Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:53, шпаргалка
В работе перечислены термины режиссуры.
КАРТИНА (в драме, опере, балете)- законченная часть акта. К. отделяются друг от друга не антрактом, а коротким перерывом, во время которого опускается занавес, публика остаётся на местах, а на сцене происходит быстрая смена декораций или остаётся та же декорация. В некоторых сценич. произв. К. являются осн. единицей деления действия.
КОВРОВАЯ ЩЕЛЬ - узкая щель (не более 50 мм) в планшете Сцены, расположенная за красной линией параллельно портальной арке и закрытая деревянной планкой. Служит для закрепления в ней передней кромки т. н. декоративных "ковров" (расписанных холстов), к-рые благодаря этому аккуратно растягиваются на сцене и не сбиваются в складки во время .действия. К. щ. предусматривается при конструировании несущих балок планшета сцены и при укладке щитов планшета.
КОЛОСНИКИ - решётчатый настил, расположенный над сценической площадкой (К. наз. также всю верхнюю часть сцены - пространство между крышей и решётчатым настилом). Настил К. изготовляется обычно из деревянных прямоугольных брусков. Расстояние между соседними брусками не более 50 мм. К. рассчитываются на фактич. нагрузку (но не менее 250 кг/м2). Каждый брусок должен выдержать сосредоточенную нагрузку в 150 кг, приложенную в центре пролёта. К. являются местом установки верхних блоков, сценич. подъёмов и устройств. Решётчатость настила К. позволяет осуществлять подъём или спуск декораций в любом месте сцены без каких-либо предварительных переделок. К. сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.
КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в искусстве, подменяющее его образность "выявлением конструкции", техницизмом. К. развился после 1-й мировой войны. Отрицая идейно-познавательную роль иск-ва, выступая с требованиями функциональной, конструктивной "целесообразности", "рациональности" цск-ва, конструктивисты приходили часто к эстетскому любованию формой в отрыве от содержания. В театре К. проявился гл. обр. в декорационном иск-ве. В сов. т-ре 20-х гг. К. был тесно связан с предшествующими ему течениями - кубизмом, футуризмом, супрематизмом с их отрицанием живописно-иллюзорных плоскостных декораций. Художники-конструктивисты призывали к отказу от декораций что-либо изображающих и воздействующих эстетически ("Мы хотим,-говорил Мейерхольд, -чтобы нашим фоном было или железная труба, или море, или что-то, построенное новым человечеством"; ж. "Вестник театра", 1920, J\ 75, с. 14). Декорации заменялись конструктивными установками, предназначенными для действия "всесторонне развитых актёров" (см. Биомеханика}. Художник вытеснялся конструктором, инженером. Вместо холста и красок применялись дерево и металл, вместо костюмов - прозодежда, вместо бутафории - реквизит, составленный из подлинных вещей. Обращение к "реальным материалам" имело положит. значение и открывало перспективы для дальнейшего развития декорационного иск-ва. Однако художники-конструктивисты часто применяли принципы К. без учёта конкретных требований драматургии, что приводило к формализму, к сухой абстрактности и безжизненности декораций. Наиболее последовательно К. проявился в декорациях Л. С. Поповой к спектаклю В. Э. Мейерхольда "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922, Т-р им. Вс. Мейерхольда), А. А. Веснина и В. А. и Г. А. Стенбергов к спектаклям А. Я. Таирова (напр., "Человек, который был Четвергом" Честертона, 1923, худ. Веснин, Камерный т-р), а также в декорациях В. А. Шестакова, И. Ю. Шлепянова и др.
"КРОВАВАЯ ДРАМА" - жанр английской драматургии эпохи Возрождения (термин утвердился в позднейшей критике). "К. д." - разновидность трагедии, в к-рой эффект достигается изображением многочисленных ужасов и кровавых злодейств. "К. д." были по преимуществу трагедиями мести. Наиболее типичные "К. д." - "Испанская трагедия" Кида, "Мальтийский еврей Марло, "Тит Андроник" Шекспира {в подавляющем большинстве трагедий и историч. хроник Шекспира гл. внимание сосредоточено на раскрытии трагич. переживаний героев, а потому их нельзя относить к "К. д."). "К. д." была особенно распространена в начальный период англ. Возреждения, а также в последние годы англ. ренессансного т-ра (отчасти у Ф. Бомонта и Дж. Флетчера, С. Тёрнера, Ф. Мессинджера и др.).
КРАСНАЯ ЛИНИЯ (Красная черта)- граница между авансценой и нулевым планом сцены. На К. л. опускается противопожарный занавес.
КРУГ ПОВОРОТНЫЙ сцены- вращающаяся часть сценич. площадки. П. к. позволяет осуществлять быструю смену картин на сцене, создать реально ощущение непрерывности сценич. действия. Вращение П. к. может непосредственно влиять на смену темпов и общий ритм спектакля. Необходимая при надлежность сцены совр. драм. т-ра, П. к. иногда применяется и в оперно-балетных т-рах в виде сборно-разборной установки. П. к. изобретён в Японии; в 1758 стационарным П. к. был оборудован япон. т-р Кабуки. В Европе П. к. впервые применён в 1896 инженером К. Лау-теншлегером и режиссёром Э. Поссартом для пост. оперы "Дон Жуан" в "Резиденц-театре" (Мюнхен); это был накладной деревянный 16-метровый круг, собранный из 16 отдельных сегментов, к-рый вращался непосредственно по планшету сцены. Однако сегмен-тарная конструкция П. к,, определяющая и сегмен-тарную установку декораций, совершенно исключала глубокую перспективу. Открытие глубокой перспективы на круге принадлежит К. С. Станиславскому и М. Рейнхардту. Приняв за основу установки декораций не отдельные сегменты, а весь круг в целом, они сочетали декорации, требующие глубокой перспективы с мелкомасштабными декорациями. П. к. бывают накладными и стационарными. По форме - дисковыми, барабанными и кольцевыми. Накладной круг (складной или сборный) монтируется на планшете сцены непосредственно перед спектаклем. Стационарный круг - неотъемлемая часть сцены (врезан в планшет). Осн. части совр. П. к.: 1) центральная опорная пята (рассчитана на горизонтальные и радиальные нагрузки), благодаря к-рой происходит свободное вращение П. к. Представляет собой конструкцию карусельного типа. Состоит из неподвижной и вращающейся частей. 2) Собственно круг - металлич. конструкция (цельносварная для стационарного и сварная из отдельных элементов для накладного круга). 3) Дорога-ровная горизонтальная поверхность, по к-рой катятся колёса круга. Состоит из одного или двух концентрич. колец. В совр. стационарном круге дорога является неотъемлемой частью конструкции самого круга, к-рый катится по колёсам, установленным не на круге, а на колоннах. 4) Парные отклоняющие блоки. Служат для плавного перехода горизонтального движения тягового стального каната в движение вертикальное. 5) Привод (ручной или машинный). 6) Противовес - устройство, обеспечивающее необходимую силу трения (в системе: тяговый канат - круг - привод, а также устойчивое вращение круга без проскальзывания. П. к. значительно расширяет возможности режиссёрско-постановочного решения спектакля. При его помощи можно осуществлять быструю смену декораций, на глазах у зрителей производить непрерывную смену мест действия и мн. др. Рио.
КОСТЮМЕР - работник т-ра, готовящий к спектаклю костюмы (см. Костюм театральный) и помогающий актёру одеваться. К. должен обладать знанием всех деталей костюма, реквизита (оружие, знаки различия и отличия, трости, очки, часы, письма и т. д.), умением быстро исправить возможные неполадки в костюме. В историю т-ра вошли костюмеры И. К. Тщедушнов, С. Е. Валдаев, одевавшие К. С. Станиславского и В. И. Качалова, А. Д. Харкевич, работавшая с М. Г. Савиной, и др. В. Ш.
КОСТЮМЕРНАЯ МАСТЕРСКАЯ - мастерская, где изготовляются театральные костюмы и все детали к ним (обувь, головные уборы, а также цветы и др. украшения). К. м. обычно возглавляет художник, к-рый руководит изготовлением костюмов по своим эскизам или по эскизам другого художника, оформляющего спектакль.
