Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 07:05, реферат
Цель работы: рассказать о формулах речевого этикета. Что это? Что включают в себя?
Задачи работы: ввести понятия делового и обыденного общения, их отличия, речевой этикет для каждого общения, использование этикета в различной обстановке.
Введение………………………………………………………………...............................………3
1. Понятия делового и обыденного общения......................................4
2.Этикет делового общения……………………….............................................5
3.Формулы речевого этикета в обыденном общении.........................9
4.1 Обстановка общения и этикетные формулы………………………..…10
5. Сравнительная таблица……………………………………………………5
6. Общие правила успешного общения……………………………………..18
7. Заключение………………………………………………………………..20
8. Приложение……………………...………………………………………21
9. Список использованной литературы…………………………………….22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Математический факультет
Реферат по курсу «Русский язык и культура речи»
Формулы речевого этикета в деловом и обыденном общении
Выполнил:
студенты группы МТ 101
Евстафьев А.А
Измайлов А.С
Проверил:
Голованова И.Ю.
Челябинск 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятия делового и обыденного общения.......................
2.Этикет делового общения………………………..............
3.Формулы речевого этикета в обыденном
общении.......................
4.1 Обстановка общения и этикетные формулы………………………..…10
5. Сравнительная таблица………………………
6. Общие правила успешного общения……………………………………..18
7. Заключение……………………………………………………
8. Приложение……………………...………………………
9. Список использованной
Введение
Что скрывается под выражением "речевой этикет"? Как найти ключ к успешной деловой карьере или найти общий язык с нужными людьми? Формулы речевого этикета ответят на эти вопросы. Они просты в применении, запомнить их не составит труда, а самое главное- формулы невероятно полезны для успешного общения.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил и формул речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.
Цель работы: рассказать о формулах речевого этикета. Что это? Что включают в себя?
Задачи работы: ввести понятия делового и обыденного общения, их отличия, речевой этикет для каждого общения, использование этикета в различной обстановке.
1. Понятия делового и обыденного общения
Обыденное или неформальное общение- повседневная практика передачи информации посредством устной речи. Человек сталкивается с этим видом общения ежедневно, независимо от его желания. Целью является передача новой информации друг другу, ликвидация бытовых конфликтов, создание контакта между индивидом и обществом. Т.е. обыденное общение является одним из главных аспектов в жизни общества и социализация личности в нём.
Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Деловое общение — это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений (М. В. Колтунова 2005).
Эти два понятия необходимо знать для определения границ между двумя типами речи и никогда их не путать.
2. Этикет делового общения
Это самая сложная тема, если её изучить и понять, то карьерный рост обеспечен.
Деловой этикет – важнейшая сторона профессионального
поведения делового человека, предпринимателя. Знание этикета – необходимое
профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Приветствие - один из самых важных знаков не только делового, но и речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми. Особенно это важно в сфере деловых отношений, где от симпатии или антипатии собеседников друг к другу может зависеть принятие решения. Приветствие с улыбкой (не обязательно открытой американской, может быть, с легкой улыбкой) является нормой повседневного общения деловых людей.
Различные виды этикета представлены системой различных этикетных формул: Ваше преосвященство (церковному служителю высокого сана - епископу) и товарищ генерал (в старой русской армии - Ваше Превосходительство или Ваше Высокопревосходительство). Однако общим принципом использования этикетных средств в любой сфере общественной жизни остается принцип вежливости. Этикет - это кодекс цивилизованного поведения, который базируется на потребности человека быть признанным, на учете его социального статуса и достоинства.
В деловом общении чаще всего используются универсальные формулы приветствия: «Здравствуйте!», «Добрый день», «Добрый вечер».
Но, кроме перечисленных, в торжественной обстановке используются стилистически повышенные приветствия: «Приветствую вас!», «Рад вас видеть!», «Позвольте поприветствовать вас!», «Разрешите вас приветствовать!», - которые чаще всего произносятся с улыбкой. Кроме того, существуют особые приветствия:
- С приездом! - С возвращением! (приехавшему)
- С праздником! - С Новым годом! (по случаю праздника) и т.д.
