Феномен имени в языке (на материале книги Анны-Лены Лаурен «Эти сумасшедшие русские»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение имени как культурного феномена каждой человеческой культуры, сравнение нескольких десятков русских и финских имен, поиск соответствий и совпадений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Феномен имени в языке
1.1 Имя как социокультурный феномен………………………………………………..3
1.2 Имя как феномен русской традиционной культуры………………………………6
1.3 Финские имена в финской культуре………………………………………………..9
Глава 2. Анализ русских имен по книги Анны-Лены Лаурен
2.1 Женские имена………………………………………………………………………11
2.2 Мужские имена……………………………………………………………………...14
Вывод…………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Филиппова.docx

— 52.47 Кб (Скачать файл)

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

филологический факультет

       Кафедра межкультурной коммуникации

 

 

 

 

 

                                                Курсовая работа по теме:

                                                 Феномен имени в языке

         (на материале книги Анны-Лены  Лаурен «Эти сумасшедшие русские»)

 

 

 

 

 

 Студентки 4 курса 4 группы

Филипповой Юлии

Преподаватель: Миловидова Ольга Витальевна

 

 

 

 

 

 

             Санкт-Петербург

                   2014 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2

Глава 1. Феномен имени в языке

1.1 Имя как социокультурный феномен………………………………………………..3

1.2 Имя как феномен русской традиционной культуры………………………………6

1.3 Финские имена в финской культуре………………………………………………..9

Глава 2. Анализ русских имен по книги Анны-Лены Лаурен

2.1 Женские имена………………………………………………………………………11

2.2 Мужские имена……………………………………………………………………...14

Вывод…………………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Имя – это культурологический феномен каждой культуры, который человек получает с рождения, и который сопровождает его всю жизнь. В каждом имени есть тайна – тайна происхождения, тайна значения и символизации. Имя человека – это огромный клад, имеющий свою историю.

Проблемы, связанные с именем, по своей сути неисчерпаемы. Видимо, пока существует человечество, каждое поколение будет переосмысливать, глубже проникать в эзотерический смысл имен, будут возникать новые имена, т.е. проблема имени всегда будет актуальна, всегда будут открываться новые грани имен.

Несмотря на все различия в менталитете, существуют общекультурные основания представлений разных народов о феномене имени.

Как все русские, так и все финские имена представляют собой памятник культуры. Ведь личное название человека - это не только официальное обозначение какого-либо лица, но и историческое начало, оберегающее память о прошлом.

Целью данной работы является рассмотрение имени как культурного феномена каждой человеческой культуры, сравнение нескольких десятков русских и финских имен, поиск соответствий и совпадений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Имя как социокультурный феномен

Имя - одно из величайших чудес социума и вечная проблема языкознания и философии. Современная эпоха заставляет нас пристально всматриваться в сущность и диалектику развертывания различных формообразований имени в социальном пространстве и времени.

Имя - это и социокультурный знак, который диктует и формы общения, и формы социальной жизни, и способы социализации. Имя - это нечто актуальное, святое и для рода, и для племени, и для этноса, а также для всего человечества. Это способ самоосознания, пароль для общения. Посредством имени как социальным знаком общество ранжирует индивидов.

Проблема имени всегда актуальна на всех уровнях социальной жизни. Это, в первую очередь, относится к семье, для которой всегда важна проблема имянаречения. В акте именования наиболее выпукло проявляется менталитет родителей, которые связывают с именем все свои светлые надежды на будущее ребёнка. Большинство народов мира на уровне этноменталитета считает, что ребёнок вместе с именем получает судьбу.

Имя и связанные с ним ритуалы имянаречения являются неотъемлемой частью культуры многих народов. Уже на ранних ступенях развития человечества имени приписывалась магическая сила и сакральность. Оно определяло судьбу человека, его дальнейший жизненный путь, положение в обществе.

 Имя - способ социализации  индивида. В имени он получает  свое лицо, свой статус, свою роль  в обществе. С получением имени  индивид становится социально  учтенным существом, имеющим права  и обязанности. Безымянность -знак социальной отверженности, социальной смерти.

В традиционных обществах имя может быть языковым обозначением особого положения человека в обществе. Имя, выступая как социальный знак, указывает на социальную нишу, которую занимает человек. Имя - знак личности, оно выражает ее неповторимость. Посредством имени как социальным знаком общество ранжирует индивидов: выделяет одних, затеняет других и т. д.

