Характерные черты культуры Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:15, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является описание основных особенностей культуры,
выделение характерных черт.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
- изучение и анализ литературы по данной теме;
- описание этапов становления древнегреческой культуры;
- раскрытие основных черт культуры Древней Греции.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. Этапы становления древнегреческой культуры………. 6
§1. Культура гомеровского периода……………………………... 6
§2. Культура архаического периода……………………………… 8
§3. Классический период………………………………………… 14
Глава 2. Характерные черты культуры Древней Греции……… 16
§1. Архитектура……………………………………………………16
§2. Скульптура……………………………………………………. 19
§3. Вазопись………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………24
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Культура.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е. Алексеева»

 

АРЗАМАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

Реферат по культурологии

 

Характерные черты культуры Древней Греции

 

 

Выполнила:

Гр. АЗЭ 2010-3

Ильина Марина

 

 

Проверила:

к.и.н.

Акишина О. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арзамас 2012г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………… 3

Глава 1. Этапы становления древнегреческой культуры………. 6

§1. Культура гомеровского периода……………………………... 6

§2. Культура архаического периода……………………………… 8

§3. Классический период………………………………………… 14

Глава 2. Характерные черты культуры Древней Греции……… 16

§1. Архитектура……………………………………………………16

§2. Скульптура……………………………………………………. 19

§3. Вазопись………………………………………………………..22

Заключение…………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”.   Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветом.    Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков.

  Актуальность данной темы  главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.

  Целью данной работы является описание основных особенностей культуры,

выделение характерных черт.

  Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

- изучение и анализ литературы по данной теме;

- описание этапов становления древнегреческой культуры;

- раскрытие основных черт культуры Древней Греции.

  Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева “Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.”. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге “Греческая цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве.

  Все большее число  людей  осознает,  что  приобщение  к  историческому

прошлому –  это  не  только  знакомство  с  шедеврами  мировой  цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа  воспитания,  но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной  жизни,  в определённой  мере  оценка  настоящего  и  даже  «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

     Одной из крупнейших цивилизаций древнего мира  была  древнегреческая цивилизация.  Конечно, изучение древнего мира проводится не  из  простого

любопытства.  Цивилизация  Древней  Греции   позднее   стала   основой   для возникновения  европейской  цивилизации,  и  оказала  огромное  влияние   на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.

  Было время, когда греческий народ ничем не отличался от любого другого народа. И он прошел через века медлительного топтания на месте в эпоху первобытной жизни, которое иногда приводит, а иногда и нет, к цивилизации.

  Более того, в течение всей своей истории, включая период ослепительного, всестороннего рассвета и созданных им шедевров, век Софокла, Гиппократа и Парфенона, греческий народ придерживался суеверий и нравов, то несколько странных, а иногда чудовищно жестоких.

  Греческий народ был совершенно таким же народом, как и всякий другой, первобытнейшим из первобытных. Его цивилизация распускалась и взращивалась на том же черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира, - и в этом нет никакого чуда, сказывается влияние некоторых благоприятных обстоятельств и тех изобретений, появление которых было вызвано повседневным трудом и нуждами самого греческого народа. Именно этот примитивный, легковерный и жестокий народ изобрел нашу цивилизацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Этапы становления древнегреческой культуры

§1. Культура гомеровского периода

  Этот период (XI—IX вв. до н. э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э., являются важнейшим источником информации об этом времени, хотя и рассказывают о происходившей в XIII в. до н. э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев — Одиссея,— домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся еще к Крито-Микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. В поэмах отражена жизнь общества с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской цивилизации. Герои Гомера — цари и представители знати — живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь не похожих на дворцы крито-микенских царей.[6]

  До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

  Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (IX в.до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Как полагают некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый, магический смысл и сам орнамент обретал символическое значение. Сцены на вазах изображали плывущие по морю гребные суда, битвы, похороны героя, соревнования юношей в силе и ловкости.[4]

  Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе — архаической (II-я пол. VIII в. до н. э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо, а совершенно новое алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

  Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой литературы - «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, одного из родоначальников греческой и европейской литературы.

  Принято считать, что поэмы эти были написаны в IX-VIII в.до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В их основе лежит ахейский эпос - сказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой Азии).

    Эпос был особым видом искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Эти песни пели тогда сами цари и воины под звуки форминги - разновидности кифары, как это делает Ахилл в «Иллиаде».

  Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцы - аэды или рапсоды. Из эпической песни выстроены «Иллиада» и «Одиссея».

   Высшей ценностью для знатного воина - эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец-аэд, который передает ее потомкам. В это время изобразительное искусство и архитектура делают лишь первые шаги. Прикладное же искусство отличается более высоким уровнем мастерства.

 

§2. Культура архаического периода

В этот период (VIII — 480 до н. э.) проходила Великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. У лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев — алфавитное письмо, которое греки усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. Зарождение греческой науки, в частности астрономии и геометрии, происходило под влиянием египтян и вавилонян. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

  В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса (греч. polis, лат. civitas) — города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

  В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало окончательное создание единого пантеона богов в результате слияния древних местных культов, основным среди которых стал культ олимпийских богов.[7]

  Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана — титаны, которые свергли отца. Один из титанов, Кронос (время), воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном — Зевсом. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера — владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату — Аиду — подземное царство.

  Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз — покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости — Афина, богом огня и кузнечного мастерства — Гефест, войны — Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина — ткачеству, Дионис — виноделию, Гермес — торговле и т. д.

   Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.

  Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

  Состязательное начало или агон – стремление к успеху, будь то спорт, музыка или поэзия, отличительная особенность у древних греков. Основным фактором в культурном развитии Древней Греции были игры, которые устраивали в честь богов. Самыми главными были - Олимпийские игры, Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Олимпийские игры представляли собой спортивное состязание, посвященное богу Зевсу, и проходили один раз в четыре года. Пифийские игры – спортивное и музыкальное состязание в честь бога Аполлона, проходившее в Дельфах так же как и Олимпийские игры - один раз в четыре года. Истмийские игры проводились в честь бога Посейдона под Коринфом – один раз в два года, Немейские игры проходили в новолуние июня один раз в год в Немейской долине при храме Зевса. Игры продолжались пять дней, и в Греции на это время сохранялся мир. Атлету, который трижды одерживал победу в играх, давалось право установить свою статую в священной роще, расположенной около храма бога Зевса Олимпийского. Атлеты выступали обнаженными, женщинам было запрещено присутствовать на играх. Участники состязались в таких видах как бег, кулачная борьба и гонки на колесницах. В олимпийских играх наградой была оливковая ветвь, в Пифийских играх – лавровый венок, в Истмийских играх – венок из сосновых веток, в Немейских играх – венок из веток оливы или из сельдерея.[5]

Информация о работе Характерные черты культуры Древней Греции