Технология культурно-досуговой деятельности, ее сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Технология культурно-досуговой деятельности – процесс сложный, обладающий определенной спецификой. Сложность и многоплановость этого процесса объясняется тем, что в основе его лежит основная задача – создание культурно-досуговых программ, которые были бы не только интересны, но и полезны, развивали способности личности, кругозор, формировали интеллект, прививали культуру. В связи с этим представляется важным для специалиста не только совершенное знание технологического процесса, но и изучение как традиционных, так и инновационных форм организации культурно-досуговых программ.

Содержание

Введение 2

Технология культурно-досуговой деятельности,
ее сущность и структура 2
Типовые методики в деятельности учреждений культуры 3
Частные методики в культурно-досуговой
деятельности (массовые, групповые, индивидуальные) 6
Родовые методы культурно-досуговой деятельности 10
Инновационные технологии в клубных учреждениях 12

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особеннности реализации технологии КДД.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, частная  методика групповых форм отличается от массовой пересечением с предметной деятельностью коллектива, любительского  объединения и осуществляет подготовку специфических культурно-досуговых  программ.

Методика индивидуального воздействия предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Отсюда, необходим учет социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и профессиональных качеств личности. В основе методики лежит дифференцированный подход. Методика индивидуального воздействия многообразна по формам и содержанию: справочные и юридические столы, работа с «трудными» и неблагополучными семьями,  индивидуальные занятия по художественному и техническому творчеству.

Таким образом, методика индивидуального воздействия состоит  из следующих элементов:

- всесторонне изучение  личности;

- индивидуальный подход;

-определение основных  форм.

4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности

К родовым  методам  в культурно-досуговой деятельности относятся:

1. Театрализация.

2. Иллюстрирование 

3. Игра.

4. Монтаж, имеющий различные  виды: ассоциативный и конструктивный.

Художественное решение  темы в культурно-досуговой программе  осуществляется в виде образной совокупности из различных видов искусства  и способов, позволяющих художественно  организовать материал, соподчинив используемые выразительные средства поставленной цели. Вышеназванные родовые методы соединяют выразительные средства в соответствии с темой и творческим замыслом постановщика.

Суть театрализации  в современных досуговых программах – поиски художественного образа для передачи содержания. Метод театрализации призван создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий на программе станет активным зрителем.

Игра способствует переходу действия в воображаемую ситуацию, активизирует умения и способности  зрителей. В игре со зрителями необходимо придерживаться принципа: «Важна не победа, а участие», умение ускорить, замедлить, остановить действие, если оно пошло не то тому направлению. Игра- это непрерывное, постоянно развивающееся действие, во время которого ведущий комментирует реакцию участников, сопровождая комментарии шутками, веселыми репликами, следит за точным соблюдением правил игры.

Под методом иллюстрирования  подразумевается синтез различных  эмоционально-выразительных средств, призванных сделать материал зримым, доступным, воздействующим через рациональное на эмоциональное начало личности. Иллюстрирование, т.е. показ содержания, его демонстрация в документальной или схематично-предметной форме, это воспроизведение информации в какой-либо зримой форме восприятии. Суть иллюстрирования состоит в усилении звучания основной темы, ее воздействия на зрителей. При этом оно не просто вносит элемент зримого восприятия содержания программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему.  Одна и та же тема может быть проиллюстрирована, т.е. показана разнообразными выразительными средствами по-разному.

Родовые методы органично  соединяют информацию, искусство  и публицистику, превращая их в  эффективный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию.

5. Методика массовых форм культурно-досуговых программ

Технология их подготовки начинается с изучения состояния  социальной среды. Технология их подготовки и проведения предполагает систему  знаний как о самом событии, так  и о характере, специфике, приемах  интеллектуально-эмоционального воздействия и способах их применения, соответствия содержания и формы. Массовым формам должны быть присущи два критерия: правда и выразительность. Массовые формы характеризуют также признаки:

- содержание мероприятия,  популярная или, напротив, специальная форма его раскрытия;

-способ организации  материала, жанр мероприятия;

-запланированный способ  общения приглашенных, желаемая  мера их активности;

-организационно-материальные  условия, имеющиеся помещения,  аппаратура, численность и квалификация активистов и т.п.

