глубина  - задником.  В  совр.  т-ре  постоянных  К.  на  жёстких  конструкциях  не существует. Исключением являются К., находящиеся на первом плане сцены и образующие вместе с портальной падугой декоративный  портал.  На  внутр. стороне каркаса жёстких (часто металлических)  портальных  К.  укрепляют осветит.   аппаратуру   и   мостики,   к-рыми   пользуются   осветители. Оборудованные таким образом К. наз. портальными башнями. В переносном смысле К. - часть  т-ра,  находящаяся  позади  занавеса, включающая сцену  и  все  сценич.  помещения,  куда  закрыт  доступ  для посторонних.

ЛАЦЦИ (итал. ед. ч. lazzo - шутка,  от  лат.  ас-tio  -  действие)  - короткие   сценки    Суффонного    характера,    разнообразные    трюки, импровизированные шутки;  один  из  важнейших  элементов  итал.  Комедии дельарте.  Л.  исполнялись  обычно  Дзанни.  Они  как  бы  подчёркивали, комментировали в яркой комедийной форме осн. действие, пародировали отд. эпизоды. Л. не были связаны с сюжетом, часто вводились актёрами с  целью насмешить  публику.  Исполнение  Л.   требовало   акробатич.   ловкости, выразительности  мимики  и  жеста,  остроумия,  находчивости.   Наиболее удачные Л. передавались от  исполнителя  к  исполнителю,  описывались  в сборниках сценариев, закреплялись в театр. практике. Л. вводили  в  свои комедии К. Гольдони,  К.  Гоцци.  В  итал.  т-ре  20  в.  Л.  Используют диалектальные т-ры, развивающие традиции комедии дель а рте (в т. ч. т-р Э. Де Филиппе). Л. используются и цирковыми клоунами.

ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) -  яркий,  образный мелодич.  оборот  (иногда  целая  тема),  применяемый   в   музыке   для характеристики  какого-либо   лица,   идеи,   явления,   переживания   и многократно повторяющийся по ходу развития  сюжета.  Принцип  Л.  Широко используется в опере, балете  и  др.  муз.-драм.  соч.  Л.  Сопровождает появление  героя  или  упоминание  о  нём   (Л.   Снегурочки   в   опере Римского-Корсакова, Зигфрида - в тетралогии "Кольцо Нибелунга"  Вагнера, лебедей - в балете "Лебединое озеро"), утверждает ведущую  идею  произв. [Л. нар. борьбы в опере "Семья Тараса" Кабалевского, любви - в  "Отелло" Верди, судьбы (тема трёх карт)-в "Пиковой даме"]. Л. применяют также для изображения явлений природы (море в "Сказке  о  царе  Салтане")  и  даже отдельных  предметов  (меч,  копьё  в  "Кольце  Нибелунга").  Л.   Может видоизменяться по мере развития  образа  героя  или  явления.  Л.  Могут характеризовать  как  один  персонаж   (Л.   царя   Ивана   Грозного   в "Псковитянке"), так и группу персонажей (Л. клятвы комсомольцев в "Семье Тараса"). Иногда Л. применяются также для обрисовки  чувств  героев  (Л. ревности в партии Амне-рис, патриотизма - в "Иване Сусанине"). Как эпизодич. приём Л. встречается уже  в  музыке  18  в.  (оперы  А. Скарлатти). В нек-рых операх эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. Л. служит для выражения особо значит, ситуации или  переживания.  С  19  в. принцип Л. находит всё большее применение  в  опере  ("Вольный  стрелок" Вебера и др. произв.). Вагнер берёт систему Л. в основу муз. драматургии своих опер ("музыкальных драм"), особенно тетралогии "Кольцо Нибелунга". Принцип Л. получил  творчески  своеобразную  разработку  в  музыке  рус. композиторов-классиков,  стал  одним  из  средств   реалистич.   Оперной драматургии. Очень широко использовал его Римский-Корсаков, выработавший самостоят, систему Л. (в операх, симф. сюите "Шехеразада" и др.).

Информация о работе Термины режиссуры