Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 14:33, реферат
Цель исследования: рассмотреть храмы Московской области. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
• Рассмотреть историю создания храмов;
• Разработать особенности архитектуры христианских храмов;
• Дать общую характеристику Подмосковным храмам.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Церковь Рождества Христова в Истринском районе…………..………...…4
1.1. Происхождение Храма Рождества Христова
1.2. Особенности архитектуры храма Рождества Христов
1.3. Рецензия …………………………………………………………….…...……5
2. Богоявленская трапезная церковь Волоколамского района………………6
2.1. Происхождение Богоявленской трапезной церкви
2.2. Особенности архитектуры Богоявленской трапезной церкви
2.3. Рецензия………………………………………………………….………...….7
3. Собор Успения Божией Матери в Дмитровском районе……………...……7
3.1. История создания Собора Успения Божией Матери
3.2. Особенности архитектуры Успенского собора
3.3. Рецензия …………………………………………………………..…………10
4. Воскресенская церковь в Ступинском районе…………………….……….11
4.1. Возникновение Воскресенской церкви
4.2. Особенности архитектуры Воскресенской церкви
4.3. Рецензия……………………………………………………………...………13
5. Собор Михаила Архангела в Лотошинском районе………………..…..….13
5.1. История создания Собора Михаила Архангела
5.2. Особенности архитектуры Собора Михаила Архангела
5.3. Рецензия…………………………………………………………………...…15
6. Никольская церковь в Наро-Фоминском районе…………………….……16
6.1. История создания Никольской церкви
6.2. Своеобразие архитектуры Никольской церкви
6.3. Рецензия……………………………………………………………………...18
7. Древний белокаменный храм Иоакима и Анны в Можайском районе…19
7.1. Возникновение храм Иоакима и Анны
7.2.Архитектура храм Иоакима и Анны
7.3. Рецензия…………………………………………………………………...…20
8. Собор Воскресения Христова в Волоколамском районе………………….21
8.1. Создание Собора Воскресения Христова.
8.2. Своеобразие архитектуры Собора Воскресения Христова
8.3. Рецензия………………………………………………………….…………. 22
9. Собор Рождества Богородицы в Одинцовском районе……………………23
9.1. История создания Собора Рождества Богородицы
9.2. Особенности архитектуры Собор Рождества Богородицы
9.3. Рецензия………………………………………………………………...……24
10. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клинском районе………….25
10.1. Возникновение Собор Успения Пресвятой Богородицы
10.2. Особенности архитектуры Собора Успения Пресвятой Богородицы
10.3. Рецензия………………………………………………………………...…..26
Заключение…………………………………………………………………....….27
Список используемой литературы…………………………………………....
Титульный лист
Храмы Московской области
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Происхождение Храма Рождества Христова
1.2. Особенности архитектуры храма Рождества Христов
1.3. Рецензия ………………………………………………………
2.1. Происхождение Богоявленской трапезной церкви
2.2. Особенности архитектуры Богоявленской трапезной церкви
2.3. Рецензия…………………………………………………………
3.1. История создания Собора Успения Божией Матери
3.2. Особенности архитектуры Успенского собора
3.3. Рецензия …………………………………………………………..…………10
4.1. Возникновение Воскресенской церкви
4.2. Особенности архитектуры Воскресенской церкви
4.3. Рецензия…………………………………………………………
5.1. История создания Собора Михаила Архангела
5.2. Особенности архитектуры Собора Михаила Архангела
5.3. Рецензия…………………………………………………………
6.1. История создания Никольской церкви
6.2. Своеобразие архитектуры Никольской церкви
6.3. Рецензия…………………………………………………………
7.1. Возникновение храм Иоакима и Анны
7.2.Архитектура храм Иоакима и Анны
7.3. Рецензия…………………………………………………………
8.1. Создание Собора Воскресения Христова.
8.2. Своеобразие архитектуры Собора Воскресения Христова
8.3. Рецензия…………………………………………………………
9.1. История создания Собора Рождества Богородицы
9.2. Особенности архитектуры Собор Рождества Богородицы
9.3. Рецензия…………………………………………………………
10.1. Возникновение Собор Успения Пресвятой Богородицы
10.2. Особенности архитектуры Собора Успения Пресвятой Богородицы
10.3. Рецензия…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………....
Введение
Актуальность темы определена тем, что в последние десятилетия в России растет количество верующих. Хотя за последние 15 лет количество действующих храмов в Москве увеличилось больше чем в 10 раз, c 42 до 474, существующие храмы Москвы и Подмосковья по большим церковным праздникам не могут вместить всех желающих. Причем, большинство действующих храмов - это восстановленные старые храмы в пределах исторического центра Москвы, а в новых районах храмов почти нет.