Имя как социальный знак может изменяться в зависимости от социальных ролей человека: отца, мужа, дяди, товарища, сослуживца, сына, внука и т. д. Один и тот же человек может иметь несколько имен. В зависимости от того, в какую социальную группу входит человек, имена могут быть официальными, домашними, уличными, школьными, аульскими и т. д.

Имя может указывать на возраст. Каждая возрастная категория - это цикл, внутри которого свои поколенческие идеалы, установки, ценности и обязанности. Этноменталитет улавливает все вышеперечисленные различия и фиксирует их. Способом фиксации возрастных циклов является терминологическое обозначение, т.е. именование. Именуя, мысль ставит пограничные столбы и обозначает смысловые границы возрастных циклов.

Возникнув в результате мыслительной деятельности человека, выразившейся в фиксации определенных возрастных циклов, социального статуса, социальных ролей, эти термины начинают оказывать обратное воздействие на образ жизни людей, начинают играть роль клише поведения. Имя диктует стиль мышления и образ жизни.

В совокупности имя выполняет следующие функции: а) идентификационную, т.е. фиксирует тождественность человека с самим собой. С этой функцией связана регистрационная функция, т.е. фиксация рождения или смерти человека; б) дифференцирования, т.е. выделяет человека как единственного и неповторимого; в) пожелательную, т.е. наделяя именем человека, стремятся вложить в него те качества, которые хотелось бы в нем видеть; г) познавательную, т. е. исследуя имена, можно познать ту среду, ту культуру, которая их породила; д) ценностную, т. е. имена могут различаться по степени общественной значимости их носителей, по степени власти, которую они получат в обществе; е) аккумулятора и транслятора культуры; ж) социального знака, т. е. сигнификации или означивания; з) охранительную. 

Имена любого народа всегда находятся под влиянием двух противоположных тенденций: стремления к устойчивости, т. е. к традиционности, и одновременно - стремления к обновлению, т. е. наблюдается диалектика традиций и новаций в имянаречении. Традиция в данном случае способствует сохранению этнической самобытности, а новации не дают коснеть устойчивости. Открытость к новациям способствует повышению адаптационных способностей этноса. С другой стороны, высокая степень изменчивости способствует размыванию этнического самосознания, потере самоидентифицирующих ориентиров.

С проблемой традиций и новаций связана и проблема низкой повторяемости имён у малочисленных народов. Низкая частотность объясняется открытостью их культур, отсутствием государственной религии, государственных традиций в культуре, которые сковывали бы их в данном вопросе, а также историческим опытом многочисленных контактов с другими традициями именования.

Переименование можно квалифицировать как фиксацию изменения типа, характера развития, а в некоторых случаях оно может означать духовную катастрофу. Манипуляции с именами никогда не будут безразличными для психики, так как переименование связано с изменением религии, образа жизни, мышления, с неприятием культуры чужим социумом, со сменой мироощущения, миропонимания, социального положения.

В древности переименование означало полный уход от прошлого «Я», разрыв с сородичами, принятие ценностей, атрибутов и ритуалов чужого социума, в Средние века - смену социального положения, рода занятий, в XX веке - отказ от неблагозвучных фамилий в первой половине века и возврат к старым - во второй. В религии смена имени - символ возрождения или нового рождения.

К переименованиям нас толкает желание освободиться от фантомов прошлого. Но имя не меняет сразу сути. Вопрос в сущности, а не в навешивании ярлыков. Но имя обязывает, и со временем оно начинает оказывать влияние на сущность.

Переименование объектов природы, если это не идет дальше смены имени, не опасно для природы. Но если переименования возбуждают человеческие страсти с последующим неумным вмешательством в дела природы, то они опасны и для природы, и для человека. В попытках изменить топонимию полностью или подправить ее, проявляется культурный анархизм, отсталость мышления, конъюнктурный историзм, доморощенный патриотизм. При переименованиях от людей требуется такт, мера, культура.

Древние общества издавна отождествляли душу и имя. Но не все имена отождествлялись с душой, а только подлинные, истинные. А они скрывались. Человек мог иметь сколько угодно имен. Только тайное имя выражало его сущность, его душу.

