Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:00, реферат
Технология культурно-досуговой деятельности – процесс сложный, обладающий определенной спецификой. Сложность и многоплановость этого процесса объясняется тем, что в основе его лежит основная задача – создание культурно-досуговых программ, которые были бы не только интересны, но и полезны, развивали способности личности, кругозор, формировали интеллект, прививали культуру. В связи с этим представляется важным для специалиста не только совершенное знание технологического процесса, но и изучение как традиционных, так и инновационных форм организации культурно-досуговых программ.
Введение 2
Технология культурно-досуговой деятельности,
ее сущность и структура 2
Типовые методики в деятельности учреждений культуры 3
Частные методики в культурно-досуговой
деятельности (массовые, групповые, индивидуальные) 6
Родовые методы культурно-досуговой деятельности 10
Инновационные технологии в клубных учреждениях 12
Заключение
Список литературы
Таким образом, частная
методика групповых форм отличается
от массовой пересечением с предметной
деятельностью коллектива, любительского
объединения и осуществляет подготовку
специфических культурно-
Методика индивидуального воздействия предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Отсюда, необходим учет социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и профессиональных качеств личности. В основе методики лежит дифференцированный подход. Методика индивидуального воздействия многообразна по формам и содержанию: справочные и юридические столы, работа с «трудными» и неблагополучными семьями, индивидуальные занятия по художественному и техническому творчеству.
Таким образом, методика
индивидуального воздействия
- всесторонне изучение личности;
- индивидуальный подход;
-определение основных форм.
4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности
К родовым методам
в культурно-досуговой
1. Театрализация.
2. Иллюстрирование
3. Игра.
4. Монтаж, имеющий различные виды: ассоциативный и конструктивный.
Художественное решение
темы в культурно-досуговой
Суть театрализации
в современных досуговых
Игра способствует переходу действия в воображаемую ситуацию, активизирует умения и способности зрителей. В игре со зрителями необходимо придерживаться принципа: «Важна не победа, а участие», умение ускорить, замедлить, остановить действие, если оно пошло не то тому направлению. Игра- это непрерывное, постоянно развивающееся действие, во время которого ведущий комментирует реакцию участников, сопровождая комментарии шутками, веселыми репликами, следит за точным соблюдением правил игры.
Под методом иллюстрирования
подразумевается синтез различных
эмоционально-выразительных
Родовые методы органично соединяют информацию, искусство и публицистику, превращая их в эффективный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию.
5. Методика массовых форм культурно-досуговых программ
Технология их подготовки начинается с изучения состояния социальной среды. Технология их подготовки и проведения предполагает систему знаний как о самом событии, так и о характере, специфике, приемах интеллектуально-эмоционального воздействия и способах их применения, соответствия содержания и формы. Массовым формам должны быть присущи два критерия: правда и выразительность. Массовые формы характеризуют также признаки:
- содержание мероприятия, популярная или, напротив, специальная форма его раскрытия;
-способ организации материала, жанр мероприятия;
-запланированный способ общения приглашенных, желаемая мера их активности;
-организационно-материальные условия, имеющиеся помещения, аппаратура, численность и квалификация активистов и т.п.
Среди массовых форм наиболее ответственны по подготовке, сложны по структуре театрализованные праздники и обряды.
Технология массовых форм КДД включает:
- четкое осмысление
и понимание цели всеми
-органическое соединение всех видов предметной деятельности, обеспечивающих творческий процесс (познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный);
-определение содержания,
соответствующего цели
-выбор рациональных
методов и приемов
6. Инновационные технологии в клубных учреждениях
Клубные учреждения по своему
назначения являются
Анализ работы учреждений
культуры клубного типа по материалам,
опубликованным в журналах «Встреча»
и «Клуб» свидетельствует о позитивном
развитии культурно-досуговой
Досуг – возможность провести свободное время дома, уединенно или с семьей. В рамках домашнего досуга выделяется семейный досуг, организации которого уделяется первостепенное значение культурно-досуговыми учреждениями. Можно выделить наиболее распространенные формы культурно-досуговых мероприятий:
Фестивали «Мама, папа, я – талантливая семья», конкурсы «Успешная семья», программы «Планета – Семья», «Семья как национальное достояние», в которых семьи демонстрируют свои исполнительские, декоративно-прикладные, кулинарные и прочие таланты;
Праздники «День семьи», на который приглашаются многодетные, молодые семьи, мастеровые династии. На мероприятиях проходит чествование многодетных матерей;
Проекты, посвященные семьям и семейным династиям, – о семьях, чья история насчитывает не одно столетие; а также проекты, рассказывающие о семьях, вписавших славные страницы в историю минувшего столетия, о наших современниках;
Семейные клубы, приоритетными направлениями в работе которых является организация спортивно-творческого досуга, эстетическо-музыкальное просвещение. Во многих семейных клубах работают с категорией семей «группы риска».
