Формулы речевого этикета в деловом и обыденном общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 07:05, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассказать о формулах речевого этикета. Что это? Что включают в себя?
Задачи работы: ввести понятия делового и обыденного общения, их отличия, речевой этикет для каждого общения, использование этикета в различной обстановке.

Содержание

Введение………………………………………………………………...............................………3
1. Понятия делового и обыденного общения......................................4
2.Этикет делового общения……………………….............................................5
3.Формулы речевого этикета в обыденном общении.........................9
4.1 Обстановка общения и этикетные формулы………………………..…10
5. Сравнительная таблица……………………………………………………5
6. Общие правила успешного общения……………………………………..18
7. Заключение………………………………………………………………..20
8. Приложение……………………...………………………………………21
9. Список использованной литературы…………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_new(1).docx

— 23.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Математический факультет

 

 

 

 

Реферат по курсу «Русский язык и культура речи»

 

Формулы речевого этикета в деловом и обыденном общении

 

 

 

 

Выполнил:

студенты группы МТ 101

Евстафьев А.А

Измайлов А.С

 

Проверил:

Голованова И.Ю.

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………...............................………3

1. Понятия делового и обыденного общения......................................4

2.Этикет делового общения……………………….............................................5

3.Формулы речевого этикета в обыденном общении.........................9

     4.1 Обстановка общения и этикетные формулы………………………..…10

5. Сравнительная таблица……………………………………………………5

6. Общие правила успешного общения……………………………………..18

7. Заключение………………………………………………………………..20

8. Приложение……………………...………………………………………21

9. Список использованной литературы…………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Что скрывается под выражением  "речевой этикет"? Как найти ключ к успешной деловой карьере или найти общий язык с нужными людьми? Формулы речевого этикета ответят на эти вопросы. Они просты в применении, запомнить их не составит труда, а самое главное- формулы невероятно полезны для успешного общения.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил и формул речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

 Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.

Цель работы: рассказать о формулах речевого этикета. Что это? Что включают в себя?

Задачи работы: ввести понятия делового и обыденного общения, их отличия, речевой этикет для каждого общения, использование этикета в различной обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия делового и обыденного общения

Обыденное или неформальное общение- повседневная практика передачи информации посредством устной речи. Человек сталкивается с этим видом общения ежедневно, независимо от его желания. Целью является передача новой информации друг другу, ликвидация бытовых конфликтов, создание контакта между индивидом и обществом. Т.е. обыденное общение является одним из главных аспектов в жизни общества и социализация личности в нём.

Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Деловое общение — это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений (М. В. Колтунова 2005).

Эти два понятия необходимо знать для определения границ между двумя типами речи и никогда их не путать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этикет делового общения

Это самая сложная тема, если её изучить и понять, то карьерный рост обеспечен.

Деловой этикет – важнейшая сторона профессионального

поведения делового человека, предпринимателя. Знание этикета – необходимое

профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Приветствие - один из самых важных знаков не только делового, но и речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми. Особенно это важно в сфере деловых отношений, где от симпатии или антипатии собеседников друг к другу может зависеть принятие решения. Приветствие с улыбкой (не обязательно открытой американской, может быть, с легкой улыбкой) является нормой повседневного общения деловых людей.

Различные виды этикета представлены системой различных этикетных формул: Ваше преосвященство (церковному служителю высокого сана - епископу) и товарищ генерал (в старой русской армии - Ваше Превосходительство или Ваше Высокопревосходительство). Однако общим принципом использования этикетных средств в любой сфере общественной жизни остается принцип вежливости. Этикет - это кодекс цивилизованного поведения, который базируется на потребности человека быть признанным, на учете его социального статуса и достоинства.

В деловом общении чаще всего используются универсальные формулы приветствия: «Здравствуйте!», «Добрый день», «Добрый вечер».

Но, кроме перечисленных, в торжественной обстановке используются стилистически повышенные приветствия: «Приветствую вас!», «Рад вас видеть!», «Позвольте поприветствовать вас!», «Разрешите вас приветствовать!», - которые чаще всего произносятся с улыбкой. Кроме того, существуют особые приветствия:

- С приездом! - С возвращением! (приехавшему)

- С праздником! - С Новым годом! (по случаю праздника) и т.д.

      Этикет - явление  национальное. То, что считается  вежливым у одного народа, может  быть истолковано как жест  невежливого отношения к собеседнику  у другого. Например, согласно нормам  русского речевого этикета при  встрече давно не видевшихся  приятелей совершенно нормальным  считаются вопросы типа: «Как здоровье вашей жены, детишек?». Этот вопрос прочитывается собеседником как знак внимания и расположения со стороны говорящего. Совершенно иначе обстоит дело в некоторых мусульманских (магометанских) странах. Там подобный вопрос может быть сочтен по меньшей мере бестактным, потому что все, относящееся к женской половине дома, является запретной темой для обсуждения.