Несмотря на все различия в менталитете, существуют общекультурные основания представлений народов мира о феномене имени. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Имя как феномен русской традиционной культуры

Имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью ушли в небытие. Существовали списки славянских имен, запрещенных церковью. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладателями второй части были люди, которые и после христианизации Руси пытались восстановить культ и традиции язычества (волхвы, богатыри).

До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение: Светлана, Людмила, Красава, Любава, Милонега, Добронрава, Забава, Милуша, Всеволод, Владимир, Добромысл, Добрыня, Ярослав, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т.д.

Называли детей и по времени и обстоятельствам появления их на свет. В старинных рукописях можно встретить имена: Зима, Дорога, Полетко, Суббота, Мороз, Подосен; называли по профессиям людей: Кожемяка, Быкодер; по именам разных животных, птиц, рыб: Заяц, Линь, Сом, Гусь, Соловей, Баран, Кот; по народностям, жившим возле места рождения: Татарин, Мордвин. 
 
Кроме выбора, существовал обычай выходить за ворота и спрашивать имя первого встречного или встречной. Какое имя называлось, такое и давали новорожденному. Считалось, что это принесет ребенку счастье.

Для полного исчезновения этих имен понадобилось почти шесть столетий, и дольше всего сопротивлялась введению нового имянаречения северо-западная часть Руси, которая еще ряд столетий после принятия христианства оставалась языческой.

Древние истоки ритуала имянаречения восходят к анимистическим представлениям людей, согласно которым имя воплощает в себе рождение новой души. До тех пор, пока у ребенка не было имени, он находился как бы на грани двух миров: земного мира и мира «иного», поэтому до крещения его называли просто «новым человеком», или «куколкой».

Например, у восточнославянских народов мать и отец новорожденного не присутствовали на крестинах. Они не должны были смотреть, как крестные родители уносят ребенка в церковь. В связи с этим В.И.Еремина приводит такой пример: «У прибалтийских народов, латышей в частности, был известен обычай, согласно которому мать не должна смотреть, как носильщица уносит ее ребенка в церковь, и после ухода участников церемонии она должна лечь спать. По возвращении из церкви крестные просили отгадать имя ребенка или объявляли у входа в комнату: «Куколку увезли, Аннушку привезли!».

Согласно общеславянским представлениям, если дети умирали до крещения, то они превращались в демонов, поэтому их не отпевали, не оплакивали, погребали голыми, не хоронили на кладбище, не поминали. Считалось, что души этих детей не успокаиваются и скитаются по свету, пока их не нарекут. Поэтому в Полесье некрещеным « мальчикам обычно давали имя Иван, а девочкам — Мария, в России мальчиков часто называли Богданами, т.е. данными от Бога. По полесскому обычаю, услышав их плач, надо назвать мужское и женское имя: Адам и Ева, Иван и Мария».

В традиционной культуре многих народов антропонимам приписывались магические функции. Так, общераспространенной была вера, что имя может оказать на человека благоприятное воздействие или навредить ему.

С этой целью в русской традиции ребенку очень часто давали имя какого-либо христианского святого, которому посвящен ближайший ко дню рождения ребенка праздник. Считалось, что это имя будет способствовать росту новорожденного и наоборот, если дать имя святого по календарю «назад», то ребенок не будет расти.

Об этом писал в свое время ученый-богослов П.А.Флоренский: «Имена распределяются в народном сознании на группы. Если священник даст крещаемому имя преподобного — это обещает ему счастливую жизнь, а если имя мученика — жизнь сойдет на одно сплошное мучение».

Традиция наречения ребенка благозвучным именем, приносящем счастливую судьбу, была широко распространена у многих народов. Так, например, в арабской культуре популярными были «говорящие» имена, изначально наделяющие ребенка тем или иным качеством. Например: Джамиля (красивая), Карим (щедрый), Амин (честный) и т.д.

Согласно другим представлениям, имя человека обладало способностью останавливать смерть детей в семье. В этой связи в славянской традиции было широко распространено наречение именами родителей или деда и бабки.

Но данный обычай противоречил запрету повторения имени в одной и той же семье и роде, поскольку бытовало поверье, что, если один из тезок умрет, смерть ожидала и другого. Поэтому имена родителей давались только в особых случаях, таких как частая смертность детей в одной семье.

Информация о работе Феномен имени в языке (на материале книги Анны-Лены Лаурен «Эти сумасшедшие русские»)