КОНСТРУКЦИЯ (в т е а т р е)(от лат. construc-tio - построение) - 1) каркас для объёмных частей декорационных установок (стволы деревьев, скалы, колонны, лестницы, архитектурные арки, своды и пр.). 2) Невидимые зрителю постройки, рассчитанные на большую грузоподъёмность. Представляют собой станки из складных рам и накрывающих их сверху щитов. Предназначены для изменения рельефа планшета сцены (создания возвышенностей, площадок, наклонных спусков и др.). 3) Приспособление для передвижения декорационных установок (фурка, накладной вращающийся круг) и крепления декораций (относки, фермы и т. п.). 4) Рама-поделка, на к-рую натягивается холст для плоскостных живописных декораций.
КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. conta minatio, букв.- соприкосновение) - литературный приём в античной драматургии. Применялся рим. Драматургами при переработке греч. комедий. Заключался в дополнении материала комедии мотивами, сценами и персонажами, заимствованными из др. комедий. Введение К. связано с тем, что рим. драматургия в своём становлении была вынуждена ориентироваться на греческую, достигшую к этому времени высокого развития. Переработка греч. пьес считалась самостоят. творчеством, в то время как использование фабулы, уже обработанной рим. автором, рассматривалось как плагиат. К. применяли Невий Плавт Энний и др. рим. комедиографы. Наибольшее распространение К. получила в комедиях Теренция ("Девушка с Андроса", "Братья", "Евнух").
КОМЕДИОГРАФ [от комедия (см.) и греч. - пишу] - драматург, пишущий комедии.
КОМЕДИЯ - один из основных видов драмы, отличительной особенностью к-рого является изображение характеров и ситуаций, возбуждающих смех зрителей. В зависимости от содержания жанровые разновидности К.многообразны -от водевиля, фарса до серьёзной сатирич. и гротесковой К. Соответственно и смешное в К. имеет различные эмоциональные окраски: ирония, добродушный или горький юмор, резкая сатира, ядовитый сарказм. Содержание комич. конфликтов обусловливалось историч. Изменениями общественной жизни.
КОМЕДИЯ-БАЛЕТ (франц. comedie-ballet) - театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку, а также изобразительные иск-ва (декорации, костюмы и др.). Характерен для франц. т-ра сер. 17 в.; его создателем был Мольер. Совм. с комп. Ж. Б. Люлли и М. А. Шарпантье, балетм. П. Боша-ном и декоратором Г. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: "Докучные" (1661), "Брак по принуждению" (1664), "Принцесса Элидская" (1664), "Любовь-целительница" (1665), "Комическая пастораль" (1666-67),"Сицилиец, или Любовь-живописец" (1666-67), "Жорж Данден" (1668), "Господин де Пусоньяк" (1668), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Блистательные любовники" (1670-71), "Графиня д'Эскарбаньяс" (1670), "Психея" (1671), "Мнимый больной" (1673). В К.-б. танец, пришедший из "мелодраматич. балетов" (1610-21) и "балетов в выходах" (1-я пол. 17 в.), подвергается драматизации и зачастую принимает пантомимич. характер, приобретая бытовые черты. Вокальные номера, существовавшие в старых балетах, также оживляются, приближаясь к форме, близкой комич. опере. К.-б. оказал значит, влияние на последующее развитие франц. муз. т-ра, явившись важным этапом на пути к "музыкальным трагедиям" (tragedies lyriques) Люлли, комич. опере 18 в. и пантомимным балетам Ж. Ж. Новера.
КУКЛОВОД - актёр театра кукол. Создаёт художественный образ при помощи куклы, приводимой им в действие. По способу устройства кукол и управления ими различаются: 1) невропасты (выступают с марионетками - куклами на нитях); 2) актёры, работающие с т. н. верховыми куклами (Петрушкщ "перчаточные" куклы, надеваемые на руку, куклы на тростях, механические куклы; эти куклы показываются чаще всего из-за ширмы, за к-рой спрятан актёр); 3) ак1ёры т-ра теней, управляющие (с помощью особых тростей-палочек) плоскостными фигурами, проектируемыми на экран как тени или силуэты.
