Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:00, контрольная работа
Актуальность этой темы заключается во влиянии народных промыслов на быт и культуру современных людей. Человек по сей день стремится украсить себя и свой дом и, на мой взгляд, для этого лучше всего подходят предметы, созданные в техниках традиционных промыслов родины, кроме того народные промыслы и особенно игрушка имеют большое значение для педагогики .
Цель работы рассмотреть историю, особенности производства и символику филимоновской игрушки.
Нашей задачей было исследовать литературу по теме, проанализировать изображения и образцы филимоновских игрушек.
Введение
Глава I. Филимоновская традиционная игрушка – гончарный промысел. Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров.
1.1Возникновение...................................................................................................4
1.1.1 Символика......................................................................................................6
1.2 Особенности производства..............................................................................7
1.2.1 Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров....................8
1.3 Современная жизнь игрушки..........................................................................9
Заключение
Словарь терминов
Использованная литература
Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. [ 4]
Создание современной традиционной игрушки - это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Авторская игрушка, выполненная в русской традиции - это всегда уникальность образа, созданного руками, чаще всего - в единственном экземпляре.
1.2.1Специфика росписи и орнамента филимоновских мастеров
Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше подходили для лепки игрушек. Именно особенности глины при дали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.
У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни — высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор — повойник.
Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) — высокие, длинноногие, в характерных костюмах — мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.
В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его частью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.
Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов-солнышек, овалов, звездочек, елочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы. Мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывая их преимущественно полосками красного, желтого, зелёного цветов. Декоративные элементы дополняют схематически изображёнными розетками, напоминающими и солнце, и цветок, а так же треугольники, кружки и точки. [ 7, с. 130]
Животные традиционно расписываются
разноцветными полосками вдоль туловища
и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или
малиновой, краской раскрашиваются голова
и грудь, на которые часто наносят несложный
аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры
одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки
украшены разноцветными полосками, а на
вороте кофты, на юбке и штанах нанесён
всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда
филимоновских фигурок сложилась под
влиянием с одной стороны городского костюма,
с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент
(разноцветные штрихи, пятна, веточки,
розетки), нанесённый без определённой
схемы, создает броский пёстрый декор.
1.3 Современная жизнь игрушки
На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.
С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки.
В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории промысла, а так же изделия других центров народного творчества.
В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски разведенные на яйце.
Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные.
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. «Главный инструмент – это руки мастера», - говорит Елена Орлова.
После лепки игрушки сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы – это елочки и солнце.
Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.
Как и встарь, придумает одна мастерица какой-нибудь новый сюжет, его тут же подхватывают другие. И хотя много общего в их работе, если внимательно приглядеться, каждый работает по-своему. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.
Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.
Много игрушек,
но нет похожих. Статные
Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.
Заключение
Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.
Сегодня народные игрушки можно встретить не часто. Благодаря художникам и собирателям, оценившим их эстетические достоинства ещё в конце XIX в., они украшают экспозиции музеев. Но к сожалению редко попадают к тем, для кого были придуманы – к детям, что не мало печалит в связи с огромной значимостью народной игрушки в воспитательном процессе.
Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка из деревни Филимоново.
Возьмите в руки комок мягкой синей глины, и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.
Фигурки несколько вытянуты,
в росписи преобладают три-
Традиционная народная игрушка имеет большое значение не только для историков и культурологов, но и для всех русских людей. Она помогает взрослым и детям приобщиться к родной культуре, к духу, к истории своей страны.
Словарь терминов
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и деклративное назначение.
Игрушка — предмет, предназначенный для игры.
Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях
Любота - мотив филимоновской игрушки изображающий сценку свидания влюблённых.
Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Промысел (или промысл) — в общем смысле — совокупность действий, целью которых является достижение определённого результата.
Символика — совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, для изображения (обозначения) чего-либо.
Фольклор(англ. folklore, folk-lore) – народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.). Различают фольклор словесный (народно-поэтическое творчество), музыкальный, танцевальный и др.
Использованная литература