Патриархия России не может обеспечить финансирование строительства множества приходских храмов. Она сконцентрировала средства для строительства и реставрации крупных храмов и комплексов. Абсолютное большинство же новых приходских храмов строится на средства прихожан и спонсоров, иногда методом народной стройки. Все это - малые храмы, в основном деревянные. Ставятся также часовни, часто на местах разрушенных храмов.
За время многолетнего перерыва в строительстве храмов опыт их проектирования и строительства практически был утерян. Отсутствуют отвечающие современным требованиям научные принципы формирования малых храмов, удобных в эксплуатации, выразительных по архитектуре и соответствующих канонам православия.
Цель исследования: рассмотреть храмы Московской области. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Церковь Рождества Христова (начало XVI в. или 1498г.) выстроена в селе Юркино (Рождествено), вотчине бояр Голохвастовых, на берегу реки Малой Истры.
Голохвастовы – старинный дворянский род, вероятно, произошедший от выходцев из Литвы, перебравшихся в Москву в XIV веке. Род рано разбился на две ветви; Голохвастовы служили при царском дворе в Москве и владели поместьями в Московской и соседствующих с ней землях.
По одной из версий, строил храм зодчий круга Алевиза Нового; средства на постройку выделил тогдашний владелец имения Юркино, боярин Яков Семенович Голохвастов, погребенный у южной стены храма в 1505г.
От усадьбы Юркино остался только один храм. Был здесь и господский дом, были устроены пруды, были и служебные постройки. После 1917г. от них не осталось ничего. Если следы прудов еще можно найти, то усадьбу смогли бы обнаружить разве что при раскопках. А храм уцелел.
1.2. Особенности архитектуры храма Рождества Христова
Кирпичный бесстолпный храм – один из немногих сохранившихся храмов этого типа тех лет; в его внешней обработке сказывается влияние архитектуры итальянского Возрождения. На стенах сохранились фрагменты терракотового фриза, близкого к этому стилю. До перестройки кровля храма была не четырехскатной, а «посводчатой»; это можно заметить по полукружиям в верхней части стен. Окна после реставрации обрели свой первоначальный вид узких прорезей; до этого они были растесаны.
У храма три апсиды, одна
из которых – южная – отделена
от двух остальных и обращена
в придел с тайником над
ним; центральная и северная апсиды
были отделены алтарной
Церковь понемногу перестраивалась при последующих владельцах: М.Г.Ромодановском, Вельяминовых-Зерновых. В 1823г. на средства кн. П.Н.Оболенского церковь значительно обновили: с запада вместо небольшого притвора пристроили новую трапезную и двухъярусную колокольню, увенчанную шпилем. Трапезную разобрали при реставрации церкви в 1968г., а колокольня, ранее соединенная с храмом, оказалась чуть в стороне1.
Церковь Рождества Христова расположена на высоком берегу Малой Истры. Сооруженная в начале XVI века Рождественская церковь неоднократно перестраивалась.
Реставрации частично вернули храму первоначальный вид. Однако вместо посводчатых покрытий чернолощеной черепицей осталась четырехскатная крыша. Но несмотря на многочисленные перестройки, которые исказили облик храма, он с первого взгляда поражает простотой и величием. Восхищает мощная и одновременно стройная фигура древнего храма.
В церковь можно зайти через кованную железную дверь, над которой сохранились не слишком изящные поздние чугунные кронштейны козырька.
Сквозь узкие окна-бойницы проникает не так много света, отчего церковь кажется внутри еще таинственней.
Перед храмом большая ровная площадка ограничена вековыми деревьями, высаженными когда-то в ряд. Усадебных построек давно уж нет, но возможно какие-то из них были на этом месте.
По другую сторону шоссе - заросшие копанные
пруды, смутно напоминающие рукотворные
каскады прудов в русских усадьбах. Может,
игра воображения? Хотя когда-то что-то
подобное здесь, вероятно, было.
Наверно, не так важно, что было, что осталось...
Красота этих мест, как и раньше, пленяет
тех, кто захочет ее увидеть. Трудно остаться
равнодушным в старом Юркине.
2. Богоявленская трапезная церковь Волоколамский район
2.1. Происхождение Богоявленской трапезной церкви
Церковь Богоявления была построена в 1504 году на средства князя С.И.Бельского, а позднее, в 1682 году, перестроена все тем же зодчим Трофимом Игнатьевым. В частности, одноглавый храм обзавелся пятиглавием и позакомарным покрытием крыши (как у расположенного рядом надвратного храма Петра и Павла).
Церковь представляет собой единый комплекс с монастырской трапезной палатой, создававшийся на протяжении XVI-XVII веков. В 1504-1506 гг. на пожертвования князей С.И.Бельского и Б.В.Кутузова была построена одноглавая Богоявленская церковь с небольшой трапезной. В середине XVI века на средства архиепископа новгородского Феодосия (бывшего постриженника Иосифо-Волоцкого монастыря) маленькая трапезная была перестроена и расширена с сохранением подклета и северной стены.
2.2. Особенности архитектуры Богоявленской трапезной церкви
Трапезная палата с церковью представляет собой большое прямоугольное здание на подклете. Основное его пространство занимает просторный трапезный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. С востока к палате примыкает небольшая келарская и помещенная в угол здания церковь Богоявления, маленькая, перекрытая коробовым сводом. Ее четверик увенчан ярусами кокошников и пятью главами на нешироких резных барабанах. Под карнизом проведен узорчатый фриз. Верх церкви, как и фасады самой трапезной палаты, были перестроены в 1682г. зодчим Трофимом Игнатьевым. Кокошники и пять глав сменили более скромное одноглавой завершение церкви, чтобы привести ее в соответствие с построенной рядом надвратной церковью Петра и Павла. В это же время были расширены окна трапезной, их украсили богатые наличники, с северной стороны устроили новое крыльцо. При реставрации прежнее оформление окон с перспективными наличниками, уходящими в толщу стен, было восстановлено.2
2.3. Рецензия
Крытая паперть была пристроена в 1827 году и перестроена в 1883-1890 гг. К Богоявленской церкви пристроена трапезная палата. Просторная трапезная палата, пристроенная к Богоявленской церкви, перекрыта сводом, опирающимся на центральный столб. Эта планировка аналогична Грановитой палате Московского Кремля. Поражает то, что на стенах и сводах сохранились остатки росписи 1904 года, выполненной по эскизам И.С.Кузнецова. Росписи очень темные, но все равно можно рассмотреть и лики святых, и Богородицу, и орнаменты. Пол из чугунных плит был настлан в 1853 году.
В настоящее время происходит реставрация Богоявленского храма, а пока в нем хранятся каменные барельефы, капители и прочие уцелевшие остатки внешнего убранства храмов монастыря.
3. Собор Успения Божией Матери
3.1. История создания Собора Успения Божией Матери
Собор Успения Божией Матери в Дмитровском кремле был построен между 1507 и 1533гг., в княжение Юрия Ивановича Дмитровского (сына Ивана III), и, по всей вероятности, на его средства. Вероятно, на месте этого собора стоял более древний белокаменный храм XIV века.
Начало строительства собора исследователи приблизительно относят к 1507 году, а окончание по крайней мере выкладки стен – к 1512 году. Когда завершилась окончательная отделка храма – точно неизвестно. Изначально нынешний собор был меньше, чем теперь. Кирпичный пятиглавый храм на высоком подклете и с подвалами, выложенными белым камнем, был изначально окружен крытой арочной галереей в два яруса, от которой сохранилась лишь западная часть. При соборе была звонница, расположенная с севера; ее основание вошло в стену одного из пристроенных позднее приделов. Как большинство соборов XVI века, Успенский собор имел позакомарное покрытие, в 1790г. замененное на четырехскатную кровлю. Главы были не луковичными, а шлемовидными, крытыми деревянной «чешуей»-лемехом, и барабаны под ними были кирпичными, но в том же
1790г. они были заменены на световые деревянные.
В архитектуре собора заметно влияние итальянских мастеров; существует предположение, что он вообще был построен приглашенными итальянцами, к тому же по ряду приемов постройки он очень близок к Архангельскому собору Московского Кремля, в особенности в том, что касается декора фасадов: окна-люкарны в закомарах, обработка стен филенками и т.д. Возможность участия итальянских мастеров в постройке собора неудивительна – отец князя Дмитровского, великий князь Иван III, приглашал из Италии множество архитекторов для строительства Москвы, и вполне мог отослать кого-нибудь к своему сыну. Собор был построен как дворцовый, и его подклет и подвал первоначально имели хозяйственное предназначение (как, например, в Троицкой и Успенской церквах в Александровской слободе). Когда Дмитровское удельное княжество прекратило свое существование, нижние ярусы собора стали использоваться под хозяйственные нужды городских властей, а позднее – причта.