Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:34, доклад
Национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюрко-язычные и в меньшей степени самодийско- и кетоязычные племена. В конце XVI—начале XVII вв. в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII в. местные коренные народы по численности уже уступали пришлому русскому населению, также в первой четверти этого столетия в Приенисейский край попало немало шведских военнопленных.
Национальный состав Красноярского
края отличается чрезвычайной пестротой
и большим разнообразием, ставшими
результатом сложных
2. Национально-культурные объединения Красноярского края.
Национально-культурные объединения края начинают появляться с конца 1988 года, и к 2006 году их количество достигало 69. Эти объединения включали в себя работу около 50 народов, проживающих на территории Красноярского края. Объединения включают в себя разные организационные формы: центры, автономии, ассоциации, общества и т.п. Наиболее развита сеть национально-культурных объединений (НКО) у русских — 9), коренных народов Севера — 8, немцев —3. По 4 НКО имеют поляки и азербайджанцы, по 3 — татары и узбеки; по 2 — буряты, киргизы, лезгины, литовцы, таджики, хакасы и чуваши. Еще 20 национальностей имеют по одному НКО, а в общественной организации «Страна гор — Дагестан» работают представители 7 народов этой республики.
3.1. Коренные народы Красноярского края. Хакасы.
По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири, к ним относятся:
|
К коренному этносу, населяющему Красноярский край, относят Хакасов.
3.2. Происхождение хакасов.
Территория современной Хакассии была населена ещё во времена палеолита и неолита. Основными занятиями коренного населения, которое вело полукочевой образ жизни, были охота и рыболовство; к концу 2-го тыс. до н. э. начало развиваться примитивное земледелие. В эпоху тагарской культуры уже возникла родо-племенная организация; выделяется богатая родовая аристократия. Развиваются ремёсла: добыча и обработка железа, золота, олова и др. металлов; значительные успехи были достигнуты в ирригационном деле, что способствовало развитию пашенного земледелия. В 8-11 вв. хакасы вели торговлю с арабами, тибетцами и народами Средней Азии; у них существовала письменность на тюркском (кыргызском) языке.
В начале 13 в. союзы
племён, возникшие к этому времени
у народов, населявших
В 17 - начале 18 вв. княжества
и группы племён (предки современных
хакасов) добровольно вошли в
состав Русского государства.
Присоединение Хакассии к
Переход к более передовым формам
хозяйства усилил процесс классового
расслоения среди хакасов. В 18 в. управление
хакасами было разделено между канцеляриями
городов Красноярска и
3.3 Язык
Хакасский язык относится к уйгуро-огузской группе тюркских языков. Он составляет особую хакасскую подгруппу, куда входят близкородственные языки фуюйских кыргызов и сары-уйгуров Китайской Народной Республики, а также шорцев и северных алтайцев: кумандинцев, тубаларов и челканцев. По мнению тюркологов, язык хакасов генетически связан с древнекиргизским и древнеуйгурским языками.
Хакасы делятся на четыре группы:
качинцев (хааш, хаас), сагайцев (сагай),
кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал),
говорящих на различных диалектах.
Койбалы почти полностью
3.4. Этноним "тадар"
В царской России хакасы именовались
татарами (минусинские, ачинские, абаканские).
Двухвековое управление русской
администрации содействовало
По всей видимости, "тадар" не
является их историческим именем. Смена
этнонимов отразила изменения произошедшие
после присоединения Южной
Термин "хакас" для обозначения
коренного населения Хакасско-
По данным восточных письменных
документов XVII-XVIII вв., Хакасия называлась
именем "Хонгор" или "Хонгорой",
что, несомненно, свидетельствует о
наличии здесь в эпоху позднего
средневековья своеобразного
3.5. Религия
Как известно, этнический облик духовной
культуры народа складывается из различных
компонентов, которые являются своего
рода «этническими показателями», «этническими
признаками», «этническими определителями».
Одним из таких существенных признаков
выступают традиционно-бытовые (в
том числе, религиозно-бытовые) особенности
духовной культуры, отличающую данную
этническую общность от других этносов.
В качестве отличительных этнических
признаков выступают религия
и мифология. Их влияние распространяется
не только на интеллектуальную сторону
человеческого сознания, но и на
его эмоциональную сторону и
находит выражение в
Пантеон представителей невидимого мира
духов в хакасской традиции широк. В эту
категорию входят обитатели Верхнего,
Среднего и Нижнего Миров. Верхний Мир
населен девятью главными божествами
– чаянами (творцами). Средний Мир – собственно
человеческий мир, в котором человек полностью
реализуется. Здесь он испытывает на себе
воздействие духов Верхнего и Нижнего
Миров, а также духов природных стихий
и явлений и всевозможных, приносящих
вред духов. В Нижнем Мире живет Эрлик-хан
со своими сыновьями и дочерями, а также
умершие люди. Согласно традиции, небожители
и представители Нижнего Мира редко посещают
Средний Мир. По всей видимости, «отдаленность»
этих духов сказалась на сохранности в
мифологическом сознании людей, представлений
о них. В жизни хакасов наиболее живучими
оказались религиозно-мифологические
воззрения, связанные со Средним Миром,
чего нельзя сказать о Верхнем и Нижнем
Мирах. Хакасы до сих пор сохраняют обычаи
и обряды, обусловленные представлениями
о духах Среднего Мира. Прежде всего, это
выражается в «кормлении» и обращении
к духам-хозяевам стихий и природных явлений
(духам гор, воды, огня и др.). «Для человека
Средний реальный мир был наиболее доступным
для освоения и познания». Средний мир
являлся центральной сферой, в которой
находились, как бы в свернутом виде ценности
и верования данного общества. Именно
центр упорядочивает символы, ценности
и верования. И центром он является потому,
что он пределен, нередуцируем. Именно
он определяет природу сакрального в каждом
обществе. Хакасы, как и многие другие
народы никогда не отделяли себя от природы
и от занимаемой территории. Связь со своей
исконной землей была так сильна, что при
отправлении культов гораздо чаще обращались
к божествам стихий природы, нежели к верховным
Богам. До сих пор среди хакасов сохраняются
традиционные верования, отражающие анимистические
представления о природе и человеке. Безусловно,
время вносит свои коррективы, многие
традиционные представления осовремениваются
и продолжают жить в модернизированных
формах. Традиционные верования сохранились
и сейчас (шаманизм). Главная функция шаманов
— лечение людей и проведение общественных
молений. Молились небу, горам, воде, священному
дереву — березе. Традиционные верования
хакасов отразились и на похоронной обрядности.
В прошлом хоронили в земле, младенцев
— в дуплах, для шаманов устраивали воздушное
захоронение в лесу. В некоторых местах
на могиле сооружали срубный домик. При
захоронении устраивали тризну, разжигали
огонь, жертвовали ему пищу. Сегодня похоронная
обрядность хакасов мало чем отличается
от русских обычаев.
Информация о работе Формирование этнической карты Красноярского края