Типология культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Впервые этот термин появился в Древнем Риме (культура – по – латыни возделывание, обработка земли), а так как Древний рим был страной в основном аграрной, то это слово использовалось именно в этом значении. Потом, позже, это понятие стало использоваться шире (18 век)- эпоха Просвещения, но и там это понятие ограничилось лишь ДУХОВНОЙ культурой. Главным становятся образованность и воспитанность человека, но недостаточно этого, для того, чтобы быть культурным человеком. Примерно до середины 19 века этим занимались главным образом философия и история. Одной из первых книг о культуре стала книга английского историка Э.Тейлора «Первобытная культура» (1871 г.).

Вложенные файлы: 1 файл

культурология реферат.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

 

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФБОУ  ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

 

 

 

 

Кафедра Философии

Дисциплина: Культурология

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Типология культур»

 

 

 

 

Выполнила: студентка ЗО

Снегурова Н.Г.

Шифр ЭК -11-151

Проверил: Щекотин Е.В.

 

 

г. Новосибирск

2011 г.

 

 

Типология   культур

Культура относится к  числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась  вместе с человеком, составляя то, что качественно его отличает от всех других живых существ и  природы в целом.   Мне кажется, что на протяжении целых тысячелетий –культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неотделимое от человека и общества.

Впервые этот термин появился      в Древнем Риме (культура – по – латыни возделывание, обработка  земли), а так как Древний рим  был страной в основном аграрной, то это слово использовалось именно в этом значении.  Потом, позже, это  понятие стало использоваться шире (18 век)- эпоха Просвещения, но и там  это понятие ограничилось лишь ДУХОВНОЙ культурой. Главным становятся образованность и воспитанность человека, но недостаточно  этого, для того, чтобы быть культурным человеком.  Примерно до середины 19 века этим занимались главным образом философия и история. Одной из первых  книг  о культуре  стала книга английского историка Э.Тейлора «Первобытная культура» (1871 г.)                                                

Однако  в полном смысле и по названию, культурология родилась только в 20 столетии.

 Значительный вклад  в ее становление внес американский  ученый Л. Уайт (1900-1975) своей книгой  «Наука о культуре» (1949). Его  заслуга состоит в том, что  он четко поставил вопрос о  необходимости строгого определения предмета КУЛЬТУРОЛОГИИ. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил разделить  в культуре 3 подсистемы:

Технологическую - это орудия производства и отношение между человеком и природой;

Социальную – межчеловеческие – экономические, нравственные, политические отношения;

Идеологическую – идеи, верования, мифы и знания.

Из трех подсистем- технологическая выступает в качестве определяющей.

 В настоящее время  помимо теории Л. Уайта существует  множество других концепций культуры  и культурологии, опирающихся  на самые различные методы  и подходы, поскольку единой  и общепринятой науки на сегодня еще не создано, по – этому и критериев, или оснований,

 типологии  культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или-вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце  рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

В культурологии не сложилось  единого мнения о том, что считать  видами, формами, типами, отраслями  культуры, в качестве одного из вариантов  можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к  культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую  культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют  духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку  эти явления сочетают в себе в  разной степени все четыре классификационных  признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной —  физическая культура.

Предлагаемую типологию  культур не следует считать истиной  в последней инстанции. Она весьма приблизительна и нестрога. Тем не менее, у нее есть несомненные  достоинства: логическая обоснованность и непротиворечивость.

 

В концепциях американского социолога П. Сорокина и американского философа Ф. Нортропа основанием для типологизации культур служат характер мировосприятия и методов познания.

Питирим Сорокин (1889 —1968) типологизирует культуру на основе ведущих представлений о мире и методах его описания, выделяя идеациональный, чувственный, идеалистический, эклектичный типы. Выдвигая идею волнообразного движения культурных суперсистем, он исходил из понимания культуры как совокупности всего сотворенного или признанного обществом на той или иной стадии его развития.

 

В основе каждой культуры, культурной эпохи лежит мировоззрение. В  соответствии с различными видами мировоззрений  Сорокин выделяет три типа социокультурных  суперсистем: чувственный - когда мировоззренческие  установки опираются на чувственное  постижение мира; умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства и интуицию. Каждому типу мировоззрения соответствует  три вида истины: чувственная, духовная (интуиция), рациональная. К более  низким уровням культурных систем Сорокин  относит язык, этику, религию, искусство, науку.

 

 

 

 

 

Каждой мировоззренческой  суперсистеме соответствует определенный тип культуры. Существует, по мнению Сорокина, два основных и два промежуточных  типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека: идеационалъного и чувственного; и промежуточных: идеалистического и эклектичного. В идеационалъной культуре мироощущение направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта, основано на господствующих идеях. Анализируя этот тип культуры на примере европейского Средневековья, Питирим Сорокин писал: "Архитектура и скульптура Средних веков были "Библией в камне". Литература также насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы и линии в цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер... Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовных и светских сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз, выражала все туже фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией... Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом, как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям"1. Подобные ценностные ориентации мы находим в культуре брахманской Индии, даосистской и буддийской культурах, греческой культуре VIII —VI вв. до н.э.

 

Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Именно признание того, что объективная реальность и смысл ее сенсорны, "провозглашается нашей современной культурой во всех ее основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей"2.

 

Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов  становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения).

И наконец, эклектичный тип  культуры предполагает противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения.

В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии с определенными канонами и чаще всего обезличено (мы почти не знаем имен художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасные арабески мусульманских орнаментов). В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущения лежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частично реалистическими.

 

 

В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди культуры идеационального типа не стремятся к естественнонаучному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Ярким примером такого мировосприятия и типа культуры предстает европейское Средневековье IX —XII вв., где господствующее место в сознании занимала религия, пронизывая все формы жизнедеятельности.

 

Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственном  опыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной  культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурный тип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая  мир опытным путем. Причем опыт выступает  единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого  времени начинают быстро развиваться  техническое и естественнонаучное знание, возникает индуктивная философия.

 

Между двумя описанными основными  культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры. В  них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном  единстве (идеалистический тип), либо во фрагментарном, эклектическом нагромождении  и противостоянии друг другу.

 

Для американского исследователя Филмера Нортропа (1893 — 1975) основанием культурной типологизации служат методы познавательной деятельности. По его мнению, основу "идеологического конфликта" между восточным и западным типом культуры составляет противоположность философских позиций. Для восточной культуры характерны интуитивное, иррациональное мировосприятие и ценностный подход к деятельности. Западная культура опирается на методы научного, рационального познания.

 

Впервые разделение окружающего  мира на Запад и Восток совершили  финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Эта зыбкая грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия – Греция, захваченная турками-османами.

 

Разделение культур на западные и восточные подразумевает  не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов  познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно - экономических и политических структур.

 

 

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную  на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование  общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности.для Запада продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно - экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира.Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним.

Информация о работе Типология культур