Среди массовых форм наиболее ответственны по подготовке, сложны по структуре театрализованные праздники  и обряды.

Технология массовых форм КДД включает:

- четкое осмысление  и понимание цели всеми участниками-организаторами  программы;

-органическое соединение всех видов предметной деятельности, обеспечивающих творческий процесс (познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный);

-определение содержания, соответствующего цели программы,  его нравственного наполнения, создание  условий для его осуществления;

-выбор рациональных  методов и приемов рационального  и эмоционального воздействия,  требующего учета контингента  аудитории, реальных возможностей  учреждения культуры, профессионального  мастерства специалистов.

6. Инновационные  технологии в клубных учреждениях

 

            Клубные учреждения по своему  назначения являются учреждениями  культуры, призванными заниматься  организацией досуга населения  различных возрастов посредством  различным форм и методов культурно-досуговой  работы: массовых, групповых, индивидуальных.

Анализ работы учреждений культуры клубного типа  по материалам, опубликованным в журналах «Встреча»  и «Клуб» свидетельствует о позитивном развитии культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, это обусловлено активизацией модернизационных процессов и последовательным внедрением в досуговую практику инноваций.

Досуг – возможность  провести свободное время дома, уединенно  или с семьей. В рамках домашнего  досуга выделяется семейный досуг, организации  которого уделяется первостепенное значение культурно-досуговыми учреждениями. Можно выделить  наиболее распространенные формы культурно-досуговых мероприятий:

Фестивали «Мама, папа, я – талантливая семья», конкурсы  «Успешная семья», программы «Планета – Семья», «Семья как национальное достояние», в которых семьи демонстрируют свои исполнительские, декоративно-прикладные, кулинарные и прочие таланты;

Праздники «День семьи», на который приглашаются многодетные, молодые семьи, мастеровые династии. На мероприятиях проходит чествование многодетных матерей;

Проекты, посвященные семьям и семейным династиям, – о семьях, чья история насчитывает не одно столетие; а также проекты, рассказывающие о семьях, вписавших славные страницы в историю минувшего столетия, о наших современниках;

Семейные клубы, приоритетными направлениями в работе которых является организация спортивно-творческого досуга, эстетическо-музыкальное просвещение. Во многих семейных клубах работают с категорией семей «группы риска».

На базе Домов культуры работают любительские объединения семейной направленности, создаются центры семейного досуга и творчества, клубы для семей с детьми-инвалидами, в рамках которых проводятся лекционные занятия и мастер-классы по организации семейного досуга и прикладного творчества семей, имеющих ребенка-инвалида; клубы молодой семьи. Повсеместно возрождаются обряды и ритуалы: «Человек родился», «Я – гражданин России» (вручение паспорта), которые проводятся в Дни города (посёлка, села, деревни), что способствует укреплению семейных уз, института семьи, воспитанию гражданственности и патриотизма; организуются выставки детского рисунка «Моя мама», «Мама – лучшая подруга», выставки фотографий из семейного альбома, выставки декоративно-прикладного творчества семей.

Специалисты культурно-досуговых учреждений активно участвуют в социокультурном проектировании, разработке и реализации территориальных целевых программ развития отрасли, что позволяет привлекать в культурно-досуговую сферу необходимые инвестиции.

Широкое применение получили региональные социокультурные программы, например,  «Республиканская культурно-образовательная программа «Молодежь и выборы: формула ответственности», направленная на позитивное развитие духовно-нравственных взаимоотношений в обществе, гармонизацию духовности, нравственности и эстетики молодежного общения, создание условий для развития народных культурных традиций, содействие в решении вопросов, связанных с современными молодежными движениями и убеждениями (Чувашский Республиканский Дом народного творчества) (2). Разработаны и размещены на Интернет-сайте Дома народного творчества  информационно-методические, сценарные и репертуарные материалы в помощь клубным специалистам в работе с молодежной аудиторией (2). Главным итогом реализации проекта явилось то, что его мероприятия оказали заметное влияние на повышение культурно-образовательного уровня подрастающего поколения, развитие духовно-нравственных устремлений и художественно-творческих навыков детей и молодежи.

