Формирование этнической карты Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:34, доклад

Краткое описание

Национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюрко-язычные и в меньшей степени самодийско- и кетоязычные племена. В конце XVI—начале XVII вв. в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII в. местные коренные народы по численности уже уступали пришлому русскому населению, также в первой четверти этого столетия в Приенисейский край попало немало шведских военнопленных.

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)
  1. Формирование этнической карты Красноярского края.

Национальный состав Красноярского  края отличается чрезвычайной пестротой  и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюрко-язычные и в меньшей степени самодийско- и кетоязычные племена.                                                                                                                                                В конце XVI—начале XVII вв. в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII в. местные коренные народы по численности уже   уступали пришлому русскому населению, также в первой четверти    этого столетия в Приенисейский край попало  немало шведских военнопленных.                                                                                                                   В XIX веке население Енисейской губернии расширялось за счет ссыльнопоселенцев: поляков, немцев, евреев, народов Балтии. Для эстонцев, латышей, финнов в Минусинском уезде были созданы специальные поселения. Параллельно развивалась и крестьянская миграция, особенно в      пореформенный период. Среди переселенцев было много украинцев, татар, мордвы.                                                      Со   строительством Транссибирской железной дороги и началом столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию хлынул огромный поток переселенцев, среди которых было много белорусов, украинцев, татар, поляков, эстонцев, чувашей, латышей.                                                                                        С началом Первой мировой войны в Сибири оказалось большое количество беженцев из прифронтовых территорий России (Украина, Белоруссия, Балтия), а также представителей европейских народов из числа военнопленных Германии, Австро-Венгрии, многие из которых приняли участие в гражданской войне с обеих враждующих сторон.                                                                                                   На изменение национального состава Енисейской губернии начала 1920-х годов повлияли репатриация иностранных военнопленных, оптация российских граждан во вновь образованные государства — Латвию, Литву, Эстонию, Польшу и Финляндию, а также большой приток в Сибирь т. н. «голодбеженцев» из национальных районов Поволжья, пораженных сильнейшей засухой.                          Во второй половине XX столетия в сфере этнодемографического развития Красноярского края происходят изменения. С одной стороны, с 1950— 1960-х годов начинается стабильное уменьшение численности ряда старожильческих этносов: евреев, немцев, поляков, мордвы, финнов, народов Балтии.  С другой стороны, в большом количестве начинают приезжать выходцы из трудоизбыточных районов Средней Азии, Кавказа и других регионов. Так, в 1950-е годы в крае появляются достаточно крупные диаспоры азербайджанцев, грузин, армян;  в 1960-егоды—узбеков и молдаван.                  После трудных 1990-х годов, сопровождаемых жесткими реформами, в составе нашего края произошли серьёзные изменения.                                                                                                                               По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в регионе уменьшилась численность нерусского населения (с 12,4% в 1989 году до 11,0% в 2002 году). Также расширился список национальностей, проживающих на территории Красноярского края (со 124 до 137).

2. Национально-культурные объединения Красноярского края.                 

Национально-культурные объединения края начинают появляться с конца 1988 года, и к 2006 году их количество достигало 69. Эти объединения включали в себя работу около 50 народов, проживающих на территории Красноярского края. Объединения включают в себя разные организационные формы: центры, автономии, ассоциации, общества и т.п.  Наиболее развита сеть национально-культурных объединений (НКО) у русских — 9), коренных народов Севера — 8, немцев —3. По 4 НКО имеют поляки и азербайджанцы, по 3 — татары и узбеки; по 2 — буряты, киргизы, лезгины, литовцы, таджики, хакасы и чуваши. Еще 20 национальностей имеют по одному НКО, а в общественной организации «Страна гор — Дагестан» работают представители 7 народов этой республики.   

3.1. Коренные народы Красноярского края. Хакасы.

 По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского  края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири, к ним относятся:

Коренной народ

Общая численность       в России (чел.)

          в т.ч. в Красноярском крае (чел.)

      (%)

Долганы

7 261

5 805

80,0

Эвенки

35 527

4 632

13,0

Хакасы

76 622

4 489

5,9

Ненцы

41302

3188

7,7

Якуты

443 852

1368

0,3

Кеты

1494

1189

79,6

Нганасаны

834

811

97,2

Селькупы

4 249

359

8,4

Энцы

237

213

89,9

Чулымцы

656

159

24,2




   

К коренному этносу, населяющему  Красноярский край, относят Хакасов.

3.2. Происхождение хакасов.

Территория современной  Хакассии была населена ещё во времена  палеолита и неолита. Основными  занятиями коренного населения, которое вело полукочевой образ  жизни, были охота и рыболовство; к концу 2-го тыс. до н. э. начало развиваться  примитивное земледелие. В эпоху  тагарской культуры уже возникла родо-племенная организация; выделяется богатая родовая аристократия. Развиваются  ремёсла: добыча и обработка железа, золота, олова и др. металлов; значительные успехи были достигнуты в ирригационном  деле, что способствовало развитию пашенного земледелия. В 8-11 вв. хакасы вели торговлю с арабами, тибетцами  и народами Средней Азии; у них  существовала письменность на тюркском (кыргызском) языке.

 

  В начале 13 в. союзы  племён, возникшие к этому времени  у народов, населявших современную  Х., были уничтожены монголами.  Разрушение монголами ирригационной  сети привело почти к полному  исчезновению у коренного населения  пашенного земледелия и переходу  их к полукочевому скотоводству  и охоте.

 

  В 17 - начале 18 вв. княжества  и группы племён (предки современных  хакасов) добровольно вошли в  состав Русского государства.  Присоединение Хакассии к России, началось с постройки Томского (1604), Красноярского (1628) и др. острогов. В 18 в. в Х. растет местный  рынок, возникает денежное обращение,  появляются первые рудники. Под  влиянием русской земледельческой  культуры хакасы начали переходить  к оседлому образу жизни.

 

Переход к более передовым формам хозяйства усилил процесс классового расслоения среди хакасов. В 18 в. управление хакасами было разделено между канцеляриями городов Красноярска и Кузнецка. С введением «Устава об управлении инородцев» (1822) земли хакасов, получивших название «кочевых инородцев», вошли  в состав Енисейской губернии (Ачинский и Минусинский уезды). Административное управление осуществлялось степными думами (Кызылской, Качинской, Сагайской). «Самоуправление» Хакассии было подчинено царской  администрации. С 1-й половины 19 в. Енисейская губерния, куда входила территория Хакассии была местом политической ссылки. С середины 19 в. на территории Хакассии зарождаются капиталистические  отношения. Начала развиваться золотодобывающая промышленность, в начале 20 в. возникла каменноугольная промышленность (Черногорские, Изыхские, Калягинские копи). С проведением  в конце 19 в. Сибирской ж. д. значительно  вырос товарооборот; увеличился приток в Хакассию русских переселенцев. В основном они проживают на территории Хакасской автономной области,    расположенной в западной части Хакасско-Минусинской котловины. Небольшая их часть (около тысячи человек) обитает по среднему течению р. Чулым (Тегульдетский район Томской области и Тюхтетский район Красноярского края). Некоторые хакасские селения – Арыпкаев, Ораки, Можары, Большое Озеро, Усть-Парная и др. находятся в пределах Ужурского и Шарыповского районов Красноярского края. Более 2 тыс. хакасов проживает в Туве. Численность всех хакасов по данным Всесоюзной переписи населения 1979 года составляла 70776 человек. Из них 57286 (81 %) считало родным языком язык своей национальности – хакасский.

3.3 Язык

Хакасский язык относится  к уйгуро-огузской группе тюркских языков. Он составляет особую хакасскую  подгруппу, куда входят близкородственные  языки фуюйских кыргызов и сары-уйгуров  Китайской Народной Республики, а  также шорцев и северных алтайцев: кумандинцев, тубаларов и челканцев. По мнению тюркологов, язык хакасов  генетически связан с древнекиргизским и древнеуйгурским языками.

Хакасы делятся на четыре группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (сагай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал), говорящих на различных диалектах. Койбалы почти полностью ассимилированы качинцами и сохранили свое этническое самосознание только в д. Койбалы  Бейского района. Хакасское население  долины р. Матур и верхнего Таштыпа  говорит на шорском диалекте. Сами себя они считают сагайцами, но последние  противопоставляют их и называют "чыстанас" – т.е. таежные асы.

3.4. Этноним "тадар"

В царской России хакасы именовались  татарами (минусинские, ачинские, абаканские). Двухвековое управление русской  администрации содействовало закреплению  последнего имени в сознании народа. В связи с этим хакасы стали  называть себя "тадар" (т.е. татарин). Помимо хакасов этноним "тадар" закрепился также среди соседних тюркоязычных народов Южной Сибири – шорцев, телеутов и северных алтайцев.

По всей видимости, "тадар" не является их историческим именем. Смена  этнонимов отразила изменения произошедшие после присоединения Южной Сибири к России.

