Филимоновская традиционная игрушка – гончарный промысел. Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы заключается во влиянии народных промыслов на быт и культуру современных людей. Человек по сей день стремится украсить себя и свой дом и, на мой взгляд, для этого лучше всего подходят предметы, созданные в техниках традиционных промыслов родины, кроме того народные промыслы и особенно игрушка имеют большое значение для педагогики .
Цель работы рассмотреть историю, особенности производства и символику филимоновской игрушки.
Нашей задачей было исследовать литературу по теме, проанализировать изображения и образцы филимоновских игрушек.

Содержание

Введение
Глава I. Филимоновская традиционная игрушка – гончарный промысел. Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров.
1.1Возникновение...................................................................................................4
1.1.1 Символика......................................................................................................6
1.2 Особенности производства..............................................................................7
1.2.1 Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров....................8
1.3 Современная жизнь игрушки..........................................................................9
Заключение
Словарь терминов
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУ.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Сюжеты игрушек очень  разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.  [ 4]

 

Создание современной  традиционной игрушки - это постоянный поиск равновесия между традиционными  приемами и личными творческими  находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Авторская игрушка, выполненная в русской традиции - это всегда уникальность образа, созданного руками, чаще всего - в единственном экземпляре.

1.2.1Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров

 

       Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше подходили для лепки игрушек. Именно особенности глины при дали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.

       У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни — высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор — повойник.

Мужские фигурки (это  чаще всего кавалеры или солдаты) — высокие, длинноногие, в характерных  костюмах — мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.

      В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его частью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.

     Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов-солнышек, овалов, звездочек, елочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы. Мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывая их преимущественно полосками красного, желтого, зелёного цветов. Декоративные элементы дополняют схематически изображёнными розетками, напоминающими и солнце, и цветок, а так же треугольники, кружки и точки. [ 7, с. 130]

     Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Современная жизнь игрушки      

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку  несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла   Елена Ивановна,  Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди,  Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.     

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги  Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки.            

В 2009 году в Одоеве открылся музей  Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории   промысла,  а так же изделия  других центров народного творчества.

     В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски разведенные на яйце.

   Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные.

      Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

      Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Основную массу изделий  филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения  людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным  фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера  следуют старинным традициям. Это  и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. «Главный инструмент – это руки мастера», - говорит Елена Орлова.

После лепки игрушки  сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы –  это елочки и солнце.

       Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.

Как и встарь, придумает  одна мастерица какой-нибудь новый  сюжет, его тут же подхватывают другие. И хотя много общего в их работе, если внимательно приглядеться, каждый работает по-своему. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки  обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки  появляется у мастериц, когда они  рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.  

 Много игрушек,  но нет похожих. Статные барыни  с детьми и птицами под мышкой, горделивые кони, важные всадники, задорные петушки, длинноногие  солдаты, танцующие пары, разнообразные птички и зверушки с изящной вытянутой шеей (даже поросята), и все в малиново-желто-зеленую полоску. Такие нарядные, яркие и разнообразные. И все свистят.

Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас  в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

           Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.

Сегодня народные игрушки  можно встретить не часто. Благодаря художникам и собирателям, оценившим их эстетические достоинства ещё в конце XIX в., они украшают экспозиции музеев. Но к сожалению редко попадают к тем, для кого были придуманы – к детям, что не мало печалит в связи с огромной значимостью народной игрушки в воспитательном процессе.

           Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка из деревни Филимоново.

            Возьмите в руки комок мягкой синей глины, и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.

Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладают три-четыре цвета. Сама роспись - это чередование  горизонтальных полос по белому, жёлтому  фону. В орнаменте преобладают круги, "розетки", треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров. В большинстве своём это свистульки.

           Традиционная народная игрушка имеет большое значение не только для историков и культурологов, но и для всех русских людей. Она помогает взрослым и детям приобщиться к родной культуре, к духу, к истории своей страны.

 

 

 

Словарь терминов

      Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и деклративное назначение.

 

     Игрушка — предмет, предназначенный для игры.

 

     Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

 

     Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово  керамика обозначает глину, прошедшую  обжиг.

 

     Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях

 

     Любота - мотив филимоновской игрушки изображающий сценку свидания влюблённых.

 

     Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

 

     Промысел (или промысл) — в общем смысле — совокупность действий, целью которых является достижение определённого результата.

 

     Символика — совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, для изображения (обозначения) чего-либо.

 

     Фольклор(англ. folklore, folk-lore) – народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.). Различают фольклор словесный (народно-поэтическое творчество), музыкальный, танцевальный и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

 

  1. Ковычева Е. И. Народная игрушка: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е. И. Ковычева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 159с.
  2. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка./ И. Я. Богуславская.  — М.: Искусство, 1975.
  3. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X-XX вв. / В.М. Василенко. – М.: - 1974 г
  4. Большой Энциклопедический Словарь: http://mirslovarei.com/content_bes/filimonovskaja-igrushka-66153.html 
  5. Рогов А. П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве / А. П. Рогов . – М.: Современник, 1978.
  6. Основы художественного ремесла / Под ред. В. А.Барадулина. – М.: Просвещение, 1979.
  7. Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. – 2-е изд. испр. и доп.  – М.: ФОРУМ, 2010. – 288 с.



Информация о работе Филимоновская традиционная игрушка – гончарный промысел. Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров