Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка проекта экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Изучить исторические аспекты формирования танцевальной культуры.
Рассмотреть место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. Раскрыть понятие «импровизация» и выделить ее место и роль в современном танце, охарактеризовать ее значение в формировании танцевальной культуры детей. Представить характеристику деятельности танцевальной студии «Dance». Обосновать проект внедрения программы «импровизация», как один из важнейших аспектов формирования танцевальной культуры детей.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования танцевальной культуры средствами социально-культурной деятельности 7
1.1. Исторические аспекты формирования танцевальной культуры 7
1.2. Место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. 14
1.3. «Импровизация» в современном танце, ее значение в формировании танцевальной культуры детей 30
Выводы 38
Глава 2. Проект программы формирования танцевальной культуры детей в студии «Dance» средствами социально-культурной деятельности 40
2.1. Анализ деятельности танцевальной студии «Dance» 40
2.2. Проект экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры на базе студии «Dance» средствами «импровизации». 52
Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения 68
Материальное обеспечение проекта представлено в таблице № 5
Таблица № 5
Статьи расходов |
Затраты |
Источники материальных ресурсов |
Проектор |
75000 тенге |
из бюджета студии |
Аудио - видеоматериалы |
15000 тенге |
из бюджета студии |
Элементы танцевального |
10000 тенге |
из бюджета студии |
Почасовая заработная плата. |
225000 тенге |
из бюджета студии |
Бюджет составляет 325000 тенге, выделяемых из бюджета студии. |
После внедрения проектной
экспериментальной программы «
Результаты анкетного опроса экспертной группы после количественной обработки представлены в графике № 10:
График № 10
После внедрения проектной
экспериментальной программы «
В ходе дипломного исследования были рассмотрены теоретические и прикладные аспекты формирования танцевальной культуры детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности в танцевальной студии «Dance» и сделаны следующие выводы.
Танцевальное искусство с глубокой древности было неразрывно связано с импровизацией. Человек, охваченный эмоциональным подъемом, выплескивал все свои эмоции, в ритмичных движениях танца, выражая через него свое отношение к окружающему миру, подражая деревьям, порывистому ветру. Его первые танцы носили в себе импровизационное начало. Эта субъективно-эмоциональная связь сохраняется в танцевальном искусстве и по сей день.
Воспитание танцевальной культуры детей младшего школьного возраста ориентировано на классические образы танцевального искусства, и на формирование ценностного отношения личности, эстетического идеала, воспитание вкуса.
Танцевальная культура - многокомпонентное образное явление, тесно связанное с музыкальным искусством, степень ее восприятия во многом зависит от сценического оформления и удачно подобранного костюма. Поэтому, логично рассматривать приобщение к танцевальному искусству, как, к сложному кропотливому процессу.
В процессе воспитания танцевальной культуры детей младшего школьного возраста формируются не только знания, умения и навыки в танцевальном творчестве, но и личностные качества, ценностное отношение к искусству и к миру в целом, что делает ребенка восприимчивым к живым человеческим эмоциям, учит сопереживать и сострадать, прививая высокие этические, нравственные нормы.
Система хореографических упражнений формирует не только красивое физически развитое тело, но и сильный волевой характер, так как классический танец выстроен на системе строгих канонов и жестких правил, вырабатывающих внутреннюю собранность, привычку к порядку, терпение и целеустремленность.
Однако эта же система зажимает и сковывает учащихся, дети не способны к импровизации, не умеют слышать свое тело, партнера, пространство, свободно отдаваться эмоциям из-за существующих мышечных и психологических барьеров, сковывающих реальные возможности тела и духа. Введение импровизации в учебную практику хореографической системы построено на включении детей в игровые моменты, умении отдаваться эмоциям, интуиции. Удачно исполненная импровизация подобно медитации, способна передать зрителю смысл послания. Но здесь есть опасность в том, что импровизация в значительных объемах может навредить процессу формирования основ классического танца, поэтому важно разработать специальную методику преподавания хореографии с элементами импровизации в системе классического танца.
