Технология культурно-досуговой деятельности, ее сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Технология культурно-досуговой деятельности – процесс сложный, обладающий определенной спецификой. Сложность и многоплановость этого процесса объясняется тем, что в основе его лежит основная задача – создание культурно-досуговых программ, которые были бы не только интересны, но и полезны, развивали способности личности, кругозор, формировали интеллект, прививали культуру. В связи с этим представляется важным для специалиста не только совершенное знание технологического процесса, но и изучение как традиционных, так и инновационных форм организации культурно-досуговых программ.

Содержание

Введение 2

Технология культурно-досуговой деятельности,
ее сущность и структура 2
Типовые методики в деятельности учреждений культуры 3
Частные методики в культурно-досуговой
деятельности (массовые, групповые, индивидуальные) 6
Родовые методы культурно-досуговой деятельности 10
Инновационные технологии в клубных учреждениях 12

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особеннности реализации технологии КДД.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)


 

ПЛАН:

Введение                                                                                            2

 

  1. Технология культурно-досуговой деятельности,

ее сущность и структура                                                                 2

  1. Типовые методики в деятельности учреждений культуры 3
  2. Частные методики в культурно-досуговой

деятельности (массовые, групповые, индивидуальные)            6       

  1. Родовые методы культурно-досуговой деятельности           10
  2. Инновационные технологии в клубных учреждениях           12

             

      Заключение

      Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

             Технология культурно-досуговой  деятельности – процесс сложный, обладающий определенной спецификой. Сложность и многоплановость этого процесса объясняется тем, что в основе его лежит основная задача – создание культурно-досуговых программ, которые были бы не только интересны, но и полезны, развивали способности личности, кругозор, формировали интеллект, прививали культуру. В связи с этим представляется важным для специалиста не только совершенное знание технологического процесса, но и изучение как традиционных,  так и инновационных форм организации культурно-досуговых программ.

 

  1. Технология культурно-досуговой деятельности, ее сущность и структура

        Технология культурно-досуговой  деятельности – это обусловленные  состоянием общества знания способов  эффективного достижения целей,  поставленных обществом. В основе  целостности технологического процесса  лежат законы формирования личности, ее внутреннего мира, нравственных основ, определяющих отношение людей к самим технологиям, другим людям, природе и обществу. Технология культурно-досуговой деятельности выступает как единый процесс своих конкретных связей с жизнью.  Культурно-досуговая деятельность находится в неразрывной связи с категорией социализации личности. Центральным понятием в назначении культурно-досуговой деятельности является развитие личности.

Технология культурно-досуговой  деятельности состоит из подсистем, которые связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов:

- организационная подсистема-управление, штатное расписание, должностные  инструкции, отделы, сектора и т.д.);

- подсистема методической  деятельности (сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.);

- режиссерская подсистема  – режиссерский замысел, план  репетиций, прогон, показ;

-психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры,  структура личности посетителя, отношения между сотрудниками, профессиональное  сознание, мастерство специалистов).

Стимулом всей системы  технологии КДД является цель, задачи служат целями организационного и методического видов деятельности.

Организация и методика культурно-досуговой деятельности, с одной стороны, опосредуется внутренними потенциальными действиями людей, а с другой- обуславливаются условиями, процессами, в которых они протекают. Поэтому деятельность субъекта учреждения культуры опосредуется и регулируется практикой, реальностью.

Культурно-досуговая  деятельность является качественной характеристикой способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека, выступает важнейшим средством приобщения людей к культуре, порождает у них потребность в творчестве.

Важнейшими чертами технологии культурно-досуговой деятельности являются: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих ее компонентов.

Структура технологического процесса выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъектно-объектные, объектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты, которые чаще выражаются в программе.

 

2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры

В культурно-досуговой  деятельности выделяют три составляющих:

1. Информационно-просветительская;

2. Художественно-публицистическая;

3. Культурно- развлекательная.

Все три типа деятельности имеют как общие структурные  компоненты, так и свою специфику в формах, средствах и методах.

Информационно-просветительская деятельность базируется на современных  информационных технологиях и функционально  обеспечивает наиболее объемные в творческом отношении художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность. Средствами, формами и методами информационно-просветительской деятельности учреждения культуры информируют, просвещают, разъясняют, помогают людям на практике удовлетворить насущные потребности в знаниях. Структурные компоненты информационно-просветительской деятельности можно разделить на:  общие: субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление; видовые: экономика, политика, право, эстетика.

Информационно-просветительская деятельность не только удовлетворяет  потребности человека в получении информации, но и способствует формированию  убеждений, которые в процессе усвоения корректируются человеком и становятся его собственностью. Специфику методики информационно-просветительской деятельности  определяет тесное взаимодействие содержания с социальными, психологическими и педагогическими процессами.  Она воплощается в формах, несущих знания: лекции, беседы, доклады, кинолектории  и т.п. В таких формах как: устные журналы, чтения, клубные объединения содержание дополняется средствами художественной выразительности. Методика информационно-просветительской деятельности строится с учетом законов восприятия личностью окружающего мира. Ведущим родовым методом информационно-просветительской деятельности является иллюстрирование: предметное, изобразительное, которое позволяет активизировать мышление, вызвать в сознании определенные эмоции, способствует сознательному усвоению материала.