Термин "хакас" для обозначения  коренного населения Хакасско-Минусинской  котловины официально принят в первые годы Советской власти. Он был заимствован  из китайских источников. В китайских  летописях IX-X вв. формой "хягасы" передавалось звучание имени енисейских кыргызов. Принятый этноним отождествлял современное население долины Среднего Енисея с кыргызами и способствовал их политическому возрождению. Однако, в связи с принятием термина "хакас" в научной литературе распространилось ошибочное мнение о хакасах, как искусственном объединении качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов в один народ при Советской власти. Но все исторические сведения и этнические определения резко противоречат подобным заключениям и характеризуют завершение процесса сложения хакасского народа к началу XIX в.

По данным восточных письменных документов XVII-XVIII вв., Хакасия называлась именем "Хонгор" или "Хонгорой", что, несомненно, свидетельствует о  наличии здесь в эпоху позднего средневековья своеобразного этносоциального  образования. Необходимо отметить, что  в фольклоре хакасов в качестве их старинного самоназвания употребляется  термин "хоорай" .Этот термин актуален для населения Хакасии до вхождения в состав России.

3.5. Религия 

 

Как известно, этнический облик духовной культуры народа складывается из различных  компонентов, которые являются своего рода «этническими показателями», «этническими признаками», «этническими определителями». Одним из таких существенных признаков  выступают традиционно-бытовые (в  том числе, религиозно-бытовые) особенности  духовной культуры, отличающую данную этническую общность от других этносов. В качестве отличительных этнических признаков выступают религия  и мифология. Их влияние распространяется не только на интеллектуальную сторону  человеческого сознания, но и на его эмоциональную сторону и  находит выражение в совокупности действий – в обрядах и обычаях, в определенных формах быта, в действиях  людей, в формах проведения досуга, в способах ознаменования важных событий личной и общественной жизни  и в веками устоявшихся привычках  и традициях. Поэтому изучение изменений  в сфере религиозно-бытовой обрядности помогает решению такой общеметодологической задачи, как ретроспективный анализ культурной специфики этнических общностей.  
 
Пантеон представителей невидимого мира духов в хакасской традиции широк. В эту категорию входят обитатели Верхнего, Среднего и Нижнего Миров. Верхний Мир населен девятью главными божествами – чаянами (творцами). Средний Мир – собственно человеческий мир, в котором человек полностью реализуется. Здесь он испытывает на себе воздействие духов Верхнего и Нижнего Миров, а также духов природных стихий и явлений и всевозможных, приносящих вред духов. В Нижнем Мире живет Эрлик-хан со своими сыновьями и дочерями, а также умершие люди. Согласно традиции, небожители и представители Нижнего Мира редко посещают Средний Мир. По всей видимости, «отдаленность» этих духов сказалась на сохранности в мифологическом сознании людей, представлений о них. В жизни хакасов наиболее живучими оказались религиозно-мифологические воззрения, связанные со Средним Миром, чего нельзя сказать о Верхнем и Нижнем Мирах. Хакасы до сих пор сохраняют обычаи и обряды, обусловленные представлениями о духах Среднего Мира. Прежде всего, это выражается в «кормлении» и обращении к духам-хозяевам стихий и природных явлений (духам гор, воды, огня и др.). «Для человека Средний реальный мир был наиболее доступным для освоения и познания». Средний мир являлся центральной сферой, в которой находились, как бы в свернутом виде ценности и верования данного общества. Именно центр упорядочивает символы, ценности и верования. И центром он является потому, что он пределен, нередуцируем. Именно он определяет природу сакрального в каждом обществе. Хакасы, как и многие другие народы никогда не отделяли себя от природы и от занимаемой территории. Связь со своей исконной землей была так сильна, что при отправлении культов гораздо чаще обращались к божествам стихий природы, нежели к верховным Богам. До сих пор среди хакасов сохраняются традиционные верования, отражающие анимистические представления о природе и человеке. Безусловно, время вносит свои коррективы, многие традиционные представления осовремениваются и продолжают жить в модернизированных формах. Традиционные верования  сохранились и сейчас (шаманизм). Главная функция шаманов — лечение людей и проведение общественных молений. Молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Традиционные верования хакасов отразились и на похоронной обрядности. В прошлом хоронили в земле, младенцев — в дуплах, для шаманов устраивали воздушное захоронение в лесу. В некоторых местах на могиле сооружали срубный домик. При захоронении устраивали тризну, разжигали огонь, жертвовали ему пищу. Сегодня похоронная обрядность хакасов мало чем отличается от русских обычаев.

Информация о работе Формирование этнической карты Красноярского края