На защиту выносятся:
Студия «Dance» является коммерческим предприятием, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Танцевальная студия «Dance» относится к субъектам малого бизнеса, с постановкой на учет в государственных органах в качестве индивидуального предпринимателя, с предельной численностью наемных работников до 25 человек.
Руководителем танцевальной студии «Dance» является Досхожаева Инга. Художественный руководитель студии - Томилина Наталья Николаевна, почетный работник культуры города Алматы.
В студии существуют два отделения:
- отделение современной хореографии для детей различных возрастов, проходящие комплексное программное обучение хореографии на основе классического танца.
- отделение латиноамериканских танцев для старших возрастных групп, проходящих комплексное программное обучение латиноамериканским танцам.
В настоящее время в студии танца занимается 177 человек. Из них 57% детей занимающихся в отделении современной хореографии, и 43% взрослых занимающихся в отделении латиноамериканских танце.
Целевая аудитория проекта составляет 15% занимающихся детей младшего школьного возраста, танцевальной студии «Dance».
Для выявления проблем и последующей постановки цели проектной деятельности было проведено исследование уровня танцевальной культуры и воображения, художественно-творческих способностей детей - представителей целевой аудитории.
В процессе исследования была выявлена необходимость в проведении системы мероприятий, направленных на повышение уровня танцевальной культуры, художественно-творческих способностей и воображения детей, который по результатам исследования был недостаточно высок.
Цель экспериментальной программы создать условия для повышения уровня танцевальной культуры детей и творческого отношения к танцу средствами импровизации в процессе постижения, осмысления и творческой интерпретации различных направлений танцевального искусства.
Задачи программы:
Структура программы: проект под название «Импровизируя в Танце», рассчитан на продолжительный период времени на 40 недель по два занятия в неделю. Каждое занятие длится два академических часа с перерывом на 10 минут. Проект состоит из 11 тематических мероприятий с детьми младшего школьного возраста на базе танцевальной студии «Dance».
Методический инструментарий программы: рассказ педагога студии танца, демонстрация иллюстративного, фото- и видеоматериала, демонстрация образов практической деятельности, беседы и практическая деятельность.
Тематика мероприятий
- знакомство с нормами этикета в мероприятии «Танцевальный этикет»;
- музыкальное направление в мероприятии «Музыкальное движение»;
- актерское мастерство;
- историческое направление, в мероприятиях под названием: «Как танцевали первобытные люди?», «Пляски Античности», «Танцы Эпохи Средневековья и Возрождения», «Историко-бытовой танец», «Балет: история и современность»;
- танцы востока, в мероприятии под названием «Индия: жемчужина Востока»;
- импровизационное направление.
В конце учебного года, завершающим этапом является участие детей в работе над созданием танца под названием «Я в мире танца». Результатом проделанной работы является участие и проведение премьеры танцевального номера на «открытом уроке».
Расходы на апробирование экспериментальной программы в течение одного учебного года составляет 325000 тенге, выделяемых из бюджета студии. После внедрения проектной экспериментальной программы «Импровизация в Танце», в ходе повторно проведенного исследования на «открытом уроке», можно заключить, что уровень танцевальной культуры детей и творческого отношения к танцу значительно вырос, показывающее эффективность внедренного проекта.
Апробация проекта в течение года свидетельствует, что гипотеза доказана, цель исследования достигнута.
Интернет-ресурсы
Приложение № 1
Структура танцевальной студии «Dance»
Приложение № 2
Анкета для экспертной группы с целью определения уровня танцевальной культуры детей и их творческого подхода к импровизационному этюду.
ФИО эксперта______________________
ФИО ученика __________________________
Возраст __________________________
Пол __________________________
Группа __________________________
Выбранный образ __________________________
1. 2. 3. 4. 5.