КУЛИСЫ (франц. ед. ч. coulisse, от couler-скользить) - плоские части театральной декорации (мягкие и натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом к рампе. К. вместе с другими частями декорации составляют художеств. оформление спектакля. Вместе с тем они выполняют и технич. функции, скрывая от зрителей служебные (боковые) пространства сцены. Однотонные, нейтральные К. наз. сукнами; вместе с падугами они образуют т. н. одежду сцены. К. впервые были применены в 1619 в т-ре Фарнезе в Парме (Италия). В те времена К. прикреплялись к постоянным станкам (кулисным машинам), к-рые двигались в щелях, прорезанных в полу сцены на каждом плане, параллельно рампе. Эта кулисная система надолго определила классич. форму оборудования сценич. коробки: бока сцены ограничиваются К., верх - падугами, а глубина - задником. В совр. т-ре постоянных К. на жёстких конструкциях не существует. Исключением являются К., находящиеся на первом плане сцены и образующие вместе с портальной падугой декоративный портал. На внутр. стороне каркаса жёстких (часто металлических) портальных К. укрепляют осветит. аппаратуру и мостики, к-рыми пользуются осветители. Оборудованные таким образом К. наз. портальными башнями. В переносном смысле К. - часть т-ра, находящаяся позади занавеса, включающая сцену и все сценич. помещения, куда закрыт доступ для посторонних.
ЛАЦЦИ (итал. ед. ч. lazzo - шутка, от лат. ас-tio - действие) - короткие сценки Суффонного характера, разнообразные трюки, импровизированные шутки; один из важнейших элементов итал. Комедии дельарте. Л. исполнялись обычно Дзанни. Они как бы подчёркивали, комментировали в яркой комедийной форме осн. действие, пародировали отд. эпизоды. Л. не были связаны с сюжетом, часто вводились актёрами с целью насмешить публику. Исполнение Л. требовало акробатич. ловкости, выразительности мимики и жеста, остроумия, находчивости. Наиболее удачные Л. передавались от исполнителя к исполнителю, описывались в сборниках сценариев, закреплялись в театр. практике. Л. вводили в свои комедии К. Гольдони, К. Гоцци. В итал. т-ре 20 в. Л. Используют диалектальные т-ры, развивающие традиции комедии дель а рте (в т. ч. т-р Э. Де Филиппе). Л. используются и цирковыми клоунами.
ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) - яркий, образный мелодич. оборот (иногда целая тема), применяемый в музыке для характеристики какого-либо лица, идеи, явления, переживания и многократно повторяющийся по ходу развития сюжета. Принцип Л. Широко используется в опере, балете и др. муз.-драм. соч. Л. Сопровождает появление героя или упоминание о нём (Л. Снегурочки в опере Римского-Корсакова, Зигфрида - в тетралогии "Кольцо Нибелунга" Вагнера, лебедей - в балете "Лебединое озеро"), утверждает ведущую идею произв. [Л. нар. борьбы в опере "Семья Тараса" Кабалевского, любви - в "Отелло" Верди, судьбы (тема трёх карт)-в "Пиковой даме"]. Л. применяют также для изображения явлений природы (море в "Сказке о царе Салтане") и даже отдельных предметов (меч, копьё в "Кольце Нибелунга"). Л. Может видоизменяться по мере развития образа героя или явления. Л. Могут характеризовать как один персонаж (Л. царя Ивана Грозного в "Псковитянке"), так и группу персонажей (Л. клятвы комсомольцев в "Семье Тараса"). Иногда Л. применяются также для обрисовки чувств героев (Л. ревности в партии Амне-рис, патриотизма - в "Иване Сусанине"). Как эпизодич. приём Л. встречается уже в музыке 18 в. (оперы А. Скарлатти). В нек-рых операх эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. Л. служит для выражения особо значит, ситуации или переживания. С 19 в. принцип Л. находит всё большее применение в опере ("Вольный стрелок" Вебера и др. произв.). Вагнер берёт систему Л. в основу муз. драматургии своих опер ("музыкальных драм"), особенно тетралогии "Кольцо Нибелунга". Принцип Л. получил творчески своеобразную разработку в музыке рус. композиторов-классиков, стал одним из средств реалистич. Оперной драматургии. Очень широко использовал его Римский-Корсаков, выработавший самостоят, систему Л. (в операх, симф. сюите "Шехеразада" и др.).