Этикет - явление
национальное. То, что считается
вежливым у одного народа, может
быть истолковано как жест
невежливого отношения к
Исскуство делового этикета треюует особого изучения, так как не ограничивается вниманием и уважением к собеседнику. Существует огромный "свод законов", которому придерживаются деловые люди он включают в себя: правила представления и знакомства; нормы обращения; правила организации деловых контактов; правила ведения деловых бесед; требования к внешнему облику, манерам, речи; культуру служебных документов и т.п. В работе определена лишь основа этой темы.
Как правильно приветствовать описано выше, но как вести деловую беседу? . Отличительной чертой делового человека является умение вести деловую беседу. Прежде всего, необходимо всегда выслушать собеседника, не прерывая его и не отвлекаясь на другие дела или других людей. Не следует во время разговора перебирать бумаги, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, подписывать документы, разговаривать по телефону и т.д. Если при разговоре все-таки пришлось отвлечься, необходимо принести извинения. Не принято вести деловые беседы в присутствии посторонних лиц.Высказывания коммерсанта всегда должны быть краткими и по существу. Всегда желательно опираться на факты. Если эти факты не известны собеседнику, целесообразно указать источник информации, сославшись на сообщение в средствах массовой информации, литературу, документ или беседу с другими коммерсантами. Не стоит увлекаться деталями и подробностями, хотя иногда вовремя и к месту высказанная деталь способна существенно изменить как направление беседы, так и отношение к собеседнику.При возникновении проблемы,необходимо найти те точки зрения, по которым мнения совпадают, и в дальнейшем отталкиваться от этих общих позиций с целью поиска компромисса. При встрече с агрессивно настроенным собеседником целесообразно дать ему выговориться, а затем попытаться найти решение проблемы. В разговоре или выступлении следует избегать заносчивого, самонадеянного и категоричного тона, т.к. при этом возникает впечатление переоценки собственной личности и пренебрежения к окружающим.
3. Формулы речевого этикета в обыденном общении
Этикетные формулы в обыденном общении часто представляют собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова. Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: Прошу любить и жаловать! Уезжающий говорит: Счастливо оставаться! Не поминайте лихом! Слова «лихо» и «жаловать» в современном русском языке уже не употребляются.
С помощью словесных формул мы выражаем отношения при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Арсенал их достаточно обширен и сегодня, а когда-то Россия располагала одним из самых богатых, детально разработанных национальных этикетов.
Принципы использования этикетных формул, помимо универсального принципа вежливости, - это принцип соответствия речевой ситуации. Обстановка общения (официальная / неофициальная) и фактор адресата (социальный статус, личные заслуги, возраст / пол, степень знакомства) являются определяющими при выборе этикетных формул.
4 Обстановка общения и этикетные формулы
В одной ситуации уместным будет прощание Пока!, а в другой - Всего хорошего! До свидания. Представьте себе, если в официальной обстановке зачета студент, получив долгожданную роспись в зачетной книжке, скажет преподавателю: «Пока!». Скорее всего, это будет воспринято как чудачество сокурсниками и как невежливость, носящая вызывающий характер, преподавателем. Выбор приветствия должен соответствовать обстановке общения и форме общения (Ты- и Вы-общение).
В официальной обстановке повседневного делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:
Приветствие |
Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте! |
Прощание |
До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему) |
Благодарность |
Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас! |
Просьба |
Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас… |
Извинение |
Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста… |
Предложение |
Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам… |
Приглашение |
Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на… |
При этом просьба, приглашение, сформулированные в форме вопроса, используются для подчеркивания уважительного отношения к собеседнику:
• Не можете ли вы…? Могу я вас попросить…? Вас не затруднит…? Не хотите ли взглянуть…? Не согласитесь ли вы…?
Обстановка официальности не просто предъявляет требования повышенной вежливости, уважительности к собеседнику, какое бы положение он ни занимал. Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Это связано с выбором Вы-общения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-общение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени и отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор и прочее. Нужно подчеркнуть, что официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе. Грубым нарушением норм этикета является одностороннее «тыканье», когда во время совещания, собрания начальник обращается к подчиненному на «ты», а тот к нему в свою очередь - на «вы». Причем нередко «ты» со стороны начальника сочетается с обращением по имени-отчеству.
5 Сравнительная таблица
Деловое |
Обыденное |
|
|
|
|
|
|
|
6. Общие правила успешного общения
Не рекомендуется исправлять ошибки речи собеседника, показывая тем самым, что вы умнее и грамотнее его.
Информация о работе Формулы речевого этикета в деловом и обыденном общении