Характерные черты культуры Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:15, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является описание основных особенностей культуры,
выделение характерных черт.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
- изучение и анализ литературы по данной теме;
- описание этапов становления древнегреческой культуры;
- раскрытие основных черт культуры Древней Греции.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. Этапы становления древнегреческой культуры………. 6
§1. Культура гомеровского периода……………………………... 6
§2. Культура архаического периода……………………………… 8
§3. Классический период………………………………………… 14
Глава 2. Характерные черты культуры Древней Греции……… 16
§1. Архитектура……………………………………………………16
§2. Скульптура……………………………………………………. 19
§3. Вазопись………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………24
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Культура.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Постепенно совершенствуясь в передаче пропорций человеческого тела, добиваясь все большего жизненного сходства, греческие скульпторы VI в. научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.

При всем жизнеподобии лучших образцов греческой архаической скульптуры почти все они подчинены определенному эстетическому стандарту, изображая прекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершенно лишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических или психических особенностей.

  Скульптура классического периода.

  На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.

По скульптурам и рельефам, украшавшим такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, и храм Зевса в Олимпии, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.

Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

  В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий - Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

  В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких.

 

§3. Вазопись

Вазопись архаического периода.

  Наиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусства была, безусловно, вазовая живопись. В своей работе, ориентированной на самого широкого потребителя, мастера-вазописцы гораздо меньше, чем скульпторы или архитекторы, зависели от освященных религией или государством канонов. Поэтому их искусство было гораздо более динамичным, многообразным и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытия и эксперименты. Вероятно, именно этим объясняется необыкновенное тематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VI вв. Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики и резьбы по кости, мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера. При этом не ограничиваясь сюжетами, заимствованными из жизни аристократической элиты (сцены пиршеств, ристалищ на колесницах, атлетических упражнений и состязаний и т.п.), греческие вазописцы (особенно в период расцвета так называемого чернофигурного стиля в Коринфе, Аттике и некоторых других районах) не пренебрегают и жизнью социальных низов, изображая сцены полевых работ, ремесленные мастерские, народные празднества в честь Диониса и даже нелегкий труд рабов в рудниках. В сценах такого рода особенно ярко проявились гуманистические и демократические черты греческого искусства, которые были привиты ему окружающей общественной средой начиная с архаической эпохи.

  Вазопись классического периода.

  Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной бытовой жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, приобретя новые черты и стала колыбелью европейской культуры.

  Достижения греческой архитектуры в области художественной формы являются общепризнанными. Одна из её особенностей состоит в том, что в ней нет ничего запутанного, неясного, усложнённого. Характерной особенностью древнегреческой архитектуры была неразрывная связь между техническим и художественным творчеством и, в частности, разработка модульной системы расчленения сооружения на отдельные строительные элементы. Ордер и ордерная система являются одним из наиболее ярких примеров единства конструкции и выразительной, пластической формы. Греческая архитектура как никакая другая столь глубоко осмыслила связь целого и его отдельных элементов, разработала систему ордеров, их сочетания, членения и пропорции.

  Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из цивилизации Египта она отличается большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. Скульпторы древней Греции находили новые приемы изображения, пытаясь передать все пластику, гибкость человеческого тела, эмоции, одухотворенность лица, пластичность движений.

  Искусство вазописи было динамичным, многообразным и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытия и эксперименты. Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики и резьбы по кости, мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера.

  Значение древнегреческой культуры столь велико, что недаром мы называем времена ее расцвета «золотым веком» человечества. Мы восхищаемся идеальными пропорциями архитектуры, непревзойденными творениями скульпторов, поэтов, историков, ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект, 2001.с. 231-251.

2.      Андре Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I-III книги;

3.      Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

4.      Лурье С. А. История Греции. — СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993.

5.      П. С. Гуревич «Культурология: Учебник 3-е издание». Москва 2001г.

6.      Древние цивилизации. / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М., Мысль, 1989.

7.      Маркова А. Н. «Культурология. История мировой культуры». М., 2001г.

8.      Гриненко Г. Культурология. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998г.

9.      http://5ballov.qip.ru/referats/preview/86759/10/?referat-iskusstvo-drevney-gretsii

10. http://www.coolreferat.com/Античный_тип_культуры

26

 



Информация о работе Характерные черты культуры Древней Греции