Филимоновская традиционная игрушка – гончарный промысел. Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы заключается во влиянии народных промыслов на быт и культуру современных людей. Человек по сей день стремится украсить себя и свой дом и, на мой взгляд, для этого лучше всего подходят предметы, созданные в техниках традиционных промыслов родины, кроме того народные промыслы и особенно игрушка имеют большое значение для педагогики .
Цель работы рассмотреть историю, особенности производства и символику филимоновской игрушки.
Нашей задачей было исследовать литературу по теме, проанализировать изображения и образцы филимоновских игрушек.

Содержание

Введение
Глава I. Филимоновская традиционная игрушка – гончарный промысел. Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров.
1.1Возникновение...................................................................................................4
1.1.1 Символика......................................................................................................6
1.2 Особенности производства..............................................................................7
1.2.1 Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров....................8
1.3 Современная жизнь игрушки..........................................................................9
Заключение
Словарь терминов
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУ.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету теория и история НХК

На тему: Филимоновская традиционная игрушка – гончарный промысел. Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

Содержание

Введение

Глава I. Филимоновская традиционная игрушка – гончарный промысел. Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров.

1.1Возникновение...................................................................................................4

1.1.1 Символика......................................................................................................6

1.2 Особенности производства..............................................................................7

1.2.1 Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров....................8

1.3 Современная жизнь  игрушки..........................................................................9

Заключение

Словарь терминов

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деревянная или глиняная кукла  талантливого кустаря как произведение искусства часто неизмеримо выше бронзового памятника.

                             Н. Я. Симонович-Ефимова

 

В данной работе речь пойдёт о филимоновской традиционной игрушке.

Этот народный промысел связан с деревней Филимоново, Тульской области. Издавна в этих краях делали посуду из местной светлой  гончарной глины. Облик филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, необычностью форм. Ее красота - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней - свисток. Сейчас Филимоновская игрушка всемирно известна. По мнению специалистов, в ней сохраняются изначальные, древние традиции народной культуры.

          Актуальность этой темы заключается во влиянии народных промыслов на быт и культуру современных людей. Человек по сей день стремится украсить себя и свой дом и, на мой взгляд, для этого лучше всего подходят предметы, созданные в техниках традиционных промыслов родины, кроме того народные промыслы и особенно игрушка имеют большое значение для педагогики .

          Цель работы рассмотреть историю, особенности производства и символику филимоновской игрушки.

Нашей задачей было исследовать литературу по теме, проанализировать изображения и образцы филимоновских игрушек.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Филимоновская традиционная игрушка – гончарный промысел

1.1Возникновение

Ты откуда пришла к нам такая?

 Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве  –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времён.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

                             (Н. Денисов)

         Народная игрушка делится на две группы, исторически сложившиеся и генетически связанные, но различающиеся между собой функционально и по образно-художественным характеристикам. Это крестьянская и ремесленно промысловая игрушка. Крестьянскую игрушку изготовляли из подручных материалов родители для своих детей, стремясь одновременно и сэкономить материал и порадовать ребенка красивой и доброй забавой. Разнообразие форм и расцветок складывалось годами, для каждого возраста была своя задумка. Ремесленные же игрушки – изделия для продажи, выполненные мастерами, чьи секреты передавались из поколения в поколение. В крестьянской среде в дополнение к основному гончарному промыслу делали на продажу глиняные игрушки.  [1,с. 19, с. 23]

          Об одном из таких побочных  промыслов, о филимоновской игрушке,  и пойдет речь.

           Кто и когда сделал  первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело». Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов,

мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар. Мужчины делали горшки, а женщины яркие, нарядные игрушки свистульки.  Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что свистульки были богатыми невестами. Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно  красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.

Филимоновская игрушка  — старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается  в древних летописях  XVI века.  На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить  игрушки считалось делом легким, занимались им   женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали   нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице  всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома.  Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные   не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусем, любота.

2) животные – олень,  корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы -  петух, наседка, павлин, утка. 

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка,   карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек   разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи -   трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают  игрушку анилиновыми красителями на  лаке.  Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые,  реже в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1 Символика

         Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки.  

          Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.

Доможириха – глиняная женская фигура. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

 Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.  

         В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни.

Такова и филимоновская  игрушка – в своей доброте  и красоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  производства

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - ""синьки"". При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали – близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например ""Любота"" – сценка свидания влюбленных.Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.              [1, с. 45]

У барана рога – круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя – как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета – игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор. Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф.Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. Усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Информация о работе Филимоновская традиционная игрушка – гончарный промысел. Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров