Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:30, курсовая работа
Цель исследования Историкокультурологический анализ художественного образования России.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущность понятия «художественное образование»
2. Рассмотреть содержание и формы художественного образования
3.Изучить специфику развития художественного образования в истории России
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития изучения художественного
образования ……………………………………………………………………….6
1.1. Художественное образование: категориально-понятийный аппарат …….6
1.2. Содержание и формы художественного образования……………………10
Глава 2. Художественное образование в России: генезис, становление и
развитие…………………………………………………………………………..17
2.1.Исторические этапы развития художественного образования
в России…………………………………………………………………………..17
2.2. Художественное образование в современной России…………………...21
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список использованной литературы…………………………………………..28
- средства массовой информации и некоторые другие социокультурные институты.
Художественное образование, воспитание и частично обучение, как правило, слиты в едином процессе, хотя и имеют разные цели. Задачи художественного образования – дать знания по истории и теории искусства, сформировать художественный вкус:
- для непрофессионалов – привить элементарные навыки продуктивной художественной деятельности;
- для профессионалов – способствовать приобретению мастерства в данном виде искусства.
В этой системе подготовки в той или иной культурной практики следует отметить учреждения искусства, выступающие институциональной основой производства и распространения художественных ценностей, учреждения и организации культурно-досуговой деятельности, творческие союзы и объединения, не только производящие и распространяющие искусство, но и вовлекающие в художественно-творческую деятельность людей, профессионально искусством не занимающихся, потребителей, искусства[5.С.8].
1.2.Содержание и формы художественного образования
Согласно Концепции
-эстетическое воспитание;
-общее художественное образование;
-профессиональное художественное образование.
Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства. Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.
Содержание художественного образования включает:
- формирование культурно-исторической
компетентности, подразумевающей изучение
теории и истории искусства разных эпох
и народов;
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:
До недавнего времени художественное
образование в России было в стороне
от указанного интегративного процесса.
Тем не менее, сама художественная культура,
искусство, дает многочисленные примеры
межвидовой, внутривидовой, межродовой,
межжанровой, формообразующей интеграции,
что обусловило стремление синтетично
войти, проникнуть в смежные области (виды)
искусства. Этот процесс получил свое
отражение в художественном образовании
на рубеже ХХ-ХХІ вв., где наблюдаются новые
тенденции в организации художественного
образования, в интерпретации смысла специализаций.
Через современное художественное образование
реализуются социально-функциональные
потребности общества, в соответствии
с которыми не только совершенствуются
традиционные специальности (в области
музыкального, театрального, изобразительного
искусств), но и формируются новые, техногенные,
аудиовизуальные: кино и телережиссер,
кино и телеоператор, актер экрана, телеведущий,
дизайнер, менеджер в области искусства,
компьютерный аранжировщик музыкального
произведения, компьютерный график и др.
Появление и распространение инновационных
специальностей в системе художественного
образования демонстрируют ее большие
творческие возможности, с помощью которых
приобретается новый профессиональный
опыт, переосмысливаются художественные
проблемы, реализуются инновационные
образовательные возможности, совершенствуются
формы. Тенденция к синтезированию художественных
знаний обусловила введение в практику
средних учебных заведений в начале 90-х
годов ХХ в. такой дисциплины, как мировая
художественная культура. Соответственно
началась подготовка преподавательских
кадров в вузах, где изучаются история,
теория и анализ всех видов искусства.
В итоге в теоретических дипломных работах,
магистерских, кандидатских и докторских
диссертациях всё шире используются аналитические
принципы, методы, формы изучения разных
видов искусства в их сопоставлении и
сравнении. Современные тенденции в развитии
искусства способствуют разработке новых
методологических подходов в искусствоведческой
науке, одним из которых является компаративизм
- метод сравнительного изучения связей,
сходств или отличий в разнообразных художественных
явлениях. Интеграционные процессы в реалиях
современного искусства приводят к расширению,
динамике системы художественного образования,
внедрению инновационных форм и методов.
Имея практические навыки в разных видах
искусства (принимаются на эту специализацию
только лица, окончившие среднее специальное
художественное учебное заведение), студенты
вместе с преподавателями достигают главной
цели - овладевают инновационным методом
компаративного анализа, вырабатывают
навыки комплексного исследования интеграционных
процессов в искусстве. Компаративное
искусствоведение проецирует его на несколько
видов искусств, избирая для анализа единый
подход, стержень, структуру. Это дает
возможность найти нечто общее для всех
и то особенное, что свойственно тому или
иному виду искусства. Таким образом, появляется
возможность сравнения, компаративного
сопоставления форм и выразительных средств,
жанров и видов. Подобные приемы приводят
к расширению ассоциативного мышления,
к обогащению трактовки и восприятия художественного
текста, приданию ему дополнительных интерпретационных
обертонов. На основе сплава аналитических
принципов, академических и инновационных
формируется новое, во многом приоритетное
направление в искусствознании. Опыт организации
инновационных форм и методов художественного
образования часто вызывает сопротивление
со стороны "традиционалистов", продолжающих
углубляться в дифференцированное, узкоспециальное
образование. Такая позиция также правомерна
в художественном образовании, но лишь
как часть образовательного процесса,
как один из принципов, не отрицающий инноваций.
Подтверждая уникальность классического
образования в каждом виде искусства,
одновременно нельзя отрицать процесс
их интеграции. Сама жизнь, современные
социокультурные условия, интеграционные
процессы в искусстве обуславливают, востребуют
инновационные подходы к организации художественного
2.1Исторические этапы развития художественного образования в России
Одна из важных проблем истории образования: становление и развитие художественного образования в России, которая обусловлена противоречивыми тенденциями. Система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование как часть общего образования и профессиональное художественное образование.
В самом раннем зарождении государственности, даже человечества происходит зарождения искусства, а вместе с ним и художественного образования, так как главной целью этого образования становится уже не просто обучение, а передача наследованной информации искусств и носило общекультурный, эстетический или служебно-административный характер. Можно выделить три основных этапа становления художественного образования на Руси в X- XV веках:
- 1 этап – это заложение истоков искусства;
- 2 этап – это освоение оставленных заложенных истоков искусства;
- 3 этап – это дальнейшая передача знаний искусства в художественном образовании.
Художественное образование на Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. Уже к XI веку рисование рассматривается, как общеобразовательный предмет и был связан с обучением грамоте. Навыки в профессиональном художественном образовании приобретались в монастырских иконописных школах[15.C.42].
XVIII век явился тем этапом в развитии художественного образования, который, характеризуется сменой парадигм образования. Институциональный тип «школа-мастерская» заменяется быстро утвердившейся и долго господствовавшей классической моделью. Смена парадигм связана с изменением ценностных приоритетов, лежащих в основе культуры и художественно - исторического сознания. Утверждение в XVIII веке новой системы ценностей, идеалов, норм художественного мышления и языка вело к кардинальным преобразованиям в образовательной сфере, касающихся основ организации, методов обучения. С реформами Петра I появилась необходимость в художниках различных специализаций и потребность в правильно организованной школе, способной подготовить людей для несения различных видов государственной службы. Возросла потребность и в светском искусстве. Из-за границы приглашаются художники-педагоги. Рисование начинает широко внедряться как общеобразовательный предмет. Так рисование было включено в число предметов Московской академии (1715),Хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), Кадетском корпусе (1732). А в 1724 году в Российской академии наук предусматривалось преподавание «знатнейших художеств». Система образование отличалась тем, что ученик пока не пройдет положительно программу каждого класса, не перейдет в следующий.
Несмотря на то, что уже к концу XVIII века государство начало определять свои обязанности в вопросах организации образования для всех граждан Российской империи, о народном образовании как сложившейся государственной системе можно говорить вместе с образовательными реформами Александра I, начиная с первой четверти XIX века. Именно при Александре I были приняты законодательные акты, заложившие основы государственной образовательной политики, принципы управления народным образованием, структура, уровни, содержание этой системы. Художественное образование являлось частью образовательной системы, было связано с ней неразрывно. В начале XIXстолетия начинают появляться негосударственные художественные школы, в которых система обучения строилась на академических принципах. Начиная с середины XIX века процесс развития сети негосударственных учебных заведений в области художественной культуры, как и в других сферах образования, приобретает общероссийский масштаб, становится заметным явлением социальной жизни. Это сказывалось, в частности, в основании множества провинциальных частных художественных школ, для которых Академия художеств организовывала государственные дотации, осуществляла активное методическое руководство: снабжала методическими пособиями, выделяла на их развитие средства.
Новая учебная реформа, проведенная в период царствования Александра II, готовилась правительством с привлечением широких общественных кругов, которая отразилась во второй половине XIX века, где особого внимания заслуживают гимназический и университетский вопросы, вбирающие в себя, наряду с содержательными, структурными особенностями динамики развития, и вопросы академических свобод, взаимоотношения и влияния правительственной власти и общественных кругов, структурно-неоднородных, отстаивающих различные, свойственные тем или иным слоям населения России взгляды и пути развития школы. В конце XIXвека все большее понимание находит точка зрения П.П. Чистякова: общеобразовательная начальная школа, среднее художественное образование и высшее учебное заведение должны быть связаны в единую систему, каждая из ступеней которой представляет собой последующую стадию овладения единым в своей основе изобразительным методом. Отсюда – необходимость разделения функций, ступеней, как в профессиональном, так и в общехудожественном образовании. Реформаторская художественная педагогика достигла своего апогея отхода от академических традиций на рубеже XIX – XX веков[8.C.7].
После Октябрьской революции 1917 г. во всех городах СССР и союзных республиках созданы художественные ВУЗы училища и школы.
В истории развития художественного образования советской эпохи и предшествующего ему периода можно выделить четыре основных исторических периода.
Информация о работе Художественное образование в современной России