Исскуство делового этикета треюует особого изучения, так как не ограничивается вниманием и уважением к собеседнику. Существует огромный "свод законов", которому придерживаются деловые люди он включают в себя: правила представления и знакомства; нормы обращения; правила организации деловых контактов; правила ведения деловых бесед; требования к внешнему облику, манерам, речи; культуру служебных документов и т.п. В работе определена лишь основа этой темы.

Как правильно приветствовать описано выше, но как вести деловую беседу? . Отличительной чертой делового человека является умение вести деловую беседу. Прежде всего, необходимо всегда выслушать собеседника, не прерывая его и не отвлекаясь на другие дела или других людей. Не следует во время разговора перебирать бумаги, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, подписывать документы, разговаривать по телефону и т.д. Если при разговоре все-таки пришлось отвлечься, необходимо принести извинения. Не принято вести деловые беседы в присутствии посторонних лиц.Высказывания коммерсанта всегда должны быть краткими и по существу. Всегда желательно опираться на факты. Если эти факты не известны собеседнику, целесообразно указать источник информации, сославшись на сообщение в средствах массовой информации, литературу, документ или беседу с другими коммерсантами. Не стоит увлекаться деталями и подробностями, хотя иногда вовремя и к месту высказанная деталь способна существенно изменить как направление беседы, так и отношение к собеседнику.При возникновении проблемы,необходимо найти те точки зрения, по которым мнения совпадают, и в дальнейшем отталкиваться от этих общих позиций с целью поиска компромисса. При встрече с агрессивно настроенным собеседником целесообразно дать ему выговориться, а затем попытаться найти решение проблемы. В разговоре или выступлении следует избегать заносчивого, самонадеянного и категоричного тона, т.к. при этом возникает впечатление переоценки собственной личности и пренебрежения к окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формулы речевого этикета в обыденном общении

Этикетные формулы в обыденном общении часто представляют собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова. Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: Прошу любить и жаловать! Уезжающий говорит: Счастливо оставаться! Не поминайте лихом! Слова «лихо» и «жаловать» в современном русском языке уже не употребляются.

С помощью словесных формул мы выражаем отношения при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Арсенал их достаточно обширен и сегодня, а когда-то Россия располагала одним из самых богатых, детально разработанных национальных этикетов.

Принципы использования этикетных формул, помимо универсального принципа вежливости, - это принцип соответствия речевой ситуации. Обстановка общения (официальная / неофициальная) и фактор адресата (социальный статус, личные заслуги, возраст / пол, степень знакомства) являются определяющими при выборе этикетных формул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Обстановка общения и этикетные формулы

 

В одной ситуации уместным будет прощание Пока!, а в другой - Всего хорошего! До свидания. Представьте себе, если в официальной обстановке зачета студент, получив долгожданную роспись в зачетной книжке, скажет преподавателю: «Пока!». Скорее всего, это будет воспринято как чудачество сокурсниками и как невежливость, носящая вызывающий характер, преподавателем. Выбор приветствия должен соответствовать обстановке общения и форме общения (Ты- и Вы-общение).

В официальной обстановке повседневного делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:

 

Приветствие

Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!

Прощание

До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)

Благодарность

Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!

Просьба

Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас…

Извинение

Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…

Предложение

Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…

Приглашение

Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на…


 

 

При этом просьба, приглашение, сформулированные в форме вопроса, используются для подчеркивания уважительного отношения к собеседнику:

• Не можете ли вы…? Могу я вас попросить…? Вас не затруднит…? Не хотите ли взглянуть…? Не согласитесь ли вы…?

 

Обстановка официальности не просто предъявляет требования повышенной вежливости, уважительности к собеседнику, какое бы положение он ни занимал. Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Это связано с выбором Вы-общения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-общение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени и отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор и прочее. Нужно подчеркнуть, что официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе. Грубым нарушением норм этикета является одностороннее «тыканье», когда во время совещания, собрания начальник обращается к подчиненному на «ты», а тот к нему в свою очередь - на «вы». Причем нередко «ты» со стороны начальника сочетается с обращением по имени-отчеству.

 

 

5 Сравнительная таблица

 

Деловое

Обыденное

  • высокая степень регламентированности и однозначности функций и ролей участников;
  • ключевым аспектом является личность, индивидуальность участников взаимодействия;

 

  • заранее задано почти все: сценарии отношений, суть выполняемых ими ролей, нормы активности, дистанции отношений, определенность ожидаемых результатов;
  • отношения сфокусированы на личности партнеров;
  • деловые отношения в системе руководства и подчинения могут носить безличный и личностно-опосредованный характер;
  • общению присуща непосредственность, естественность
  • если руководитель не имеет  
    интереса к личности подчиненного,  
    то отношения безличные
 

 

 

 

 

 

6. Общие правила успешного общения

Не рекомендуется исправлять ошибки речи собеседника, показывая тем самым, что вы умнее и грамотнее его.

Информация о работе Формулы речевого этикета в деловом и обыденном общении