Художественно-публицистическая деятельность отличается от информационно-просветительской тем, что в  основе ее методики лежит поиск художественного образа и реального, конкретного события. Она призвана помочь процессу осознания мира личностью за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы. Эмоциональное воздействие на слушателей и зрителей достигается выразительной силой подачи материала, образностью, художественностью. Методике присущи общие черты: полуфункциональности, активности, комплексности, самодеятельности, творчества, инициативы. Специфика методики заключается в:

- возможности применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;

- использовании социально-психологических  механизмов воздействия и восприятия;

- конкретизации художественно-публицистической  деятельности, использующей реальные и художественные образы.

В основе методики художественно-публицистической деятельности лежит драматургия  высокого уровня, особенностями которой  являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоционально выразительных  средств воздействия. Основной вид драматургии – сценарий. Его характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласованность всех эпизодов, поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных видов и приемов монтажа усиливает восприятие материала. Драматургия имеет специфические черты: использование  художественного материала из всех видов искусства или поиски оригинального художественного образ; реализация в программе документального материала; соблюдение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценка событий, фактов, выявляющая четкую авторскую позицию; активный характер драматургии.

В драматургии художественно-публицистических программ необходимо применение метода монтажа, т.к в сценарии программы все разнохарактерные эпизоды необходимо соединить единым композиционно-целостным содержанием.

Основным компонентом  технологического воплощения сценария является режиссура. Основным творческим методом – метод театрализации, который применяется совместно с иллюстрированием и игрой.

При подготовке художественно-публицистической программы создается инициативная группа, которая обсуждает общий  замысел и примерную структуру. Уточняет тему, намечает сроки и место ее проведения; определяет состав потенциальной аудитории, конкретизирует жанр и приемы подачи содержания.

Режиссерский замысел  апробируется на репетициях, который  может видоизменяться. Все изменения режиссер вносит в режиссерскую документацию, которая составляется после утверждения плана. В режиссерский план входят6 монтажный лист, музыкальная и световая партитура, сценарный план, рабочая схема программы, репетиционный план, план-дислокация, схема связи, транспорта и техники, схема охраны порядка, обеспечения техники безопасности.

Таким образом, методика художественно-публицистической деятельности ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание – восприятие – представление – воображение  – переживание.

Культурно- развлекательная  деятельность отличается более динамичным, активным характером и свободным  типом поведения посетителей  учреждения культуры. Она способна удовлетворить разнообразные духовные потребности на основе получения  удовольствия. Отдых в учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Основным методом в культурно-развлекательной деятельности является игра, выступающая в двух ипостасях- как метод подготовки программы и как форма. Как форма, игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровые правила; потребности в игровой деятельности.

3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности (массовые, групповые, индивидуальные)

К частным методикам  относится методика массовых, групповых форм и индивидуального воздействия.

Массовые формы носят  активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка  общественного, социально и художественного  творчества людей. Методика подготовки и проведения массовых форм КДД включает в себя систему знаний: о формировании содержательной насыщенности мероприятия, о характере, о специфике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в сочетании общей, типовой и частной методик. Можно выделить два критерия: содержание и художественность. В каждой массовой форме имеются четыре основных компонента методики:

содержание;

композиция;;

набор средств художественного  воздействия;

аудитория и ее расположение в пространстве.

Исходной предпосылкой построения технологического процесса во всех массовых формах КДД является процесс общения.

Подготовительная организационно-методическая работа включает: определение формы  будущей массовой культурно-досуговой  программы (театрализованное представление, зрелища, обряд) с ориентацией на определенную аудиторию; специфику режиссуры. Затем следует: написание режиссерского сценария, утверждение и уточнение программы на художественном совете и распределение функций каждого специалиста с целью обеспечения более четкой организации процесса, составление сметы расходов.

Массовые формы КДД классифицируются по двум признакам: содержанию и драматургической организации материала. Для частной  методики проведения тематических вечеров (вечер поэзии, вечер-конкурс, вечер  отдыха, музыкальный вечер) не менее важно определить его жанр. Например, вечер-митинг может быть в одном случае торжественным, в другом- траурным.

Таким образом, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:

- четкое осмысление и понимание  цели всеми участниками;

- анализ вида, типа и жанра;

-создание организационно-педагогических  условий для осуществления сценарного  и режиссерского замыслов программы;

- определение содержания, соответствующего  цели программы;

- органическое соединение всех  средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникационный процесс;

- выбор рациональных методов  и приемов организации аудитории.

К групповым формам относятся: любительские объединения, клубы по интересам, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубные гостиные, музыкальные салоны, деловые игры, аукционы и т.д. Методика подготовки этих форм характеризуется непринужденностью атмосферы общения друг с другом. При подготовке намеченной программы необходимо к ее обсуждению привлекать активистов. При составлении плана необходимо предусмотреть подготовку помещения и интерьера по тематике программы, музыкальное и световое оформление, звуковое обеспечение, транспортное обслуживание, питание. Методика подготовки предполагает изучение закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях. Учитываются национальные, возрастные, профессиональные особенности, которые в значительной мере определяют систему образов, ассоциаций. Методика групповой деятельности в любительских объединениях и клубах по интересам строится на: планировании и прогнозировании деятельности участников, развитии их познавательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности; удовлетворении потребностей в общении; привитии навыков самоуправления; формировании умений и навыков в подготовке и проведении групповых и крупных программ.  Методика групповых форм обогащается фольклорными играми, например конкурсами кулинаров, песенные и профессиональные конкурсы, мужские состязания в силе и ловкости и т.п.

Информация о работе Технология культурно-досуговой деятельности, ее сущность и структура