Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 14:33, реферат
Цель исследования: рассмотреть храмы Московской области. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
• Рассмотреть историю создания храмов;
• Разработать особенности архитектуры христианских храмов;
• Дать общую характеристику Подмосковным храмам.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Церковь Рождества Христова в Истринском районе…………..………...…4
1.1. Происхождение Храма Рождества Христова
1.2. Особенности архитектуры храма Рождества Христов
1.3. Рецензия …………………………………………………………….…...……5
2. Богоявленская трапезная церковь Волоколамского района………………6
2.1. Происхождение Богоявленской трапезной церкви
2.2. Особенности архитектуры Богоявленской трапезной церкви
2.3. Рецензия………………………………………………………….………...….7
3. Собор Успения Божией Матери в Дмитровском районе……………...……7
3.1. История создания Собора Успения Божией Матери
3.2. Особенности архитектуры Успенского собора
3.3. Рецензия …………………………………………………………..…………10
4. Воскресенская церковь в Ступинском районе…………………….……….11
4.1. Возникновение Воскресенской церкви
4.2. Особенности архитектуры Воскресенской церкви
4.3. Рецензия……………………………………………………………...………13
5. Собор Михаила Архангела в Лотошинском районе………………..…..….13
5.1. История создания Собора Михаила Архангела
5.2. Особенности архитектуры Собора Михаила Архангела
5.3. Рецензия…………………………………………………………………...…15
6. Никольская церковь в Наро-Фоминском районе…………………….……16
6.1. История создания Никольской церкви
6.2. Своеобразие архитектуры Никольской церкви
6.3. Рецензия……………………………………………………………………...18
7. Древний белокаменный храм Иоакима и Анны в Можайском районе…19
7.1. Возникновение храм Иоакима и Анны
7.2.Архитектура храм Иоакима и Анны
7.3. Рецензия…………………………………………………………………...…20
8. Собор Воскресения Христова в Волоколамском районе………………….21
8.1. Создание Собора Воскресения Христова.
8.2. Своеобразие архитектуры Собора Воскресения Христова
8.3. Рецензия………………………………………………………….…………. 22
9. Собор Рождества Богородицы в Одинцовском районе……………………23
9.1. История создания Собора Рождества Богородицы
9.2. Особенности архитектуры Собор Рождества Богородицы
9.3. Рецензия………………………………………………………………...……24
10. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клинском районе………….25
10.1. Возникновение Собор Успения Пресвятой Богородицы
10.2. Особенности архитектуры Собора Успения Пресвятой Богородицы
10.3. Рецензия………………………………………………………………...…..26
Заключение…………………………………………………………………....….27
Список используемой литературы…………………………………………....
10. Собор Успения Пресвятой Богородицы
10.1. Возникновение Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор Успения Пресвятой Богородицы - самое старое здание Клина, точная дата постройки которого неизвестна, но предполагается, что его можно отнести к середине XVIв. До середины XVIIIв. это был соборный храм Успенского девичьего монастыря под Клином, упраздненного в 1764г. После этого церковь была превращена в приходскую.
10.2. Особенности архитектуры Собора Успения Пресвятой Богородицы
Четырехстолпный трехапсидный храм, сложенный из кирпича, увенчан одной главой на массивном световом барабане. С четырех сторон фасады основного объема украшают треугольные фронтоны; фасады имеют редкую трехчастную симметричную форму, угловые компартименты (вертикальные части стен) понижены и также увенчаны треугольными маленькими фронтонами. Барабан из-за несовпадения членения фасадов и внутренних столбов смещен к востоку.
В 1810-х гг. храм был сильно перестроен в стиле классицизм, к нему были пристроены трапезная и колокольня. При храме была богадельня, содержавшаяся на частные пожертвования. В 1937г. храм был закрыт, новая колокольня разрушена. В 1962-67гг. под руководством Н.Н.Свешникова была проведена капитальная реставрация, освободившая древний памятник от позднейших пристроек и вернувшая ему, пусть и не с абсолютно достоверной точностью, прежний вид.
К северо-западу от церкви находится звонница в стиле модерн, построенная в 1990-х годах.
После реставрации храм переосвятили в честь Сергия Радонежского, но «по старой памяти» он продолжает называться Успенским.10
10.3. Рецензия
Красивейшая каменная церковь – Успенский соборный храм монастыря – была построена и сохранилась до наших дней.
Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Не менее интересна церковь внутри, поражая гармонической организацией пространства. При соборной церкви указана двухэтажная колокольня, крытая тесом. Все прочие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две настоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, погреб, братская баня, два сарая с сеновалом.
В 1937 г. храм закрыли, колокольню взорвали, в результате чего часть трапезной обрушилась. В разные годы власти в храме устраивали — библиотеку, музей, общежитие, соляной склад.
Сейчас храм полностью отреставрирован и является памятником архитектуры всероссийского значения, каких в России всего шесть.
Заключение
Основными тенденциями развития малых храмов в Москве и Подмосковье являются:
а) следование древнерусским
образцам;
б) обращение к древнерусским образцам
с элементами современной архитектуры.
Основные объекты богослужебного назначения, т. е. храмовые сооружения, образуют иерархическую структуру. На высшей ступени церковной иерархии стоит кафедральный городской собор. Ступенью ниже находится приходская церковь. Ниже расположены церкви при учреждениях, кладбищенские и домовые церкви.
На нижних ступенях иерархии стоят часовни и кресты. Часовни отличаются от храма отсутствием алтаря и небольшим размером. Часовни бывают приходские, обетные, памятные, надкладезные, кладбищенские. В них проводят не литургии, а службы под названием «часы» и требы. В современных условиях прихожане в часовне собирают пожертвования на будущую церковь. В часовнях также можно проводить отпевания или оставлять покойников до отпевания в храме. В современной московской практике, в случаях очень ограниченной территории для застройки, появились храмы-часовни, т.е. часовни по вместимости (около 20 чел.), но имеющие небольшой алтарь
Церковные объекты вспомогательного назначения входят в храмовый комплекс, но не имеют непосредственного отношения к богослужению. Это обычно дом причта, хозяйственные сооружения, церковная ограда, ворота, сторожка. Остальные объекты варьируются в зависимости от дополнительных видов деятельности церкви, кроме богослужебной. Традиционно при приходе существовали следующие помещения социально-культурного назначения: воскресные школы (учебная деятельность), странноприимные дома, богадельни, столовые для бедных, лечебницы (социальная деятельность), мастерские церковных искусств (производственная деятельность), церковные лавки (торговая деятельность), древлехранилища (музейная деятельность).
В минимальный состав комплекса малого храма из основных объектов богослужебного назначения входит только сам храм. Из дополнительных объектов богослужебного назначения это колокольня или звонница, пристроенная или отдельно стоящая. Из объектов вспомогательного назначения - это ограда и санитарные узлы для прихожан.
Наиболее распространенная форма плана малого храма – квадратная, при этом храм обычно четырехстолпный или бесстолпный. Такой храм может завершаться одной или пятью главами, или шатром. В деревянном храме на четверик может быть поставлен восьмерик с шатром. Каменный храм в стиле "московского барокко" может завершаться также восьмериком, но не с шатром, а с главкой на барабане.
Прямоугольная форма плана, вытянутая с запада на восток, характерная для больших храмов (шестистолпных или зальных) может быть и у маленького деревянного храма или часовни с двускатной крышей. Авторский пример такого деревянного храма представлен в работе.
Восьмиугольная форма плана больше характерна для деревянного шатрового храма. Шестиугольник и другие многоугольники не применяются в православных храмах. Форма креста в плане характерна для деревянных, в том числе и малых, храмов, она дает возможность увеличить площадь при ограниченной длине бревна. В каменных же храмах форма креста получается при двух приделах, у малых храмов приделов обычно нет. Форма круга в плане встречалась редко, в период классицизма. Есть пример четырехлепестковой формы плана малого храма – это собор Митрополита Петра в Высокопетровском монастыре.