На базе Домов культуры работают любительские объединения семейной направленности, создаются центры семейного досуга и творчества, клубы для семей с детьми-инвалидами, в рамках которых проводятся лекционные занятия и мастер-классы по организации семейного досуга и прикладного творчества семей, имеющих ребенка-инвалида; клубы молодой семьи. Повсеместно возрождаются обряды и ритуалы: «Человек родился», «Я – гражданин России» (вручение паспорта), которые проводятся в Дни города (посёлка, села, деревни), что способствует укреплению семейных уз, института семьи, воспитанию гражданственности и патриотизма; организуются выставки детского рисунка «Моя мама», «Мама – лучшая подруга», выставки фотографий из семейного альбома, выставки декоративно-прикладного творчества семей.
Специалисты культурно-досуговых учреждений активно участвуют в социокультурном проектировании, разработке и реализации территориальных целевых программ развития отрасли, что позволяет привлекать в культурно-досуговую сферу необходимые инвестиции.
Широкое применение получили региональные социокультурные программы, например, «Республиканская культурно-образовательная программа «Молодежь и выборы: формула ответственности», направленная на позитивное развитие духовно-нравственных взаимоотношений в обществе, гармонизацию духовности, нравственности и эстетики молодежного общения, создание условий для развития народных культурных традиций, содействие в решении вопросов, связанных с современными молодежными движениями и убеждениями (Чувашский Республиканский Дом народного творчества) (2). Разработаны и размещены на Интернет-сайте Дома народного творчества информационно-методические, сценарные и репертуарные материалы в помощь клубным специалистам в работе с молодежной аудиторией (2). Главным итогом реализации проекта явилось то, что его мероприятия оказали заметное влияние на повышение культурно-образовательного уровня подрастающего поколения, развитие духовно-нравственных устремлений и художественно-творческих навыков детей и молодежи.
Широкое развитие получили республиканские, региональные фольклорные фестивали. Например, фестиваль-конкурс «Вдоль по улице» в жанре фольклорного театра и зрелищных форм традиционного искусства народов, проживающих на территории Саратовской области, показал, что фольклорный театр с успехом сочетает достижения классики и «преданья старины далекой», зрелищные формы традиционного искусства местных народов. Представлены самые разнообразные по формам мероприятия: фольклорно-этнографический театр, эстрадно-авторские программы, фольклорно-эстрадные представления в форме святочного рассказа. Смешанный жанр, присущий всему современному искусству, присутствовал на фестивале. В одних спектаклях использовались приемы декламации и пантомимы, пафоса и самопародии. В других – в форме народного гулянья участвовали вполне современные персонажи- крестьяне, мещане, представители провинциальной интеллигенции. В третьих- чередование декламации с пластическими картинками, театра теней с боевыми искусствами. Во многих представлениях органично сосуществовали элементы балагана, комедии, пантомимы, спортивного танца, пластического и музыкального театра. (2).
Нетрадиционно подходят
специалисты в области
Новые формы организации
культурно-досуговой
Проблемы молодежного
досуга и воспитания подростков- одно
из важнейших направлений в
Заключение
Организация досуга населения – одно из важнейших направлений деятельности учреждений культуры. Культурно-досуговая деятельность как целостная система призвана посредством различных форм и методов способствует формированию, развитию и становлению интересов, норм, убеждений слушателей и зрителей, воспитанию и обучению, становлению и развитию интеллекта, приобщает к ценностям культуры. Отсюда специалистам в области организации культурно-досуговых программ необходимо четкое знание технологического процесса, стремление к поиску новых современных технологий, творческий подход к организации и проведению культурно-досуговых программ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Технология культурно-досуговой деятельности, ее сущность и структура