Широкое развитие получили республиканские, региональные  фольклорные фестивали. Например, фестиваль-конкурс «Вдоль по улице» в жанре фольклорного театра и зрелищных форм традиционного искусства народов, проживающих на территории Саратовской области, показал, что фольклорный театр с успехом сочетает достижения классики и «преданья старины далекой»,  зрелищные формы традиционного искусства местных народов. Представлены самые разнообразные по формам мероприятия: фольклорно-этнографический театр, эстрадно-авторские программы, фольклорно-эстрадные представления в форме святочного рассказа. Смешанный жанр, присущий всему современному искусству, присутствовал  на фестивале. В одних спектаклях использовались приемы декламации и пантомимы, пафоса и самопародии. В других – в форме народного гулянья участвовали вполне современные персонажи- крестьяне, мещане, представители провинциальной интеллигенции. В третьих-  чередование декламации с пластическими картинками, театра теней с боевыми искусствами. Во многих представлениях органично сосуществовали элементы балагана, комедии, пантомимы, спортивного танца, пластического и музыкального театра. (2).

Нетрадиционно подходят специалисты в области культурно-досуговой  деятельности при организации и  проведении фестивалей поэзии и авторской  песни под девизом «Мир входящему» в уральском городе Артемовске.  На сцене пиратский корабль, экипаж которого захватывает заложников – поэтов, которые должны откупиться авторскими рифмами. На фоне беспрерывных «стрелялок» читаются стихи о любви, счастье, свободе – настоящей и мнимой, звучат бардовские песни (7).

Новые формы организации  культурно-досуговой деятельности способствуют сохранению культурных традиций регионов, развитию талантов среди  различных категорий населения. Например, открытие в Котове (Волгоградская  область) Центра ремесел в районном Доме культуры создало не только благоприятные условия для возрождения народных художественных промыслов и ремесел района, но и прекрасные условия для деятельности современных мастеров, развития их творческой инициативы, обмена опытом и сохранения и передачи традиций от старшего поколения к младшему. В Центре работает клуб «Котовские умельцы», детская студия «Родничок», студия «Преодоление» для лиц с ограниченными возможностями. Удивительная творческая энергия народных умельцев, воплотившись в произведения прикладного искусства и изделия художественных ремесел, продолжает воспитывать, удивлять и восхищать своих земляков (2 ).

Проблемы молодежного  досуга и воспитания подростков- одно из важнейших направлений в деятельности  Дворца творчества на Воробьевых горах, который 8 лет организует Московский открытый фестиваль «Вне урока». Развивающая подростка программа существует уже в заданности тем, которые получают конкурсанты, например, «Я расту вместе с Москвой». Музыкально-игровая студия театра «Кукарямба», театр-студия «Поколение», театральный центр «ЛИК» работают в жанре игровых программ (7).

Заключение

Организация досуга населения – одно из важнейших направлений деятельности учреждений культуры. Культурно-досуговая деятельность как целостная система призвана посредством различных форм и методов способствует формированию, развитию и становлению интересов, норм, убеждений слушателей и зрителей, воспитанию и обучению, становлению и развитию интеллекта, приобщает к ценностям культуры. Отсюда специалистам в области организации культурно-досуговых программ необходимо четкое знание технологического процесса, стремление к поиску новых современных технологий, творческий подход к организации и проведению культурно-досуговых программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

      1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика: учеб. пос./ Г.А.Аванесова.- М., 2006.- 228с.
      2. Гунько, С. Котовские умельцы / Гунько С. // Клуб.- 2008.-№7.- С. 18-19.
      3. Дмитриева, Т.А.  Объективная ситуация и система мероприятий по совершенствованию и модернизации культурно-досуговой деятельности/  Т.А. Дмитриева // Встреча.- 2007.- №7.-С.12-18.
      4. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-метод. пос./ А.Д.Жарков.- М., 2002.288с.
      5. Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под ред. А.Д.Жаркова, В.М.Чижикова.- М., 1998.- 461с.
      6. Неволина, Г. Играй, пока молодой/ Неволина Г.// Клуб.- 2008.-№4.-С. 12-13.
      7. Преобразование // Клуб.- 2008.-№7.-С.18-19.
      8. Современные технологии  социально-культурной-деятельности: учебник / Под ред. Е.И.Григорьевой.- Тамбов, 2004.- 512с.

Информация о работе Технология культурно-досуговой деятельности, ее сущность и структура