Но самые характерные для Москвы храмы состоят из трех объемов – средней части, трапезной и притвора. Над притвором удобно расположить колокольню, ее можно разместить и над трапезной. Средняя часть может быть в плане квадратной, прямоугольной, восьмиугольной. Каменный храм обычно покрывается на четыре ската с одной или пятью главами. Деревянный храм с квадратным или прямоугольным планом может также перекрываться на два ската с главкой или шатром, восьмигранный храм завершается шатром. Если приделы представляют собой отдельные объемы, пристроенные к основному объему храма, т. е. подобны другим маленьким храмам, пристроенным к основному большему, то такие приделы имеют собственные главки. Храм должен иметь одну или три апсиды полукруглой, граненой или прямоугольной формы. Над алтарями (в том числе приделов) могут быть дополнительно сделаны маленькие главки. Над крытым крыльцом могут быть небольшие шатры.
Значительная роль цвета и материала в храмовой архитектуре, и особенно для малых храмов и часовен. Цвет способствует выделению малого храма или часовни на фоне бесцветной рядовой застройки и, наоборот, белый храм с золотыми куполами может хорошо выделиться на фоне новых жилых комплексов из красного кирпича. Каждый исторический этап характерен предпочтением своего материала и цвета; по мере накопления опыта современного храмостроения можно обращаться к образцам из любого звена эволюции: византийской полосатой кладке, красным кирпичным или белым храмам с золотом куполов, сочетанию красного и белого, узорочью с изразцами, многоцветным крышам, ярким цветам барокко и пастельным цветам классицизма, куполам золотым, зеленым, голубым со звездами, из осинового лемеха, церквям деревянным с пропиткой и цветными деталями. Если белый храм с золотым куполом символичен для всей России, то для Москвы XVII века характерно узорочье, украшающее кирпичные стены.
Список используемой литературы:
1. История московских районов: Энциклопедия. (Под ред. К.А.Аверьянова) М.: «Издательство АСТ», 2005
2. Мамаева С.Ю. «Село Рождествено. История в очерках»
3. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001
4. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Издательство АСТ», 2003-2005
5. Памятники архитектуры Московской области: Каталог в 2 т. (Под ред. Е.Н.Подъяпольской) М.: Искусство, 1975
6. Подмосковье. Монастыри, храмы, источники. Справочник-путеводитель. М.: УКИНО «Духовное преображение», 2006
7. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1-3. М.: Стройиздат, 1999-2001
8. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом «Российский писатель», 2003
9. Старообрядческие храмы Москвы. А. Ю. Петров. Краткий справочник-путеводитель. Москва, 1998
10. Яганов А. В., Рузаева Е. И. Успенский собор в Дмитрове. — М.: 2003.
11. http://ikanaev.ru/referat/
1 С.Ю. Мамаева «Село Рождествено. История в очерках»
2 Старообрядческие храмы Москвы. А. Ю. Петров. Краткий справочник-путеводитель. Москва, 1998
3 Яганов А. В., Рузаева Е. И. Успенский собор в Дмитрове. — М.: 2003.
4 Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Издательство АСТ», 2003-2005
5 Памятники архитектуры Московской области: Каталог в 2 т. (Под ред. Е.Н.Подъяпольской) М.: Искусство, 1975
6 Подмосковье. Монастыри, храмы, источники. Справочник-путеводитель. М.: УКИНО «Духовное преображение», 2006
7 Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001
8 Старообрядческие храмы Москвы. А. Ю. Петров. Краткий справочник-путеводитель. Москва, 1998
9 Памятники архитектуры Московской области: Каталог в 2 т. (Под ред. Е.Н.Подъяпольской) М.: Искусство, 1975
10 Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001